Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
статья на тему

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_huzinoy_e.a._dlya_vystupleniya_na_pedsovete.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирования

универсальных учебных действий

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт  общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности

- раскрытие его индивидуальных возможностей

- развитие творческого потенциала.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.В качестве основных достоинств проектного метода можно выделить следующие его особенности:

  • высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
  • ;межпредметная интеграция знаний, умений и навыков

Задачи:

• изучить разные варианты использования проектной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности;

• научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя;

• активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся;

• разработать рекомендации по использованию проектной деятельностина разных этапах урока. Была выдвинута следующая гипотеза: внедрение  проектной деятельности,на уроках повлечёт за собой повышение эффективности урока и всего учебного процесса.

Предположительно этого достичь можно за счёт:

проведения уроков с использованием готовых проектов

• создания обучающих презентаций

• проведения занятий контроля и коррекции знаний

• создания тестов

• выполнения творческих домашних заданий с использованием проектной деятельности

• работы над групповыми проектами

Как показала практика, использование проектной деятельностине только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более интересно и познавательно использовать время на уроках.

Современные возможности проектной деятельностиспособствуют  не только обеспечению  становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться. Очень важно заложить мысль, что проектная деятельность– это не игра и  путешествие, а инструмент для нахождения нужной информации.

При использовании проектной деятельности проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.

В процессе обучения на уроках выделяю следующие формы работы проектной деятельности:

• непосредственное применение проектной деятельностипри изучения новых тем на уроках;

• применение проектной деятельностидля контроля знаний обучающихся на уроках;

• применение проектной деятельности для организации самостоятельной работы обучающихся;

Использование проектной деятельностина уроках  сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом проходит гораздо легче.

С уверенностью можно  говорить о том, что фрагменты уроков, на которых используется представление своих проектов учащимися, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря внедрению элементов проектной деятельности учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается прежде всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Метод проектов- это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации,коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Исходя из опыта своей работы, учащиеся 7ых классов на протяжении двух недель работали над проектом «Прекрасное далеко»..Цель проведения проекта –получение данных для оценки сформированностиметапредпретных действий.Исследовательский проект.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Перед ребятами стояла задача: представить будущее нашего родного города. На организационно-подготовительном этапе было рекомендовано  прочитать книги и посмотреть фильмы, где подробно описывается данная тема.. В результате был получен продукт – краткая аннотация книг и фильмов, готовых к демонстрации на уроках, к использованию в сочинениях. Также ребятам заранее было предложено познакомиться со взглядами разработчиков «Атласа новых профессий» на будущее рынка труда и мир профессий будущего. Проводя исследования,  ученики искали ответы на следующие вопросы :Какие профессии в ближайшее будущее станут неактуальными ,а какие, наоборот, будут востребованы? Свое исследование показали в форме рекламного буклета, посвященный этой профессии.

Тема проекта затронула практический вопрос, актуальный для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достиглась вполне естественная интеграция знаний.

Проект проводился в два этапа, на первом-подготовительном этапе учащиеся, работая в группах, самостоятельно выполнили предварительное задание, содержащее четыре небольшие исследования.Этот этап проводился во внеурочное время и был рассчитан на 2 недели, учащиеся обсуждали основные  вопросы, проводили опрос, искали материал из разных источников, готовили план проектной работы.Прежде всего,начиная работу над проектом,мы,классные руководители 7 классов,пробудили в учащихся интерес к теме проектов.Тема ,действительна, оказалась не только близка и интересна,но и доступнаДалее определили цели и задачи.Спустя 3-4 дня после запуска проекта, группы поочередно в специально назначенное время представили график работ и представили первые результаты поисковой деятельности.( по составлению списка книг и фильмов о будущем и поиска работ футурологов).Примерно через 10 дней после начало работы должны были  закончить подготовку групповых докладов или презентаций., в которых был представлен образ будущего нашей планеты, а также был проведен опрос среди определенной категории людей.По результатам проведенных исследований учащиеся подготовили следующие материалы:

-аннотированный список книг и фильмов

-макеты рисунки или графические компьютерные изображения поселений будущего, транспорта, одежды.

-Перечень вопросов для опроса.

Второй этап проводился в школе под руководством Светланы Викторовны,психологов нашей школы и классных руководителей. На данном этапе от учащихся требовалось за 20 минут создать желаемый образ будущего своего родного края. В начале проектной работы была продемонстрирована памятка по выполнению задания,где были подробно описаны необходимые этапы его выполнения:

1.обсуждение задания.

2.составление плана работы.

3.выполнения задания.

4.контроль за выполнением задания.

5.подготовка к выступлению

6.представление результатов

7.голосование за лучший проект

8.самооценка

Второе задание заключалось в создании рекламного буклета,посвященной востребованной профессии, где  подробно дали рекомендации нынешним семиклассникам, на какие школьные предметы им стоит обратить внимание, какие навыки и привычки следует начать вырабатывать.

  1. Этап представления работы или презентация проекта бесспорно обязателен.Он необходим для завершения работы, для анализа  проделанного,самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Педагог, находящийся с группами в классе:

Задания были рассчитаны так, чтобы учащиеся, уже  имеющие  минимальный опыт групповой работы, могли выполнить их примерно за 15-20 минут. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока  учащиеся свернули работу над первым заданием и приступили к выполнению второго задания. Второе задание заключалось в создании рекламного буклета, посвященной востребованной профессии, где  подробно дали рекомендации нынешним семиклассникам, на какие школьные предметы им стоит обратить внимание, какие навыки и привычки следует начать вырабатывать.

После заслушивания докладов всех групп,проводилась взаимооценка  ,где каждый   прикреплялстикер к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования»  наблюдатели подвели  итоги «голосования», а учащимся предложили заполнить лист самооценки . В заключении хочется сказать, что организуя проектную деятельность в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растет самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности.

Анализируя эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные.Учитывая, что формами организации проектной деятельности являются не только индивидуальное,но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД.А, принимая во внимание, что в результате проведенных исследований ребенок получает не только определенный продукт-новое знание, но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя проектную деятельность можно формировать  все группы универсальный учебных действий.

.Я считаю, что применение метода проектов в  работе приносит свои плоды:

- в классе некоторые дети научились ставить перед собой цели и задачи;

- самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи;

- повысилась  заинтересованность учащихся в учебной деятельности.

Здесь ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие или разработанный и защищенный проект. Ученик открывает мир для себя и - себя в этом мире. Педагог, таким образом, ведет учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие.

Правила успешности проектной деятельности можно сформулировать так:

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио - папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Причем это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии, как полученных результатов, так и собственной деятельности.

Таким образом, с уверенностью можно сделать вывод о том, что проектная деятельность  высокоэффективна для формирования универсальных учебных действий. Античный афоризм гласит: примеры полезнее наставлений.

Если в некоторое время назад считалось, что главное в проектной деятельности- это результат, то в настоящее время важен сам процесс работы над проектом, совместная деятельность учителя и обучающихся, при которой формируются УУД.

Таким образом, благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень развития учащихся, естественным образом происходит соединение теории с практикой, что делает теорию более реальной, развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляется чувство социальной ответственности, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Вывод.

Работая над проектами, дети учатся анализировать, синтезировать, сопоставлять изучаемый материал, проводить аналогии, исследовать отношение общества к той или иной проблеме, решать вопросы взаимодействия в группах.  Для достижения лучшего результата всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

В результате проектной  деятельности у учащихся формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действии будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение

В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности школьников в формировании универсальных учебных действий

Сегодня система отечественного образования стоит на пути великих перемен, «важнейшей задачей которых является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «науч...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся

Мною накоплен определенный опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников.         Занимаясь такой работой, я ставлю следующие задачи:...

СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

В соответствии с ФГОС ООО цель современной школы это «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в у...

Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе.

Публикация на тему "Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе." знакомит с основными аспектами метода проектов, как средства...