Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса
консультация

Струкова Лариса Александровна

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных мероприятий/

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса»

  1. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных мероприятий.            

В начале учебного года учитель-логопед предлагает на группу перспективный план с лексическими темами на каждую неделю учебного года  по циклам. Учитель-логопед на групповых занятиях знакомит детей с новыми лексико-грамматическими категориями, на индивидуальных занятиях закрепляет материал и руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса и контролю за грамматически правильностью речи детей во время режимных моментов, при ознакомлении с художественной литературой и при проведении организованной образовательной деятельности. По коррекции звукопроизношения воспитатель помогает логопеду закрепить поставленные звуки у детей на речевом материале, рекомендованном логопедом и в свободной речи детей. Ежедневно логопед записывает воспитателю задание  для коррекционной работы с детьми в вечернее время. Все задания подробно объясняются воспитателям и знакомы ребенку. Занятия с детьми по заданию логопеда желательно проводить в логопедическом уголке (специально оборудованном в группе), где установлено большое зеркало, в котором одновременно отражаются лица ребенка и взрослого и имеется материал для закрепления звуков.

На совместных интегрированных и комплексных занятиях учителя-логопеда и воспитателя организуется общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так же учитель-логопед принимает активное участие во всех досуговых мероприятиях (праздниках, развлечениях, целевых прогулках и экскурсиях), что помогает закрепить речевые навыки в практической деятельности.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение диагностических листов по результатам проведенного мониторинга

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

  1.  Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:  коррекционно-развивающее;  информационно-консультативное.

Выстраивая свою работу, и логопед, и музыкальный руководитель учитывают структуру речевого дефекта; осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивают личность ребенка. Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи. Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки. Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике. Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей. Коррекционные: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые дети не справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений для слушания, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. мы используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей часто изменен тонус. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса. Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

          3. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда. Особое место отводится тандему логопеда и психолога. При совместной работе данные специалисты осуществляют помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживают процесс развития; занимаются глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществляют индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду детского дома в целом. Совместно  с педагогом-психологом учитель-логопед проводит:

-  Психолого-педагогические обследования детей,  составляет характеристики на каждого ребенка в группе;

- Намечает индивидуальные программы развития детей;

- Принимает участие в  интегрированных занятиях, совместных досуговых мероприятиях;

- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям и будущим приемным родителям и опекунам.

- Принимает участие в кружковой работе по театрализованной деятельности.

Взаимодополняемость работы учителя-логопеда и педагога-психолога, тесное их сотрудничество во всех направлениях работы, является необходимым условием обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском доме. И педагог – психолог, и учитель - логопед в своей работе решают разные задачи, но пути и способы достижения оказываются у них общими. В детском доме  всегда есть дети, которые нуждаются в помощи обоих специалистов. Поэтому и существует взаимосвязь логопеда и психолога.

        4.  Взаимодействие учителя-логопеда с социальным педагогом

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную и социальную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику. Таким образом, прослеживается необходимость взаимодействия учителя-логопеда и социальным педагогом. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии логопеда с социальным педагогом. Вокруг ребёнка совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Деятельность всех педагогов детского дома направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Социальный педагог помогает учителю-логопеду наладить контакты с семьями воспитанников.

Так же совместно  с социальным педагогом учитель-логопед:

-  Изучает медико-психолого-педагогические особенности каждого вновь поступившего ребенка, составляет характеристики для ПМПК;

- Составляет индивидуальные планы развития и жизнеустройства воспитанников детского дома и планы реабилитации ребенка-ивалида;

- Принимает участие в  интегрированных занятиях, совместных досуговых мероприятиях, в различных социальных проектах, в экскурсиях  по ознакомлению с социумом и целевых прогулках;

- Оказывает консультативную и практическую помощь родителям  в отделении восстановительной реабилитации кровной семьи и будущим опекунам;

- Принимает участие в кружковой работе по театрализованной деятельности

Т.О, сотрудничество учителя-логопеда и социального педагога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и социально-личностное развитие ребёнка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса

Залог успеха работы учителя-логопеда во многом зависит от грамотно выстроенного  взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических  занятий, а подразумев...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...

«Роль взаимодействия учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений»

Взаимодействияе учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений (учителями, родителями, специалистами)...

Взаимодействие словесника с участниками педагогического процесса как один из способов развития основных компетенций учителя

В статье рассматривается вопрос эффективного воспитания и обучения школьников путём организации взаимодействия учителей, развития профессиональных компетенций педагогов благодаря интеграции, дифференц...

Презентация "Модель взаимодействия учителя- логопеда со всеми специалистами ДОУ"

Выступление на методическом объединении на тему "Модель взаимодействия учителя-логопеда со всеми специалистами ДОУ"...