Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ
статья по физкультуре
Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_formirovaniya_universalnyh_uchebnyh.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных
действий у обучающихся с ОВЗ
О.Н.Якимова,
учитель физической культуры
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная
школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья №1»
Минобразования Чувашии
На современном этапе происходящие изменения в обществе влияют на ситуацию в образовательной системе. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Это положение фиксируется в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Специальные Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья - неотъемлемая часть Федеральных государственных стандартов общего образования. Предлагаемая Концепция ФГОС для детей с ОВЗ направлена на обеспечение права таких детей на образование. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирует всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.
Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности. Программа разрабатывается с учетом этнических, социально-экономических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса на основе системно - деятельностного и культурно-исторического подходов. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность физкультурно-оздоровительной направленности является средством формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных (1-4) и старших (5-9) классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в
обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
-формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
-обеспечение целостности развития личности обучающегося.
При формировании базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальной недостаточностью следует учитывать их характерные особенности: у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с интеллектуальной недостаточностью присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети не могут самостоятельно организовывать свою деятельность.
Базовые учебные действия:
- личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;
- коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения;
- регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения (создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций);
- познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
1.коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
2.коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели);
3.коммуникативно- речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта, сформированных коммуникативных компетенций. Чем раньше осваивается этот опыт, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Задача развития и формирования коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но в большей мере - для детей с нарушениями в развитии.
Обучающиеся с нарушением интеллекта держатся однажды сложившегося мнения. Если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, они не могут без посторонней помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительные проявления характера (Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед.ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994).
Известно, что дети с нарушением интеллекта отстают по уровню сформированности социально-коммуникативных навыков от своих сверстников с нормальным темпом психического развития.
На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития коммуникативных навыков, обеспечения условий для взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений общения у школьника.
Общение - важнейший фактор психического развития ребенка, важнейшее условие развития нормальной речи, адекватных реакций. Дети с нарушениями интеллекта чаще всего нелюбознательны, недружелюбны, у них отсутствует устойчивый интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками.
Согласно М.И. Лисиной «общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (К. Обуховский, 1972; А. А. Леонтьев, 1979а; К. А. Абульханова–Славская // Проблема общения…, 1981). Однако ребенок с нарушениями интеллекта не ставит перед собой цели как таковые и для него не свойственно проявлять так необходимую в общении активность.
В системе внеурочной работы большое значение имеет оперативное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физической культуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации проведения физкультурно-массовых мероприятий, дней здоровья, работы секций по спортивным и подвижным играм и т.д. Эта работа проводится преподавателями физической культуры, совместно с учителями и воспитателями, по плану физкультурно-оздоровительной и спортивной работы школы.
В нашей школе существуют физкультурно-спортивные объединения «Спортивные игры» и «Подвижные игры», в котором занимаются дети среднего и старшего возраста. Занятия в этих объединениях ведутся во внеурочное время по специально разработанным программам и учебным планам.
Программы обучения рассчитаны на девять месяцев с нагрузкой по 2 ч в неделю на каждую группу. В работе учителями учитываются индивидуальные возможности детей, желающих посещать дополнительные занятия физкультурно-спортивной направленности. В рамках этих занятий учащиеся соревнуются в эстафетах и подвижных играх, знакомятся с адаптированными для них командными играми, готовятся к спортивным соревнованиям по мини-футболу, пионерболу, настольному теннису и шашкам. Здесь же формируются команды, представляющие школу на выездных соревнованиях по различным видам спорта - в них входят самые упорные и выносливые дети, у которых есть спортивный дух и желание побеждать. Главной целью работы объединений физкультурно-спортивной направленности является укрепление и поддержание оптимального уровня здоровья учащихся, а также расширение знаний, умений и навыков, которые были приобретены ими на уроках физической культуры. В процессе совместных занятий обучающиеся учатся общаться: игры помогают увидеть в своем товарище положительные проявления характера, учатся слушать и слышать товарища, общаться на равных, учатся прислушиваться мнения товарища или капитана команды.
Обучающиеся нашей школы традиционно участвуют в соревнованиях и спортивных праздниках различного уровня. Правда в последние годы это направление спортивно-оздоровительной работы существенно изменилось. Раньше у нас учились дети с более легкой степенью нарушений, которые довольно успешно участвовали в соревнованиях по мини-футболу, баскетболу, легкой атлетике районного, городского уровней, участвовали во всесоюзных и международных турнирах по мини-футболу, привлекались к участию в соревнованиях, проводимых по линии Специальной Олимпиады России ( движение «SpecialOlympic»). Как правило, основу спортивных команд составляют ученики 12–14 лет, поскольку в этом возрасте физические способности детей развиваются наиболее динамично. Наши обучающиеся принимают участие в спортивных праздниках и мероприятиях, проводимых для категории спортсменов с ограниченными возможностями здоровья: городской фестиваль спорта «Мы можем!», республиканские спартакиады для детей с ОВЗ, турниры для лиц с интеллектуальными нарушениями.
Часто ученикам нашей школы предполагается участвовать в соревнованиях лишь в качестве зрителей, но им интересно наблюдать за происходящим на стадионе или спортивной площадке со стороны. В этих мероприятиях у наших детей появится возможность не только пообщаться с нормально развивающимися сверстниками, но и «дозированно» поучаствовать в соревнованиях.
Массовые спортивные мероприятия проводятся и на уровне школы. Их структура примерно одинакова. Начинаются они с общего построения, приветственного слова администрации школы, исполнения гимна школы, объявления тематики и направленности соревнований и разминки. После этого начинаются соревнования, которые проходят преимущественно в виде эстафет, веселых стартов, командных игр и простых спортивных заданий. При этом каждый ребенок проходит все этапы мероприятия, при необходимости ему помогают родители, педагоги или ученики старших классов. В этих совместных стартах формируется доброжелательное отношение, сопереживание, взаимодействие с членами команды, со сверстниками и людьми, старше тебя по возрасту. Содержание заданий, как правило, определяется темой мероприятия. Например, на спортивном празднике, приуроченном ко Дню защитника Отечества, дети участвуют в усложненных эстафетах: ребенку нужно не просто пробежать вокруг препятствий, а пролезть через туннель, запустить ракету, попасть в цель и т. д. Сделать соревнования и конкурсы привлекательными помогают игровое оборудование, оформление спортивного зала баннерами, флажками, плакатами, соответствующими заданной тематике, а также музыкальное сопровождение (музыка создает праздничное настроение, благотворно влияет на детей). Если мероприятие проходит в несколько этапов, в перерывах между ними можно организовать выступления творческих коллективов, показ отдельных праздничных номеров. Это позволит создать особое настроение и даст возможность участникам отдохнуть. Важно и нужно подключать к соревнованиям и другим массовым спортивным мероприятиям родителей учащихся. Практика показывает, что ребенок получает особенно много положительных эмоций, когда участвует в таких мероприятиях вместе со своей семьей. У многих обучающихся нашей школы есть трудности с волевой сферой. Как правило, у них отсутствуют здоровые амбиции, желание конкурировать, демонстрировать свои способности и умения. Во время спортивных состязаний эти качества развиваются как нельзя сильнее. В результате дети начинают лучше осознавать себя, свою роль в команде, классе, ученическом коллективе.
Эффективность внеурочной физкультурно-оздоровительной работы в школе во многом зависит от организации системы. При проведении внеурочной работы по физической культуре учитывается национально - региональный компонент. Во внеурочной работе с обучающимися разучиваются чувашские народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания обучающихся. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине. В практике внеурочной работы по физическому воспитанию нашли свое место такие подвижные игры как: «Хищник в море», «Луна или солнце» , «Рыбки», «Иголка, нитка, узелок» и другие. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.
Традиционными в школе стали проведение классных часов, в рамках проведения месячника физкультурно-оздоровительной, спортивной и патриотической работы, посвященные олимпийцам Чувашии- «Олимпийская гордость Чувашии». Обучающиеся знакомятся с историей Олимпийского движения в Чувашии, с участниками и Чемпионами Олимпийских игр. Проведение этих классных часов и бесед способствует духовно-нравственному (нравственному ) развитию обучающегося с интеллектуальной недостаточностью.
Разработка, организация и проведение физкультурно-массовых мероприятий способствуют проявлению организационных и коммуникативных качеств личности ребенка с ОВЗ.
Овладение обучащимися базовыми учебными действиями имеет особую значимость и в образовательном процессе и вне школы. Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Овладение учащимися коммуникативными действиями способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
«Исследовательская деятельность во внеурочное время как средство формирования универсальных учебных действий»
Мир, в котором мы живём стремительно меняется. Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативн...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных облас...
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся
Мною накоплен определенный опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Занимаясь такой работой, я ставлю следующие задачи:...
СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
В соответствии с ФГОС ООО цель современной школы это «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в у...
Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе.
Публикация на тему "Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе." знакомит с основными аспектами метода проектов, как средства...