Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Дистанционное и электронное обучение: возможности и перспективы современной школы"
методическая разработка
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объёма изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Традиционное дистанционное обучение подразумевает, что обучающийся получает учебные материалы (печатные или электронные) и изучает их самостоятельно в удобном для него режиме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филяков С. В., учитель истории и обществознания
Рудовского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ»
Дистанционное и электронное обучение:
возможности и перспективы современной школы
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объёма изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Традиционное дистанционное обучение подразумевает, что обучающийся получает учебные материалы (печатные или электронные) и изучает их самостоятельно в удобном для него режиме. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, по сети Интернет, e-mail имеет следующие формы занятий:
* чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату;
* веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
* телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
Достоинства дистанционного обучения
Технологичность – обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учётом активного взаимодействия ученика с обучающей системой. Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедийных технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.
Доступность и открытость обучения – возможность учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет, не покидая свой дом.
Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, оно более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы. Интенсивность и продолжительность занятий тоже можно регулировать самостоятельно, и это тоже немаловажно. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учёбы, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет ученика заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.
Дистанционное обучение в первую очередь может быть удобно людям, страдающим физическими недугами, которые не позволяют им посещать занятия в «реальных» классах. Современные технологии ДО позволяют им изучать любой предмет, не покидая собственной комнаты.
Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачёта или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым ученикам показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью ученика по другим предметам.
Ещё одно преимущество ДО – Ваша оценка будет более объективная, если вы учитесь дистанционно. Дело в том, что при дистанционном обучении не возникает личных симпатий и антипатий учителя к ученику.
Получение дистанционного образования одновременно и увлекательно, и проблематично.
Недостатки дистанционного обучения
Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и учителем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.
Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащённость, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.
Одним из ключевых вопросов дистанционного обучения остаётся проблема подтверждения личности пользователя при проверке знаний. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приёмов и навыков у учителей – тьюторов.
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жёсткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
Высокая трудоёмкость разработки курсов дистанционного обучения.
Недостаточная компьютерная грамотность обучающихся и педагогов, отсутствие опыта дистанционного обучения: многие учителя и ученики ещё не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
Недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры в России. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения.
Проблема подготовки кадров. Очень важно уметь осуществлять дифференциацию обучения, рефлексию. В отличие от очных форм обучения, преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, сдерживать пыл экстравертов и т. д. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует от педагога достаточно сложных знаний и умений, специальной и достаточной подготовки.
Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий.
Перспективы развития дистанционного обучения в России
Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.
Дальнейшее развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с учителем, - вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счёт виртуального общения. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:
- мультимедийность (озвученные видео и слайдфильмы, анимация, графика);
- насыщенная интерактивность (использование потокового аудио и видео);
- многообразие контрольных и тестовых заданий;
- большой объём учебного материала, который, благодаря мультимедиа, легко усваивается;
- общение слушателей между собой;
- использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, программы на CD-ROM и т. д.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» в статье 16 раскрывает понятие электронного обучения. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» даёт образовательным организациям право на применение электронного обучения, на применение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся.
Информационно-образовательная среда — это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса и освоения обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся. Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются:
- электронные информационные ресурсы;
- электронные образовательные ресурсы;
- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся.
Электронное обучение может включать в себя самостоятельную работу с электронными материалами, работу с использованием персонального компьютера. Электронное обучение даёт возможность:
* детям получать консультации учителей в режиме онлайн;
* классу и педагогу взаимодействовать дистанционно;
* учителю вести общую виртуальную деятельность с детьми;
* повышать информационную культуру участников образовательного процесса;
* педагогам осваивать инновационные технологии;
* детям и учителям получать знания, не выходя из дома.
В связи с тем, что электронное обучение приобрело массовый характер, были изданы методические рекомендации, которые регламентируют особенности получения образования электронно, с использованием дистанционных технологий. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», утвердило примерную модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Согласно данной модели первым шагом реализации электронного обучения должны стать разработка и утверждение локального акта (приказа, положения) об организации дистанционного обучения, который определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам. Школа должна вывесить локальный акт на сайт школы для ознакомления.
Следующим шагом является формирование расписания занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут. Это связано с тем, что занятия проводится с использованием компьютера. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3–4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5–6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7–11 классов — 35 минут. Не стоит забывать о здоровьесберегающих технологиях при реализации электронного обучения.
После составления расписания школа информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций.
Администрация школы должна обеспечить ведение учёта результатов образовательного процесса в электронной форме.
Родители должны подтвердить выбор дистанционной формы обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам документально, то есть написать соответствующее заявление.
Реализация программ посредством электронного обучения может потребовать внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.
Учитывая технические возможности, школа организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов, например, организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп.
Учителям при организации электронного обучения рекомендуется:
- планировать свою педагогическую деятельность с учётом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся ресурсы и задания;
- выражать своё отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
Электронное обучение, несмотря на всю сложность, является одним из основных способов освоить учебный материал и не отстать от программы в ситуации карантина. Если ребёнок что-то не поймёт с первого раза, то он сможет легко изучить материал повторно. Для отправки выполненных заданий ученик может использовать многочисленные способы современных дистанционных коммуникаций. Тестирование, промежуточная и текущая аттестации проходят гораздо проще. Такое обучение уменьшает степень волнения и придаёт спокойствие и уверенность детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Формирование гражданской идентичности обучающихся на основе краеведческого материала"
Формирование гражданской идентичности обучающихся на основе краеведческого материала....

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Нетрадиционные формы уроков истории и обществознания"
Современное российское общество испытывает потребность в грамотных, успешных, активных гражданах, способных самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Другой спектр функций ...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение"
Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины....

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по обществознанию и пути их решения"
В условиях перехода к информационному обществу важнейшей ценностью является качественное и непрерывное образование. Основа такого образования формируется в школьные годы. Решение проблемы качества обр...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Воспитательный компонент в рамках реализации предметных концепций по учебному предмету «История»"
Под воспитанием в школьном историческом образовании понимается целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся в ходе их урочной и внеурочной деятельности, которое обеспечивает осознанное восп...