Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение"
методическая разработка

Филяков Степан Викторович

Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность через разноуровневое обучение?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение»

Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как мотивировать познавательную деятельность через разноуровневое обучение?

Принципы технологии разноуровнего обучения:

1) Принцип всеобщей талантливости – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

2) Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать;

3) Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть окончательным.

Чтобы достичь хотя бы один из названных принципов, необходимо смотивировать обучающихся на эту деятельность.

Учителя чаще всего ориентируются на внешнюю мотивацию (презентации, атрибуты, игры и пр.). А успешность учебной деятельности и, в конечном счёте, качество образования зависят от мотивации внутренней.

Сегодня проблема мотивации очень актуальна. В условиях платного высшего образования, которое может получить каждый выпускник (при наличие средств), мотивация к учению в целом падает. Именно поэтому работа в этом направлении является для многих педагогов первоочередной.

Как сделать урок интересным…

Существует масса методов и приёмов. Считаю очень важным интересное начало урока: организационный момент. Все школьники по своей природе любопытны: и маленькие, и взрослые, это стоит использовать.

А) Вход в класс под музыку. Музыка обязательно подбирается к теме урока. Например, тема «Индустриализация в СССР» - «Марш индустриализации», тема «Начало Великой Отечественной войны» - «Песня защитников Москвы», тема «Культ личности Сталина» - песня «Да здравствует Сталин!» и др.

Слыша песню, дети начинают спрашивать: «А что это? А зачем это? А что мы будем делать? А какая тема?» Интрига создана, обучающиеся в нетерпении. К некоторым песням можно распечатать текст, один-два куплета, раздать каждому на парту до начала урока. На перемене они прочитают текст и уже могут сформулировать, если не тему урока, то некоторые моменты, которые будут рассматриваться на данном занятии. А, если ещё к тексту песен поставить проблемные вопросы, придумать интересные задания – успех начала урока обеспечен, и время сэкономили на формулировке цели занятия.

Пример: отрывок из «Песни защитников Москвы» (для детей лучше не указывать название данной песни)

В атаку стальными рядами

Мы поступью твёрдой идём.

Родная столица за нами,

Рубеж наш назначен Вождём.

На марше равняются взводы

Гудит под ногами земля,

За нами родные заводы

И красные звёзды Кремля.

Вопросы:

1) О каком историческом событии идёт речь?

2) Какое значение имело данное событие в истории нашей Родины?

3) Что бы ты хотел узнать о данном событии?

Б) «Чёрный ящик». Таким же интригующим моментом в начале урока может выступать тематический предмет. На парту ставится любая коробка, желательно размера побольше, в ней спрятан предмет, относящийся к теме урока.

Например, по обществознанию, тема «Семья» - вырезанные из бумаги три фигурки человека разного размера; можно положить тематическое фото по теме «Глобальные проблемы» - фото ядерного взрыва, террористического акта, мусорной свалки; по праву, начиная изучение отдельной отрасли права – кодексы: семейный, уголовный, трудовой и т. д., по истории это может быть фигура египетской пирамиды, монеты и банкноты разных периодов, небольшие бюсты Сталина, Ленина, портреты политических лидеров, предметы быта и другие вещественные исторические источники.

Для того, чтобы открыть коробку, нужно угадать по наводящим вопросам, что в ней спрятано. А когда предмет стал известен, учитель задаёт серию вопросов: «Как вы считаете, почему был спрятан именно этот предмет? Какую информацию он нам может дать?»

В) Игра на уроке. «Познавательные игры (дидактические) – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности».

Применение такого вида деятельности, как игра, в процессе образования вызвано тем, что ребёнок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса обучения. На некоторое время подсознательное восприятие усвоения знаний как некоего трудного и скучного занятия, замещается на лёгкое и весёлое времяпровождение.

Использование игр возможно для всех школьных возрастов, главное учесть восприятие игрового момента учеником как соответствующего его возрасту занятия, таким образом, чтобы игра на уроке не превращалась в балаган. Чтобы заинтересовать ребёнка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование несложно. Например, для учащихся 5 – 6 классов это может быть игра-разминка в начале урока по проверке домашнего задания с разбивкой класса на команды или целый урок-игра по обобщению материала по пройденной теме. В то же время, для учеников 8 – 9 классов более подходит игра-диспут, где старшеклассники не только показывают знания, полученные на уроках, но и высказывают своё личное мнение по заданной теме.

Современный урок должен меняться и внешне, и внутренне.

Простая перестановка парт меняет отношение ребёнка к уроку. На уроках экономики в 10-11 классах учащиеся сидят за партами, которые поставлены в одну линию, как в университетской аудитории. Школьники очень радуются этой мелочи, они все мотивированы на урок и готовы к работе, ожидая чего-то интересного.

Что же касается форм работы на уроке, то, исходя из новых требований к результатам образования, преобладает групповая форма работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик имеет возможность высказать своё мнение, спорить, доказывать свою точку зрения. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Школьники учатся обсуждать задачи, искать пути решения, распределять обязанности в соответствии со способностями, представлять совместный результат.

В группе любая работа, даже самая скучная, становится интересной, особенно, если добавить состязательный момент. Не стану углубляться в технологию групповой работы, а приведу примеры.

Обществознание. Тема урока «Типология обществ». Группы по 3-4 человека наглядно представляли разные типы обществ, а затем на основе представленных результатов проводили сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов.

Работа в группах помогла быстро освоить большой объём материала, легко выделить сходства и различия между данными подходами и всем учащимся получить оценки.

При этом, перед началом работы школьники самостоятельно выработали критерии оценки данной работы:

1. Степень раскрытие задания (информативность)

2. Логичность, точность, корректность выступления.

3. Творческий подход (креативность).

Баллы:

«0» - критерий не раскрыт,

«1» - есть замечания,

«2» - критерий раскрыт полностью.

И каждая группа оценивала по данным критериям работу одноклассников, на основании набранных баллов выставлялись оценки.

Неоценимую услугу при актуализации мотивационных ресурсов у многих учащихся оказывают дифференцированные задания. Разработка разно уровневых заданий позволяет гораздо большему числу школьников испытать «ощущение потока» в учёбе, обрести радость и уверенность в учебном труде.

Глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, что даёт возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности  каждого учащегося.

Например, в контрольной работе даются вопросы трёх типов.

А – правильный ответ оценивается 1 баллом;

В – частично правильный ответ оценивается 1 баллом, правильный – 2 баллами;

С – дополнительный вопрос, оценивается от 0 до 3 баллов.

Пример, урок в 5 классе по истории «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». Организуется практическая работа в группах (парах) с фрагментами законов Хаммурапи, которые необходимо адаптировать и заранее распечатать. Задача каждой группы – найти подтверждение гипотез, что законы Хаммурапи были крайне жестокими; законы Хаммурапи были несправедливы по отношению к рабам; законы Хаммурапи поддерживали порядок в государстве и были необходимы обществу. Подобные задания предназначаются для учеников с хорошим запасом знаний, умением быстро находить нужную информацию и анализировать её. Для учеников с непрочными знаниями и проблемами при восприятии информации предлагается особое творческое задание: представить одну из статей законов Хаммурапи в виде рисунка. При используемом методе работы каждый ученик имеет возможность получить положительную оценку.

Ещё одним примером использования технологии разноуровневого обучения можно считать дифференцированный подход к домашним заданиям. Так, целесообразно давать обязательные задания на базовом уровне и задания дополнительные на более высоком, исследовательском уровне. В случае выполнения обоих типов заданий ученик получает две оценки за домашнюю работу.

В заключении хочу отметить, что все рассмотренные методы обучения будут реально приносить плоды только в том случае, если педагог будет выполнять свою работу с любовью и уважением к детям, всячески поддерживать и развивать в них трудолюбие, тягу к знаниям и творческие возможности. Только если учитель сам заинтересован в результатах своего труда, возможен процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации"

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации" 2020г...

Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение.

Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение: игровая деятельность, критическое мышление, ИКТ - технологии, метод проблемных задач, исследовательская...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Нетрадиционные формы уроков истории и обществознания"

Современное российское общество испытывает потребность в грамотных, успешных, активных гражданах, способных самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Другой спектр функций ...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по обществознанию и пути их решения"

В условиях перехода к информационному обществу важнейшей ценностью является качественное и непрерывное образование. Основа такого образования формируется в школьные годы. Решение проблемы качества обр...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Дистанционное и электронное обучение: возможности и перспективы современной школы"

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объёма изучаемого ...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Воспитательный компонент в рамках реализации предметных концепций по учебному предмету «История»"

Под воспитанием в школьном историческом образовании понимается целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся в ходе их урочной и внеурочной деятельности, которое обеспечивает осознанное восп...