План самообразования учителя-логопеда
опыты и эксперименты
Тема самообразования: «Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением аутистического спектра».
Цель: : особенности усвоения лексико-грамматического строя речи обучающихся с нарушением аутистического спектра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_uchitelya.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
НА 2019 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. педагога: Климченко Светлана Рэмовна
Образование: высшее
Должность: учитель-логопед
Тема самообразования: «Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением аутистического спектра».
Цель: : особенности усвоения лексико-грамматического строя речи обучающихся с нарушением аутистического спектра
Задачи:
- изучить литературу по дифференциации речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;
- изучить и внедрить в практику методики :
- проведения логопедического обследования обучающихся с РАС;
- активизации речевой деятельности:
- формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре:
- развитие речи в обучающей ситуации
Основные этапы работы:
1 этап. Поиск и составление списка литературы по теме самообразования:
- Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004. с. 91.
- Богдашина О. Аутизм: Определение и диагностика. - Донецк: Перспектива, 1999. - 304 с.
- Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. М: Тритон. 2002. С. 74.
- Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. // Москва: Владос.- 2003.- С. 5-9, 14-18, 88-93.
- Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 321 с.
- Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. - 2007. - 95 с
- Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 321 с.
- Сериков А.Е. Подражание и стереотипное поведение аутистов. // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2011. - Вып. 1. - С. 18-28.
- Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. -- М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
- Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.
- http://stotysyhc.ru/narusheniya-razvitiya-rechi-u-detej/
2 этап. Изучение выбранной проблемы с позиции теории и передовой практики:
3 этап. Оптимальность и эффективность средств:
Развитие мелкой моторики рук, формирования правильного произношения, коррекция устной и письменной речи в целом, осуществляется на специально организованных логопедических занятиях. В их подготовке и проведении, для достижения максимальной эффективности необходимо:
- сформулировать тему и цель занятия;
- определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность; постепенно усложнять лексический материал; разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов; учитывать зону ближайшего развития ребенка;
- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
-кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
- использовать различный методический и дидактический материал;
- создавать положительный эмоциональный фон занятия.
Для развития мелкой моторики использовать разные приемы и методы:
- массаж кистей, в том числе пальцев;
- пальчиковая гимнастика, вместе с чтением народных стихов, скороговорок;
- дидактические игры: мозаика, пазлы, конструктор;
- трафареты, шаблоны, лепка из пластилина, рисование на песке, шнуровка, штриховка (при закреплении букв);
- театр рукавички;
- графические диктанты, рисование, вырезание, работа с бумагой, нанизывание бусинок, пуговиц.
Изучение современной литературы по теме самообразования. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | Обобщение знаний по специальной литературе. | 2017-2022 |
Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями». | Проводить консультации по коррекции звукопроизношения у школьников. | 2017-2022 |
Изучить новые методы и приемы по развитию лексико - грамматического строя речи и обогащению словарного запаса | Приобрести дидактический материал по теме «Коррекция оптической дисграфии», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом» и т.п. | 2017-2022 |
Использовать в работе компьютерные презентации по лексическим темам в процессе коррекции письменной речи. | Продолжить разработку компьютерных презентаций | Ежегодно сентябрь-май |
Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий | Изучить массаж кистей, пальчиковые гимнастики | В течение учебного года |
Посещение методического объединения учителей начальных классов. | Выступления с докладом: «Профилактика дисграфии», «Использование ИКТ в логопедической работе», «Шкатулка эмоций», «Веселый и непослушный язычок» и т.д. | Ежегодно (октябрь/ноябрь – март/апрель) |
Посещение методического объединения воспитателей ДОУ. | Обмен опытом: «Артикуляционная гимнастика» «Закрепление поставленных звуков», «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями», «Достоинства развития мелкой моторики для коррекции речевых нарушений» | Ежегодно (декабрь –апрель) |
Посещение муниципальных и региональных семинаров учителей - логопедов. | Обмен опытом, презентации на тему семинаров | Ежегодно |
Распространение логопедических знаний. | Оформление логопедического уголка (стендов) на тему: « Советы логопеда о преодолении дефектов в устной и письменной речи», «Я могу красиво говорить» и т.п. Организация и проведение с учащимися начальных классов логопедических игр, КВН, викторин и т.п. Публикации в среде Интернет. Консультации для родителей, учителей и воспитателей. | Ежегодно В течение года |
Отчёт по самообразованию | Составить отчёт о проделанной работе | Ежегодномай |
4 этап. Результативность.
В результате систематической работы добиваться положительных продвижений в устной и письменной речи у учащихся младших классов. Выработать хороший нажим на письме, меньше специфических ошибок в диктантах, обогатить словарный запас. Результативность подтвердить положительной динамикой в развитии устной речи.
5 этап. Пропаганда логопедических знаний:
Консультации, выступления на методическом объединении воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, изготовление логопедических рекомендаций, участвовать в республиканских, региональных, муниципальных семинарах логопедов и психологов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя-логопеда
Учитель-логопед ежегодно занимается самообразованием. Углубленно изучает проблему "Формирование фонетической стороны речи и обучение грамоте старших дошкольников....
Индивидуальный план самообразования учителя - логопеда на 2013-2014 учебный год
h1 { margin-bottom: 0.11cm; page-break-after: avoid; }h1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 16pt; font-weight: bold; }h1.cjk { font-size: 16pt; font-weight: bold; }h1.ctl ...
План по самообразованию учителя - логопеда "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня" 2013-2014 г.г.
План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2013-2014 г....
план самообразования учителя- логопеда
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной ...
План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2014-2017 уч.год
Профессионально-педагогическая деятельность.Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.Изучение специальной литературы.Повышение квалификации, профессионального мастерства....
План самообразования учителя - логопеда
План самообразования учителя-логопедаВилкиной Ирины Ивановнына 2020 — 2021 учебный годТема самообразования:«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в процессе работы над пе...
План самообразования учителя логопеда
План самообразования учителя логопеда...