Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Формирование гражданской идентичности обучающихся на основе краеведческого материала"
методическая разработка

Филяков Степан Викторович

Формирование гражданской идентичности обучающихся на основе краеведческого материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданской идентичности обучающихся на основе краеведческого материала

Гражданская идентичность означает осознание себя как носителя российской культуры и гражданина России.

Последствия социально-экономических и социокультурных преобразований 90-х годов прошлого столетия - экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей  - оказали и продолжают оказывать негативное влияние на общественное сознание в целом и на воспитательный процесс подрастающего поколения в частности.

В условиях неблагоприятного воздействия макросреды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, сострадание, межконфессиональная и межнациональная толерантность и другие.

В таких условиях именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности  и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего  общего образования (от 17 мая 2012 г.) вопрос формирования российской государственной идентичности является одним из главных. Данный стандарт определяет, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны в первую очередь отражать российскую гражданскую идентичность» (п. 7).

Фактическим руководством по формированию настроя на Россию  для преподавателя-историка является Историко-культурный стандарт, в котором выделены следующие значимые цели:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социокультурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству;
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности.

Согласно стандарту среди всех гуманитарных предметов именно истории заслуженно отведена роль одного из главных предметов в воспитании патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине. Российская идентичность юного гражданина формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом.  Важное место в этой триаде принадлежит формированию причастности к истории своей малой родины. 

Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Местный материал дает возможность учителю показать и объяснить отличия, особенности в исторических явлениях, что является основополагающим для развития исторического мышления.

С точки зрения мотивационного изучения истории именно краеведение позволяет реализовать задачу познания истории как ремесла историка. То есть именно краеведение дает возможность ученику стать субъектом познавательной деятельности через самостоятельную исследовательскую работу. Таким образом, именно проектно-исследовательская деятельность учащихся является определяющей в этой работе.

Выделим основные направления в краеведческой работе учителя:

  • работа по организации и сбору краеведческого материала через исследования учителя и организуемые им исследования учащихся (реализация исследовательской технологии);
  • способы активизации (реализации) краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе (уголка краеведения на базе собранного материала, пополнение фондов школьного музея, организация экскурсии,  конференции, участие в социальных акциях и др.).

Высокая мотивация, живой интерес возникает у учащихся именно тогда, когда рассматриваемый материал соприкасается не только с крупными историческими событиями,  но и с событиями, происходившими в родном крае, на территории малой родины. Поэтому на уроках краеведения и истории учитель систематически включает местный исторический материал, учащиеся выполняют  исследовательские проекты, тематика которых носит не только исторический, но и нравственно-воспитательный потенциал.

За 2017-2018 учебный год были реализованы следующие мероприятия.

Летняя экскурсия «В гостях у археологов». Летом 2017 г. дети, посещающие лагерь летнего отдыха, вместе с воспитателями и учителями совершили поездку к археологам на велосипедах. Дети познакомились с бытом археологов, узнали о правилах проведения раскопок, а также смогли воочию увидеть раскоп (место раскопок) и археологические находки (керамику, соху). Помимо этого, путешествие на велосипедах по селу способствовало расширению кругозора детей, появлению интереса к истории села и его облику в прошлом.

27 сентября Тамбовская область отметила 80-летний юбилей. В честь такого значимого события был проведён урок-путешествие «Тамбовщина в сердце моём» для учащихся 5-7 классов. Данное мероприятие было нацелено на расширение знаний учащихся об истории Тамбовского края, о занятиях его первых жителей. Ученики познакомились с легендами о появлении тамбовского герба, узнали, почему символом Тамбовщины является волк, а также выяснили, что изображено на символике районов и городов Тамбовской области в настоящее время. Ученики смогли совершить путешествие в прошлое – от основания города Тамбова до наших дней, почувствовать себя причастными к истории нашего края.  

В 2018 г., в честь 100-летия Тамбовского госуниверситета и 275-летия со дня рождения Г. Р. Державина ТГУ впервые учредил областную междисциплинарную олимпиаду имени Г. Р. Державина среди учащихся 9-11-х классов общеобразовательных учреждений по трём номинациям: «История», «Филология» и «Юриспруденция». От нашей школы участие принимал ученик 10 класса Мешков Георгий с работой «Державин-губернатор», в которой были освещены преобразовательные мероприятия Г. Р. Державина на посту управителя Тамбовщины (разработка плана перестройки города, обновление Преображенского собора, преобразования в духовной жизни). 29 марта состоялся очный заключительный этап в г. Тамбове, на который мы попасть не смогли. Но диплом лауреата и благодарственное письмо получили.

Особого внимания заслуживает речь-обращение ректора ТГУ Владимира Стромова к участникам олимпиады, который подчеркнул значимость изучения краеведения и важность осознания себя частью Тамбовщины и России в целом. В. Стромов: «Тамбовский государственный университет уважает и чтит историко-культурное прошлое страны и региона, выполняет миссию трансляции знаний и традиций, поэтому не мог обойти вниманием юбилей своего духовного покровителя – прославленного государственного деятеля и поэта эпохи Просвещения Гавриила Романовича Державина».

Краеведческие чтения «Моя земля, мои земляки». В этом году на чтениях в Липовке была представлена работа «Хроника подавления Рудовского восстания 1918 г.», посвященная столетию карательной экспедиции большевиков против восставших крестьян Рудовской волости Кирсановского уезда. На основе научных публикаций и опроса местных старожилов были получены ценные сведения об обстоятельствах восстания, о судьбах предводителей мятежа. Исследование показало, насколько пагубными и ужасными могут быть внутригосударственные конфликты и разногласия.

Важнейшей составляющей при работе по формированию гражданской идентичности учащихся является участие в акциях памяти («Бессмертный полк», «Уроки мужества»). Данные мероприятия позволяют донести до учащихся, что каждый народ должен знать свою историю и свято чтить её память. Ведь без прошлого человек не имеет будущего.

В конце мая на базе Рудовской школы состоялась научно-практическая конференция «Юные исследователи», на которой была представлена работа Шариковой Юлии «Календарно-обрядовые праздники села Рудовка». В исследовании были отражены традиции и обычаи наших односельчан, связанные с престольным праздником села – Покровом Пресвятой Богородицы. Сбор необходимой информации, беседа с односельчанами, работа с литературой позволили собрать ценный этнокультурный материал по истории нашего села.

Подобная работа позволяет актуализировать социокультурный опыт учащегося, окультурить его, поднять на более высокий ценностный уровень, сделать научным. Происходит обогащение личностной сферы учащегося не только на когнитивном, но и на эмоционально-чувственном уровне: меняется отношение к себе самому, к социальному окружению, к истории своего народа в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании муниципального методического объединения "Юный спасатель"

Представлен успешный опыт подготовки к соревнованиям различного уровня   05.04.2023 г....

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Нетрадиционные формы уроков истории и обществознания"

Современное российское общество испытывает потребность в грамотных, успешных, активных гражданах, способных самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Другой спектр функций ...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение"

Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины....

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по обществознанию и пути их решения"

В условиях перехода к информационному обществу важнейшей ценностью является качественное и непрерывное образование. Основа такого образования формируется в школьные годы. Решение проблемы качества обр...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Дистанционное и электронное обучение: возможности и перспективы современной школы"

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объёма изучаемого ...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Воспитательный компонент в рамках реализации предметных концепций по учебному предмету «История»"

Под воспитанием в школьном историческом образовании понимается целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся в ходе их урочной и внеурочной деятельности, которое обеспечивает осознанное восп...