Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему
Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой дисциплины вообще. Тем не менее в ней неплохой вариант темантического планирования, который можно дополнять, видоизменять, присоединять, например, к программе Кураева или к различным программа курса ОРКСЭ, если необходимо дополнительно включить культурологическую и литературоведческую составляющую в содержание уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_vneurochnaya_deyatelnost._osnovy_pravoslavnoy_kultury.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городского округа Чапаевск Самарской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор ГБОУ СОШ № 3
__________ Колобкова Т.В. __________ Кочеткова Е.А.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Основы православной культуры»
для 5 класса
количество часов – 34
учитель Кутырева А.И.
2015 – 2016
Пояснительная записка
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин, из-за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Изменение отношения к воспитанию, повышение его роли и значимости потребуют от учителей нового осознания цели образовательного процесса: воспитание духовно-нравственной культуры личности как основы успешности ученика, а значит и результативности деятельности школы, и благополучия страны.
Данная программа курса внеурочной деятельности составлена на основе методического пособия Шапошниковой Т.Д., Савченко К.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа. 4-5, 6-7 классы. М.: Дрофа, 2014 и состоит из общей характеристики курса, указания места курса в учебном плане, календарно-тематического планирования, результатов курса и описания учебно-методического комплекта.
Общая характеристика курса
Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос о том, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, сохраняя исконные традиции и обычаи.
Решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе. Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище.
В качестве новых путей воспитательного процесса школьников, можно использовать программу воспитания, в основе которой лежит знакомство обучающихся с традициями, обычаями, богатством народной культуры.
Этот выбор сделан неслучайно, так как:
- Народная духовная культура – основа национальной культуры. Поэтому правильно было бы начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
- Мир русской народной и православной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
- Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари, художественных произведениях, литературных памятниках, предметах изобразительного искусства. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.
- Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
- В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения народной и православной культуры дают образцы красивой, образной, поэтической речи.
- Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает учителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.
Цель курса:
- возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.
Для достижения цели необходимо выполнение ряда задач:
- развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребёнка;
- воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
- развивать любознательность и познавательный интерес;
- воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа.
Результаты изучения курса
«Основы православной культуры»
Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении курса «Основы православной культуры», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской народной и православной культуре, к культурам других народов России.
Метапредметные результаты изучения курса к окончанию 5 класса проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- формулирование собственного отношения к богатству русской культуры, их оценка;
- собственная интерпретация изученных при подготовке к занятиям источников;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Место курса в учебном плане 5 класса
Курс внеурочной деятельности «Основы православной культуры» в 5 классе изучается в объеме 1 час в неделю в течение 34 учебных недель.
Календарно-тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
«Основы православной культуры»
в 5 классе
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты |
1 | Истоки славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия. Древние славянские азбуки. Знакомство с лексикой старославянского языка. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
2 | Книги в Древней Руси. Создание книги как искусство. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
3-4 | Быт древних русичей. Специфика домашнего уклада. Особое место обрядов, ритуалов, традиций в жизни человека. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
5 | Календарь древних славян. Связь жизни природы и человека. Древний славянский пантеон богов. | Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
6-7 | Осенние праздники и обряды на Руси. Праздник Новолетия. Традиции древнего славянского Нового года. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
8 | Почитание труда ремесленников и кузнецов на Руси. Праздник Сварога. Отражение традиции в фольклоре и искусстве. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
9 | Праздник Лады. Отражение обрядов сборов невесты и свадьбы в устном народном творчестве. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
10 | Древнерусский костюм как отражение духа народа. Понятие символики предметов. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
11 | Православные традиции и праздники осени. Святые и предания, связанные с ними. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
12-13 | Покров Пресвятой Богородицы. История события в фольклоре и литературе 19 века. Традиции посиделок и гаданий. | Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
14 | Наумов день. Почитание мудрости, ума, любви к знанию, книге на Руси. Викторина для любомудров. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
15 | Коляда и колядки. Истоки традиции и ее судьба в 19-21 веке. | Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
16 | Святочные традиции на Руси. | Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
17-18 | История праздника Рождества. Рождественские обычаи разных народов мира. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
19 | Истоки праздника Крещения. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
20-21 | Происхождение праздника Масленицы. Древняя смеховая карнавальная основа праздника. Значение символики предметов, песен, обрядов. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
22-23 | Особое значение пищи на Руси. Отношение средневекового человека к пище. Традиции православного Поста. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
24 | Изобразительное искусство у древних славян. Назначение декоративно-прикладного искусства в жизни человека. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
25-26 | Исконные славянские техники декоративно-прикладного искусства. История их происхождения и современное применение. Писатели о русском народном искусстве. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
27-28 | Происхождение и традиции праздника Пасхи. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
29 | Русская иконопись как особая область изобразительного искусства. Великие иконописцы. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
30 | Русское православное зодчество. Специфика русской храмовой архитектуры. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
31-32 | История храмов г. Чапаевска. | Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
33-34 | История русских имен и фамилий как неотъемлемая часть культурного наследия. История семьи, рода. Исследование имен и фамилий и составление родового древа. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
Итого: | 34 часа |
Учебно-методический комплект
Программа:
Шапошникова Т.Д., Савченко К.В. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Рабочая программа. 4-5, 6-7 классы. М.: Дрофа, 2014.
Пособия для учителя и учащихся:
- Амиров Р. Б., Воскресенский О. В., Горбачева Т. М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4—5 классы. Учебник. М.: Дрофа, 2012.
- Катышева И. Б., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4—5 классы. Методическое пособие для учителя. М.: Дрофа, 2014.
- Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино " 7 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино ". 7 класс ( вариант 2)...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ПроеКТОриЯ" 8 класс.
Программа внеурочной деятельности по профориентации "ПроеКТОриЯ" поможет расширить представления обучающихся о мире профессии....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Хронограф", 9 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Хронограф", 9 класс охватывает период Истории России с 9 до начала 20 века...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино" 10 класс.
Рабочая программа...