Взаимодействие учителя-логопеда с родителями обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи.
статья
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_vzaimodeystvii.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи.
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.
Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:
-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.
2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:
· установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
· объединить усилия для развития и воспитания детей;
· создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
· создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
· проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:
· консультативно–просветительская работа
· коррекционно-обучающая работа
· мониторинговая работа
В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:
· ознакомление с результатами логопедического обследования;
· формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития;
· выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.
· формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;
· формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств;
· ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;
· консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения;
· кзнакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Коррекционно-обучающая работа предполагает:
· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.
· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.
· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.
· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.
К мониторинговой работе относится:
· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.
· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.
· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.
· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.
Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями
· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...
Виды упражнений,направленных на формирование умения работать с текстом учащимися ,имеющими нарушения устной и письменной речи
методическая разработка для учителей-логопедов и учителей начальной школы...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ
Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических занятий, а подразумев...
Компьютер - как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса....