План самообразования учителя логопеда
статья

Шипелёва Оксана Николаевна

План самообразования  учителя логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования  учителя логопеда

МАОУ «Средняя школа №8»  г. Когалым

Шипелёвой О.Н.

Личные данные учителя-логопеда

Фамилия: Шипелёва
Имя: 
Оксана
Отчество: Николаевна
Дата рождения: 10.012.1971 г.
Место работы:
МАОУ «Средняя школа №8»  г. Когалым
Адрес: ул. Янтарная,11

Специальность по диплому:  Олигофренопедагогика дошкольная и школьная.
Категория: 1 категория

Стаж (педагогический) - 27 лет

Стаж (по специальности) - 27 лет

Методическая тема ГМО: «Организация и содержание логопедической работы в условиях реализации ФГОС».

Тема самообразования: «Профилактика и коррекция дислексии, дисграфии у младших школьников».  Работа над темой начата в 2020 году. Предполагается закончить работу над темой в 2023 году.

Актуальность проблемы:

          В настоящее время возрастает количество учеников начальной и средней школы с трудностями обучения.

          Под трудностями обучения часто обозначают стойкие трудности в усвоении школьной программы. Чаще под школьными трудностями понимают: трудности овладения навыком чтения - дислексия, трудности овладения навыком письма – дисграфия. Проблема нарушения процесса письма и чтения  – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Эти все нарушения нередко встречаются совместно, например, дислексия часто за собой влечет дисграфию.  Данные расстройства встречаются и по отдельности, изолированно, например, ребенок может быть отличником по многим предметам, но как только встречается предмет, с которым «трудности», он допускает множество ошибок. Например, при дисграфии - по математическим дисциплинам у ребенка все хорошо, а по письменным сложности. Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфий, дислексии.

          На сегодняшний день под понятием дисграфия понимается – специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы, которые не связанные с  освоением орфографических правил  и нарушением интеллекта.

          Дислексия-  стойкое специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Дисграфия и дислексия встречаются в сочетании.

         Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии, дислексии у детей обусловлен тем, что трудности освоения навыка письма, чтения могут ребенка сопровождать и после школы, мешать сдавать экзамены, получать профессию, реализовываться в жизни. Такие проблемы являются стойкими и проявляются регулярно. Стоит отметить, что при попытках решить данный вопрос «воспитательными мерами», с помощью дополнительных занятий и уроков по предмету, с которым возникают сложности,  успехом это не заканчивается и эти проблемы не уходят, а порой наоборот усугубляются, как правило, у детей теряется мотивация к обучению.  Дисграфия и дислексия встречаются в сочетании и никогда не возникают «из ничего». Дети, страдающие нарушениями письма, чтения нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма, чтения не могут быть преодолены обычными школьными методами. Поэтому проблема коррекции нарушений письма  и чтения всё еще остается актуальной.  

          Изучение данной темы и применение ее материалов на практике даст положительный результат в предупреждении и коррекции нарушений письменной речи. В процессе работы над темой будут разработаны методические рекомендации для учителей и родителей, выставлены публикации в социальных сетях, размещены  методические  разработки на странице сайта образовательного учреждения.

          Цель: Создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями способствующей успешной адаптации в учебной деятельности.

          Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме предупреждения и коррекции нарушений процесса письма, чтения младших школьников.
  2. Изучить методические приёмы по использованию ИКТ на логопедических занятиях по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.
  3. Внедрить современные образовательные технологии в коррекционный процесс по исправлению нарушений письма, чтения с целью стойкого исправления нарушений письменной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся.
  4. Разработка методических и дидактических материалов.
  5. Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

   

          Источники самообразования: Методическая литература, интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, участие в работе методического объединения учителей-дефектологов, мастер-классы

          Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план. Групповая – через участие в деятельности методического объединения учителей-логопедов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

          Ожидаемые результаты работы: изучение данной темы и применение ее материалов на практике даст положительный результат в предупреждении и коррекции нарушений письменной речи. В процессе работы над темой будут разработаны методические рекомендации для учителей и родителей, выставлены публикации в социальных сетях, размещены  методические  разработки на странице сайта образовательного учреждения.

          Итог - обобщение  опыта  работы по данной теме.

          Направления самообразования:

Основные  направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

  1. Изучить  нормативные  документы  и  методическую литературу по теме самообразования.
  2. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями через предметные издания и Интернет.
  3. Повышать квалификацию на курсах для учителей-логопедов:
  • «Ранний детский аутизм. Методика коррекционного воздействия». «Организация коррекционной  и образовательной деятельности с неговорящими детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО» 
  • «Психолого-педагогические технологии организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях»
  • «Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция»
  • «Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений в работе логопеда и дефектолога в соответствии с требованиями ФГОС»

2020-2021 у.г.

Февраль 2019 г.

(24 ч.)

Март 2020 г.

(72 ч.)

Апрель 2022 г.

(36 ч.)

Август 2022 г. (72 ч.)

Психолого-педагогические

  1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной    логопедии,  психологии и педагогики.
  2. Совместно  с  педагогом-психологом  проводить психолого- педагогическую диагностику.

Регулярно

Методические

  1. Совершенствовать знания современного содержания

образования, учащихся по начальным классам.

  1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами коррекционной работы.
  2. Принимать активное участие в работе муниципального сообщества учителей-логопедов.
  3. Изучать опыт работы лучших учителей-логопедов

через Интернет.

  1. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  2. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  3. Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на уроке.
  4. Проводить открытые занятия для коллег    и родителей.
  5. Выступать с докладами по теме самообразования.
  6. Разработка и утверждение рабочей программы для

детей  с  ОВЗ,  циклограммы  логопедического  сопровождения.

  1. Разработка  адаптированных  программ  для  детей  с ОВЗ.
  2. Разработка методических пособий по теме самообразования.

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Ежегодно

Ежегодно

Регулярно

Информационно-технологические

технологии

  1. Изучать ИКТ и применять их в учебной деятельности.
  2. Проводить обзор в Интернете информации по  логопедии, коррекционно-развивающей работе.

Регулярно

Регулярно

Охрана здоровья

  1. Внедрять здоровьесберегающие технологии.

Регулярно

       Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы

по проблеме и имеющегося опыта

2020-2021

1.Пройти курсы повышения квалификации учителей.

2.Выступление на заседании городского сообщества учителей-логопедов

3.Подписка на методическую литературу

4.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и  задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2020-2021

Выступление на заседании школьного МО.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

4.Пройти курсы по работе с детьми ОВЗ, в том числе по разработке оценочных процедур

2020-2021

2021-2022

1.Открытые занятия на школьном    уровне.

2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Курсы повышения квалификации.

4.Изучение опыта работы коллег округа.

5.Участие в семинарах, вебинарах.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2020-2023

1.Выступление на ГМО учителей-логопедов

2.Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах.

3.Консультативная помощь учителям и учащимся.

4. Публикации.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2020-2023

Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план учителя-логопеда

План включает все направления работы логопеда на школьном логопункте....

Годовой план учителя-логопеда

Данный годовой план включает в себя задачи и направления по всем разделам коррекционной педагогики....

Годовой план учителя-логопеда ДОУ

Годовой план учителя-логопеда на логопункте ДОУ по всем направлениям деятельности....

Годовой план учителя-логопеда

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2014-15 учебный год...

Годовой учебно-методический план учителя-логопеда

Цель:•         предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений. Задачи:•         организовать  работу...

План урока логопедии и русского языка в 5 классе в школе VIII вида.

Закрепление материала по грамматическим признакам существительного на лексическом материале "Весна"...

План урока логопедии и русского языка в 5 классе в школе VIII вида.

Закрепление грамматических признаков существительных на лексическом материале "Весна"...