Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Нетрадиционные формы уроков истории и обществознания"
методическая разработка

Филяков Степан Викторович

Современное российское общество испытывает потребность в грамотных, успешных, активных гражданах, способных самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Другой спектр функций условно определяется как самореализация. Сюда могут быть отнесены функции творчества, свободы, самостоятельности. Система нетрадиционных уроков способствует формированию этих и других функций личности, так как учащиеся на таких занятиях проявляют творчество, нестандартность мышления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы уроков истории и обществознания

Современное российское общество испытывает потребность в грамотных, успешных, активных гражданах, способных самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Другой спектр функций условно определяется как самореализация. Сюда могут быть отнесены функции творчества, свободы, самостоятельности. Система нетрадиционных уроков способствует формированию этих и других функций личности, так как учащиеся на таких занятиях проявляют творчество, нестандартность мышления.

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока.

Первый подход рассматривает НФУ как отход от чёткой структуры, комбинированный подход и сочетание разнообразных методических приёмов. То есть основной формой учебного процесса всё же остаётся традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся.  

Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы уроков, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (урок-конференция, урок – круглый стол, урок-дискуссия и пр.). Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берётся способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).

При разработке нетрадиционного урока пристальное внимание уделяется следующим моментам:

1) Гуманизация. Защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий.

2) Здоровьесберегающее образование. Создание условий для воспитания и развития личности, способной преодолевать усталость, справляться с учебной нагрузкой, личности уравновешенной, коммуникабельной, эмпатичной.

3) Дифференциация, индивидуализация процесса обучения.

4) Технология сотрудничества. Установление нормативных человеческих отношений между учащимися и учителем, способствующих успешности воспитания и обучения.

5) Исследовательская деятельность.

Признаки нетрадиционного урока:

- изменение временных рамок (занятие не регламентировано);

- занятие проводится не только в классе;

- на уроке используется внепрограммный материал, углубленно рассматривается вопрос;

- создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных, личностных особенностей;

- обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.

К нетрадиционным технологиям учебного занятия относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, занятие-исповедь, занятие-презентация;

- уроки с имитацией публичных форм обучения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, дискуссия, панорама, телепередача, телемост, устный журнал;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте;

уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная, интервью;

- перенесение в рамки занятия традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Что? Где? Когда?», спектакль, «посиделки» и др.

* Из личного опыта *

Система нетрадиционных уроков по истории:

- Бинарный урок (урок, сочетающий историю с любым другим предметом) – «Человек в культуре Древней Руси», «История в шедеврах», «Религия и культура».

Урок-характеристика – «Александр Невский как личность, полководец, политический деятель», «Наполеон – политический портрет», «Иван Грозный в кривом зеркале», «Сталин глазами потомков».  

- Урок-размышление, урок-дискуссия – «Судьба России в спорах западников и славянофилов», «Императоры XIX века. Аргументы и факты».

- Музейный урок, урок мужества – «Вечной памятью живы», «Ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС – дело рук простых героев».

- Урок исторического чтения (мифы, сказания, легенды, поэмы) – «Слово о полку Игореве», «История Государства Российского», «Греческие мифы».

- Урок-игра – «Защита города от кочевников», «И вечный бой» (Русь IX-XIII столетий), «Тропами индейцев», «Русь языческая».

- Творческие уроки:

* Урок-спектакль: «Масленица»;

* Урок-путешествие: «Москва златоглавая»;

* Урок-телепередача: «Женские истории», «Императоры и Императрицы»;

* Урок-выставка:  демонстрация рисунков, творческих работ;

* Урок-исследование: «Занятия и обычаи восточных славян в VI – VIII веках».

Система нетрадиционных уроков по обществознанию:

- Интегрированный урок;

- Урок-лекция:

* проблемная лекция;

* лекция-визуализация;

* лекция-диалог;

* лекция с применением игровых методов (методы «мозгового штурма», методы конкретных ситуаций).

- Урок-семинар;

- Урок-экспедиция;

- Урок-конференция;

- Урок – практическая работа;

- Урок – лабораторная работа;

- Урок-диалог;

- Урок – деловая игра;

- Урок-суд;

- «Мозговой штурм».

Нетрадиционный или нестандартный урок для учеников — это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Должно быть гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. 

Таблица 1

Традиционные и нетрадиционные формы урока

(автор Г. К. Селевко)

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами.

Развитие личности учащихся.

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер.

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности.

Процессуальная часть

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение.

Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование.

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников.

Игровая (моделирующая), оценочно-дискуссионная, рефлексивная деятельность: «метод прямого доступа», проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося.

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках.

Совместная работа учителя и учащегося в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности.

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся.

Учитель – координатор, приоритет стимулирующей деятельности учителя.

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся.

Таблица 2

Соотношение традиционных и нетрадиционных

форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки: взаимодействия в системе «учитель-ученик», изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом.

Достоинства: позиции в системе «учитель – ученик», возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков.

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся.

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объём информации, систематичность.

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала. Недостатки: меньший объём изучаемого материала.

Процессуальная часть

Достоинства: чёткая структура урока. Недостатки: шаблонность, однообразие.

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности. Недостатки: большие затраты времени.

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления.

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления.

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя.

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя.

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками.

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя.

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения.

Недостатки: слабая обратная связь.

Достоинства: сильная обратная связь.

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностике результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации"

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации" 2020г...

Протокол № 1 заседания городского методического объединения учителей истории и обществознания

Председатель – Присяжникова Е.В.Секретарь – Рахимкулова Ф. Ф. Присутствовали:  Никиташина А. В, Рахимкулова Ф. Ф., Тулпарова М. М., Беженарь Л. М, Серегина Г. И.,  Киселев С...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение"

Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины....

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по обществознанию и пути их решения"

В условиях перехода к информационному обществу важнейшей ценностью является качественное и непрерывное образование. Основа такого образования формируется в школьные годы. Решение проблемы качества обр...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Дистанционное и электронное обучение: возможности и перспективы современной школы"

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объёма изучаемого ...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Воспитательный компонент в рамках реализации предметных концепций по учебному предмету «История»"

Под воспитанием в школьном историческом образовании понимается целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся в ходе их урочной и внеурочной деятельности, которое обеспечивает осознанное восп...