Дополнительная образовательная программа «Культура речи»
рабочая программа на тему
Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_kultura_rechi.odt | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рекомендована «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании ШМС Директор МОУ «СОШ № 9»
МОУ «СОШ № 9» _________ А.А.Рожков
Протокол №__ от «__»____2012г. «___»____________2012 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Культура речи»
Направление художественно-эстетическое
Ступень образования II
Срок реализации 1 год
Программа разработана на основе
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
- Учебно-методического пособия/ Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2011: Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т. М. Бандоля, Н.М.Смеречинская.
Учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ № 9» Н.А.Колобовой.
Сыктывкар 2012
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Культура речи»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
- писать изложения разных видов
- читать текст и анализировать его содержание
- выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи :
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и схем;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в группах;
- Проведение деловых игр и практикумов;
- Работа с пакетами КИМов;
- Написание изложений и сочинений
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
- умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать основную мысль прослушанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
- умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение интерпретировать информацию звучащего текста;
- умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать главную мысль прочитанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
- умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
- умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
- умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
- умение определять средства связи предложений в тексте;
- умение проводить звукобуквенный анализ слова;
- умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
- умение определять основные способы образования слов;
- умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
- умение последовательно излагать собственные мысли;
- умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
- средства связи предложений в тексте;
- звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
- лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- морфемно-словообразовательный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- морфологический анализ знаменательных частей речи;
- морфологический анализ служебных частей речи;
- простое предложение: главные и второстепенные члены;
- двусоставные и односоставные предложения;
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение;
- сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ
Знакомство с содержанием курса «Культура речи»
МОДУЛЬ I.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы (А4 – А5)
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания. (А6)
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней (В2) Правописание приставок (В3) Правописание суффиксов (В4)
Синтаксические нормы.
Словосочетание (В8)
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения (В9)
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (В5, В10, В11)
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении (В6)
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (В7)
Синтаксический анализ сложного предложения (В12)
Сложные бессоюзные предложения (В13)
Сложные предложения с разными видами связи (В14)
МОДУЛЬ II.
ГИА-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения (А1)
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста (А2)
Извлечение информации из различных источников (А3)
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1
МОДУЛЬ III.
ГИА-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2.1
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С2.2: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему С2.1
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С2.2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1
Общее количество часов: 34
ПЛАН | ДАТА | № | ЧАСЫ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ | ||||
1 | 1 МОДУЛЬ I. | Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка». Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Пробное тестирование Нормы ударения и произношения Трудности современного русского произношения и ударения | ||||||
2 | 1 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы (А4 – А5) Лексические нормы Трудности современной русской фразеологии. Тестовая работа | ||||||
3 | 1 | Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа | ||||||
4-5 | 2 | Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания. (А6) Тестовая работа | ||||||
6 | 1 | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения (В1). Тестовая работа | ||||||
7 | 1 | Правописание корней (В2). Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | ||||||
8 | 1 | Правописание приставок (В3) Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | ||||||
9 | 1 | Правописание суффиксов (В4). Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | ||||||
10 | 1 | Словосочетание (В8) Синтаксические нормы. Тестовая работа Трудности грамматического управления в современном русском языке | ||||||
11-12 | 2 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения (В9) Грамматические нормы. Тестовая работа | ||||||
13-14 | 2 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (В5, В10, В11) Тестовая работа | ||||||
15 | 1 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении (В6) Тестовая работа | ||||||
16 | 1 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (В7) Тестовая работа | ||||||
17 | 1 | Синтаксический анализ сложного предложения (В12) Тестовая работа | ||||||
18 | 1 | Сложные бессоюзные предложения (В13) Тестовая работа | ||||||
19-20 | 2 | Сложные предложения с разными видами связи (В14) Тестовая работа | ||||||
21-22 | 2 МОДУЛЬ II. | Изложение. Виды изложений. ГИА-9 Методика обучения написанию сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. | ||||||
23 | 1 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста | ||||||
24 | 1 | Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. | ||||||
25 | 1 | Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. | ||||||
26-27 | 2 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста (А2) Тестовая работа | ||||||
28 | 2 | Извлечение информации из различных источников (А3) Тестовая работа Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) | ||||||
29-30 | 2 МОДУЛЬ III. | Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2.1 Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. | ||||||
31-32 | 2 | Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С2.2: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. | ||||||
33-34 | 3 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему С2.1 Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С2.2 | ||||||
ИТОГО: 34 часа |
Изложений - 2 , сочинений - 2
ЛИТЕРАТУРА
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.
Подготовка к ГИА-2011: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Львова С. И. ГИА 2011. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2011.
Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2011.
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
2) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».
В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе, рекомендуется использовать следующие:
1) Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
2) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2009.
3) Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2011. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
Рекомендуется практиковать проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, тем более что в последнее время наблюдается расширение тренировочных и контролирующих информационных программ типа «Фраза», «Диктант». Обращает на себя внимание серия программ «Уроки от Кирилла и Мефодия».
Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2009 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2010 г.;
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. www:fipi.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.
- Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №2.- С. 18-22.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 176 с.
- Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. – 160 с.
- Давайте говорить правильно!: Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 288 с.
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002. – 96с.
- Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989. – 383с.
- Ильин М.И. Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5-11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом): Пособие для учителя – Йошкар-Ола, 2001. – 51с.
- Кохтев Н.И. Риторика. - М.: Просвещение, 1996. – 207с.
- Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001 - №5.- С. 66-70.
- Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 11-16.
- Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2004 - №6.- С.75-78.
- Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1.- С. 2-9.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
- Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2005. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2005. – 112с.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. – 256с.
- Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 1963. – 332с.
- Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 2001. – 704с.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно – Москва – Ленинград: Просвещение, 1964. – 272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Дополнительная образовательная программа «Стилистика. Культура речи»
Современному человеку необходимо овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми. А овладение этим искусством должно начаться еще в школьном возрасте.Цель програ...
Рабочая программа по сценической речи к дополнительной образовательной программе «КВН»
Новизна программы заключается в том, что предназначена для работы с подростками, которые имеют желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторски...
Дополнительная образовательная программа "Культура и быт восточных славян"
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основ...
Дополнительная образовательная программа "Культура народов России"
В современном мире, когда так обостряются национальные конфликты, стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций....
Дополнительная образовательная программа "Культура здорового образа жизни"спортивного объединения учащихся 5-11классов основного общего образования.
Дополнительная образовательная программа"Культура здорового образа жизни"....
Дополнительная образовательная программа «Культура устной и письменной речи»
Предмет «Культура устной и письменной речи» поможет учащимся обобщить и закрепить важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников: умения грамотно состав...