Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ПроеКТОриЯ" 8 класс.
рабочая программа (8 класс)
Программа внеурочной деятельности по профориентации "ПроеКТОриЯ" поможет расширить представления обучающихся о мире профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Политэк» г. Волгодонска
(МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска)
ПРИНЯТА: Педагогическим советом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска Протокол от «24» августа 2020г. № 1 | УТВЕРЖДЕНА: Приказом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска от 27.08.2020 № 112 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Занятия внеурочной деятельности
«ПроеКТОриЯ»
уровень основного общего образования
8г класс
Волгодонск
2020
ОДОБРЕНА: методическим советом Протокол от « 24 » августа 2020 № 1 | СОГЛАСОВАНА: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________ /Л.В. Плотникова/
« 27 » августа 2020 |
Рабочая программа внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Организация-разработчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Политэк» г. Волгодонска (МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска).
Разработчик: Бондарь Г.П., высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска
Рекомендована методическим советом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска протокол № 1 от 24.08.2020
Бондарь Г.П., 2020
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Политэк» г. Волгодонска
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ» по социальному направлению разработана для учащихся 8 класса соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа «ПроеКТОриЯ» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 8 класса, на 1 год обучения.
На реализацию программы «ПроеКТОриЯ» отводится 70 ч в год (2 час в неделю)
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ»
В современном обществе всё более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учебных заведений. Его важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребностей общества.
Цель курса: внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ» - формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего.
Задачи курса:
- ознакомить со спецификой профессий, новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
- развивать творческие способности обучающихся;
- приобщить учеников к работе со справочной и энциклопедической литературой.
- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности к трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- воспитывать уважение к рабочему человеку.
Принципы:
-доступность, познавательность и наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Формы занятий: рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий и др..
Планируемые результаты
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Личностные результаты:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
2. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- приобретение опыта исследовательской деятельности;
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- участвовать в исследовательских работах;
- знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- иметь представление о правилах проведения исследования;
получение первоначального опыта самореализации.
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:
- Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
- Мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);
- Деятельностно -практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:
• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.
Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии. трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе. исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ)
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»
3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины
2. Содержание курса внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ»
Содержание программы
№ | Название раздела | Тематическое содержание | Кол-во часов |
1 | Человек и профессия | 1.Вводное занятие Планы на ближайшее будущее. Знакомство с платформой «ПроеКТОриЯ».Теоретические сведения Цели и содержание курса. Специфика занятий. Профессии, специальности, должности. | 2ч. |
2. Самооценка и уровень притязаний. Уровень притязаний. Человек среди людей. «ПроеКТОриЯ». Карта интересов профессиональной готовности. | 2ч | ||
3.Темперамент и профессия. Определение темперамента Методика выявления стержневых черт характера. Уровень развития волевых качеств. Внутренний мир человека и возможности его познания. Теоретические сведения. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. | 2ч. | ||
4. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности. | 2ч. | ||
5. Стресс и тревожность. Работоспособность. Психология принятия решения. Диагностические процедуры: анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенека, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля». | 2ч. | ||
6. Определение типа мышления. Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение | 1ч. | ||
7. Внимание и память. Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания. Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности. | 2ч. | ||
8. Формула профессии. Здоровье и выбор профессии. Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы | 2ч. | ||
9. Классификация профессий. Признаки профессии. Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся. | 2ч. | ||
10 . Определение типа будущей профессии. Платформа «ПроеКТОриЯ». Характеристика профессий типа «человек – человек». Характеристика профессий типа «человек – техника». Характеристика профессий типа «человек – природа». Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «Человек – Знаковая система». | 6ч. | ||
11.Профессии, специальности, должности. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Основные признаки профессиональной деятельности: предмет труда, цели труда, средства труда. Ответственность в труде. Условия труда. | 2ч | ||
12 .Интересы и склонности в выборе профессии. Дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?». Платформа «ПроеКТОриЯ». | 1ч. | ||
13. Профессиональные качества человека. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Тестирование. | 2ч. | ||
14. Человек среди людей. Человек среди людей. Навыки эффективного способа общения, умение слушать и понимать собеседника. | 1ч. | ||
15. Профессия и здоровье. Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание. Причины ошибок и затруднений в выборе профессии. | 2ч. | ||
16. Типы профессий. Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессионального пути. Общее представление об основных ошибках, совершаемых при осуществлении выбора. | 2ч. | ||
17.Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Общие и специальные способности. Формирование способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Интересы (содержание, широта, длительность, глубина). Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к офисным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. | 6ч. | ||
18.Уровень профессиональной пригодности. Соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии по отношению к этому качеству. | 2ч. | ||
19.Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях. | 1ч. | ||
20.Работодатель и работник. Современный рынок труда. Платформа «ПроеКТОриЯ». | 2ч. | ||
2 | Профессии будущего | 1.Многообразие мира профессий. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. | 2ч. |
2.Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности: предмет труда, цели труда, средства труда. Ответственность в труде. Условия труда. Способы классификация профессий. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. | 2ч. | ||
3.Знакомство с новыми профессиями и специальностями, которые будут востребованы на рынке труда в 2020 году: Отрасль экономики «Медиа, PR и маркетинг» .https://proektoria.online/catalog/industries/media-pr-i-marketing | 2ч. | ||
Отрасль экономики «Природа и экология» https://proektoria.online/catalog/industries/priroda-i-ekologiya | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Право и юрипруденция» https://proektoria.online/catalog/industries/pravo-i-yurisprudencziya | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Менеджмент» https://proektoria.online/catalog/industries/menedzhment | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Дизайн» https://proektoria.online/catalog/industries/dizajn | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Спорт» https://proektoria.online/catalog/industries/sport | 1ч. | ||
Подтипы профессий типа «Человек – Знаковая система» https://zaochnik.ru/blog/professii-tipa-chelovek-znakovaja-sistema-znak-spisok-professij-harakteristika/ | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Государственное управление» https://proektoria.online/catalog/industries/gosudarstvennoe-upravlenie | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Наука и образование» https://proektoria.online/catalog/industries/nauka-i-obrazovanie | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Еда и сельское хозяйство» https://proektoria.online/catalog/industries/eda-i-selskoe-hozyajstvo | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Машиностроение» https://proektoria.online/catalog/industries/mashinostroenie | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Развлечения и туризм» https://proektoria.online/catalog/industries/razvlecheniya-i-turizm | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Культура и искусство» https://proektoria.online/catalog/industries/kultura-i-iskusstvo | 1ч. | ||
Отрасль экономики Химическая промышленность и технологии новых материалов https://proektoria.online/catalog/industries/himicheskaya-promyshlennost-i-tehnologii-novyh-materialov | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Инфо-каммуникационные технологии» https://proektoria.online/catalog/industries/infokommunikaczionnye-tehnologii | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Медицина и здоровье» https://proektoria.online/catalog/industries/mediczina-i-zdorove | 1ч. | ||
Отрасль экономики «Транспорт и логистика» https://proektoria.online/catalog/industries/transport-i-logistika | 1ч. | ||
4.Межотраслевые виды профессиональной деятельности ТЕД-лекции от главных корпораций и ведущих отраслевых экспертов (портал «ПроеКТОриЯ». | 1ч. | ||
3 | Проектная деятельность | 1.Навыки саморпрезентации. Основы самопрезентации. Резюме. | 1ч. |
2.Правила поведения на собеседовании. Деловая игра «PRОфессиогамма» Личностный профиль. Взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. Возможность и необходимость планирования своего будущего. | 2ч. |
Метод профконсультирования обучающихся – организация коммуникации относительно позиционирования обучающегося в профессионально-трудовой области. Для осуществления профконсультирования привлекаются квалифицированные специалисты – работники соответствующих служб.
Метод исследования обучающимся профессионально-трудовой области и себя как потенциального участника этих отношений (активное познание).
Метод предъявления обучающемуся сведений о профессиях, специфике труда и т.д. (реактивное познание). «Ярмарка профессий» как форма организации профессиональной ориентации обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. В «Ярмарке профессий» могут принимать участие не только обучающиеся, но и их родители, специально приглашенные квалифицированные признанные специалисты. Дни открытых дверей в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе организаций профессионального образования и организаций высшего образования и призваны представить спектр реализуемых образовательных программ. В ходе такого рода мероприятий пропагандируются различные варианты профессионального образования, которое осуществляется в этой образовательной организации.
Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом-экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства), в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования.
Метод публичной демонстрации самим обучающимся своих профессиональных планов, предпочтений либо способностей в той или иной сфере.
Предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает в себя набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели. Содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории» и т.д.). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере.
Метод профессиональных проб – кратковременное исполнение обучающимся обязанностей работника на его рабочем месте (учителя).
Метод моделирования условий труда и имитации обучающимся решения производственных задач – деловая игра, в ходе которой имитируется исполнение обучающимся обязанностей работника.
3.Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата |
Человек и профессия | |||
1. | Вводное занятие. Формула профессии. «ПроеКТОриЯ». | 1 | 04.09.20 |
2. | Профессии, специальности, должности. | 1 | 04.09.20 |
Самооценка и уровень притязаний. | |||
3. | Уровень притязаний. Человек среди людей. | 1 | 11.09.20 |
4. | Карта интересов профессиональной готовности. «ПроеКТОриЯ». | 1 | 11.09.20 |
Темперамент и профессия. Определение темперамента | |||
5. | Уровень развития волевых качеств. Внутренний мир человека. | 1 | 18.09.20 |
6. | Темперамент. Темперамент в учебной и профессиональной деятельности. | 1 | 18.09.20 |
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | |||
7. | Отношение личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. | 1 | 25.09.20 |
8. | Эмоциональные состояния личности. | 1 | 25.09.20 |
Стресс и тревожность. | |||
9. | Работоспособность. Психология принятия решения | 1 | 02.10.20 |
10. | Волевые качества человека. | 1 | 02.10.20 |
Определение типа мышления. | |||
11. | Мышление. Типы мышления | 1 | 09.10.20 |
12. | Отрасль экономики «Инфо-каммуникационные технологии». | 1 | 09.10.20 |
Внимание и память. | |||
13. | Память. Виды памяти. Приемы запоминания | 1 | 16.10.20 |
14. | Внимание. Качества внимания. Виды внимания. | 1 | 16.10.20 |
Формула профессии. Здоровье и выбор профессии. | |||
15. | Состояние здоровья при выборе профессии. Здоровье и профессия. | 1 | 23.10.20 |
16. | Работоспособность. Роль активного отдыха и режим работы. | 1 | 23.10.20 |
Профессия и здоровье. | |||
17. | Здоровье и профессия. Степени профессиональной пригодности | 1 | 06.11.20 |
Классификация профессий. Признаки профессии. | |||
18. | Типы и выбор профессий. Профессиональные предпочтения. | 1 | 06.11.20 |
Профессии, специальности, должности. | |||
19. | Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. | 1 | 13.11.20 |
20. | Профессиональная деятельность. Ответственность в труде. Условия труда. | 1 | 13.11.20 |
Интересы и склонности в выборе профессии. | |||
21. | Дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?» Платформа «ПроеКТОриЯ». | 1 | 20.11.20 |
Профессиональные качества человека. | |||
22. | Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. | 1 | 20.11.20 |
23. | Профессионально важные качества. Роль личности при выборе профессии | 1 | 27.11.20 |
Многообразие мира профессий. | |||
24. | Труд в жизни человека и общества | 1 | 27.11.20 |
25. | Профессиональная деятельность. Самореализация и самоутверждение личности. | 1 | 04.12.20 |
Человек среди людей. | |||
26. | Человек среди людей. Навыки эффективного способа общения. | 1 | 04.12.20 |
Профессия и здоровье. | |||
27. | Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. | 1 | 11.12.20 |
28. | Причины ошибок и затруднений в выборе профессии. | 1 | 11.12.20 |
29. | Отрасль экономики «Медицина и здоровье» | 1 | 18.12.20 |
Типы профессий. Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). | |||
30. | Склонности, желания и интересы в выборе профессии. | 1 | 18.12.20 |
31. | Типичные ошибки при выборе профессионального пути. | 1 | 25.12.20 |
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | |||
32. | Общие и специальные способности. Формирование способностей. | 1 | 25.12.20 |
33. | Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии. | 1 | 15.01.21 |
34. | Способности к практическим видам деятельности. | 1 | 15.01.21 |
35. | Способности к интеллектуальным видам деятельности. | 1 | 22.01.21 |
36. | Способности к профессиям социального типа. | 1 | 22.01.21 |
37. | Отрасль экономики «Право и юрипруденция» | 1 | 29.01.21 |
Современный рынок труда. | |||
38. | Прогноз и потребности в профессиях в современных условиях. | 1 | 29.01.21 |
Работодатель и работник. | |||
39. | Современный рынок труда. Отрасль экономики «Природа и экология» | 1 | 05.02.21 |
Анализ профессий. | |||
40. | Основные признаки профессиональной деятельности. | 1 | 05.02.21 |
41. | Способы, характеристика классификация профессий. | 1 | 12.02.21 |
42. | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ | 1 | 12.02.21 |
43. | Отрасль экономики «Дизайн» | 1 | 19.02.21 |
Определение типа будущей профессии. Профессии будущего. | |||
44. | Характеристика профессий типа «человек – человек» | 1 | 19.02.21 |
45. | Отрасль экономики «Менеджмент» | 1 | 26.02.21 |
46. | Отрасль экономики «Развлечения и туризм» | 1 | 26.02.21 |
47. | Характеристика профессий типа «человек – техника». | 1 | 05.03.21 |
48. | Отрасль экономики «Машиностроение» | 1 | 05.03.21 |
Уровень профессиональной пригодности. | |||
49. | Соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии. | 1 | 12.03.21 |
50. | Отрасль экономики «Культура и искусство» | 1 | 12.03.21 |
51. | Уровень требований профессии. | 1 | 19.30.21 |
52. | Отрасль экономики «Транспорт и логистика» | 1 | 19.02.21 |
Современный рынок труда | |||
53. | Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях. | 1 | 02.04.21 |
54. | Отрасль экономики «Еда и сельское хозяйство» | 1 | 02.04.21 |
Работодатель и работник | |||
55. | Современный рынок труда. Платформа «ПроеКТОриЯ». | 1 | 09.04.21 |
56. | Характеристика профессий типа «человек – природа». | 1 | 09.04.21 |
57. | Отрасль экономики «Природа и экология» | 1 | 16.04.21 |
Анализ профессий. | |||
58. | Основные признаки профессиональной деятельности | 1 | 16.04.21 |
59. | Отрасль экономики «Химическая промышленность и технологии новых материалов». | 1 | 23.04.21 |
60. | Способы классификация профессий. Характеристика профессий. | 1 | 23.04.21 |
61. | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». | 1 | 30.04.21 |
62. | Подтипы профессий типа «Человек – Знаковая система». | 1 | 30.04.21 |
63. | Отрасль экономики «Наука и образование» | 1 | 07.05.21 |
64. | Отрасль экономики «Государственное управление» | 1 | 07.05.21 |
65. | Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». | 1 | 14.05.21 |
66. | Отрасль экономики «Культура и искусство» | 1 | 14.05.21 |
Межотраслевые виды профессиональной деятельности | |||
67. | ТЕД-лекции от главных корпораций и ведущих отраслевых экспертов Портал «ПроеКТОриЯ». | 1 | 21.05.21 |
Проектная деятельность | |||
68. | Навыки саморпрезентации. Основы самопрезентации. Резюме. | 1 | 21.05.21 |
69. | Деловая игра «PRОфессиогамма» | 1 | 28.05.21 |
70. | Итоговое занятие. Искусство самопрезентации. Личностный профиль. | 1 | 28.05.21 |
Всего | 70 часов |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по элективному курсу
- Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 2015. - №1. С.6-13.
- Атласа востребованных профессий и профессиональных проб «Пропуск в профессию». Методическое пособие / Составитель А. К. Белоусова Абакан: издательство ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2017. – 134 с.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 2014.
- Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 2009.
- Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 2012.
- Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014
- Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
- Портал «ПроеКТОриЯ» (http//proektoria.online/)
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2011.
- Сайт Атлас профессий http://atlas100.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/22/picture-283395-1377152965.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-381204-1389585184.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-433373-1413822886.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-656566-1440310460.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)
Настоящая программа[М1] внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-194772-1443357450.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 3 класс"
Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для учащихся третьего класса (второй год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поко...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествуем по городам Канады» на 2014-2015 учебный год . 9 класс
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-721100-1449379186.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Полезные привычки направление: социальное для 1-4 классов 2014-2015 учебный год
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по ...