Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ
статья на тему
Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических занятий, а подразумевает продолжение коррекции речевых нарушений в других условиях – дома, на уроках, на внеклассных и общешкольных мероприятиях. Только при условии организации тесной взаимосвязи между учителями, воспитателями, психологами, врачом-психиатром и логопедами можно добиться значимых результатов в устранении речевых патологий у обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 52.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида №7
Доклад на тему:
«Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ»
Докладчик
учитель-логопед Бабушкина Т.Г.
Выступление
на педагогическом совете
Ноябрь 2012 год
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой. Речевые нарушения у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида носят системный характер. При умственной отсталости страдают все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Расстройства речи у детей со сниженным интеллектом проявляются не только на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, но и аномального психического развития в целом. У детей с ОВЗ отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое программирование речевой деятельности и снижен контроль за речью. Речевые нарушения у таких детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются и сохраняются вплоть до старших классов, являются серьезным препятствием в овладении школьниками грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов. Поэтому на протяжении всех лет обучения детей-логопатов в школе-интернате логопеды осуществляют их логопедическое сопровождение.
Цель логопедического сопровождения – оказание логопедической помощи ученикам школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.
Для реализации этой цели необходимо решать следующие задачи:
- проводить диагностику, профилактику и коррекцию речевых нарушений;
- осуществлять изучение и коррекционное сопровождение детей;
- обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подходы к каждому ребёнку;
- содействовать полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей;
- пропагандировать логопедические знания среди педагогов и родителей, консультировать их по вопросам оказания логопедической помощи детям;
- участвовать в работе школьной ПМПК с целью определения образовательного маршрута детей-логопатов.
- Логопедическое обследование. Взаимодействие логопедов с врачом
Речь относится к разряду сложнейших психических функций и материальной основой её является головной мозг. Именно взаимодействие множества мозговых структур обеспечивает формирование сначала устной речи, а затем навыков чтения и письма. То есть, качество речи ребёнка во многом зависит от состояния процессов, происходящих в головном мозге и, в конечном итоге, от неврологического состояния здоровья самого ребёнка. Поэтому первостепенной задачей, стоящей перед логопедами, является своевременное выявление нарушений речевого развития детей с ОВЗ, правильное определение характера и тяжести речевого дефекта. С этой целью в начале учебного года логопедами проводится обследование устной и письменной речи вновь принятых школьников и детей ранее уже посещающих логопедические занятия. Логопедическое обследование занимает важное место в работе логопеда, так как даёт возможность не только определить речевую патологию, но и выявить недостатки неречевых психических функций, тормозящих полноценное становление речи школьников. Таким образом, сведения о состоянии слуха, зрения, о неврологическом статусе первоклассников и вновь принятых школьников логопеды получают как в ходе самого логопедического обследования, так и из данных медицинских карт детей. Такое взаимодействие уже на первом этапе работы с ребёнком даёт возможность изучить и проанализировать состояние здоровья школьников, их индивидуальные психофизиологические и интеллектуальные возможности и наметить пути эффективного коррекционного воздействия.
2. Взаимодействие логопедов с родителями
Основной формой работы со школьниками, имеющими системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости, являются индивидуальные логопедические занятия, что объясняется, прежде всего, различной структурой дефектов произношения, индивидуальным темпом усвоения речевого материала, психофизическими особенностями детей. Для достижения наибольшей эффективности в коррекционной работе над речью обучающихся логопедами поддерживается тесная связь с родителями детей-логопатов. Сотрудничество с родителями начинается с первых дней работы с детьми. Так, с целью установления причин возникновения речевых дефектов и необходимостью ознакомления с особенностями раннего речевого и психофизического развития вновь принятых школьников, в начале учебного года логопедами проводятся первичные собеседования с родителями детей-логопатов. Родители в свою очередь получают информацию о результатах логопедического обследования детей, знакомятся с планом предстоящей работы и речевыми проблемами своих детей, на которые надо обратить внимание в первую очередь. В дальнейшем контакт с родителями осуществляется через выступления на классных родительских собраниях, через индивидуальные консультации с демонстрацией практических приёмов работы по коррекции звукопроизношения. Кроме того, у всех школьников, посещающих логопедические занятия, имеются индивидуальные тетради, в которых логопед размещает речевой материал, подобранный с учётом имеющейся у ребёнка речевой патологии. Это позволяет родителям закреплять дома приобретённые детьми на логопедических занятиях речевые навыки. Такой контакт даёт возможность быстрее добиться положительных результатов при коррекции речевых нарушений.
3. Взаимодействие логопедов с учителями и воспитателями по коррекции звукопроизношения
Коррекция звукопроизношения у детей с ОВЗ имеет свои специфические особенности, что обусловлено низким уровнем интеллектуального и речевого развития, психофизическими недостатками. На постановку звуков у таких детей уходит много времени, и требуются большие усилия логопеда и самого ребёнка. Процесс автоматизации поставленных звуков порой растягивается на длительный период. Тесная же взаимосвязь логопеда с учителями и воспитателями помогает быстрее преодолеть детям-логопатам речевые трудности. Поэтому педагоги регулярно информируются логопедом о том, какие звуки находятся на стадии автоматизации у каждого ребёнка. Контролируя речь ученика на уроках, требуя от него правильного произношения поставленных звуков, учитель не только способствует скорейшей их автоматизации, но и предупреждает появление специфических ошибок на письме. Логопедам часто приходится обращаться за помощью к воспитателям, которые выполняют с детьми домашние задания по логопедии. Организации совместной деятельности логопедов и воспитателей помогает использование разнообразных форм связи: личные контакты, выступления на методическом объединении воспитателей, индивидуальные беседы-консультации для воспитателей с показом приёмов работы по коррекции нарушений звукопроизношения. То, что даётся трудно вызывает неприятие у детей с интеллектуальной недостаточностью, им нужна мотивация. И этой мотивацией, как не странно, является взаимосвязь воспитателя, учителя и логопеда в работе по устранению нарушений звукопроизношения. Заинтересованность учителей и воспитателей в улучшении фонетической стороны речи учащихся-логопатов формирует у них положительное отношение к логопедическим занятиям, помогает справляться с возникающими в процессе работы трудностями. Дети с радостью бегут в класс после занятий с логопедом, чтобы продемонстрировать учителю свои звукопроизносительные успехи и с удовольствием идут на логопедическое занятие, если воспитатель помог им подготовить домашнее задание. Хотелось бы, чтобы взаимодействия в работе логопедов и воспитателей были более тесными. Особая значимость совместной работы логопедов и воспитателей заключается ещё и в том, что она даёт возможность детям-логопатам практиковаться в свободном речевом общении, закрепляя при этом полученные речевые навыки в повседневной жизни. Кроме того, отслеживание процесса автоматизации поставленных звуков вне логопедических занятий осуществляется и при посещении логопедами уроков русского языка и чтения, открытых занятия учителей гуманитарного цикла.
Коррекционная работа над речью обучающихся не ограничивается рамками логопедических занятий. Реализация содержания логопедической работы происходит как непосредственно во время самого коррекционного процесса по преодолению нарушений устной речи, так и в момент подготовки детей-логопатов к выступлениям на общешкольных мероприятиях, тематических праздниках, что требует тесного взаимодействия с учителями и воспитателями. Для отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми логопеды ежегодно проводят мониторинг деятельности обучающихся, используя для этого тестовые методики. По результатам мониторинга строятся графики и вкладываются в портфолио детей, что позволяет педагогам глубоко и детально изучить речевое развитие каждого ребёнка-логопата, и использовать данную информацию в работе этими детьми.
4. Взаимодействие логопедов с учителями
В результате логопедического обследования, проведённого в начале учебного года, было выявлено 72 ученика, которым необходима логопедическая помощь. Это в основном школьники с системным недоразвитием речи средней и тяжелой степени выраженности, с различными нарушениями письма и чтения.
Информация об итогах логопедического обследования обязательно доносится до учителей начальных классов и преподавателей русского языка, работающих в 5-7 классах, как при личном общении, так и на заседаниях методических объединений. Тесное сотрудничество логопедов и учителей начинается уже на начальном этапе логопедической работы с обучающимися. То есть, на этапе выявления детей с речевой патологией. В процессе обсуждения результатов диагностики происходит обмен мнениями о личностных особенностях и интеллектуальных возможностях вновь принятых школьников, согласовывается состав логопедических групп, выявляются ученики с тяжелой речевой патологией, нуждающиеся в индивидуальных занятиях. Такое сотрудничество направлено, прежде всего, на создание комфортных условий для детей-логопатов в процессе обучения, на выработку единой стратегии в работе с ними. На всех обучающихся, посещающих логопедические занятия оформляются подробные речевые карты, составляются планы индивидуальной логопедической работы. Изучение этой документации учителями даёт им возможность получить подробную информацию об уровне речевого развития детей-логопатов и, исходя из этого, выстраивать коррекционную работу с ними с учётом речевых возможностей каждого ребёнка.
Большой процент школьников, посещающих логопедические занятия, составляют дети с нарушениями письма и чтения. Среди них много обучающихся с серьёзными проблемами в овладении письменной речью. На начальном этапе дети не запоминают буквы, не овладевают навыком простого звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, не пишут под диктовку, затрудняются в списывании и т.д. Одной из основных задач, решаемой логопедами в процессе коррекционной работы с ними, является подготовка этих школьников к фронтальному восприятию программного материала, к наиболее успешной работе на уроке. Тесное сотрудничество логопедов и учителей способствует выявлению трудностей, которые испытывают дети-дисграфики в процессе обучения. Это в основном дети, которые уже обучались в массовой школе, и, побывав в ситуации неуспеха, не верят в собственные силы и не ждут от обучения ничего хорошего. Работая с такими учениками, учителя и логопеды вырабатывают единую стратегию взаимодействия в оказании им совместной наиболее эффективной помощи. Прежде всего, педагоги стараются помочь школьнику обрести веру в себя, в свои силы и возможности. Процесс коррекционной работы с ними, как правило, индивидуализируется. Осуществляя его, логопеды проводят с детьми, имеющими тяжелые нарушения письма и чтения, индивидуальные логопедические занятия по коррекции стойких нарушений письменной речи. Логопедами систематически просматриваются классные тетради детей, выявляются новые ошибки, возникающие рецидивы, и совместно с учителями устанавливаются причины их возникновения и возможные способы устранения. Кроме того, в наиболее сложных случаях логопатии школьники пишут диктанты с помощью логопедов с предварительным звукобуквенным анализом слов, с обязательным послоговым их проговариванием, а также с нахождением и разбором имеющихся в тексте орфограмм. Такой приём работы способствует формированию навыка письма под диктовку, положительно сказывается на психологическом состоянии обучающихся, даёт им возможность поверить в свои способности.
5.Совместная работа с психологами
Давно доказано, что нарушенная речевая деятельность влияет на общее развитие детей: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. Все эти проблемы значительно усиливаются у детей с интеллектуальной недостаточностью, поэтому на логопедических занятиях осуществляется не только исправление речевых дефектов, но и используются приёмы, способствующие повышению активности психических процессов, таких как внимание, память, мышление. Решая эту проблему, логопеды часто обращаются за помощью к психологам. Информация, полученная от них, позволяет учитывать в процессе логопедической работы индивидуально-типологические особенности детей-логопатов. Взаимодействие логопедов и психологов осуществляется в процессе совместного участия в работе методических объединений, в проведении общих семинаров и консультаций, где решаются общие задачи, направленные на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи детям-логопатам.
6. Взаимодействие специалистов в рамках школьной ПМПК
Одной из форм взаимодействия учителей, психологов, врача-психиатра и логопедов является участие всех специалистов в работе школьной ПМПК, на заседаниях которой в течение учебного года заслушивается информация логопедов об итогах логопедического обследования обучающихся, об эффективности индивидуальной работы с детьми-логопатами начальных классов и о результативности коррекционной работы со старшеклассниками, посещающими логопедические занятия. Именно это взаимодействие различных специалистов в рамках деятельности школьной психолого-медико-педагогической комиссии, обеспечивает активную дифференцированную помощь обучающимся, в том числе и детям с тяжёлой формой речевой патологии.
Заключение
Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических занятий, а подразумевает продолжение коррекции речевых нарушений в других условиях – дома, на уроках, на внеклассных и общешкольных мероприятиях. Только при условии организации тесной взаимосвязи между учителями, воспитателями, психологами, врачом-психиатром и логопедами можно добиться значимых результатов в устранении речевых патологий у обучающихся с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...
«Роль взаимодействия учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений»
Взаимодействияе учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений (учителями, родителями, специалистами)...
Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".
Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...
"Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 1 – 3 классов"
Рабочая программа логопеда...
План по самообразованию "Преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)"
План по самообразованию 2022-2023...
Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых пом...