Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся
учебно-методический материал на тему
Мною накоплен определенный опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников.
Занимаясь такой работой, я ставлю следующие задачи:
1) расширить и углубить знания обучающихся;
2) дать им навыки научно-исследовательской деятельности;
3) формировать умения публичного выступления, отстаивать свою позицию;
4) развивать коммуникативные качества личности школьников;
5) находить и анализировать информацию из различных источников;
5) научить составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты.
Я определила ряд областей, в которых реализуются ученические исследования:
1. Лингвистические исследования. Культура речи.
2. Исследования, связанные с судьбой человека.
4. Культурологические исследования на основе краеведческого материала.
3. Исследования в области лингвистического краеведения.
На каждом из этих направлений остановлюсь более подробно
Скачать:
Предварительный просмотр:
Динькевич Татьяна Николаевна, МОАУ СОШ №3,
учитель русского языка и литературы, Амурская область, г. Шимановск
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию. Важным элементом формирования универсальных учебных действий является включение школьников в активную познавательную, исследовательскую деятельность.
Что такое исследовательская деятельность учащихся? Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному, но адаптированных к уровню познавательных возможностей обучающихся. Это процесс совместной работы ученика и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.
Мною накоплен определенный опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников.
Занимаясь такой работой, я ставлю следующие задачи:
1) расширить и углубить знания обучающихся;
2) дать им навыки научно-исследовательской деятельности;
3) формировать умения публичного выступления, отстаивать свою позицию;
4) развивать коммуникативные качества личности школьников;
5) находить и анализировать информацию из различных источников;
5) научить составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты.
Я определила ряд областей, в которых реализуются ученические исследования:
1. Лингвистические исследования. Культура речи.
2. Исследования, связанные с судьбой человека.
4. Культурологические исследования на основе краеведческого материала.
3. Исследования в области лингвистического краеведения.
На каждом из этих направлений остановлюсь более подробно.
I. Лингвистические исследования. Культура речи.
Для ребят всегда интересными являются вопросы, объясняющие различные явления, происходящие в русском языке, факты из истории языка, этимологию слов, значение собственных имён, фамилий. Темы исследовательских работ, выполненные учениками в этом направлении самые разнообразные: «Происхождение прозвищ и их распространение в школьной среде», «О чем расскажет фамилия…», «Разрушительное влияние обсценной лексики на личность и здоровье подростков», «Употребление слов-паразитов в речи современных школьников», «Фразеологизмы в речи учащихся», «Молодёжный сленг».
Например, исследовательская работа на тему «Происхождение прозвищ и их распространение в школьной среде» начинается так:
«Меня зовут Климович Илья. Я учусь в 6Б классе. Часто мои одноклассники общаются примерно так:
- Эй, Головастик, привет!
- Привет, Мухомор! - отвечает Головастик.
Среди моих сверстников клички и прозвища заменили имена и фамилии. Почему так? Я решил разобраться в этом вопросе».
Ученик 6 класса выполнил следующую работу:
1.Провел анкетирование среди учеников 5-7 классов и определил их отношение к данной проблеме. Результаты анкетирования представил в диаграммах.
2. Выписав все прозвища своих одноклассников, составил картотеку школьных прозвищ, сгруппировав их в соответствии с причинами возникновения.
4. Изучил советы ребят и психологов, как можно избежать обзывания.
5. Результаты отразил в презентации.
«Разрушительное влияние обсценной лексики на личность и здоровье подростков». Уже в названии заложена гипотеза, которую необходимо было доказать, что и было сделано. Продукт данной работы – буклет «Как же избавиться от сквернословия?»
Понимая важность и актуальность проблемы повышения речевой культуры учащихся и своей собственной, ученик решил провести учебное исследование «Употребление слов-паразитов в речи современных школьников». В качестве продукта исследования представлен буклет-памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов» и словарь «Слова – паразиты».
Результатом исследований «О чем расскажет фамилия…» и «Что означают наши имена?» стало составление «Словаря фамилий учащихся 6А класса», «Словарь имен 6 класса».
Какое же практическое применение могут иметь исследования в области русского языка? Результаты исследований могут быть представлены в форме докладов, стендовых докладов, видеофильмов, презентаций на уроках, факультативных занятиях, внутришкольных конференциях; они могут быть помещены в школьные стенгазеты, на обучающие сайты учреждений образования и т. п. В данном случае учащиеся не только знакомят своих одноклассников с результатами проделанной научной работы (выполняют просветительскую функцию), но еще и стимулируют интерес других к научной деятельности. Именно на это следует обратить внимание учеников при указании на практическое применение результатов исследования.
II. Исследования, связанные с судьбой человека.
Судьба человека – часть большой истории. Прошлое продолжает жить в старых летописях, фотографиях, документах.
Поисково - исследовательский проект «Эхо войны в истории одной семьи». Один из наших земляков поделился своей болью: в годы войны у него пропал без вести отец, но он в это не верит и очень хочет найти любые сведения о нём. Узнав об этом, ученица 7 класса со своей бабушкой решили помочь своему соседу в поисках его отца и предложили выложить в Интернет всё, что он знает о своём отце. Это стало началом работы над проектом.
Итогом проделанной работы стало главное: сын, спустя 67 лет, нашёл могилу своего отца, узнал, что тот не пропал без вести, а героически воевал на Белгородской земле. Конкретный продукт исследовательской проектной работы - это собранная информация, касающаяся прошлого и настоящего конкретной семьи, презентация и видеофильм.
Исследовательский проект по теме: «Фронтовые письма – уникальные документы о судьбе человека на войне». Данная работа представляет собой исследование семейной реликвии - фронтовых писем участника Великой Отечественной войны. Цель работы: исследуя фронтовые письма, познакомиться с судьбой простого солдата, понять мысли и чувства воина, который выполнял свой священный долг – защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. В результате изучены особенности полевой почты периода Второй мировой войны; проанализированы особенности внешней формы и содержания подлинных фронтовых писем; ученик проследил фронтовой путь автора писем (окружение, плен, побег, ранение) и особенности его личности; выяснил, какие события боец считает самыми важными, значимыми, какие переживания больше волнуют его.
III. Культурологические исследования на основе краеведческого материала.
«Амурский край, учителем воспетый…» Просто удивительно, как много поэтов, хороших и разных, свела судьба в стенах одной нашей школы! Это скромные люди, они отрицают свою причастность к большой, настоящей поэзии. Мы решили заняться изучением творчества «поэтов школьного масштаба». Попытались дать анализ жанрового, тематического и художественного содержания поэтических произведений. Юные исследователи провели наблюдение, как тема «малой родины» проходит через творчество этих авторов.
Приобщение учащихся к литературно-исследовательской деятельности даёт возможность ребятам познакомиться с лабораторией автора. Укрепляет собственную литературоведческую базу, исследовательские и оформительские навыки, способствует формированию нравственно-ценностных ориентиров. Обращение непосредственно к текстам наших земляков, «поэтам школьного масштаба», позволяет перейти от уровня изучения и накопления материала к уровню активного использования их в учебно-воспитательном процессе.
IY. Исследования в области лингвистического краеведения.
Началом работы в этом направлении явилась организация профильной лингво-краеведческой смены, проходившей в оздоровительном лагере «Огонёк». Вместе с ребятами разработали проект. Распределили цели, задачи, формы работы.
Памятные встречи со старожилами села Селеткан, охотниками, пчеловодами, с фольклорной группой «Селетканочка», записи народных песен, диалектных слов, зарисовки старинных вещей (мялка, трепало, рубель и т. д.) позволили собрать ценный краеведческий материал.
Исследовательская работа с обучающимися дает следующие положительные результаты:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется кругозор и интерес учащихся;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- формирует социальный опыт в труде и общении;
- формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
- дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
В ходе проектно-исследовательской работы формируются универсальные учебные действия, которые обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....
Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"
Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных облас...
Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ
Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности....
СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
В соответствии с ФГОС ООО цель современной школы это «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в у...
Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"
В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...
- Мне нравится (1)