Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему

Кутырева Анна Игоревна

Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой дисциплины вообще. Тем не менее в ней неплохой вариант темантического планирования, который можно дополнять, видоизменять, присоединять, например, к программе Кураева или к различным программа курса ОРКСЭ, если необходимо дополнительно включить культурологическую и литературоведческую составляющую в содержание уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа Чапаевск Самарской области

«Согласовано»                                                                          «Утверждаю»

Руководитель МО                                                                    Директор ГБОУ СОШ № 3

__________ Колобкова Т.В.                                                    __________ Кочеткова Е.А.

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Основы православной культуры»

для 5 класса

количество часов – 34

учитель Кутырева А.И.

2015 – 2016

Пояснительная записка

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания,  вот только несколько характерных причин, из-за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Изменение отношения к воспитанию, повышение его роли и значимости потребуют от учителей нового осознания цели образовательного процесса: воспитание духовно-нравственной культуры личности как основы успешности ученика, а значит и результативности деятельности школы, и благополучия страны.

Данная программа курса внеурочной деятельности составлена на основе методического пособия  Шапошниковой Т.Д., Савченко К.В.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа. 4-5, 6-7 классы. М.: Дрофа, 2014 и состоит из общей характеристики курса, указания места курса в учебном плане, календарно-тематического планирования, результатов курса и описания учебно-методического комплекта.

Общая характеристика курса

Перед школой  ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос о том, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, сохраняя исконные традиции и обычаи.

Решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе.  Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище.

 В качестве новых путей воспитательного процесса школьников, можно использовать  программу воспитания, в основе которой лежит знакомство обучающихся с традициями, обычаями, богатством народной культуры.

Этот выбор сделан неслучайно, так как:

  • Народная духовная культура – основа национальной культуры. Поэтому правильно было бы  начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
  • Мир русской народной и православной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
  • Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари, художественных произведениях, литературных памятниках, предметах изобразительного искусства. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.
  • Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
  • В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения народной и православной культуры дают образцы красивой, образной, поэтической речи.
  • Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает учителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.

Цель курса:

  • возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.

Для достижения цели необходимо выполнение ряда задач:

  • развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребёнка;
  • воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
  • создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
  • развивать любознательность и познавательный интерес;
  • воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа.

Результаты изучения курса

«Основы православной культуры»

Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении курса «Основы православной культуры», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской народной и православной культуре, к культурам других народов России.

Метапредметные результаты изучения курса к окончанию 5 класса проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  • формулирование собственного отношения к богатству русской культуры, их оценка;
  • собственная интерпретация изученных при подготовке к занятиям источников;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Место курса в учебном плане 5 класса

Курс внеурочной деятельности «Основы православной культуры» в 5 классе изучается в объеме 1 час в неделю в течение 34 учебных недель.

Календарно-тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности

«Основы православной культуры»

в 5 классе

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

1

Истоки славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия. Древние славянские азбуки. Знакомство с лексикой старославянского языка.

Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

2

Книги в Древней Руси. Создание книги как искусство.

Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

3-4

Быт древних русичей. Специфика домашнего уклада. Особое место обрядов, ритуалов, традиций в жизни человека.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

5

Календарь древних славян. Связь жизни природы и человека. Древний славянский пантеон богов.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

6-7

Осенние праздники и обряды на Руси. Праздник Новолетия. Традиции древнего славянского Нового года.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

8

Почитание труда ремесленников и кузнецов на Руси. Праздник Сварога. Отражение традиции в фольклоре и искусстве.

Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

9

Праздник Лады. Отражение обрядов сборов невесты и свадьбы в устном народном творчестве.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

10

Древнерусский костюм как отражение духа народа. Понятие символики предметов.

Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

11

Православные традиции и праздники осени. Святые и предания, связанные с ними.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

12-13

Покров Пресвятой Богородицы. История события в фольклоре и литературе 19 века.

Традиции посиделок и гаданий.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

14

Наумов день. Почитание мудрости, ума, любви к знанию, книге на Руси. Викторина для любомудров.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

15

Коляда и колядки. Истоки традиции и ее судьба в 19-21 веке.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

16

Святочные традиции на Руси.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

17-18

История праздника Рождества. Рождественские обычаи разных народов мира.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

19

Истоки праздника Крещения.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

20-21

Происхождение праздника Масленицы. Древняя смеховая карнавальная основа праздника. Значение символики предметов, песен, обрядов.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

22-23

Особое значение пищи на Руси. Отношение средневекового человека к пище. Традиции православного Поста.

Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

24

Изобразительное искусство у древних славян. Назначение декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

25-26

Исконные славянские техники декоративно-прикладного искусства. История их происхождения и современное применение. Писатели о русском народном  искусстве.

Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

27-28

Происхождение и традиции праздника Пасхи.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

29

Русская иконопись как особая область изобразительного искусства. Великие иконописцы.

Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

30

Русское православное зодчество. Специфика русской храмовой архитектуры.

Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

31-32

История храмов г. Чапаевска.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

33-34

История русских имен и фамилий как неотъемлемая часть культурного наследия. История семьи, рода. Исследование имен и фамилий и составление родового древа.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, обычаи — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

Итого:

34 часа

Учебно-методический комплект

Программа:

Шапошникова Т.Д., Савченко К.В.  Основы духовно-нравственной культуры

народов России. Рабочая программа. 4-5, 6-7 классы. М.: Дрофа, 2014.

Пособия для учителя и учащихся:

  1. Амиров Р. Б., Воскресенский О. В., Горбачева Т. М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4—5 классы. Учебник. М.: Дрофа, 2012.
  2. Катышева И. Б., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4—5 классы. Методическое пособие для учителя. М.: Дрофа, 2014.
  3. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино " 7 класс.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино ".  7 класс ( вариант 2)...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ПроеКТОриЯ" 8 класс.

Программа внеурочной деятельности по профориентации "ПроеКТОриЯ" поможет расширить представления  обучающихся о мире профессии....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Хронограф", 9 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Хронограф", 9 класс охватывает период Истории России с 9 до начала 20 века...