Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям
календарно-тематическое планирование
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План взаимодействия учителя-логопеда с педагогами и специалистами ДОУ, средняя группа компенсирующей направленности для детей с ТНР 2024-2025 уч.год
Сентябрь | ||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Круглый стол для воспитателей «Организация коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими речевое нарушение. | Практикум для воспитателей «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков» | Беседа с педагогом –психологом об основных направлениях взаимосвязи в коррекционной работе | Выступление на педсовете «Преемственность с разных точек зрения» | |||
|
|
| Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о проведении комплекса ЛФК для детей | |||
Октябрь | ||||||
Рекомендации воспитателям по работе с «Тетрадью взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей» | Беседа-практикум «Индивидуальные занятия с детьми по развитию слухового восприятия» | Консультации для воспитателей «Структура и направления логопедической и оздоровительной работы с детьми. Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса» | Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи» | |||
Ноябрь | ||||||
Консультация для воспитателей «Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР» |
| Беседа-практикум «Формирование у детей лексико-грамматического строя речи» | Консультация для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь» | |||
Декабрь | ||||||
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о динамике развития психологических процессов у детей, посещающих логопедические занятия | Беседа с воспитателями и физинструктором о необходимости контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи | Практикум для воспитателей и музыкального руководителя «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей» | Семинар-практикум для воспитателей «Проведение пальчиковой гимнастики и ознакомление с различными способами развития мелкой моторики детей с ОНР | |||
|
| Беседа с воспитателями о необходимости контроля над правильным звукопроизношением детей на занятиях и вовремя режимных моментов |
| |||
Январь | ||||||
Педагогический совет «Методика формирования связной речи у дошкольников» | Практикум для воспитателей «Игра для формирования лексического строя речи у детей с ОНР» | Практикум для воспитателей, физ.инструктора и музыкального руководителя «Игры для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР» |
| |||
| Семинар для воспитателей «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» | Консультация для педагогов ДОУ «Инновации в работе по развитию речи» (Знакомство с компьютерными логопедическими играми) | Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития общей моторики у детей | |||
Февраль | ||||||
Консультация-практикум «Развитие графических навыков у дошкольников с ОНР» | Консультация для муз.руководителя «Использование логоритмики на музыкальных занятиях» | Рекомендации воспитателям по работе над формированием воздушной струи | Семинар для воспитателей «Дидактические игры в работе детьми, имеющими ОНР» | |||
Март | ||||||
Круглый стол для воспитателей и специалистов ДОУ «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи» | Консультации для воспитателей «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников» | Беседа с воспитателями средних групп об обследовании детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Рекомендации по заполнению педагогических характеристик на данную категорию дошкольников» | Индивидуальная беседа с педагогом-психологом «Развитие произвольного контроля у детей с ОНР» | |||
Апрель | ||||||
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом «Особенности развития вПФ у детей с ОНР» | Консультации для воспитателей «Обогащение словарного запаса через художественную литературу» | Консультации для воспитателей, физ.инструктора и музыкального руководителя «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями» | Семинар для воспитателей «Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей» | |||
Май | ||||||
Практические и теоретические рекомендации воспитателям, физ.инструктору, музыкальному работнику по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий для детей в летний период |
Предварительный просмотр:
План работы учителя-логопеда с родителями на 2024-2025 учебный год
Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
№ п\п | Виды работ | Сроки |
1. 2. 3. | Собрания Тема: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы» Тема: «Динамика речевого продвижения каждого ребенка» Тема: «Итоги коррекционной работы за год» | Начало сентября 2-я половина января Конец мая |
1. 2. 3. | Открытые логопедические занятия Тема: Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи Тема: Артикуляционная гимнастика. Особенности проведения. Тема: Формирование фонетического и фонематического восприятия у детей с ТНР | Октябрь Ноябрь Май |
Индивидуальные беседы | В течение учебного года | |
Консультации | В течение учебного года | |
1. 2. 3. | Наглядная агитация Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика» Стенд «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи» Газета «Развитие мелкой моторики» | Октябрь Ноябрь Март |
1. 2. | Тренинги «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях» Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи как формирующего компонента правильного звукопроизношения | Октябрь Ноябрь |
Рекомендуемые темы родительских собраний:
Подготовительная группа:
- Психофизические особенности развития детей 5-го года жизни и основные задачи воспитания.
- Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи
- Артикуляционная гимнастика. Особенности проведения.
- Тема: Формирование фонетического и фонематического восприятия у детей с ТНР
Предварительный просмотр:
Еженедельные задания логопеда воспитателю
в подготовительной логопедической группе
Месяц неделя | Сентябрь 3 неделя | |||||||||||
Лексичес кая тема | «Осень» | |||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Упражнение «ДОЖДИК» Координация речи и движения
| |||||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти- ка) | «ОСЕНЬ»
Н. Нищева | |||||||||||
Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти Упражнения для губ Упражнения для языка | Рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременное открывание и закрывание рта «Трубочка» (губы в улыбке-трубочке) «Лопаточка» (удержание под счет до 10) | ||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Вот после осеннего дождика Улыбнулись, обрадовались выглянуло солнышко. Но вдруг набежала тучка Нахмурились, огорчились Но ветер унес тучки и вы снова Улыбнулись | |||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Выделение в слове каждого звука при помощи интонации (слова дом мак суп и т.п.) | |||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов | 1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень». птицы — ... тучи — ... животные-... ветер — ... дождь — ... трава — ... деревья — ... листья — ... 2. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое?) — тусклое... листья — ... небо — ... земля — ... облака — ... трава — ... дождь — ... день — ... ветер — ... | |||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине |
Месяц неделя | Сентябрь 4 неделя | |||||||||||||||||||
Лексичес кая тема | «Птицы, звери и их детёныши» | |||||||||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «НА ВОДОПОЙ» Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности,
| |||||||||||||||||||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнасти-ка) | «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
В. Пальчинскайте | |||||||||||||||||||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти Упражнения для губ Упражнения для языка | Попеременное открывание, закрывание рта «Бублик» — «Трубочка»; «Воздушный поцелуй»; беззвучная артикуляция звуков А, У Самомассаж языка: покусывание (дя-дя-дя), шлепать губами — расслабление (пя-пя-пя) | ||||||||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | В лесу бегает злой волк. | Нахмурить брови | ||||||||||||||||||
Вдруг не стало волка. | Поднять брови | |||||||||||||||||||
Это мишка косолапый прогнал злого волка. | Подмигнуть правым глазом | |||||||||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Выделение в слове каждого звука при помощи интонации (слова дом мак суп и т.п.) | |||||||||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| |||||||||||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине |
Месяц неделя | Сентябрь 5 неделя | |
Лексичес кая тема | «Птицы, звери и их детёныши.» | |
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Воспитание правильного физиологического дыхания, развитие координации движений «ЖУРАВЛИ УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ» Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук — выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.
| |
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнастика) | Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей, Эта птичка — совушка, сонная головушка. Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель. | (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках) |
Ну а это — злой орлан. | (Машут сложенными накрест ладонями.) | |
Птички, птички, по домам. | (Машут обеими руками, как крыльями.) | |
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот |
Упражнения для губ | Почмокать губами, пошлепать губами | |
Упражнения для языка | Удержать язык у нижних зубов под счет до пяти; покусать язык зубками | |
Развитие мимичес ких мышц | Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много! | Удивление |
Надолго хватит! | Радость | |
Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды... | Огорчение | |
Но ведь это мои друзья! | Улыбка | |
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Выделение в слове каждого звука при помощи интонации (слова дом мак суп и т.п.) | |
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.) | |
Развитие связной речи | Составление рассказа- описания животных . Составление рассказа- описания птиц. |
Месяц неделя | Октябрь 1 неделя | ||
Лексичес кая тема | «Сад- огород» | ||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «Урожай» | ||
В огород пойдем, урожай соберем. | Шаги на месте. | ||
Мы моркови натаскаем | «Таскают», | ||
И картошки накопаем. | «Копают». | ||
Срежем мы кочан капусты, | «Срезают» | ||
Круглый, сочный, очень вкусный. (Н. Нищева) | Показывают круг руками (три раза). | ||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) | «Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук» Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности | ||
Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, | (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.) | ||
Перетерли, | (Хватательные движения обеими руками.) | ||
Посолили | (Указательный и средний пальцы трутся о большой.) | ||
И набили плотно в кадку. | (Удары обеими руками по столу.) | ||
Все теперь у нас в порядке. | (Отряхивают руки.) | ||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот | |
Упражнения для губ | Почмокать губами, пошлепать губами | ||
Упражнения для языка | Удержать язык у нижних зубов под счет до пяти; покусать язык зубками | ||
Развитие мимичес ких мышц | Как хорошо, когда ты улыбаешься, Как хорошо, когда ты удивляешься, Но как же нам невесело, Когда ты сердишься и огорчаешься. | Выполнение действий по тексту | |
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Выделение гласного звука в начале слова Выделение слогообразующего гласного. Выделение в слове каждого звука при помощи интонации | ||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
Яблоко, лежать, яблоня, под. Картошка, расти, огород, в. Клубника, тарелка, лежать, на | ||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине |
.
Месяц Неделя | Октябрь 2 неделя | |||||||||||||||
Лексичес кая тема | «Овощи» | |||||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «УРОЖАЙ» Координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.
| |||||||||||||||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) | «У ЛАРИСКИ - ДВЕ РЕДИСКИ»
| |||||||||||||||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот | ||||||||||||||
Упражнения для губ | «Вкусное варенье» | |||||||||||||||
Упражнения для языка | «Почистим зубки» (верхние зубы изнутри). | |||||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились. | |||||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Определение первого согласного звука в слове (слово типа паук) Определение последнего согласного звука в слове (слово типа мак) Выделение в слове каждого звука при помощи интонации | |||||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
сочная, длинная, хрустящая, рыжая…_)
| |||||||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа-описания овощей по заданному плану. |
Месяц неделя | Октябрь 3 неделя | ||||||||||||||||||||||||
Лексичес кая тема | «Фрукты» | ||||||||||||||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «Яблоки» | ||||||||||||||||||||||||
Как румян осенний сад! | Легкие хлопки по щекам. | ||||||||||||||||||||||||
Всюду яблоки висят. | Руки поднять вверх. | ||||||||||||||||||||||||
Краснобоки, краснощеки, | Руки на поясе. | ||||||||||||||||||||||||
На ветвях своих высоких | Руки поднять вверх. | ||||||||||||||||||||||||
Точно солнышки горят | Соединить руки в круг («солнышко»). | ||||||||||||||||||||||||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) | «АПЕЛЬСИН»
Народная считалка | ||||||||||||||||||||||||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Имитация жевания | |||||||||||||||||||||||
Упражнения для губ | Удержать губами витаминку | ||||||||||||||||||||||||
Упражнения для языка | «Иголочка»; «Киска лакает молоко» | ||||||||||||||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Пришли в сад. Какие большие яблоки! | Удивление | |||||||||||||||||||||||
А какие сочные груши! | Восхищение | ||||||||||||||||||||||||
А как их много! | Радость | ||||||||||||||||||||||||
Откусили кусочек яблока, а там червячок. | Разочарование | ||||||||||||||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Определение первого согласного звука в слове (слово типа паук) Определение последнего согласного звука в слове (слово типа мак) Выделение в слове каждого звука при помощи интонации | ||||||||||||||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| ||||||||||||||||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа-описания фруктов по заданному плану |
Месяц неделя | Октябрь 4 неделя | |||
Лексичес кая тема | «Продукты питания» | |||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Чайник | |||
Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. | Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут. | |||
Я чай кипячу, клокочу и кричу: | Топают. | |||
— Эй люди, я с вами почайпить хочу! (Американская песенка) | Призывные движения правой рукой. | |||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) | Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. | Указательным пальцем правой руки дети мешают «кашу» в левой ладошке. | ||
Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту в большую ложку. В миску - курицам, цыплятам, И в корытце — поросятам. | Загибают по одному пальчику на левой руке. | |||
Всю посуду заняла, | Разжимают кулачок. | |||
Все до крошки раздала. (Н. Нищева) | Сдувают «крошки» с ладошки. | |||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Имитация жевания | ||
Упражнения для губ | Почмокать губами; пошлепать губами | |||
Упражнения для языка | Мы прижмем язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмем зубами (тя-тя-тя). | |||
Развитие мимичес ких мышц | Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились. | |||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Определение первого согласного звука в слове (слово типа паук) Определение последнего согласного звука в слове (слово типа мак) Выделение в слове каждого звука при помощи интонации | |||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| |||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине |
Месяц неделя | Ноябрь 1 неделя | |||||||||||||
Лексичес кая тема | «Посуда» | |||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | ПОСУДА» Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных
| |||||||||||||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) | «Помощиники»
| |||||||||||||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Открыть рот (подержать под счет до пяти); движение челюстью вправо — влево | ||||||||||||
Упражнения для губ | Почмокать губами, пошлепать губами | |||||||||||||
Упражнения для языка | Почистить нижние зубки (с внутренней стороны); почистить верхние зубки | |||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб | |||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Определение первого согласного звука в слове (слово типа паук) Определение последнего согласного звука в слове (слово типа мак) Выделение в слове каждого звука при помощи интонации | |||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| |||||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине |
Месяц неделя | Ноябрь 2 неделя | |||||||||
Лексичес кая тема | «Сезонная одежда и обувь» | |||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «ПОМОЩНИКИ»
| |||||||||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) | БОТИНКИ»
| |||||||||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для губ | «Оскал» — «трубочка» (чередование) | ||||||||
Упражнения для языка | «Маляр»; «Почистить верхние зубки» | |||||||||
Упражнения для щек | Помидоры — толстячки, огурцы — худышки | |||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Однажды купила мама Тане новые ботинки. | Радость | ||||||||
Ботинки оказались маленькими. | Огорчение | |||||||||
Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки. | Удивление | |||||||||
Ботинки как раз впору! | Восхищение. | |||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Слоговой состав слова (Деление слов на слоги) | |||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
шарф....
шерсти, перчатки из кожи...
| |||||||||
Развитие связной речи | Распространение предложений однородными членами. Составление предложений по демонстрации действий. Составление рассказа по картине Распространение предложений однородными членами. |
Месяц неделя | Ноябрь 3 неделя | ||
Лексичес кая тема | «Сезонная одежда и обувь» | ||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Я умею обуваться, если только захочу. | Топают ногами. | |
Я и маленького братца обуваться научу. | Руки перед грудью — «маленький братец» | ||
Вот они, сапожки. | Наклоняются вперед. | ||
Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. | Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ног. | ||
Если дождичек пойдет, Наденем калошки. (Е. Благинина) | Топают ногами. | ||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) | Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. | (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.) | |
Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. | (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.) | ||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Имитация жевания | |
Упражнения для губ | Почмокать губами; пошлепать губами | ||
Упражнения для языка | Мы прижмем язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмем зубами (тя-тя-тя). | ||
Развитие мимичес ких мышц | Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб. | ||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Звуковой состав слова. Составление схемы звукового состава слова | ||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
Что вяжут? Что надевают? Что обувают? Что штопают? Что завязывают?
Покупатель: «Что у вас есть из меха?» Продавец: «Меховая шуба, меховые рукавицы….» Покупатель: «Что у вас есть из кожи?» Продавец: «Кожаные перчатки, кожаные сапоги…. …» Покупатель: «Что у вас есть из шерсти(шёлка)?» | ||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине |
Месяц неделя | Ноябрь 4 неделя | |||||||||||||
Лексичес кая тема | «Осень» | |||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «ДОЖДИК» Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
| |||||||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнастика) | На березе, на осине Догорели листья... | Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках. | ||||||||||||
Дунул ветер, и рябина Уронила кисти... | Разжать и тихонько положить на стол руки. | |||||||||||||
Дождик моет желтый луг Ржавый и шершавый | Поглаживание кисти правой, а затем левой руки. | |||||||||||||
И земля вздыхает: — Уф!... Отдохну, пожалуй... (В. Фетисов) | Спокойно положить руки на стол. | |||||||||||||
Развитие артикуляцион- ной моторики | Упражнения для губ | Улыбнулись | ||||||||||||
Упражнения для языка | «Почистить» нижние зубки; высунуть язык «лопаточкой» и сдуть снежинки со своего стола. | |||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Вот после осеннего дождика Улыбнулись, обрадовались выглянуло солнышко. Но вдруг набежала тучка Нахмурились, огорчились Но ветер унес тучки и вы снова Улыбнулись | |||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Звуковой состав слова. Составление схемы звукового состава слова | |||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
птицы — ... тучи — ... животные-... ветер — ... дождь — ... трава — ... деревья — ... листья — ... 2. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое?) — тусклое... листья — ... небо — ... земля — ... облака — ... трава — ... дождь — ... день —…. ветер — ... 3. Продолжи предложение Осенью сбрасывают листья дубы, ……(клёны, тополя, ивы….) Всю зиму остаются зелёными сосны, …….(ели, пихты кедры….) | |||||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа по заданному плану. |
Месяц неделя | Декабрь 1 неделя | |
Лексичес кая тема | «Мебель» | |
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Большая желтая луна Бледнеет и заходит | Изображают «большую луну» руками над голо-вой. |
Погасли звезды, и видна | Руки в стороны, | |
Заря. И солнце всходит. | Руки вверх. | |
Я встану, а луне — в кровать | «Луна» над головой. | |
До вечера ей надо спать! (И. Лопухина) | Изображают «спящую» луну. | |
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнастика) | «Стул», «Стол» | |
Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье. | Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок. | |
У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. (В. Цвинтарный) | Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. | |
Развитие артикуляцион- ной моторики | Упражнения для челюсти | Медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов |
Упражнения для щек | Помидоры — толстячки, огурцы — худышки | |
Упражнения для губ | «Трубочка» — улыбка (5 раз) | |
Упражнения для языка | Покусать язык — расслабить (пя-пя-пя). | |
Развитие мимичес ких мышц | Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб. | |
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Выделение гласного звука У в начале слова Выделение слогообразующего гласного. Определение позиции звука в слове. | |
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| |
Развитие связной речи | Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления ( а, но) |
Месяц неделя | Декабрь 2 неделя | |||||||||
Лексичес кая тема | «Транспорт» | |||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «САМОЛЕТ» Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
| |||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнастика) | Есть игрушки у меня: | (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.) | ||||||||
Паровоз и два коня, Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъемный кран Настоящий великан. | (Загибают пальчики на обеих руках.) | |||||||||
Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! | (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.) | |||||||||
Развитие артикуляцион- ной моторики | Упражнения для челюсти | Открывание и закрывание рта | ||||||||
Упражнения для губ | Покусать верхнюю губу нижними зубами; покусать нижнюю губу верхними зубами; удерживать улыбку под счет до пяти | |||||||||
Упражнения для языка | «Почистим зубки» (нижние) | |||||||||
Упражнения для выработки воздушной струи | Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок») | |||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались | |||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Выделение гласного звука А в начале слова Выделение слогообразующего гласного. Определение позиции звука в слове. Анализ звукового ряда из двух гласных. | |||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| |||||||||
Развитие связной речи | Пересказ рассказа«Поезд в пути».(см.стр.62 «Программы») |
Месяц неделя | Декабрь 3 неделя | |||
Лексичес кая тема | «Профессии» | |||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Снега прошли немалые, а все идут, идут | Шаги на месте. | ||
Дворники усталые метут, метут, метут | Имитация взмахов метлой. | |||
Гремят они лопатами | Хлопка ладонями. | |||
Под тучами лохматыми | Взмахи руками над головой | |||
Метёлками шуршат | Имитация взмахов метлой. | |||
На улицах, на улках, в дворах и закоулках | Имитация взмахов метлой. | |||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнастика) | Развитие мелкой моторики. «Маляры» | |||
Маляры извёстку носят, | Дети руками изображают «ковшики». | |||
Стены кистью купоросят. | Поглаживающие движения правой рукой по ладонью левой руки. | |||
Не спеша разводят мел Я бы тоже так сумел. | На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот. | |||
Развитие артикуляцион- ной моторики | Упражнения для челюсти | Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, удерживать под счёт | ||
Упражнения для губ | Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать под счет. Опустить нижнюю губу {видны нижние зубы), удержать под счет. | |||
Упражнения для языка | «Лопаточка» — «Иголочка»; упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку | |||
Развитие мимичес ких мышц | Возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались | |||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Выделение гласного звука И в начале слова Выделение слогообразующего гласного. Определение позиции звука в слове. Анализ звукового ряда из трёх гласных. | |||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
Я буду....
(Носильщик.) Кто сваривает трубы; вставляет стекла; работает на подъемном кране; кладет камни; чинит часы; точит ножи; раскраивает платья?
воспитатель, учитель, художник, продавец, певец, летчик, пианист, скрипач. 4. Игра «Почему так названы?» Рыболов — ловит рыбу, пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист. 5. Игра «Кто чем работает?». Маляр — кистью, землекоп, дворник | |||
Развитие связной речи | Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий. |
Месяц неделя | Декабрь 4 неделя | |||||||||||||||||
Лексичес кая тема | «Новогодний праздник» | |||||||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «СНЕЖОК» Координация речи с движением, развитие воображения
| |||||||||||||||||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнастика) | «ЕЛОЧКА»
| |||||||||||||||||
Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти | Удержание рта открытым (счёт до 10) | ||||||||||||||||
Упражнения для губ | Произнести артикуляцией: а-э-о-у-ы-и. | |||||||||||||||||
Упражнения для языка | Почистили нижние зубки | |||||||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки в рот. | |||||||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Выделение гласного звука О в начале слова Выделение слогообразующего гласного. Определение позиции звука в слове. Анализ звукового ряда из трёх гласных. | |||||||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
Мы решили слепить снеговика Мы приделали нос – морковку нашему …… . Мы показали соседям нашего ….. . Мы играли со…. . Мы рассказали о ….. .
Ёлка -…. , санки- …., палки - …. .
У Светы одни санки, а у двойняшек двое санок. У Светы одни лыжи, а у двойняшек две пары …. . У Светы одни коньки, а у двойняшек две пары …. .
Ира, на, катание, фигурное, занимается, каток | |||||||||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа по сюжетной картине. |
Месяц неделя | Январь 2 неделя | |||||||||
Лексичес кая тема | «Зима» | |||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «СНЕЖНАЯ БАБА» Координация слова с движением, развитие творческого воображения
| |||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти ка) | Раз, два, три, четыре, пять, | (Загибают пальчики по одному.) | ||||||||
Мы во двор пришли гулять. | («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.) | |||||||||
Бабу снежную лепили, | («Лепят» комочек двумя ладонями.) | |||||||||
Птичек крошками кормили, | («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.) | |||||||||
С горки мы потом катались, | (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.) | |||||||||
А еще в снегу валялись. | (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.) | |||||||||
Все в снегу домой пришли. | (Отряхивают ладошки.) | |||||||||
Съели суп и спать легли. | (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.) | |||||||||
Развитие артикуля цион- ной моторики | Упражнения для челюсти | Движение челюстью вправо — влево. | ||||||||
Упражнения для губ | Спеть песенку: а-э-и-о-у-ы. | |||||||||
Упражнения для языка | Язык «шалун» (открыть рот, язык поднимать вверх, опускать вниз) | |||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки в рот. | |||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Выделение гласного звука в начале слова (Звуки А,О,У,И) Выделение слогообразующего гласного. Определение позиции звука в слове. Анализ звукового ряда состоящего из гласных. | |||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик….. Зима - ………….. Мороз - ….. | |||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа по сюжетной картине. |
Месяц неделя | Январь 3неделя | |||||||||
Лексичес кая тема | «Зима(зимующие птицы)» | |||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «СНЕГИРИ» Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением
Н. Нищева | |||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти ка) | «КОРМУШКА»
Н. Нищева | |||||||||
Развитие артикуля цион- ной моторики | Упражнения для челюсти | Движение челюстью вправо — влево. | ||||||||
Упражнения для губ | Улыбка (удержать под счет до 10} | |||||||||
Упражнения для языка | Язык «шалун» (открыть рот, язык поднимать вверх, опускать вниз} | |||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались | |||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Звуковой анализ и синтез слогов па , по, пу, пы, Деление слов на слоги Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу | |||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| |||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа-описания птиц |
Месяц неделя | Январь 4 неделя | ||||||||||||||||||||
Лексичес кая тема | «Зима(дикие животные)» | ||||||||||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами -ОНОК, -ЕЛОК
| ||||||||||||||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти ка) | «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
В. Пальчинскайте | ||||||||||||||||||||
Развитие артикуля цион- ной моторики | Упражнения для челюсти | Резкое откидывание челюсти вниз. (Рассердился язычок, Разбежался сильно он, Крепко сжал кулачок. Дверь открыл и вышел вон! ) | |||||||||||||||||||
Упражнения для губ | Беззвучно произносить звуки а-о-э-и-у-ы. Губы — «художники». | ||||||||||||||||||||
Упражнения для языка | Посмотрел направо, посмотрел налево, Посмотрел на небо — нет ли туч, Поглядел вниз на дорожку — нет ли луж. Ничего не нашел, домой пришел. «Лопатка»; «Иголочка»; «Горбик»; «Чашечка» 1. 2. 3. 4. 5. | ||||||||||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | В лесу бегает злой волк. | Нахмурить брови | |||||||||||||||||||
Вдруг не стало волка. | Поднять брови | ||||||||||||||||||||
Это мишка косолапый прогнал злого волка. | Подмигнуть правым глазом | ||||||||||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов
| Звуковой анализ и синтез слогов ка , ко, ку кы, Деление слов на слоги. Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу | ||||||||||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| ||||||||||||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа-описания диких животных . |
Месяц неделя | Февраль 1 неделя | |||||||||||||||||||
Лексичес кая тема | «Зима(дикие животные)» | |||||||||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами -ОНОК, -ЕЛОК
| |||||||||||||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти ка) | «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
В. Пальчинскайте | |||||||||||||||||||
Развитие артикуля цион- ной моторики | Упражнения для челюсти | Легкое постукивание зубами (губы разомкнуты) . | ||||||||||||||||||
Упражнения для губ | Отставление нижней губы от зубов и десен; втягивание нижней губы внутрь рта . | |||||||||||||||||||
Упражнения для языка | «Качели» (движения языком вверх — вниз : к верхней, нижней губе; к верхним, нижним зубам; к верхним, нижним альвеолам) | |||||||||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались | |||||||||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов
| Звуковой анализ и синтез слогов ма , мо, му мы, слова мак Деление слов на слоги Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу | |||||||||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| |||||||||||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа по сюжетной картине |
Месяц неделя | Февраль 2 неделя | ||||||||||
Лексичес кая тема | «Зима(домашние животные)» | ||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Осторожно словно кошка, Я легко со стула спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Я из блюдца молочко, Полакаю язычком. | Действия по тексту. | |||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти ка) | «БУРЕНУШКА»
| ||||||||||
Развитие артикуля цион- ной моторики | Упражнения для губ | Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до пяти (1—5 раз). | |||||||||
Упражнения для языка | Расслабление языка. Обнять широким расслабленным языком верхнюю губу; верхние зубы; поднять язык к верхним альвеолам. Удерживать напряженную «чашечку» языка снаружи рта, во рту (под счет). Удерживать напряженную «чашечку» языка за верхними зубами с подключением воздушной струи. | ||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались | ||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов
| Звуковой анализ и синтез слогов ха , хо, ху хы, слова пух Деление слов на слоги Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу | ||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| ||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа-описания домашних животных. |
.
Месяц неделя | Февраль 3 неделя | ||
Лексичес кая тема | «Наш город» | ||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Поезжай за моря-океаны, | «Едут», | |
Надо всею землей пролети: | «Летят», | ||
Есть на свете различные страны, | Разводят руки в стороны. | ||
Но такой, как у нас, не найти. | Отрицательно качают головой. | ||
Глубоки наши светлые воды, | Приседают, | ||
Широка и привольна земля, | Встают, Руки в стороны. | ||
И гремят, не смолкая, заводы, | «Стучат» руками перед собой. | ||
И шумят, расцветая поля... (М. Исаковский} | Плавные взмахи руками, разведенными в стороны. | ||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти ка) | Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. | |
Есть и клены, и дубы, | Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся), | ||
А какие есть грибы! | «Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба). | ||
А еще пекут в печи | Хлопают. То одна рука сверху, то другая. | ||
Вот такие калачи. | «Калачи». | ||
Развитие артикуля цион- ной моторики | Упражнения для губ | Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до пяти (1—5 раз). | |
Упражнения для языка (все упражнения выполняются перед зеркалом с подключением тактильного контроля) | Рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка под счет на нижней губе. Широким языком обнять верхнюю губу, верхние зубы, занести язык в форме «чашечки» в рот. Удерживание языка в положении «чашечки» под счет снаружи рта и за верхними зубами. Занесение языка в положении «чашечки» за верхние зубы с подключением сильного ротового выдоха. | ||
Развитие мимичес ких мышц | Возмутились, рассердились, нахмурились, удивились, обрадовались. | ||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов
| Звуковой анализ и синтез слогов ла , ло, лу лы, слова лак Деление слов на слоги Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу | ||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| ||
Развитие связной речи | Составление рассказа по сюжетной картине |
Месяц неделя | Февраль 3 неделя | ||
Лексичес кая тема | «Наша улица» | ||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Поезжай за моря-океаны, | «Едут», | |
Надо всею землей пролети: | «Летят», | ||
Есть на свете различные страны, | Разводят руки в стороны. | ||
Но такой, как у нас, не найти. | Отрицательно качают головой. | ||
Глубоки наши светлые воды, | Приседают, | ||
Широка и привольна земля, | Встают, Руки в стороны. | ||
И гремят, не смолкая, заводы, | «Стучат» руками перед собой. | ||
И шумят, расцветая поля... (М. Исаковский} | Плавные взмахи руками, разведенными в стороны. | ||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти ка) | Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. | |
Есть и клены, и дубы, | Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся), | ||
А какие есть грибы! | «Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба). | ||
А еще пекут в печи | Хлопают. То одна рука сверху, то другая. | ||
Вот такие калачи. | «Калачи». | ||
Развитие артикуля цион- ной моторики | Упражнения для челюсти | Спокойное открывание, закрывание рта | |
Упражнения для губ | Улыбка — «Трубочка» | ||
Упражнения для языка | Чистим « нижние зубки; «Чашечка» | ||
Развитие мимичес ких мышц | Мы умеем удивляться. Мы умеем огорчаться. Мы умеем сердиться. Мы умеем веселиться. | Выполнение движений по тексту. | |
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов
| Выделение гласного звука в начале слова Выделение слогообразующего гласного. Определение позиции звука в слове. Анализ звукового ряда состоящего из гласных. | ||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
высокие дома – низкие дома ,) | ||
Развитие связной речи | Составление рассказа по сюжетной картине |
Месяц неделя | Март 1 неделя | |||||||||||
Лексичес кая тема | «Весна» | |||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!» Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
| |||||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти ка) | «КАП, КАП, КАП»
| |||||||||||
Развитие артикуля цион- ной моторики | Упражнения для языка | Улыбнись. Положи язык «лопаточкой». А теперь представь, что на верхней губе у тебя вкусное варенье («Вкусное варенье»). А теперь мы «Индюшата»: Малышата-индюшата лапками топочут, Весело болбочут: «Бл-бл-бл | ||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо. | |||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов
| Звуковой анализ и синтез слогов са , со, су сы, слова сок Деление слов на слоги Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу | |||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| |||||||||||
Развитие связной речи | Пересказ рассказа « Грачи» (3 абзац) (см.стр.49 «Программы» |
Месяц неделя | Март 2 неделя | ||||||||||||||
Лексичес кая тема | «Семья» | ||||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Чей сегодня день рожденья? Для кого пекут пирог? | Дети пожимают плечами | |||||||||||||
Для кого расцвел весенний, ! Первый мартовский цветок? | Руки над головой изображают «цветок». | ||||||||||||||
Для кого, для кого? Догадайтесь сами | Руки на поясе. | ||||||||||||||
И пирог и цветок | Руки перед собой, а «цветок» над го-I лавой | ||||||||||||||
Мы подарим маме. (Ю. Никонова) | «Дарят» воображаемой маме. | ||||||||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти ка) |
| ||||||||||||||
Развитие артикуля цион- ной моторики | Упражнения для челюсти | Широко открыть рот, удержать под счет, затем полузакрыть и закрыть | |||||||||||||
Упражнения для губ | «Улыбка» (зубы не видны; зубы обнажены) | ||||||||||||||
Упражнения для языка | Дотронуться кончиком языка до нижней губы, до | ||||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо | ||||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов
| Звуковой анализ и синтез слогов са , со, су сы, слова сын Деление слов на слоги Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу Отбор картинок, в которых имеется 1,2,3 слога. | ||||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
пальто (чьё?) ….. , перчатки (чьи?) -…….
существительных ) У кого глаза добрые? У кого руки сильные? У кого ласковые руки? 5. Игра «Назови женскую профессию» (словообразование). Повар — повариха; портной, учитель, воспитатель, художник, певец, скрипач, пианист, продавец.
| ||||||||||||||
Развитие связной речи | Пересказ рассказа « Выходной день». (см. стр.66 «Программы») |
Месяц неделя | Март 3 неделя | ||||||||||||||
Лексичес кая тема | Весна ( Перелётные птицы) | ||||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «Ласточка» | ||||||||||||||
Ласточки летели, все люди глядели. Ласточки садились, все люди дивились. | Бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц. | ||||||||||||||
Сели, посидели, взвились, полетели, | Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья | ||||||||||||||
Песенки запели. (Народная песенка) | Бегут по кругу, взмахивают руками. | ||||||||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнасти ка) |
| ||||||||||||||
Развитие артикуля цион- ной моторики | Упражнения для челюсти | Движения челюстью вправо, влево. Резко опустить челюсть вниз | |||||||||||||
Упражнения для губ | Покусать нижнюю губу; покусать верхнюю губу; «Улыбка» (зубы обнажены) | ||||||||||||||
Упражнения для языка | «Лопаточка»; сильно подуть на «лопаточку». | ||||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Мы умеем удивляться. Мы умеем огорчаться. Мы умеем сердиться. Мы умеем веселиться. | Выполнение движений по тексту. | |||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов
| Звуковой анализ и синтез слогов за, зо, зу, зы слова зал Деление слов на слоги Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогуОтбор картинок, в которых имеется 1,2,3 слога | ||||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
взмахивает руками, если птица перелетная.
Жаворонок, воробей, грач, скворец и т.д.
| ||||||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа-описания птиц |
Месяц неделя | Март 4 неделя | |||||||||||||||||||||||||||
Лексичес кая тема | «Сад- огород» | |||||||||||||||||||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «ОВОЩИ» Координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи
| |||||||||||||||||||||||||||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) | «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА» Координация речи с движением
Ю. Тувим | |||||||||||||||||||||||||||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для губ | Красить потолок пора, (улыбнуться) Пригласим мы маляра, (открыть рот) Челюсть ниже опускаем, (поднять язык к бугорочкам) Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд—назад — Наш маляр работе рад! (Водить, поглаживая кончиком языка, как кисточкой по нёбу вперёд—назад. Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались). «Лошадки* (поцокайте язычком, как копытами | ||||||||||||||||||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Однажды бабочка отправилась на прогулку. Она помнила, что сегодня должен распуститься цветок. | Радость | ||||||||||||||||||||||||||
Но цветка на месте не оказалось. | Удивление | |||||||||||||||||||||||||||
Подул ветерок, и цветочек выглянул из-под лопуха. | Улыбка
| |||||||||||||||||||||||||||
Сильный ветер сорвал лепестки с цветка. | Огорчение | |||||||||||||||||||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Звуковой анализ и синтез слогов ба , бо, бу, бы, слова бак Деление слов на слоги Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу Отбор картинок, в которых имеется 1,2,3 слога. | |||||||||||||||||||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
Яблоко, лежать, яблоня, под. Картошка, расти, огород, в. Клубника, тарелка, лежать, на
| |||||||||||||||||||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине |
Месяц неделя | Март 5 неделя | ||
Лексичес кая тема | «Наша улица, наш город» | ||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Поезжай за моря-океаны, | «Едут», | |
Надо всею землей пролети: | «Летят», | ||
Есть на свете различные страны, | Разводят руки в стороны. | ||
Но такой, как у нас, не найти. | Отрицательно качают головой. | ||
Глубоки наши светлые воды, | Приседают, | ||
Широка и привольна земля, | Встают, Руки в стороны. | ||
И гремят, не смолкая, заводы, | «Стучат» руками перед собой. | ||
И шумят, расцветая поля... (М. Исаковский} | Плавные взмахи руками, разведенными в стороны. | ||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) | Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. | |
Есть и клены, и дубы, | Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся), | ||
А какие есть грибы! | «Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба). | ||
А еще пекут в печи | Хлопают. То одна рука сверху, то другая. | ||
Вот такие калачи. | «Калачи». | ||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Медленно открывать и закрывать рот; то же с откидыванием головы назад. Рукой отпустить челюсть вниз. Движение челюсти вправо —влево. | |
Упражнения для губ | Поцелуй (бабочка «поцеловала» облетевший цветок). А затем пропела задумчивую песенку (воспитатель вывешивает карточку на доску). | ||
Упражнения для языка | Поочередное высовывание языка вперед-назад. После поцелуя цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу («Вкусное варенье») | ||
Развитие мимичес ких мышц | Нахмурить брови; наморщить лоб; улыбнуться | ||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Звуковой анализ и синтез слогов га , го, гу, гы, слова гам Деление слов на слоги Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу Отбор картинок, в которых имеется 1,2,3 слога. | ||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| ||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине |
Месяц неделя | Апрель 1 неделя | ||
Лексичес кая тема | «Наш дом, наша улица, наш город» | ||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Поезжай за моря-океаны, | «Едут», | |
Надо всею землей пролети: | «Летят», | ||
Есть на свете различные страны, | Разводят руки в стороны. | ||
Но такой, как у нас, не найти. | Отрицательно качают головой. | ||
Глубоки наши светлые воды, | Приседают, | ||
Широка и привольна земля, | Встают, Руки в стороны. | ||
И гремят, не смолкая, заводы, | «Стучат» руками перед собой. | ||
И шумят, расцветая поля... (М. Исаковский} | Плавные взмахи руками, разведенными в стороны. | ||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) | Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. | |
Есть и клены, и дубы, | Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся), | ||
А какие есть грибы! | «Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба). | ||
А еще пекут в печи | Хлопают. То одна рука сверху, то другая. | ||
Вот такие калачи. | «Калачи». | ||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Движения челюстью вправо, влево. Резко опустить челюсть вниз | |
Упражнения для губ | «Улыбка» — «Рупор» | ||
Упражнения для языка | «Лопаточка». «Чашечка». Поднять язык к альвеолам, завести моторчик: трррр (то же с мягким звуком Рь) | ||
Развитие мимичес ких мышц | Как хорошо, когда ты улыбаешься, Как хорошо, когда ты удивляешься, Но как же нам невесело, Когда ты сердишься и огорчаешься. | Выполнение действий по тексту | |
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Анализ и синтез слова шкаф. Составление из слогов слова. | ||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| ||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине |
Месяц неделя | Апрель 2 неделя | ||||||||
Лексичес кая тема | «Школа» | ||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | День стоял веселый, осень на дворе Мы шагали в школу утром в сентябре. Прямо и направо, а потом назад. А потом обратно, а потом кругом, А потом вприпрыжку, а потом бегом. (С. Маршак) | Выполнение движений по тексту. | |||||||
Развитие мелкой моторики (пальчико-вая гимнас- тика) |
Н. Ншцева | ||||||||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Движение челюсти вправо —влево. | |||||||
Упражнения для губ (попеременные движения) | Подражаю я слону Губы хоботком тяну. Чтоб понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам! | ||||||||
Упражнения для языка | Чистим « нижние зубки; «Чашечка | ||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Проснулся первого сентября Витя и испугался | Испуг | |||||||
На улице светло: «Я опоздал в школу». | Огорчение | ||||||||
Но видит — все еще спят. | Удивление | ||||||||
Никуда я не опоздал», — обрадовался Витя. | Радость. | ||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Анализ и синтез слова жгут. Составление из слогов слова. | ||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| ||||||||
Развитие связной речи | Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста. Рассказ «Школа» («Читаем детям» З.Г. Сахилова 1987г. стр.220) |
Месяц неделя | Апрель 3 неделя | |||||||
Лексичес кая тема | «Сад огород» | |||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «ОВОЩИ» Координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи
| |||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнастика) | «КОМПОТ»
Н. Нищева | |||||||
Развитие артикуляцион- ной моторики | Упражнения для языка Однажды наш щенок весь измазался вареньем. Вот как он облизывается. За это хозяйка прогнала его, и он убежал в лес. По дороге он чуть не наступил на грибок Но тут он услышал странный звук, похожий на гармошку, и побежал на этот звук | Упражнение «Вкусное варенье». Упражнение «Грибок». Упражнение «Гармошка». | ||||||
Развитие мимичес ких мышц | Вот после осеннего дождика Улыбнулись, обрадовались выглянуло солнышко. Но вдруг набежала тучка Нахмурились, огорчились Но ветер унес тучки и вы снова Улыбнулись | |||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Анализ и синтез слова марка. Составление из слогов слова. | |||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
Яблоко, лежать, яблоня, под. Картошка, расти, огород, в. Клубника, тарелка, лежать, на
| |||||||
Развитие связной речи | Пересказ рассказа «Колхозный огород». (см.стр.44 «Программы») |
Месяц неделя | Апрель 4 неделя | |||||||||||
Лексичес кая тема | «1 Мая» | |||||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «ГРЯДКА» Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
В. Глущенко | |||||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнастика) | Дружат в нашей группе девочки и мальчики. | Обхватить правой ладонью левую и покачивать. | ||||||||||
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. | Наоборот | |||||||||||
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. | Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот. | |||||||||||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Открыть широко рот и удержать под счет до 10 | ||||||||||
Упражнения для губ | «Улыбка» — «Рупор» («Бублик»}. | |||||||||||
Упражнения для языка | Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя). Мы прижмём его губами (пя-пя-пя). «Чашечка» | |||||||||||
Развитие мимичес ких мышц | Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много! | Удивление | ||||||||||
Надолго хватит! | Радость | |||||||||||
Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды... | Огорчение | |||||||||||
Но ведь это мои друзья! | Улыбка | |||||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Анализ и синтез слова чашка. Составление из слогов слова. | |||||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
(В ходе игры использовать для узнавания натуральные растения, а также иллюстрации)
В, жарко, лес, тихо Высоко, стрижи, над, летать, земля. Рыжие, на, ветка, с, белки, прыгать. Под, сидеть, берёза, ёж. | |||||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине (самостоятельное придумывание события, дополнительных эпизодов при составлении рассказа по картине) |
Месяц неделя | Май 1 неделя | |||||||||
Лексичес кая тема | «Весна» | |||||||||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | «СОЛНЫШКО» Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
| |||||||||
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнастика) | «ВЕСНА»
| |||||||||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Упражнение «Вкусное варенье». | ||||||||
Упражнения для губ | Упражнение «Грибок». | |||||||||
Упражнения для языка | Упражнение «Гармошка». | |||||||||
Развитие мимичес ких мышц | До чего красив венок! | Радость | ||||||||
Ромашки, незабудки | Веселье | |||||||||
На цепи сидит щенок | Грусть | |||||||||
У собачьей будки | Огорчение | |||||||||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Анализ и синтез слова абзац Составление из слогов слова. | |||||||||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| |||||||||
Развитие связной речи | Составление рассказа по картине (самостоятельное придумывание события, дополнительных эпизодов при составлении рассказа по картине) |
Месяц неделя | Май 2 неделя | ||
Лексичес кая тема | «Лето» | ||
Развитие общей моторики (подвиж ные игры) | Возле речки детский сад, На лугу ромашки... Сорок маленьких ребят Бегают в пятнашки. Мы приехали сюда, Ходим за цветами. Солнце, воздух и вода На прогулке с нами | Дети стоят в кругу. Идут к центру круга. Расходятся, Бегут друг за другом «Едут». Ходят. Останавливаются и лицо «подставляют» солнцу | |
Развитие мелкой мото рики (пальчико-вая гимнастика) | На ромашке — две букашки, Загибают пальчики В колокольчике — кузнечик, На гвоздике паучок. и А на маке никого. Сколько было их всего подсчитывают | ||
Развитие артикуляционной моторики. | Упражнения для челюсти | Упражнение «Вкусное варенье». | |
Упражнения для губ | Упражнение «Грибок». | ||
Упражнения для языка | Упражнение «Гармошка». | ||
Развитие мимичес ких мышц | Однажды бабочка отправилась на прогулку. Она помнила, что сегодня должен распуститься цветок. | Радость | |
Но цветка на месте не оказалось. |
Удивление | ||
Подул ветерок, и цветочек выглянул из-под лопуха. | Улыбка | ||
Сильный ветер сорвал лепестки с цветка | Огорчение | ||
Развитие фонетико-фонемати-ческих процессов | Анализ и синтез слов щепка, щенок. Составление из слогов слова. | ||
Развитие лексико-граммати ческих процессов |
| ||
Развитие связной речи | Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев. «Четыре желания» Ушинский К.Д. (см. стр. 622 «Хрестоматия по литературе» Чудакова Н.В. 1999г.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.
Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...
Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте.
Годовой план учителя-логопеда, работающего в условиях логопункта при МБДОУ....
годовой план работы учителя-логопеда
примерный годовой план работы учителя-логопеда ДОУ...
Годовой план работы учителя-логопеда
Годовой план учебно – методической работы учителя-логопеда МКСКОУ школы-интерната на 2015 – 2016 учебный год.Цель:Своевременное выявление и оказание помощи учащимся, имеющим нарушения у...
Годовой план работы учителя-логопеда
Годовой план работы учителя-логопеда....
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Еженедельные заданияучителя-логопедавоспитателямподготовительной к школегруппы компенсирующейнаправленности для детей сТНР...
Годовой план работы учителя-логопеда с родителями
Годовой план работы с родителями....