Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации"
учебно-методический материал
Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации" 2020г
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания обществознания в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы. Новая концепция преподавания обществознания , утвержденная на коллегии Минпросвещения России 24.12.2018, принята к реализации в текущем учебном году.
Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по учебному предмету должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Обществознание является стержнем, вокруг которого формируется понимание российской идентичности, гражданского, культурного, образовательного пространства страны. Кроме того учебный предмет направлен на формирование опыта применения полученных знаний для решения актуальных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, и семейно-бытовых отношений.
Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания обществознания в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Основной целью учебного предмета «Обществознание» является воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности , уважения к социальным нормам, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Задачи обществоведческой подготовки можно отобразить содержательными блоками, каждый из которых включает - прогнозируемый результат в овладении соответствующими способами деятельности; формированием социально значимых компетенций; выработку определенных ценностных ориентиров.
Концептуальный блок направлен на решение следующих задач: развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации ; развитие у обучающихся способности к самоопределению, самореализации и самоконтролю ; формирование у обучающихся: интереса к науке и повышение мотивации к высокопроизводительной и инновационной трудовой деятельности ; целостной картины общества на основе современных научных знаний и методик ; духовной культуры, основанной на нормах морали, принципах толерантности и равенства, уважения к традиционным для России религиям; политической культуры, основанной на принципах демократизма и плюрализма, повышение мотивации к участию в политической жизни страны.
Учебно-методический блок, обеспечивающий необходимыми знаниями, включает: знания о человеке как единстве природного и социального начал, о его способностях, потребностях, возможностях и интересах, о путях развития и совершенствования; представление о многообразии социальных общностей и особенностях механизма социализации, о различных типах общественных связей и отношений, о структуре и значении первичных коллективов, о социальных статусах и социальных ролях личности в обществе; знания о различных способах регулирования общественных отношений и поведения личности, нормативных структурах, символах культуры ; знания о целостности общества и соотношении его основных структурных элементов, об основных тенденциях развития общества и его современном состоянии, общественном прогрессе и его критериях; понимание соотношения необходимости и свободы в общественном развитии и деятельности людей;
знания о чертах и особенностях развития нашего общества, об особенностях формирования российской идентичности, о его месте и роли в общецивилизационном процессе, в мировой истории, в культурном развитии человечества, о возможных перспективах будущего; представления о некоторых направлениях в развитии общественной мысли прошлого и современности, о различии в методологических подходах и оценках общественных явлений; знание о современном социальном, экономическом и политическом устройстве Российской Федерации, знания о государственно-правовой системе, включая знание основного закона - Конституции России, федеральных конструкционных законов, уважение к государственным символам, представление о системе органов государственной власти . Указанные задачи должны служить ориентиром как при отборе содержания школьного обществоведческого образования в целом, так и в рамках отдельных учебных предметов.
Проблемы изучения обществознания Создание Концепции обусловлено следующими факторами, происходящими в мире и в Российской Федерации : масштабность и темпы социокультурных изменений в условиях лавинообразного нарастания информации и её стремительного устаревания ; трансформация мировоззренческих ориентиров и рост ценности человеческого капитала, определяющие задачу подготовки компетентных профессионалов, готовых действовать в ситуации неопределенности и владеющих инновационными технологиями ; рост мобильности квалификаций и профессий.
Приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и задачи повышения конкурентоспособности отечественной экономики определяют необходимость в формировании у молодого поколения россиян практико- ориентированных навыков с одновременным развитием патриотического и социально-ответственного отношения к своей родине. Изучение обществознания в образовательных организациях должно соответствовать основным характеристикам современного образования, таким как непрерывность , открытость , ориентация на системно- деятельностный подход; и нтеграция с такими предметами как «История», «Литература», «География ».
Проблемы мотивационного характера Новые задачи учителя обществознания заключаются в том, чтобы поддержать обучающегося в его самостоятельной познавательной деятельности , обеспечить возможность приобретения практического опыта, на выработку не только знаний, умений и навыков, но и компетенций как динамического набора образовательных достижений, моделей поведения и личностных качеств обучающихся, которые в будущем позволят им быть успешными . Ключевые компетенции: Политические и социальные Компетенции связанные с жизнью в поликультурном обществе Коммуникативные Информационные Персональная компетенция Личностные компетенции
Проблемы содержательного характера учебный предмет и учебные материалы являются преимущественно информационными, а не практикоориентированными и не направленными на воспитание ; несоответствие материала возрастным особенностям и культурному уровню обучающихся ; концентрические курсы обществознания в 5-7 и 8-9 классах - конгломерат социальных знаний, весьма условно собранных, содержательно повторяющих друг друга и моделирующих, насколько это возможно, структуру социального образования; содержание и методический аппарат учебников и учебных пособий не обеспечивает адаптацию сложного материала, включающего категориальный аппарат и понятия высокой степени обобщения ;
поверхностное изложение содержания, отсутствие достижения глубокого понимания изученного в 10 - 11 классах, остаются содержательные неточности, несоответствующие изменениям в социальных и гуманитарных науках, праве и т.п .; низкая сформированность гражданского Самосознания социальной, экономической, правовой и политической культуры; получение социальных компетенций происходит за рамками уроков обществознания, как правило в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий .
Проблемы методического характера Форма подачи материала в учебниках и учебных пособиях устарела : в учебниках по обществознанию современному обучающемуся предлагаются готовые материалы высокого теоретического уровня; нет ни ситуационных задач, ни рассмотрения конкретных примеров/случаев, ни сформулированных тем для дебатов; в учебниках для уровня среднего общего образования отсутствует иллюстративный материал, сравнительные таблицы, схемы, которые бы не просто повторяли теорию, а были бы самостоятельным источником знаний.
Какие же ориентиры нам предлагает новая концепция? Современному обучающемуся необходимо дать возможность самому делать анализ, формулировать выводы. Современный урок обществознания - это площадка для дискуссий, обсуждения в группах, а не монолог учителя, пытающегося объяснить сложные теоретические вещи. Современные педагогические технологии (дебаты, / аналитичес кое мышление , р афт-технология и другие) должны стать неотъемлемой частью современного урока обществознания. В рамках изучения учебного предмета необходимо ориентироваться на формирование общих мировоззренческих ценностей, знания основных законов Российской Федерации, практических навыков жизни в современном государстве и обществе.
Основные направления реализации В ФГОС среднего общего образования целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения как на базовом, так и углубленном уровне; Привести содержание примерных рабочих программ, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся. Необходимо создание учебников обществознания нового поколения, построенных на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной работы обучающихся;
Разработка учебных и методических пособий, ориентированных на практикоориентированное обучение по учебным модулям (правовая грамотность, финансовая грамотность, основы философии, социологии, политологии и прочих социо -гуманитарных наук), прошедших обязательную профессиональную экспертизу . 5. Образовательные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций всех уровней образования, научных организаций и экспертных центров, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров и тп . 6. Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебному предмету «Обществознание».
7. Структура учебного предмета «Обществознание» должна содержать модульный принцип построения и может быть рассчитана на 7-11 классы , что позволит обеспечить синхронизацию с учебными предметами «История» и «География ». 11 класс целесообразно посвятить современным вопросам, проблемам и перспективам российского государства и общества . 8 . Для усиления практической ориентированности учебного предмета предлагается ввести выполнение обязательных проектов по обществознанию в 9 и 10 классах . Необходимо учитывать результат, полученный при защите проекта, в итоговом балле основного или единого государственного экзамена.
Примерное распределение тематических приоритетов по годам обучения: 7 класс - Человек в обществе, социальные отношения 8 класс - Духовная сфера и познание 9 класс - Экономика и основы финансовой грамотности 10 класс - Политическая и правовая сферы, конституционные основы Российской Федерации 11 класс - Развитие общества и государства на современном этапе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания
Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....
ПЛАН РАБОТЫ районного методического объединения учителей истории и обществознания на 2019 - 2020 учебный год.
ПЛАН РАБОТЫрайонного методического объединения учителей истории и обществознания на 2019 - 2020 учебный год....
Протокол № 1 заседания городского методического объединения учителей истории и обществознания
Председатель – Присяжникова Е.В.Секретарь – Рахимкулова Ф. Ф. Присутствовали: Никиташина А. В, Рахимкулова Ф. Ф., Тулпарова М. М., Беженарь Л. М, Серегина Г. И., Киселев С...
В ы с т у п л е н и е на Районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Сложные вопросы истории. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам.
Представленный историко - культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечне...
Доклад на заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Игоровые технологии на уроках русского языка»
ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...