План самообразования учителя-логопеда
опыты и эксперименты

Климченко Светлана Рэмовна

Тема самообразования: «Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением аутистического спектра».

Цель: :  особенности усвоения  лексико-грамматического строя речи обучающихся с нарушением аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_uchitelya.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

НА 2019 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И.О. педагога:  Климченко Светлана Рэмовна

Образование:  высшее

Должность: учитель-логопед

Тема самообразования: «Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением аутистического спектра».

Цель: :  особенности усвоения  лексико-грамматического строя речи обучающихся с нарушением аутистического спектра

 Задачи:

- изучить литературу по дифференциации речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;

- изучить и внедрить в практику методики :

- проведения логопедического обследования  обучающихся  с РАС;

- активизации речевой деятельности:

-  формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре:

-  развитие речи в обучающей ситуации 

Основные этапы работы:

1 этап. Поиск и составление списка литературы по теме самообразования:

  1. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004. с. 91.
  2. Богдашина О. Аутизм: Определение и диагностика. - Донецк: Перспектива, 1999. - 304 с.
  3. Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. М: Тритон. 2002. С. 74.
  4. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. // Москва: Владос.- 2003.- С. 5-9, 14-18, 88-93.
  5. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 321 с.
  6. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. - 2007. - 95 с
  7. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 321 с.
  8. Сериков А.Е. Подражание и стереотипное поведение аутистов. // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2011. - Вып. 1. - С. 18-28.
  9. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. -- М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
  11. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.
  12. http://stotysyhc.ru/narusheniya-razvitiya-rechi-u-detej/

2 этап. Изучение выбранной проблемы с позиции теории и передовой практики:

3 этап. Оптимальность и эффективность средств:

   Развитие мелкой моторики рук, формирования правильного произношения,   коррекция устной и письменной речи в целом, осуществляется на специально организованных логопедических занятиях. В их подготовке и проведении, для достижения максимальной эффективности необходимо:

 - сформулировать тему и цель занятия;

 - определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность; постепенно усложнять лексический материал; разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов; учитывать зону  ближайшего развития ребенка;

- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

-кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

- использовать различный методический и дидактический материал;

- создавать положительный эмоциональный фон занятия.

        Для развития мелкой моторики  использовать разные приемы и методы:

- массаж кистей, в том числе пальцев;

- пальчиковая гимнастика, вместе с чтением  народных стихов, скороговорок;

- дидактические игры: мозаика, пазлы, конструктор;

- трафареты, шаблоны, лепка из пластилина, рисование на песке, шнуровка, штриховка (при закреплении букв);

- театр рукавички;

- графические диктанты, рисование, вырезание, работа с бумагой,  нанизывание бусинок, пуговиц.

Изучение современной литературы по теме самообразования. Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Обобщение знаний по специальной литературе.

2017-2022

Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями».

Проводить консультации по коррекции звукопроизношения у школьников.

2017-2022

Изучить новые методы и приемы по развитию лексико - грамматического строя речи и обогащению словарного запаса

Приобрести дидактический материал по теме «Коррекция оптической дисграфии», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом» и т.п.

2017-2022

Использовать в работе компьютерные презентации по лексическим темам в процессе коррекции письменной речи.

Продолжить разработку компьютерных презентаций

Ежегодно

сентябрь-май

Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий

Изучить массаж кистей, пальчиковые гимнастики

В течение учебного

года

Посещение методического объединения учителей начальных классов.

Выступления с докладом:

«Профилактика дисграфии», «Использование ИКТ в логопедической работе»,

«Шкатулка эмоций», «Веселый и непослушный язычок» и т.д.

Ежегодно (октябрь/ноябрь – март/апрель)

Посещение методического объединения воспитателей ДОУ.

Обмен опытом:

«Артикуляционная гимнастика» «Закрепление поставленных звуков», «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями», «Достоинства развития мелкой моторики для коррекции речевых нарушений»

Ежегодно (декабрь –апрель)

Посещение муниципальных и региональных семинаров учителей - логопедов.

Обмен опытом, презентации на тему семинаров

Ежегодно

Распространение логопедических знаний.

Оформление логопедического уголка (стендов) на тему:            « Советы  логопеда о преодолении  дефектов в устной и письменной речи», «Я могу красиво говорить» и т.п.

Организация и проведение  с учащимися начальных классов логопедических игр, КВН, викторин и т.п.

Публикации  в среде Интернет. Консультации для родителей, учителей и воспитателей.

Ежегодно

В течение года

Отчёт по самообразованию

Составить отчёт о проделанной работе

Ежегодномай

4 этап. Результативность.

    В результате систематической работы добиваться положительных продвижений в устной и письменной речи у учащихся младших классов. Выработать  хороший нажим на письме, меньше специфических ошибок в диктантах, обогатить словарный запас. Результативность подтвердить положительной динамикой в развитии устной речи.

5 этап. Пропаганда логопедических знаний:

Консультации, выступления на методическом объединении воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, изготовление логопедических рекомендаций, участвовать в республиканских, региональных, муниципальных семинарах логопедов и психологов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя-логопеда

Учитель-логопед ежегодно занимается самообразованием. Углубленно изучает проблему "Формирование фонетической стороны речи и обучение грамоте старших дошкольников....

Индивидуальный план самообразования учителя - логопеда на 2013-2014 учебный год

h1 { margin-bottom: 0.11cm; page-break-after: avoid; }h1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 16pt; font-weight: bold; }h1.cjk { font-size: 16pt; font-weight: bold; }h1.ctl ...

План по самообразованию учителя - логопеда "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня" 2013-2014 г.г.

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2013-2014 г....

план самообразования учителя- логопеда

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной ...

План самообразования учителя - логопеда

План самообразования учителя-логопедаВилкиной Ирины Ивановнына 2020 — 2021 учебный годТема самообразования:«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в процессе работы над пе...

План самообразования учителя логопеда

План самообразования  учителя логопеда...

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....