Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно подробно, предлагается ввести факультативный курс на данную тематику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_publikatsii.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 6 классе
«Русь и Золотая Орда».
Учитель: Абрамкина М.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса по внеурочной деятельности учащихся рассчитана на 14 часов, предназначена для изучения в 6 классе.
Данный курс направлен на то, чтобы развивать у учащихся интерес к истории государства, повысить культурный уровень, формировать аналитическое мышление, выявлять причины общественных явлений. Подбор материала осуществляется с учётом особенностей возрастного развития учащихся. Основной критерий при выборе форм работы и подборе материала доступность изложения, яркость (при работе с иллюстративным материалом), достаточность, логичность.
Сроки реализации программы: 14 часов, второе полугодие.
Формы осуществления деятельности: диалог, дискуссия, работа с источником, конференция, беседа.
Внеурочная деятельность учащихся позволит:
- изучить процесс исторического развития России во взаимосвязи с Улусом Джучи
- проследить процесс объединения Русских земель;
Изучение данной темы строится на принципе сквозного обучения, что позволяет проследить политику и деятельность русских князей и ханов Золотой Орды, определить значение политики Улуса Джучи для Руси.
При изучении данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
- исторических фактов и явлений изучаемого периода
- значение Ордынского владычества на Руси
- отличия политических линий Ханов на различных княжествах Руси.
- знание хронологии.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся 6 класса по курсу «Русь и Золотая Орда».
№ | Тема | Сроки проведения |
1 | Появление государства Золотая Орда. Хан Батый. | |
2 | Устройство русских земель. Власть князей и бояр. Влияние Золотой Орды. | |
3 | Походы Батыя. Разорение русских городов. | |
4 | Завоевание юго-западных территорий. | |
5 | Политика последователей Батыя в Северо-Восточной Руси в XIV в. | |
6 | Политика последователей Батыя в Юго-Западных землях. | |
7 | Даниил Галицкий. Стремление к освобождению. | |
8 | Московские князья. Стремление к объединению. | |
9 | Начало упадка в землях ханов. | |
10 | Значение Золотой Орды для культуры и экономики Руси. | |
11 | Дмитрий Донской. Победа в Куликовской битве. | |
12 | Возобновление уплаты «выхода». Заключительный этап политических взаимоотношений Золотой Орды и Руси. | |
13 | Стояние на р.Угре. | |
14 | Конференция «Политика Золотоордынских ханов на Руси и её значение». |
В процессе совместной работы с учениками, проводятся занятия с использованием различных форм, приёмов и методов обучения. В начале занятий учащимся предлагается подготовиться, изучить отдельные отрывки документов и в конце изучения курса выступить на конференции. Для этого необходимо определить желающих, проявивших интерес к теме. Детям предлагается подумать, изучить литературу, подобранную педагогом. В процессе занятий проводятся консультации. Ученики должны быть поделены на группы. В первую входят дети, готовившие доклад и презентацию к выступлению, считавшие, что политика Северо-Восточной Руси была верна, Во вторую, те, кто собирался выразить мнение о необходимости сопротивления русского народа подобно Галицко-Волынским землям, в третью ученики, характеризующие значение политики Улуса Джучи на русских землях в целом. В процессе проведения конференции, после выступления одних учеников, другие задают им вопросы, высказывают свои доводы. В завершении мероприятия проводится рефлексия, учащиеся приходят к общим выводам о различии в политики Орды, её роли в государственной жизни Руси. Результат может быть оформлен в виде схемы. К выступлению должны быть подготовлены программки, в которых будет содержаться план выступления. Свои доклады дети могут проиллюстрировать презентациями.
Конференция
«Политика Золотоордынских ханов на Руси и её значение».
Цель: Формировать у учащихся представление об особенностях политики Золотой Орды на отдельных территориях.
Форма проведения: Конференция, диалог, беседа.
Форма работы учащихся: групповая
Методы: коммуникативный, исследовательский.
Задачи: 1.Развивать аналитическое мышление.
- Развивать умение работать с текстом.
- Формировать умение выявлять общее и особенное.
План мероприятия:
1.Вступительное слово учителя
2.Выдача программок проведения
3.Выступление первой группы учащихся
А)Политика Батыя. Разорение Руси.
Б)Налоговая политика Орды. Восстания на Руси.
В)Дмитрий донской - освободитель
4.Выступление второй группы учащихся
А)Даниил Галицкий, стремление к освобождению
Б)Хитрость Берке-хана
В)Итог политики Даниила.
5.Выступление третьей группы учащихся
А)Разорение русских городов после нашествия
Б)Изобретения монголов, перенятые Русью.
В)Причины объединения Руси.
6.Обсуждение
7.Подведение итогов
Ход занятия:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика. |
I.организационный момент, выдача программок проведения мероприятия. (около 2-х мин.) | Здороваемся с учениками | Здороваются с учителем, садятся. |
II. Вступительное слово (3-5 минут) | На уроках истории мы с вами поговорили о том, какие тяжёлые события для Руси произошли в 1237 году. Мы с Вами узнали, что хан-Батый захватил Русские земли, много поговорили о Северо-восточных территориях. А что же произошло с юго-западной Русью? Как обстояли дела у Галицко-Волынского князя Даниила? Вам поручено было прочитать предложенный материал, определить какая позиция Вам ближе и почему? Мы перенесёмся мысленно в средневековую Русь, и выступим в роли представителей княжеств. Представители которых подготовили сегодня выступление и помогут нам принять решение о дальнейшей политике, которое мы с Вами выразим в составлении грамоты. | Готовятся к выступлению докладчики |
III. Выступление докладчиков.(каждое выступление 3-4 минуты) | - 1-я группа сообщает о том, какие последствия нашествие Батыя имело для Сев-Вост. княжеств. - 2-я группа: подготовит доклад о роли нашествия в культуре, ремесле и экономике Русских земель. - 3-я группа: выступающий сообщает о том, какова деятельность Даниила Галицкого. | Слушают выступления |
IV.Обсуждение (по каждому вопросу около 2-3 минут) | - Вопросы: 1.Какая по Вашему модель политического поведения Руси правильней? 2.Почему Вы так считаете? 3.Какие недостатки у другого типа? 4.Какие последствия имело Ордынское владычество для северо-восточных земель? 5.Какие последствия имело ордынское владычество для юго - западных земель? Учащиеся задают друг другу вопросы по материалам выступления, обсуждение ведётся | Учащиеся по очереди, высказывают своё мнение, выслушивают других. |
V.Рефлексия:
- Чем отличалась политика ханов, от чего она зависела?
-Какую реакцию князей вызвали действия правителей Золотой Орды?
-Каково влияние владычества Улуса Джучи на Русь?
-Каковы причины освобождения Руси?
-Что нового мы с Вами сегодня узнали?
-Заполним таблицу:
Хан (период) | Княжество | Положительное влияние | Отрицательное Влияние |
Батый | |||
Берке | |||
…… | |||
…… |
Список научной литературы:
1.Вернадский Г.В. Монголы и Русь, 2004, М
2.Горский А.А. Москва и Орда. М., Наука, 2000.
3.Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды, М., 1975 г.
4.Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь, М.,2012,С.129
5.Вторая половина XV в., Пер. С.Я.Лурье, М.,1982 , С.515
6.Почекаев Р.Ю. Ханы Золотой Орды, Спб., Евразия, 2010
Список источников:
- 1.Карпини Дж. дель Плано. История монгалов. Рубрук де Гильом. Путешествие в восточные страны. Поло Марко. Книга Марко Поло. М.,
- Нашествие Батыя на Русь, Летопись по Ипатьевскому списку, Пер. М.Н.Тихомирова, Спб.,1871, С.518-523
- Повесть о разорении Рязани Батыем, Хрестоматия по истории России, М., 2012 г.
4.Повесть о стоянии на реке Угре, Памятники литературы Древней Руси, М.,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»
Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса.
Из опыта работы...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2 класса.
Из опыта работы...