СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
статья
В соответствии с ФГОС ООО цель современной школы это «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В соответствии с ФГОС ООО цель современной школы это «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Важнейшим приоритетом основного общего образования становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Сегодня возникает потребность поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут дать ребенку больше конкретных предметных знаний и навыков, вооружить его такими знаниями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться. Ведущее место среди таких методов, принадлежит методу проектов. Обучение через применение проектной деятельности предусматривает осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. При использовании проектной деятельности проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память. Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть, если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Суть универсальных учебных действий Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностносмысловых оснований личностного морального выбора. Функции универсальных учебных действий - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области Суть метода проектов Метод проектов возник в начале 20 века, чтобы научить ребенка не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Суть проектной деятельности - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей: - распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности; - ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги; - оценивать собственные силы и время, правильно распределять их; - добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, - ранжировать по значимости и ограничивать по объёму; - планировать свою работу; - оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; - выявлять и анализировать допущенные ошибки. При правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Универсальные учебные действия, которые формируются через проектно – исследовательскую деятельность выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»
Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных облас...
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся
Мною накоплен определенный опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Занимаясь такой работой, я ставлю следующие задачи:...
Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ
Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности....
Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе.
Публикация на тему "Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе." знакомит с основными аспектами метода проектов, как средства...