Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Абрамкина Мария Алексеевна

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно подробно, предлагается ввести факультативный курс на данную тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dlya_publikatsii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 6 классе

             «Русь и Золотая Орда».

 

Учитель: Абрамкина М.А.

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по внеурочной деятельности учащихся рассчитана на 14 часов, предназначена для изучения в 6 классе.

Данный курс направлен на то, чтобы развивать у учащихся интерес к истории государства, повысить культурный уровень, формировать аналитическое мышление, выявлять причины общественных явлений. Подбор материала осуществляется с учётом особенностей возрастного развития учащихся. Основной критерий при выборе форм работы и подборе материала доступность изложения, яркость (при работе с иллюстративным материалом), достаточность, логичность.

Сроки реализации программы: 14 часов, второе полугодие.

Формы осуществления деятельности: диалог, дискуссия, работа с источником, конференция, беседа.

 Внеурочная деятельность учащихся  позволит:

  • изучить процесс исторического развития России во взаимосвязи с Улусом Джучи
  • проследить процесс объединения Русских земель;

Изучение данной темы строится на принципе сквозного обучения, что позволяет проследить политику и деятельность русских князей и ханов Золотой Орды, определить значение политики Улуса Джучи для Руси.

При изучении данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

  • исторических фактов и явлений изучаемого периода
  • значение  Ордынского владычества на Руси
  • отличия политических линий Ханов на различных княжествах Руси.
  • знание хронологии.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся  6 класса по курсу «Русь и Золотая Орда».

Тема

Сроки проведения

1

Появление государства Золотая Орда.

Хан Батый.

2

Устройство русских земель. Власть князей и бояр. Влияние Золотой Орды.

3

Походы Батыя. Разорение русских городов.

4

Завоевание юго-западных территорий.

5

Политика последователей Батыя в Северо-Восточной Руси в XIV в.

6

Политика последователей Батыя в Юго-Западных землях.

7

Даниил Галицкий. Стремление к освобождению.

8

Московские князья. Стремление к объединению.

9

Начало упадка в землях ханов.

10

Значение Золотой Орды для культуры и экономики Руси.

11

Дмитрий Донской. Победа в Куликовской битве.

12

Возобновление уплаты «выхода». Заключительный этап политических взаимоотношений Золотой Орды и Руси.

13

Стояние на р.Угре.

14

Конференция «Политика Золотоордынских ханов на Руси и её значение».

В процессе совместной работы с учениками, проводятся занятия с использованием различных форм, приёмов и методов обучения. В начале занятий учащимся предлагается подготовиться, изучить отдельные отрывки документов и  в конце изучения курса выступить на конференции. Для этого необходимо определить желающих, проявивших интерес к теме. Детям предлагается подумать, изучить литературу, подобранную педагогом. В процессе занятий проводятся консультации. Ученики должны быть поделены на группы. В первую входят  дети, готовившие доклад и презентацию к выступлению, считавшие, что политика Северо-Восточной Руси была верна, Во вторую, те, кто собирался выразить мнение о необходимости сопротивления русского народа подобно Галицко-Волынским землям,  в третью ученики, характеризующие значение политики Улуса Джучи на русских землях в целом. В процессе проведения конференции, после выступления одних учеников, другие задают им вопросы, высказывают свои доводы. В завершении мероприятия проводится рефлексия, учащиеся приходят к общим выводам о различии в политики Орды, её роли в государственной жизни Руси. Результат может быть оформлен в виде схемы. К выступлению должны быть подготовлены программки, в которых будет содержаться план выступления. Свои доклады дети могут проиллюстрировать презентациями.

Конференция

«Политика Золотоордынских ханов на Руси и её значение».

Цель: Формировать у учащихся представление об особенностях политики Золотой Орды  на отдельных территориях.

Форма проведения: Конференция, диалог, беседа.

Форма работы учащихся: групповая

Методы: коммуникативный, исследовательский.

Задачи: 1.Развивать аналитическое мышление.

  1. Развивать умение работать с текстом.

  1. Формировать умение выявлять общее и особенное.

План мероприятия:

1.Вступительное слово учителя

2.Выдача программок проведения

3.Выступление первой группы учащихся

А)Политика Батыя. Разорение Руси.

Б)Налоговая политика Орды. Восстания на Руси.

В)Дмитрий донской - освободитель

4.Выступление второй группы учащихся

А)Даниил Галицкий, стремление к освобождению

Б)Хитрость Берке-хана

В)Итог политики Даниила.

5.Выступление третьей группы учащихся

А)Разорение русских городов после нашествия

Б)Изобретения монголов, перенятые Русью.

В)Причины объединения Руси.

6.Обсуждение

7.Подведение итогов

Ход занятия:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

I.организационный момент, выдача программок проведения мероприятия. (около 2-х мин.)

Здороваемся с учениками

Здороваются с учителем, садятся.

II. Вступительное слово (3-5 минут)

На уроках истории мы с вами поговорили о том, какие тяжёлые события для Руси произошли в 1237 году. Мы с Вами узнали, что хан-Батый захватил Русские земли, много поговорили о Северо-восточных территориях. А что же произошло с юго-западной Русью? Как обстояли дела у Галицко-Волынского князя Даниила? Вам поручено было прочитать предложенный материал, определить какая позиция Вам ближе и почему? Мы перенесёмся мысленно в средневековую Русь, и выступим в роли представителей княжеств. Представители которых подготовили сегодня выступление и помогут нам принять решение о дальнейшей политике, которое мы с Вами выразим в составлении грамоты.

Готовятся к выступлению докладчики

III. Выступление докладчиков.(каждое выступление 3-4 минуты)

- 1-я группа сообщает о том, какие последствия нашествие Батыя имело для Сев-Вост. княжеств.

- 2-я группа: подготовит доклад о роли нашествия в культуре, ремесле и экономике Русских земель.

 - 3-я группа: выступающий сообщает о том, какова деятельность Даниила Галицкого.


Слушают выступления

IV.Обсуждение

(по каждому вопросу около 2-3 минут)

- Вопросы: 1.Какая по Вашему модель политического поведения Руси правильней? 2.Почему Вы так считаете? 3.Какие недостатки у другого типа? 4.Какие последствия имело Ордынское владычество для северо-восточных земель? 5.Какие последствия имело ордынское владычество для юго - западных земель?

Учащиеся задают друг другу вопросы по материалам выступления, обсуждение ведётся

Учащиеся по очереди, высказывают своё мнение, выслушивают других.

V.Рефлексия:

- Чем отличалась политика ханов, от чего она зависела?

-Какую реакцию князей вызвали действия правителей Золотой Орды?

-Каково влияние владычества Улуса Джучи на Русь?

-Каковы причины освобождения Руси?

-Что нового мы с Вами сегодня узнали?

-Заполним таблицу:

Хан (период)

Княжество

Положительное влияние

Отрицательное

Влияние

Батый

Берке

……

……

Список научной литературы:

1.Вернадский Г.В. Монголы и Русь, 2004, М

2.Горский А.А. Москва и Орда. М., Наука, 2000.

3.Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды, М., 1975 г.

4.Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь, М.,2012,С.129

5.Вторая половина XV в., Пер. С.Я.Лурье, М.,1982 , С.515

6.Почекаев Р.Ю. Ханы Золотой Орды, Спб., Евразия, 2010

Список источников:

  1. 1.Карпини Дж. дель Плано. История монгалов. Рубрук де Гильом. Путешествие в восточные страны. Поло Марко. Книга Марко Поло. М.,
  2. Нашествие Батыя на Русь, Летопись по Ипатьевскому списку, Пер. М.Н.Тихомирова, Спб.,1871, С.518-523
  3. Повесть о разорении Рязани Батыем, Хрестоматия по истории России, М., 2012 г.

      4.Повесть о стоянии на реке Угре, Памятники литературы Древней Руси,      М.,1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...