Методическая разработка "Концепция обучения, воспитания, развития ребенка с нарушением слуха"
методическая разработка на тему
В разработке подробно описаны познавательные процессы и их роль в обучении неслышащих учащихся и показаны особенности познавательной деятельности глухого ребенка. Описаны психофизические особенности и среда обучения глухого ребенка. В конце дана таблица обучения, развития и воспитания в школе для глухих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Концепция обучения, воспитания, развития ребенка с нарушением слуха" | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Концепция обучения, воспитания, развития ребенка с
нарушением слуха
Факторы и побудительные мотивы, влияющие на развитие личности.
Психическое развитие человека осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве.
Развитие личности
Биологические | Социальные | |
факторы | факторы |
дыхание, сердечно- оказывают влияние на
сосудистая деятельность, формирование
функциональных пищеварение, выделение и т.д. систем, связанных с
высшей
нервной деятельностью.
Формирование функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в значительной мере обусловлено особенностями социального окружения, обучения и воспитания. Л.С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития. В основе формирования и развития психики ребенка лежит разнообразная деятельность, взаимодействие с внешним миром и прежде всего с окружающими взрослыми.
Каждый человек развивается в результате того, что он включается в общественные отношения и в различные виды деятельности. Активность человека в процессе взаимодействия с окружающим миром основывается на его потребностях.
Потребность - это психическое явление, отражение нужды организма в чем-либо. Потребности являются источником активности человека и лежат в основе мотивов поведения.
Мотив - это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением определенных потребностей.
Изучая поведение подростков, анализируя их поступки, необходимо выяснить их побудительные силы, т. е. Их мотивы. Совокупность мотивов, побуждающих к какой- либо деятельности, называют мотивацией.
Мотивация учебной деятельности большинства глухих подростков характеризуется тем, что положительные мотивы учения ситуативны, кратковременны. Познавательные интересы аморфны. Мотивы самообразования отсутствуют. Отсутствуют жизненные планы, связанные с общим образованием. Нет интереса, чувства долга, ответственности (1 уровень развития мотивации учебной деятельности).
У другой группы глухих подростков мотивация обучения характеризуется тем, что воспитанник начинает осознавать важность изучения общеобразовательных предметов и развитие познавательных процессов. Появляется интерес, формируется чувство ответственности, долга. Подростки осознают важность учебы и труда, но очень приблизительно. Эти воспитанники ориентированы на удовлетворение престижных устремлений (хотя понятие престижа у глухих подростков весьма своеобразно). Подросток изучает материал тех предметов, которые считает важными для себя. Трудолюбие развито слабо (2 уровень мотивации учебной деятельности).
Мотивация самой малочисленной группы глухих подростков характеризуется довольно стойким познавательный интересом. Подростки начинают осознавать необходимость владения умением учиться. Такие учащиеся применяют полученные знания для того,
чтобы развить собственные познавательные процессы и интеллект (3 уровень мотивации учебной деятельности).
Мотивация учебной и познавательной деятельности зависит от особенностей восприятия, внимания, мышления, памяти, психофизических особенностей подростков.
Познавательные процессы и их роль в обучении.
Восприятие - это основной познавательные процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, его ориентации в мире и обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми. Сутью этого познавательного процесса является активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.
Восприятие
Виды восприятия
а) простые
- восприятие величины
- восприятие формы
- восприятие цвета
б) сложные (сочетания простых видов восприятия)
в) специальные
- восприятие пространства
- восприятие времени
- восприятие движения
Развитие восприятия не происходит само по себе. Очень велика роль педагога, роль взрослого в этом процессе, которые могут специально организовать деятельность подростков по восприятию тех или иных объектов, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Внимание - форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний.
Внимание
Свойства
-непроизвольное -объем
-произвольное -устойчивость
-послепроизвольное -распределение
-переключение
-сосредоточенность
Учителя и родители должны принимать во внимание тот момент, что даже самая интересная беседа, самый интересный материал воспринимается даже очень внимательными подростками не дольше 7-8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. На уроке важно менять виды работы, чтобы
не наступило утомлении Но, как писал К. Д. Ушинский, «сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье... приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность...» Следовательно, родители и педагоги должны развивать и укреплять произвольное внимание у подростков, но эта работа обязательна должна сочетаться с формированием мотивации учебной и познавательной деятельности у подростков, а также воспитанием волевых качеств и чувства долга, ответственности.
Успех учебной деятельности подростков во многом зависит от такого качества, как внимательность. Внимательность - это устойчивость внимания, длительное его сосредоточение на нужном объекте: учебном тексте, рассказе учителя, на какой-либо деятельности и т. д.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: форме чувственного познания и абстрактного мышления. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в коре головного мозга ощущения, восприятия, представления. Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы, их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредством абстрактного мышления.
Мышление
Операции
- анализ
- синтез
) сравнение
- абстрагирование
- обобщение
- конкретизация
- классификация
а)конкретно- б)абстрактно-
понятийное понятийное
понятия, суждения, умозаключения.
Конкретно-образное Мышление
В мыслительной деятельности учащихся в подростковом возрасте происходят существенные изменения. Логика построения учебных курсов в среднем звене школы требует характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление. В подростковом возрасте мысль окончательно соединяется со словом у слышащих детей, в результате чего образуется внутренняя речь, как основное средство организации мышления. Именно внутренняя речь регулирует и другие познавательные процессы. Обучаясь в школе, учащиеся должны усваивать и определенный подход к процессу и результату учебно-познавательной деятельности. Этот подход при целенаправленном его формировании становится достоянием подростка. Задача педагога - вооружить учащихся принципами и характеристиками норм осуществления познавательной деятельности. Одним из основных свойств личности является память.
а) наглядно-образная
б) словесно-
логическая
в) эмоциональная
опосредованного.
С возрастом идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредованного. В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и
другими психическими процессами. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспомнить - значит мыслить. Процесс запоминания подростка сводится также к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.
Подростка надо научить правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания.
Особенности познавательной деятельности глухого ребенка.
Нарушение слуха и замедленное своеобразное (по сравнению с нормальным, развитие речи глухих детей создают особенности в развитии всей их познавательной деятельности. Сложность структуры развития психики аномального ребенка А. С. Выготский видел в том, что первичный дефект и его прямые последствия вызывают те или иные изменения во всем психическом развитии ребенка и его личности. Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи - одна из наиболее сложных и важных задач и воспитания. Процессы памяти и мышления являются центральными в познавательной деятельности. Они неразрывно связаны с речью и у глухих развиваются со значительным своеобразием.
Физические особенности психические особенности особенности формирования речи
особенности воспитания в семье
особенности внимания
особенности мышления
особенности памяти
Своеобразие человека с нарушением слуха, его особенности требуют специальных условий обучения, создание среды, адекватной для полноценного развития личности глухого ребенка.
Каждый глухой ребенок будет иметь свои особенности. И только определив их, можем ставить и решать конкретные задачи обучения, выбирать пути обучения и воспитания, развития.
Детям этой группы свойственны неустойчивость внимания вплоть до
периодических колебаний внимания на Глухие дети со
протяжении выполнения задания. сложной структурой 1, 2
Недостаточное развитие дефекта
концентрированности, переключаемое™, распределение
избирательности. Эти дети отличаются Б
снижением объема восприятия материала, затруднено узнавание предметов, находящихся в привычном ракурсе. Затруднено узнавание контурных, схематичных изображений; смешивают сходные по начертанию буквы и элементы, отличаются ошибочным восприятием букв. У учащихся этой группы замедленный темп опознания и переработки поступающей информации.
Дети этой группы отличаются малым объемом
внимания, испытывают трудности переключения, Глухие дети
не могут сосредоточиться, выбрать нужную умственно отсталые. 1.
информацию. У них замедленный темп и суженный объем восприятия, недостаточная активность,
недифференцированность, нарушение константности, В
целостности, осмысленности.
Таблица 1.
Среда обучения глухого ребенка.
Человек приходит в этот мир неподготовленным к жизни в нем. И только получив необходимые знания, умения, навыки, может существовать в мире гармонично, т.е. в согласии с природой, с себе подобными, с самим собой.
семья
р | друзья | |||
е | доступ к | дети | ||
б | информации | любовь | ||
е | Социум | работа | ||
н | Школа | человек | ||
о | культура | |||
к | быта | |||
культура | природа |
обучение отдых
общение
Большую часть своего времени в детстве и подростковом возрасте человек проводит в школе.
Цель обучение глухого ребенка в школе - это познание им окружающего мира через учебную деятельность. Обучение неразрывно с воспитанием. Воспитание в школе, т.е. усвоение правил поведение в человеческом обществе, навыка межличностного общения, накопление определенного культурного минимума формируется через комфортность обучения той среды, в которой находится ребенок.
Под комфортностью обучения подразумевается наличие такого режима в школе, когда ребенку даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда воспитанник не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками, с окружающими его людьми.
Комфортность в обучении - это те микросреда и микросоциум в школе, в которых ребенок имеет возможность раскрыть, развить и реализовать свой природный творческий потенциал. Исходя из возможностей детского коллектива, должно определяться содержание обучения, а также учебные планы, программы, виды деятельности, методическое обеспечение уроков, разумное чередование учебной деятельности и отдыха, создание системы воспитания и развитие творческий способностей детей, необходимых и возможных для данного учебного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе сурдопедагога, воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Триединство в работе педагогического коллектива ДОУ в работе с детьми с нарушенями слуха....
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (6 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.6 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (5 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха. 5 класс, индивидуальное занятие. Тема: Восприятие, опознавание и разли...
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (7 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.7 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...
Протокол комплексного педагогического обследования слуховой функции, состояния устной речи ребенка с нарушением слуха на начало обучения в первом классе
В специальную школу для глухих детей, наряду с детьми, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие дети, которые в силу разных причин, не усвоили полный курс дошкольного коррекцион...
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (2 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха. 2 класс, индивидуальное занятие. Тема: Восприятие, опознавание и разли...
Экологическое воспитание и развитие обучающихся с нарушениями слуха
Доклад на тему "Экологическое воспитание и развитие обучающихся с нарушениями слуха"...