Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по обществознанию и пути их решения"
методическая разработка
В условиях перехода к информационному обществу важнейшей ценностью является качественное и непрерывное образование. Основа такого образования формируется в школьные годы. Решение проблемы качества образования – необходимое условие реализации программы модернизации российского образования. Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является подготовка учащихся к итоговой аттестации. Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ стала неотъемлемой частью школьного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
25.08.2020 г.
Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по обществознанию и пути их решения.
В условиях перехода к информационному обществу важнейшей ценностью является качественное и непрерывное образование. Основа такого образования формируется в школьные годы. Решение проблемы качества образования – необходимое условие реализации программы модернизации российского образования. Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является подготовка учащихся к итоговой аттестации. Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ стала неотъемлемой частью школьного образования. Основные направления в подготовке к ОГЭ по обществознанию:
- информационное (все участники ГИА должны иметь полное представление о нормативно-правовой базе, процедуре экзамена, структуре работы, критериях оценивания);
- методическое (учитель находится в процессе постоянного самообразования, в поиске и отборе эффективных приёмов и методов преподавания; он должен изучать и использовать в своей деятельности аналитические материалы и методические рекомендации ФИПИ);
- психологическое (успех в сдаче ОГЭ во многом зависит от психологического состояния обучающегося, умений мобилизовать свои силы в стрессовой ситуации; необходимо отработать с помощью психологических тренингов умения владеть собой, сохранять выдержку, чётко распределять время);
- диагностическое (в процессе подготовки учащихся к ОГЭ необходимо анализировать уровень теоретической подготовки, умений применять полученные знания при работе с разными видами информации, работать с диаграммами, статистическим материалом; определять на основе анализа зону ближайшего развития ученика, составлять карты индивидуальных маршрутов, фиксировать пробелы и успехи учеников).
Проблемы в преподавании и подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию:
1) обществознание является комплексной дисциплиной, требующей обширной подготовки по праву, экономике, политологии, социологии, философии, социальной психологии. Затруднения в подготовке к экзамену связаны со сложностью теоретического содержания некоторых тем, многообразием научных подходов к их изложению, недостаточно полным отражением контролируемых элементов содержания в отдельных учебниках по обществознанию, дефицитом времени на их изучение, дроблением материала;
2) традиционно этот предмет лидирует в выборе учащихся. Его выбирают дети с разным уровнем подготовки, с разной мотивацией, что создаёт проблемы дифференциации групп по подготовке к экзамену;
3) на преподавание предмета «обществознание» в 9 классе в учебном плане отведено 34 часа, что не позволяет выделить дополнительные часы на практикумы и уроки-коррекции, уроки обобщения.
4) существенной проблемой является клиповый тип мышления современных школьников.
С учётом происходящих изменений на смену знаниевому подходу пришёл системно-деятельностный подход, направленный на развитие умений добывать и применять знания. Учитель должен кардинально изменить систему преподавания и подготовки к ОГЭ, учитывая веления времени. Наиболее эффективными технологиями я считаю: технологию критического мышления, обучения в сотрудничества, технологию визуализации. Применение приёмов: «ромашка Блума», концептуальные таблицы, «ассоциативный ряд», «мозговой штурм», «синквейн», «пометки на полях», «кластер» способствуют развитию общеучебных умений и навыков, необходимых для успешной подготовки к итоговой аттестации.
Одним из перспективных методов технологии визуализации является метод создания интеллект-карт. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. При построении карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Данный метод позволяет использовать достоинства клипового мышления: усваивать в сжатом виде огромный объем информации, использовать слова-ассоциации, рисунки, картинки. Данный метод помогает девятиклассникам усваивать материал фрагментами, соединёнными логическими цепочками. Использование интеллект-карт на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс изучения и подготовки к итоговой аттестации более ярким и запоминающимся.
В связи с введением ЕГЭ перед учителем истории и обществознания встала проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ? Практика показывает: главным условием для успешной сдачи ЕГЭ является интерес ученика. Поэтому каждый учитель просто обязан заинтересовать детей и помочь им овладеть навыками, необходимыми для успешной сдачи экзамена.
Основными проблемами при подготовке к ЕГЭ по обществознанию являются:
- огромный поток необходимой информации, которую учащимся приходится усваивать за 2 часа в неделю;
- существование негативной практики «натаскивания», преимущественно к заданиям частей 1 и 2, формализация при закреплении нового материала, его сжатость и конспективность; в этом отношении страдает работа с учащимися, направленная на формирование умений выявлять причинно-следственные связи, закономерности;
- большое количество существующих учебников по обществознанию, материал которых не всегда соотнесён с ЕГЭ;
- поиск эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса;
- низкая мотивация обучающихся; если в профильных классах гуманитарного типа учащиеся заранее нацелены на получение хорошего результата на ЕГЭ по обществознанию, то в общеобразовательных классах из-за разноуровневых интересов и знаний данная нацеленность и мотив преуменьшаются или пропадают;
- очень поздний выбор предмета;
- систематическое невыполнение домашних заданий;
- нехватка времени на подготовку на уроках (2 часа в неделю);
- самостоятельная подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию; подготовка должна быть систематической (на каждом уроке), а не фрагментарной, и требует достаточного количества времени;
- написание обществоведческого мини-сочинения (эссе); это наиболее сложная часть экзамена по обществознанию – задание № 29.
Типичные ошибки учащихся в написании обществоведческого мини-сочинения следующие:
- школьники не умеют правильно определить идею, заложенную автором в своём выражении;
- выпускники забывают о том, что в мини-сочинении по обществознанию нужно показать знание определённого теоретического материала по теме;
- в обществоведческом мини-сочинении нет логической связи между частями работы: автор убеждён в одном, а аргументы приводятся другие;
- примеры приводятся только из личностного бытового опыта, а должны быть из разных источников (литература, история, СМИ и пр.)
Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т. е. соответствующего данной формулировке.
Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых лёгких предметов. Многие из них уверены, что по нему-то уж можно «что-нибудь наболтать». Это и есть первая ошибка насчёт обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развёрнутые ответы 2-ой части состоят всего из нескольких предложений, невозможно «наболтать», а нужно давать чёткие ответы.
И вот перед нами вторая ошибка насчёт обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его «препарирование», что гораздо сложнее.
ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам: экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ошибка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат.
При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвёртой ошибки: многочисленных учебников и пособий. Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках КИМов опирается на последние издания.
Пятая ошибка — недостаточное количество часов, которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идёт отход от профильного изучения данного предмета. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю в 5-9 классах, и 2 часа в 10-11 классах.
Как же избежать ошибок и превратить их в плюсы при подготовке?
Первый совет: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.
Второй совет: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развёрнутых заданиях уточните, какой объём надо написать для ответа на каждый вопрос.
Третий совет: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придётся иметь дело.
Четвёртый совет: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в текущий ЕГЭ.
Пятый совет: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — самостоятельной дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию.
Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.
Каковы же способы решения данных проблем?
Во-первых, подготовка к ЕГЭ не должна быть самоцелью, она должна проводиться постоянно, став частью планомерного использования тестов в течение всего периода школьного обучения.
Во-вторых, практически на каждом уроке необходимо отрабатывать алгоритм выполнения заданий ЕГЭ.
В-третьих, вопросы тестов выстраивать так, чтобы заставить учащихся задуматься, высказать свою точку зрения на проблему. Только тогда будет развиваться мышление, и школьник «выжмет» из этого вопроса максимально высокий балл.
В-четвёртых, проводить постоянный тренинг по заданиям ЕГЭ прошлых лет, тестам из всевозможных учебных пособий.
В-пятых, организовать систематическую работу над понятиями (игра «вопрос – ответ» и пр.)
В-шестых, во время практических занятий обсуждать и разбирать так называемые трудные вопросы. Не нужно бояться перегрузить память учащихся излишней информацией, нужно бояться недодать необходимой.
В-седьмых, при написании обществоведческого мини-сочинения вместе с учениками определять идею, заложенную автором, подбирать необходимые для раскрытия темы понятия, выдвигать аргументы, приводить доказательства своей точки зрения, выявлять ошибки и т. п.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на все недостатки вышеназванной формы итоговой аттестации, ЕГЭ по обществознанию рассчитан не на простое зазубривание фактов, понятий, явлений общественной жизни, не на механический выбор ответов, а на выражение собственного «Я», выработку своего мировоззрения, формирование творческого мышления и является важной ступенью социализации личности.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс, и результат его зависит от тесного взаимодействия учителя-учеников-родителей.
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т. е. выпускным экзаменом. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях. Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ?
Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.
Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.
В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.
Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и школе, с тем чтобы:
- выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);
- спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;
- позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;
- определить учителю и родителю образовательную траекторию ребёнка;
- определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребёнок.
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в школе в результате позволит:
- психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ;
- определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения;
- даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах;
- будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам;
- родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка;
- даст возможность улучшить общую систему обучения.
Итоги ВПР не влияют на годовые оценки.
Как показывает сравнительный анализ результатов проверочных работ в 6 и 7 классах за 2019 г. и предыдущие годы обучающиеся демонстрирует устойчивые затруднения с выполнением ряда заданий. Преодоление этих затруднений является актуальной задачей, решение которой позволит повысить качество обучения предмету «обществознание».
Результаты ВПР 2019 года продемонстрировали, что основными заданиями, которые вызвали затруднение у обучающихся 6 и 7 классов, были задания, которые предусматривали: выбор верного суждения, определения к какой сфере общественной жизни относится то или иное явление, составление письменного рассказа из предложенных ключевых понятий высокого уровня обобщения, знание положений Конституции РФ и умение их продемонстрировать и выразить своё к ним отношение в виде письменного ответа, знание социальных ситуаций и умение раскрыть ключевые понятия и дать им определение. Анализ результатов ВПР предыдущих лет показывает устойчивость затруднений выполнения заданий, где требуется раскрыть понятия высокой степени обобщения, например, «культура», «духовность», «нравственность» и т. п.
Эти затруднения могут быть связаны как с пробелами в усвоении обществоведческого материала в силу его объёма и предметного разнообразия, так и затруднениями, связанными с владением приёмами мыслительной деятельности, такими как анализ, синтез, обобщение исторического материала, умения сравнивать исторические явления, умения делать и обосновывать выводы, т. е. устанавливать причинно-следственные связи и доказывать свою точку зрения, фиксировать результаты умственной деятельности, особенно в письменном виде.
Общие рекомендации для повышения качества обученности школьников. Учителям рекомендуется:
1) проанализировать результаты ВПР-2019 по обществознанию с целью корректировки содержания образовательного процесса, программного сопровождения, а также формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
2) развивать социальный кругозор учащихся, формировать познавательный интерес к изучению общественных дисциплин;
3) предлагать к решению учащимся проверочные задания средней и повышенной сложности, преодолевая предметные дефициты; решение подобных заданий формирует метапредметные умения:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- смысловое чтение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории и обществознанию"
Из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию". Ссылка на презентацию: https://infourok.ru/sistema-podgotovki-obuchayushihsya-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-for...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Формирование гражданской идентичности обучающихся на основе краеведческого материала"
Формирование гражданской идентичности обучающихся на основе краеведческого материала....

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Нетрадиционные формы уроков истории и обществознания"
Современное российское общество испытывает потребность в грамотных, успешных, активных гражданах, способных самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Другой спектр функций ...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение"
Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины....

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Дистанционное и электронное обучение: возможности и перспективы современной школы"
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объёма изучаемого ...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Воспитательный компонент в рамках реализации предметных концепций по учебному предмету «История»"
Под воспитанием в школьном историческом образовании понимается целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся в ходе их урочной и внеурочной деятельности, которое обеспечивает осознанное восп...