Личные данные учителя-логопеда Фамилия: Шипелёва Имя: Оксана Отчество: Николаевна Дата рождения: 10.012.1971 г. Место работы: МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Адрес: ул. Янтарная,11
Специальность по диплому: Олигофренопедагогика дошкольная и школьная. Категория: 1 категория Стаж (педагогический) - 27 лет Стаж (по специальности) - 27 лет Методическая тема ГМО: «Организация и содержание логопедической работы в условиях реализации ФГОС».
Тема самообразования: «Профилактика и коррекция дислексии, дисграфии у младших школьников». Работа над темой начата в 2020 году. Предполагается закончить работу над темой в 2023 году. Актуальность проблемы: В настоящее время возрастает количество учеников начальной и средней школы с трудностями обучения. Под трудностями обучения часто обозначают стойкие трудности в усвоении школьной программы. Чаще под школьными трудностями понимают: трудности овладения навыком чтения - дислексия, трудности овладения навыком письма – дисграфия. Проблема нарушения процесса письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Эти все нарушения нередко встречаются совместно, например, дислексия часто за собой влечет дисграфию. Данные расстройства встречаются и по отдельности, изолированно, например, ребенок может быть отличником по многим предметам, но как только встречается предмет, с которым «трудности», он допускает множество ошибок. Например, при дисграфии - по математическим дисциплинам у ребенка все хорошо, а по письменным сложности. Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфий, дислексии. На сегодняшний день под понятием дисграфия понимается – специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы, которые не связанные с освоением орфографических правил и нарушением интеллекта. Дислексия- стойкое специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Дисграфия и дислексия встречаются в сочетании. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии, дислексии у детей обусловлен тем, что трудности освоения навыка письма, чтения могут ребенка сопровождать и после школы, мешать сдавать экзамены, получать профессию, реализовываться в жизни. Такие проблемы являются стойкими и проявляются регулярно. Стоит отметить, что при попытках решить данный вопрос «воспитательными мерами», с помощью дополнительных занятий и уроков по предмету, с которым возникают сложности, успехом это не заканчивается и эти проблемы не уходят, а порой наоборот усугубляются, как правило, у детей теряется мотивация к обучению. Дисграфия и дислексия встречаются в сочетании и никогда не возникают «из ничего». Дети, страдающие нарушениями письма, чтения нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма, чтения не могут быть преодолены обычными школьными методами. Поэтому проблема коррекции нарушений письма и чтения всё еще остается актуальной. Изучение данной темы и применение ее материалов на практике даст положительный результат в предупреждении и коррекции нарушений письменной речи. В процессе работы над темой будут разработаны методические рекомендации для учителей и родителей, выставлены публикации в социальных сетях, размещены методические разработки на странице сайта образовательного учреждения. Цель: Создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями способствующей успешной адаптации в учебной деятельности. Задачи: - Изучить научно-методическую литературу по проблеме предупреждения и коррекции нарушений процесса письма, чтения младших школьников.
- Изучить методические приёмы по использованию ИКТ на логопедических занятиях по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.
- Внедрить современные образовательные технологии в коррекционный процесс по исправлению нарушений письма, чтения с целью стойкого исправления нарушений письменной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся.
- Разработка методических и дидактических материалов.
- Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.
Источники самообразования: Методическая литература, интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, участие в работе методического объединения учителей-дефектологов, мастер-классы Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план. Групповая – через участие в деятельности методического объединения учителей-логопедов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет. Ожидаемые результаты работы: изучение данной темы и применение ее материалов на практике даст положительный результат в предупреждении и коррекции нарушений письменной речи. В процессе работы над темой будут разработаны методические рекомендации для учителей и родителей, выставлены публикации в социальных сетях, размещены методические разработки на странице сайта образовательного учреждения. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия
| Сроки реализации | Профессиональное | - Изучить нормативные документы и методическую литературу по теме самообразования.
- Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
- Повышать квалификацию на курсах для учителей-логопедов:
- «Ранний детский аутизм. Методика коррекционного воздействия». «Организация коррекционной и образовательной деятельности с неговорящими детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО»
- «Психолого-педагогические технологии организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях»
- «Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция»
- «Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений в работе логопеда и дефектолога в соответствии с требованиями ФГОС»
| 2020-2021 у.г.
Февраль 2019 г. (24 ч.)
Март 2020 г. (72 ч.)
Апрель 2022 г. (36 ч.)
Август 2022 г. (72 ч.) | Психолого-педагогические | - Совершенствовать свои знания в области классической и современной логопедии, психологии и педагогики.
- Совместно с педагогом-психологом проводить психолого- педагогическую диагностику.
| Регулярно | Методические | - Совершенствовать знания современного содержания
образования, учащихся по начальным классам. - Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами коррекционной работы.
- Принимать активное участие в работе муниципального сообщества учителей-логопедов.
- Изучать опыт работы лучших учителей-логопедов
через Интернет. - Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
- Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на уроке.
- Проводить открытые занятия для коллег и родителей.
- Выступать с докладами по теме самообразования.
- Разработка и утверждение рабочей программы для
детей с ОВЗ, циклограммы логопедического сопровождения. - Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ.
- Разработка методических пособий по теме самообразования.
| Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно Ежегодно
Ежегодно
Регулярно
| Информационно-технологические технологии | - Изучать ИКТ и применять их в учебной деятельности.
- Проводить обзор в Интернете информации по логопедии, коррекционно-развивающей работе.
| Регулярно
Регулярно | Охрана здоровья | - Внедрять здоровьесберегающие технологии.
| Регулярно |
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Диагностический
| Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2020-2021 | 1.Пройти курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании городского сообщества учителей-логопедов 3.Подписка на методическую литературу 4.Изучение литературы по данной теме. | Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2020-2021 | Выступление на заседании школьного МО.
| Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4.Пройти курсы по работе с детьми ОВЗ, в том числе по разработке оценочных процедур | 2020-2021
2021-2022 | 1.Открытые занятия на школьном уровне. 2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Курсы повышения квалификации. 4.Изучение опыта работы коллег округа. 5.Участие в семинарах, вебинарах. | Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2020-2023 | 1.Выступление на ГМО учителей-логопедов 2.Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах. 3.Консультативная помощь учителям и учащимся. 4. Публикации. | Внедренческий | Распространение опыта работы.
| 2020-2023 | Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте. |
|