Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
методическая разработка на тему
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ельнинская СШ №1 им.М.И.Глинки
Направление проекта: метапредметное
«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий»
Учитель: Платонова Ж.А.
2017 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Проектная деятельность школьников в условиях внедрения ФГОС НОО
1.1 Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе
1.2 Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий средствами проектной технологии.
2.1 Классификация, типология проектов.
2.2 Результативность опыта
Заключение
Список литературы
Введение
Практическая актуальность: Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
- высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
- межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Теоретическая актуальность исследования определяется тем, что в науке недостаточно исследований, посвященных проблеме, цель которой - сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания.
Цель исследования: апробировать проектную технологию, как средство формирования универсальных учебных действий школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования: процесс формирования (формы, методы и средства) универсальных учебных действий у школьников в проектной деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия метода проекта в психолого-педагогической литературе;
2) определить особенности формирования универсальных учебных действий у школьников в рамках организации проектной деятельности;
3) описать и обосновать формы и методы средств, формирования универсальных учебных действий у школьников в проектной деятельности;
База исследования: МБОУ Ельнинская СШ №1 им.М.И.Глинки
Практическая значимость: в ходе исследования были рассмотрены формы, методы и средства формирования познавательных универсальных учебных действий школьников. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов школы.
Глава 1. Проектная деятельность школьников в условиях внедрения ФГОС НОО
1.1 Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе
Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед».
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Обзор психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и затрагивает начальную школу.
1.2 Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы, которые определяют и позволяют решить задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
- разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
- разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
- создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Овладение обучающимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития школьников:
- формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений,
- становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др.
- обучение школьников решению творческих задач, которые будут включать учащегося в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Проектная деятельность несет в себе следующие функции:
1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта;
2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности;
3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования;
4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;
5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;
6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;
7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий.
Для успешного обучения в школе должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия школьников:
- деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы.
Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий средствами проектной технологии.
2.1 Классификация, типология проектов.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций.
По доминирующей в проекте деятельности:
- практико-ориентированные;
- исследовательские;
- информационные;
- творческие;
- ролевые.
По характеру контактов между участниками:
- моно проект (в рамках одной области знания);
- межпредметный проект.
По характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий);
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
По характеру контактов между участниками:
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- межрегиональные;
- международные.
По количеству участников проекта:
- индивидуальные;
- групповые.
По продолжительности:
- мини-проекты (укладываются в 1 урок);
- краткосрочные (4-6 уроков);
- среднесрочные;
- долгосрочные.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов:
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создаёт условия для активности школьника |
Субъект обучения | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
2.2 Результативность опыта
Метод проектов я использую в своей практике выторой год. Первые два года эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.
Примером этому могут служить следующие проекты:
- «Экологически грамотный потребитель товаров»
-«Влияние моющих средств на живые организмы»
-«Витамины наши друзья и помошники»
В ходе этой работы я пришла к выводу, что проектную деятельность необходимо использовать при работе со школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.
Заключение
Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:
- распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
- ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
- оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
- добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
- планировать свою работу;
- оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
- выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.
Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010.
2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Директор школы. М.1995, №6
5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9
6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач.школа. – 2004. - №2.
7. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. Начальная школа.2008. №8
8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа.2006. №1
9. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников М.: Вентана - Граф, 2002
10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Нар. образование. – 2000. - №7.
11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005
12. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
14. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения Завуч 2003. №6
15. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль «Академия развития». – 1997 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и компетенций. Использование метода проекта на уроках марийского языка в 8-9-ых классах.
Проектную методику на уроках марийского языка использую в 8-9-ых классах. В учебниках по марийскому языку каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определ...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....
Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»
Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных облас...
Проектная деятельность как средство формирования учебно-познавательной активности школьников
В статье определяется значение проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальн...
СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
В соответствии с ФГОС ООО цель современной школы это «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в у...
Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе.
Публикация на тему "Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе." знакомит с основными аспектами метода проектов, как средства...