Образовательная рабочая программа "Сценическая речь"
рабочая программа по мхк (5 класс) на тему

Чистякова Анися Абдулловна

 Образовательная программа «Сценическая речь» имеет художественно-эстетическую направленность, предназначенную обучать и воспитывать способных к художественному творчеству детей – развитие стремления к познанию, высокой требовательности к своей творческой деятельности, гражданственности и патриотизма.

Актуальность программы состоит в том, что обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны. Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека.

Программа основана на примерной программе для театральных отделений детских школ искусств, одобренной научным методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ в 1987 году, автор-составитель А.П.Ершова, В.М. Букатин «Сценическое действие».

Новизна программы заключается в том, что она основана на внимательном отношении к особенностям развития детского голоса и различиях детской, подростковой психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_stsenicheskaya_rech.docx47.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное образовательное учреждение

                                            Дополнительного образования детей

                                                 «Детская школа искусств »

Обсуждено  на заседании                                                         Утверждено  на заседании

Методического объединения                                                   Педсовета

«___»____________20__г.                                                       «___»_____________20__г.

Протокол №____________                                                         Протокол № ___________

Обсуждено  на заседании                                                            УТВЕРЖДАЮ:

Методического совета                                                                 Директор МОУ ДОД ДШИ№2

«___»___________20__г.                                                           ____________Н.Н.Любимова

Протокол № ___________                                                            от «___»______________20__г.

                                                                                                                               М.П.

                                                 СЦЕНИЧЕСКАЯ  РЕЧЬ.

                              ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

                                           Для учащихся 1 – 5 классов

                                              театрального  отделения

                                                                                                                                                             

                                                                            Нефтеюганск

                                                                    2011 год  

 Образовательная программа «Сценическая речь» имеет художественно-эстетическую направленность, предназначенную обучать и воспитывать способных к художественному творчеству детей – развитие стремления к познанию, высокой требовательности к своей творческой деятельности, гражданственности и патриотизма.

Актуальность программы состоит в том, что обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны. Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека.

Программа основана на примерной программе для театральных отделений детских школ искусств, одобренной научным методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ в 1987 году, автор-составитель А.П.Ершова, В.М. Букатин «Сценическое действие».

Новизна программы заключается в том, что она основана на внимательном отношении к особенностям развития детского голоса и различиях детской, подростковой психики.

Цель программы: развить и усовершенствовать  природные речевые и голосовые возможности учащихся, привить культуру речи и правильное произношение и тем самым воспитать творческого человека, способного жить в гармонии с самим собой и окружающими его людьми.

Задачи.

Обучающие:

освоение базового программного материала « техника речи» в соответствии с возрастными и индивидуальными  возможностями каждого учащегося;

обучить элементарным навыкам владения дыханием и голосом, в дальнейшем всем речевым аппаратом и умению его рационально использовать;

научить работать над исправлением индивидуальных недостатков дыхания, артикуляции и дикции;

выработать умение пользоваться правильным литературным произношением, согласно современным нормам русского языка.

Развивающие: развить у учащихся речевой слух, внимание и память, развить речевые способности, развить художественный вкус.

Воспитательные: увлечь учащихся красотой звучащего русского слова, воспитать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей.

В основу данной Программы заложены педагогические принципы

принцип учета индивидуальных, личностных и физиологических способностей учащихся и каждой возрастной группы;

принцип творческой активности, самостоятельности самих учащихся;

принцип целостности, системности и комплектности всего процесса обучения, всех художественных, сценических дисциплин его составляющих;

принцип речи – подчинения всех элементов  техники звучания голоса – действию.

Исходя из этих целей и задач в обучении в программе «Сценическая речь» используются педагогические методы

Метод беспрерывного процесса формирования речи 

упражнения подбираются комплексами, между которыми существует логическая связь, они вытекают одно из другого.

Метод игрового существования

обращаясь постоянно к воображению учащихся можно добиться положительных результатов.

Метод импровизации

Дает возможность выявить у учащегося скрытый творческий потенциал, провоцировать их на контактность, открытость, позитивное отношение друг к другу и к окружающему миру в целом.

Метод ступенчатого усложнения

Предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере усвоения учащимися технологии голосоведения и сценической речи.

Метод партнерского взаимопонимания:

Направлен на максимальное внимание к партнерам.

Программа разработана таким образом, чтобы тесно увязать обучение ребенка сценической речи с этапами развития детского голоса, каждый из которых создает свои исходные для этого условия.

Ключевым для развития голоса является его мутация. Это позволяет разделить развитие детского голоса на протяжении учебного возраста на три периода:

Предмутационный  с 10 – 13 лет

Мутационный с 13-15 лет

Послемутационный  с 15 – 17 лет

Для каждого из  этих периодов характерны особые черты, которые непосредственно влияют на содержание данной программы и методику ее реализации.

ДОМУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

Голоса мальчиков и девочек в этом возрасте в общем однородны. Речь их в этом возрасте отличается монотонностью, интонационной  неразвитостью, узким звуковым диапазоном. Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учитывать при подборе репертуара.

ПРЕДМУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

К  11 годам в голосах детей появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный и грудной. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. В этот период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу.

МУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

Этот  период  с быстрым ростом гортани и совпадает с периодом полового созревания детей. Продолжительность периода может быть различна: от нескольких месяцев до нескольких лет. У девочек мутация наступает примерно на год раньше, чем у мальчиков. Изменение голоса сказывается в первую очередь на разговорной речи. У мальчика, говорящего фальцетным голосом, начинают проявляться низкие грудные звуки. За время перелома голос у мальчиков понижается на целую октаву и даже больше. В этот период голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким. Часто голос становится хриплым, приобретает неприятный резкий тембр. При осмотре гортани голосовые связки представляются в это время покрасневшими, утолщенными. К концу периода мутации все эти изменения исчезают, и устанавливается нормальный голос. У девочек тембр голоса не претерпевает резких изменений. Переход от детского дисканта или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего лишь на два тона. Период мутации протекает у девочек более гладко, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции.

Задачей педагога своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности. В этот период исключаются упражнения с форсированием звука, твердой атакой и расширением диапазона. Правильно организованная нагрузка на занятиях техникой речи способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Очень важно, чтобы педагог чаще прослушивал голоса детей и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

ПОСЛЕМУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

Особенность этого периода – нежные, неокрепшие связки. Важно соблюдать правильный речевой режим, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Процесс воспитания голоса должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.

Программа построена по принципу этапов - ступеней, которые учитывают периодизацию развития обучающегося и имеют стадии, условно названные как:

первая ступень   1 – 2 класс  с 10  до 14 лет

вторая ступень   3 – 5 класс с 14  до  17 лет

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  КАЖДОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ.

Первая ступень:

привитие навыков правильного дыхания, как в положении статики, так и в движении;

освобождение фонационных путей от мышечного напряжения;

устранение индивидуальных речевых недостатков;

выявление и закрепление центрального речевого звучания;

развитие речевого дыхания во взаимосвязи с артикуляцией и звуком;

развитие слуховых и мышечных ощущений;

обучение различным видам  речевого, голосового тренинга.

Вторая ступень:

развитие звучного, гибкого голоса и умелое владение им, приобретение правильной дикции;

развитие речевого слуха;

приобретение навыков смешанного дыхания;

обучение методике работы с прозаическим, басенным, прозаическим текстом;

овладение произношением, согласно нормам русского языка;

освоение основ словесного действия.

Помимо классических методов обучения Программа предполагает художественно-педагогические методы:

театрализованная игра;

диалог,  диспут, дискуссия, обсуждение;

рефлексивный подход  -  анализ, исследование, разбор;

метод самоуправления -  проведение тренинга, оценка работ одноклассников.

Методы обучения осуществляются через формы работы:

индивидуальное занятие,

 групповое занятие

 ролевые игры,

 лекция,

участие в конкурсах, фестивалях,

тестирование,

публичное выступление с художественным чтением.

Программа  предполагает следующие формы контроля в зависимости от целей и задач каждого этапа обучения:

контрольный урок - в конце 1 и 3 четверти учебного года

творческий показ      

переводной экзамен в конце учебного года

прослушивание и просмотр творческих работ, например – « Литературный театр» « Театр одного чтеца»

открытый урок.

Методика построения группового занятия.  

В основе методики заложен принцип – « от простого – к сложному ». Блок упражнений  урока на одну тему может быть ограничен  двумя, тремя, пятью заданиями, которые в свою очередь имеют определенное развитие и смыкаются с другими темами и разделами предмета. Критерий отбора упражнений связан с точностью выполнения технических и творческих заданий обучающимися. Необходимо, чтобы учащиеся понимали, что урок – это процесс обучения. Процесс подразумевает осознание, многократное повторение и закрепление определенного навыка. Для полного освоения того или иного упражнения обучающемуся необходимо выработать самоконтроль, что возможно при полном сосредоточении, т.е. в работе при условиях публичного одиночества. Внимание акцентируется на процессе работы,  а не на стремлении к результату.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ имеет задачи:

воспитание дикционной, интонационной и орфоэпической культуры индивидуально с каждым обучающимся и обучение процессу овладения авторским словом, его содержательной, действенной, стилевой природой через работу над прозаическим, поэтическим материалом с каждым обучающимся  отдельно.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОКАЗ.  

Показ является промежуточным звеном между процессом обучения технике сценической речи и его результатом – выступлением учащегося с прозаическим, поэтическим, басенным текстом. При обсуждении работы учащегося учитываются:

работа учащегося на протяжении всего учебного периода;

умение самостоятельно работать;

проявление творческой фантазии;

собранность на репетициях творческих показов;

умение самостоятельно вырабатывать у себя навыки рабочего самочувствия чтеца, актера.

Реализация Программы в классах производится с учетом возраста детей

Срок реализации Программы:5 лет.

Программа составлена из расчета общей нагрузки – 1 часа в неделю:

одно групповое занятие по 40 минут;

одно индивидуальное занятие учащегося с педагогом по 40 минут

Ожидаемые результаты в конце обучения:

Выпускник умеет отличать органичное, естественное звучание от деланного. Воспитал в себе «чувство веры и правды».

У него развит речевой аппарат, устранены дефекты дикции,

раскрыты и развиты голосовые возможности.

Умеет поддерживать свое дыхание и голос в рабочем состоянии самостоятельно.

Умеет создавать заданный педагогом звуковой  и словесно речевой образ,

Применяя полученные и усвоенные навыки и умения  работы с поэтическим, прозаическим текстами.

Знает правила орфоэпии, применяет их в работе с текстом.

Знает законы логического построения речи.

                                       

                                  ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Основные цели:

Изучение природных данных голосового и речевого аппаратов учащихся, знакомство с упражнениями тренинга по теме «Дыхание», овладение приемами исправления  речевых недостатков.

Основные задачи.

Раскрыть и развить голосовые возможности ребенка.

Освободить природный голос от мышечного напряжения.

Обучить различным видам специальной гимнастики, укрепляющей речевой, голосовой и дыхательный аппарат.

Задачи,  стоящие перед групповыми занятиями:

создание спокойной, доброжелательной атмосферы, в которой каждый учащийся чувствует себя комфортно;

мотивация необходимости овладения всеми разделами предмета «Сценическая речь»;

первоначальное овладение техникой сценической речи.

Задачи, стоящие перед индивидуальными занятиями:

выявление индивидуальных речевых недостатков;

снятие психологических барьеров сценического общения;

контроль навыков, полученных на групповых занятиях;

обоснование выбора и разбор индивидуального материала для практической работы.

Примерный практический материал для работы: стихотворный текст русских, советских  детских поэтов: C. Маршак, Эмма Мошковская,  Борис Заходер , К.Чуковский, Д.Родари и т.д.

Темы групповых занятий:

Предмет «Сценическая речь». Его цели и задачи. Концентрация внимания. Свобода мышц. Понятие «дыхание в жизни» и «дыхание на сцене». Развитие носового дыхания. Фиксированный  выдох. Длинный выдох. Основные положения речевого аппарата. Воспитание начальных навыков фонации. Упражнения на закрепление полученных навыков. Нормы литературного языка. Работа со словарем.

Темы индивидуальных занятий: 

Выявление индивидуальных речевых недостатков, дикционная разминка, изучение и знание терминологии, логика речи, работа над поэтическим произведением - стихотворение детских поэтов.

Первый год обучения заканчивается зачетом - творческим показом  по сценической речи.

План творческого показа - переводного  экзамена:

Упражнения по дыханию и голосу.

Артикуляционная гимнастика.

Пословицы, скороговорки, этюды - индивидуальные, парные, групповые.

Стихотворный текст.

На первом году обучения учащиеся должны:

овладеть 5-10 дыхательными упражнениями, знать 10 специальных артикуляционных упражнений, уметь их выполнять, знать 15 скороговорок, знать 15 сложных звукосочетаний, овладеть приемами освобождения дыхательных мышц, прочитать со сцены стихотворение, расставив логические ударения.

                                      ВТОРОЙ ГОД  ОБУЧЕНИЯ.

Цель:

развитие природных речевых и голосовых возможностей учащихся.

Задачи: 

разработка звучного, гибкого голоса и умелое владение им, приобретение хорошей дикции.

Задачи,  стоящие перед групповыми занятиями

Зарождение творческой инициативы учащихся и развитие ассоциативного мышления.

Постановка правильного дыхания и овладение комплексом упражнений тренинга.

Научить снимать мышечные зажимы.

Задачи,  стоящие перед индивидуальными занятиями.

Совершенствование техники сценической речи через художественное слово, обоснование выбора,  разбор и работа над индивидуальным материалом для чтения со сцены.

Освоение навыка логического анализа текста в работе над литературным материалом - деление на «куски и задачи», нахождение главных, «несущих» фраз или слов.

Овладение приемами исправления речевых недостатков обучающимися.

Контроль навыков полученных на групповых занятиях.

Темы теоретических занятий  

« Исполнительское искусство актера – стержень театрального искусства».

« Художественное восприятие действительности».

Темы практических групповых занятий.

Дыхание – тренинг, комплекс дыхательных упражнений, со специально подобранными физическими движениями, облегчающими выполнение правильного вдоха и выдоха, помогающими закрепить навыки полного, смешанного диафрагматического дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха.

Голос -  работа по нахождению и использованию резонаторов, «посыл» звука.

Дикция - активизация частей речевого аппарата – артикуляция, установка гласных звуков, понятие звукоряда ( ИЭАОУЫ).

Орфоэпия- отличие устной и письменной речи, ударение в слове, произношение безударных гласных.

Темы индивидуальных занятий.

Работа над исправлением звукопроизношения с целью достижения у учащихся четкой, выразительной речи. Постановка речевого голоса.

Разбор и анализ  прозаического или поэтического текста размером в  5 - 10 предложений. Понятия - логическое ударение, пауза.

План  переводного экзамена.

Упражнения по дыханию и голосу.

Дикционная разминка - общая и индивидуальная.

Голосовой « посыл» - упражнения, этюды  парные и индивидуальные.

Создание творческих этюдных работ на основе текстов по свободно, выбранной тематике.

Знания и навыки:

иметь  навык устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;

создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;

умение прочесть наизусть  текст размером в 5-10 предложений,   расставляя логические ударения;

применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по самостоятельной работе над ролью в групповом спектакле класса.

                                       ТРЕТИЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ.

 Цели и задачи: 

Дать понятие об освобождении  голоса.

Научить владению приемами по освобождению голоса.

Темы групповых занятий:

Дыхание - продолжение работы над укреплением мышц дыхательно-голосовой опоры; дыхание в движении, дыхание в речи, упражнения, направленные на закрепление полученных навыков.

Голос - «Посыл»  звука, слабый и сильный звук.

Дикция - артикуляционная гимнастика, установка согласных звуков, деление на группы по месту и способу их образования:

П, Б, В, Ф                    К, Г, Х          С, З, Ц           Т, ТЬ, Д, ДЬ

М, Н, Л, Р                   Ч, Ш, Ж, Щ

Темпо - ритм речи - удержание и смена темпо- ритма речи.

Орфоэпия - закрепление и совершенствование норм произношения, произношение согласных звуков.                                      

Темы индивидуальных занятий:

Составление индивидуальной разминки  с учетом сложностей речевого аппарата каждого учащегося для  работы с педагогом и самостоятельного тренинга перед голосовой нагрузкой.

Логика речи -   «смысл» и «значение», речевой такт, логическая и психологическая пауза, знаки препинания.

Действенный анализ текста, его основная мысль.

Сквозное действие. Формирование представления на основе работы с литературным прозаическим текстом.

Практическая работа над прозаическим или  поэтическим текстом на общую  тематику.

План переводного  экзамена.

Усложненная и расширенная дыхательно-голосовая разминка - групповое и индивидуальное звучание.

Показ работ над словесным действием в этюдных зарисовках по мотивам классических литературных произведений, например « Времена года» с использованием аккомпанемента на фортепиано учащимися музыкального отделения.

Чтение со сцены литературного прозаического  и стихотворного текста.

В  конце учебного года учащиеся должны уметь:

знать все упражнения дыхательно-голосового тренинга;

владеть приемами освобождения дыхательных мышц;

уметь на одном выдохе произнести 1 - 2 строчки стихотворения в медленном темпе;

уметь произнести самостоятельно выбранную скороговорку, выполняя заданное    педагогом простейшее действие;

прочитать со сцены стихотворный или  прозаический текст от лица главных героев;

строить в паре с партнером диалог, используя  2-3 психофизических действия, текст 2-3 скороговорок;

поддерживать диалог на заданную тему.

                                 ЧЕТВЕРТЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ.

Основные задачи.

Развить голосовые возможности.

Научить детей поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно.

Освободить природный голос от мышечного напряжения.

Совершенствование техники речи через художественное слово.

Освоение стилевых особенностей художественного текста.

Темы практических групповых занятий.

Многообразие форм сценического выступления.

Дыхание и голос. Развитие смешанного диафрагматического дыхания.

Укрепление мышц дыхательной голосовой опоры.

Тренинг (комплекс упражнений) направленный на закрепление полученных навыков.

Развитие диапазона голоса.

Развитие слуха. Групповое звучание.

Орфоэпия. Литературная основа произношения

Речь в движении.

Дикция:

Артикуляционная гимнастика.

Завершение установки согласных звуков.

Дальнейшая работа над исправлением речевых недостатков учащихся на материале скороговорок.

Темы индивидуальных занятий.

Работа над басней:

логический и образный строй произведения, накопление видений, разбор каждого эпизода, выявление второго плана, предметная конкретизация образов;

чтение басен от лица разных героев;

чтение басен в разных жанрах (комедия, трагедия, психологическая драма, детектив, сказка);

чтение басен с разных позиций (разоблачитель, угодник, воспоминание, смешной анекдот, с иронией по отношению к морали и содержанию);

освоение мизансцен, исследование пространственных условий общения. План  переводного экзамена:

Литературно - музыкальная композиция по темам басен, с  обязательным исполнением каждым учащимся двух басен: И.А.Крылова и басни современных поэтов, писателей. Знания прослеживаются в творческих работах -  спектаклях, концертах и творческих показах.

К концу четвертого класса учащиеся должны. 

Уметь:

обнаруживать и самостоятельно снять мышечные зажимы;

устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;

создавать заданный педагогом или придуманный самостоятельно, звуковой образ;

устранять дефекты дикции.

Знать правила орфоэпии, применять их в работе с текстом.

                                          ПЯТЫЙ ГОД  ОБУЧЕНИИЯ.

Цель:

воспитание дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры учащегося.

Задачи: 

разработка звучного, гибкого голоса и умелое владение им, приобретение правильной дикции и развитие речевого слуха.

Темы практических групповых занятий.

Техника речи: дыхание в движении, дыхание в речи, развитие слуха, диапазон голоса, комплекс упражнений с использованием мысленных образов, расширенный  групповой и индивидуальный тренинг по всем разделам предмета, темпо - ритм речи.

Характерность речи: понятие характерности речи - диалекты, говоры, акценты, манерность речи, характерность речи, как средство выразительности для создания сценического образа.

Орфоэпия: произношение согласных звуков, произношение заимствованных слов.

Темы индивидуальных занятий

Совершенствование техники сценической речи через художественное слово;

Навык работы над рассказом от первого лица – монолог;

личная причастность исполнителя к материалу - автор как единомышленник;

овладение характером, логикой мышления, темпераментом героя;

умение говорить и мыслить от имени человека другой эпохи, других убеждений, другого образа жизни как от своего собственного лица.

Форма аттестации – государственный выпускной экзамен.

На выпускной экзамен выносятся:

1 поэтическое произведение, 1 басня, 1 прозаический отрывок или монолог.

Успехи учащихся по технике речи учитываются при выставлении отметок по художественному чтению.

Знания выпускников:

правил орфоэпии и применять их в работе с текстом;

владения правильной артикуляцией речевого аппарата;

законов логического построения текста.

Умения выпускников: 

управлять громкостью голоса, правильно дышать при произношении текста роли, выразительно передавать слова персонажей спектаклей, создавать словесно-речевой образ

Должны уметь:

читать стихи, действуя словом, и не разрушая форму стихотворного текста;

при чтении басни показать характеры действующих лиц, найти простоту  интонаций, не разрушая форму стихотворного текста;

определять логическую перспективу и выделять ее в звучащей речи;

владеть голосовым и речевым тренингом;

определять речевую характерность исполняемых образов «рисовать» словом;

точно, образно и эмоционально выразить свою мысль;

«зажигать» своими видениями, вести слушателя за собой;

моделировать свой голос по высоте тона, силе и громкости.

                               Методы обеспечения учебного процесса.

Учебный класс для проведения занятий по сценической речи должен быть просторным,      хорошо освещенным, не имеющим посторонней мебели с острыми углами.

Оборудование:

 магнитофон;

 обучающие кассеты по сценической речи;

 таблички с проиллюстрированными скороговорками;

 иллюстративный материал по нормам орфоэпии и словопроизношения;

 реквизит для творческих работ;

 спортивный инвентарь для выполнения упражнений: скакалки, мячи, палки.

                               Психолого-педагогическая литература.

М.П.Оссовская  «Практическая орфоэпия»                                                                  М.  2005 .  

Елена Ласкавая «Сценическая речь», методическое пособие,                              2005 год

А.Бруссер  «Основы дикции (практикум)».                                                          М.2003г.

Е.Н.Головинская «Сценическая речь» (программа и методические указания)                                    Тюмень,2002г.

Бугаева З.Н. « Развитие устной речи и дикции»                                                М,2005г.

Т.Ф.Иванова «Новый орфоэпический словарь русского языка»                            М.2004г.

М.П.Осовская «Практическая орфоэпия»                                                                     М.2005г.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)

ПредметРечь и культура общенияКласс6Тип урокакомбинированныйТема урокаИспользование топов в письменной и устной речи.Цель урокаОбобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обуч...

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки ка...

Образовательная программа "Сценическая речь"

Образовательная программа «Сценическая речь» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчитана...

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа по образовательному предмету "Развитие речи и окружающий мир"

Рабочая программа по образовательному предмету "Развитие речи и окружающий мир"...

Социально- образовательный проект "Родная речь" Программа кружка дополнительного образования "Живое слово"

Проект был разработан для образования, реабилитации и коррекции воспитанников социально - реабилитационного центра. Проект включает повседневную работу по развитию речи детей, а также работу в рамках ...