Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".
учебно-методический материал по теме
Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_seminara.pdf | 2.42 МБ |
prezentatsiya_dlya_sayta.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БЛОК РЕГУЛЯЦИИ ТОНУСА И БОДРСТВОВАНИЯ ( I БЛОК ) Задачи Функции Симптомы нарушений Поддержание активного тонуса коры головного мозга при чтении и письме. Организация внимания, памяти, регуляции эмоциональных и мотивационных состояний. Отвлекаемость; Утомляемость; Резкие колебания темпа успешности на протяжении занятия ; Медленное письмо; Задержанная автоматизация процессов чтения и письма; Колебание высоты и наклона букв Несоблюдение рабочей строки.
БЛОК ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ( II БЛОК ) Задачи Функции Симптомы нарушений Приём, переработка, хранение зрительной, зрительно-пространственной, слухоречевой, кинестетической информации. Фонематическое восприятие; слухоречевая память. Зрительные представления, зрительно-пространственные представления, зрительная память; Пространственная память; Кинестетический (моторный) анализ (контроль). Смешения букв, обусловленные: акустико-артикуляционным сходством (б-п); оптическим сходством (ж-х). Неправильное расположение записей в тетради, трудности нахождения начала строки при чтении; Нарушение границ слов и предложений. (Сегодня тепло. Мы решили погулять. – Сего дня. Тепло мырешили по гулять)
БЛОК РЕГУЛЯЦИИ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( II I БЛОК ) Задачи Функции Симптомы нарушений Формирование плана действий и осуществление контроля за их выполнением. Серийная организация движений при письме; Планирование и контроль действий письма и чтения. Пропуск, вставка, перестановка букв; слитное написание слов; Неправильная постановка ударения при чтении; Несоблюдение заглавной буквы; Угадывающее чтение; Трудности серийной организации движений.
Если в классе есть такой ребёнок, необходимо:
Письмо - процесс, позволяющий закрепить устную речь с помощью графических элементов.
Специфические операции письма
Специфические ошибки письма ( дисграфия )
Смешение по артикуляционно-акустическим признакам Ошибки (что смешивается) Примеры Возможные механизмы Парные согласные в сильной позиции Собака – сопака Три - дри нарушение фонематического восприятия; дефект переработки слухоречевой информации Свистящие и шипящие Шишки – шиски , привезли - привежли Аффрикаты и их составляющие Птица – пцица , Часто – тясто Соноры (р-л, м-н) Мебель – небель , Лодка- родка Твёрдые – мягкие согласные (замена гласной первого ряда на гласную второго ряда, пропуск мягкого знака, и.т.д ) Любит – лубит , льубит , люубит Лось - лос
Смешение графически сходных букв Ошибки (что смешивается) Примеры Возможные механизмы Графически сходные буквы, не имеющие общей точки начала письма З-В, е-с, ш-т Нарушение зрительного восприятия Графически сходные буквы, имеющие общую точку начала письма м – л, и – у, б – д, п – р, К – Н Ошибки кинетического запуска (трудности серийной организации письма); Трудности кинетического анализа (контроля)
Зеркальные ошибки Ошибки Примеры Возможные м еханизмы Реверсия формы Яма - R ма Нарушение зрительно-пространственных функций. Реверсия порядка уже - ежу Реверсия направления Обратное письмо
Другие моторные и оптико-моторные ошибки Ошибки Примеры Возможные механизмы Недописывание отдельных элементов ё-е, й-и Нарушение зрительно-пространственных функций; трудности серийной организации письма; Трудности кинетического анализа (контроля). Добавление лишних элементов букв и-ш Неадекватное начертание
Пропуск букв и слогов Ошибки Примеры Возможные механизмы Пропуск гласных Машина – мшина , мшна Мак- мк Огород - огрод Нарушение фонемного анализа и синтеза; Нарушение внимания; Нарушение серийной организации движений. Трудности кинетического анализа (контроля). Пропуск согласных Соседи – соеди , Мост - мот Пропуск слогов Молоко – моко Электровоз - электроз
Вставки букв Ошибки Примеры Возможные механизмы Вставка гласных Плывут – пылывут круупный Нарушение фонемного анализа и синтеза; Нарушение внимания; Нарушение серийной организации движений. Трудности кинетического анализа (контроля). Вставка согласных Повеяло – повеЛяло , расцветут – расДцветут , Бутоны - будтоны
Перестановка букв и слогов в слове Ошибки Примеры Возможные механизмы Перестановка букв и слогов в слове Отцвели – оцтвели Чудесные – чуседные Малиновый - маноливый Нарушение зрительно-пространственных функций. («феномен зеркальных движений»); Нарушение фонемного анализа и синтеза; Нарушение внимания.
Персеверации (повторения) Ошибки Примеры Возможные механизмы Вместо нужной буквы пишем уже написанную Заза машиной, гогка , Аавгуст Нарушение серийной организации графических движений. Нарушение внимания. Нарушение языкового анализа и синтеза.
Антиципации Ошибки Примеры Возможные механизмы Предвосхищение Под крышей – дод крышей Нарушение серийной организации движений Нарушение внимания Нарушение языкового анализа и синтеза.
Нарушение обозначения границ слова Ошибки Примеры Возможные механизмы Слитное или раздельное написание нескольких слов Сегодня хорошая погода – Сего дняхороша я погода Нарушение языкового анализа и синтеза Нарушение программирования, регуляции и контроля деятельности Дифференциация предлогов и приставок Всубботу мы вы шли на про гулку .
Нарушение обозначения границ предложения Ошибки Примеры Возможные механизмы Отсутствие точек и заглавных букв У миши жил кот его звали рыжик миша любил кота Нарушение языкового анализа и синтеза. Нарушение программирования, регуляции и контроля деятельности.
Аграмматизмы Ошибки Примеры Возможные механизмы Нарушение морфологического строя, согласования и управления, Нарушение синтаксического оформления текста Красивая мячик Нарушение грамматического строя речи
Чтение - процесс декодирования символов, направленный на понимание текста . Средство для усвоения языка , общения, обмена информацией и идеями.
Этапы чтения (по Т.Г. Егорову) Этап Единица восприятия Возможные трудности 1.Овладение звуко -буквенными обозначениями. Единица восприятия – буква. Связаны с нарушением: 1) фонематического восприятия; 2) Зрительных и зрительно-пространственных представлений. 2. Слоговое чтение. Единица восприятия – слог. Бухштабирование – отрывистое чтение. 3.Становление целостных приемов восприятия. Единица восприятия – слово. Угадывание слова по первому слогу . Реверсия в результате длительного слежения. Ошибки ударения. 4. Синтетическое чтение. Единица восприятия – словосочетание, предложение. Без ошибок. Чтение плавное и осмысленное.
Специфические ошибки чтения ( дислексия )
Ошибки, обусловленные преимущественно нарушениями устной речи Ошибки, обусловленные преимущественно нарушением зрительных функций Смешение по акустико-артикуляционным признакам Замены слов на основе оптического сходства Ошибки в постановке ударения Реверсии (обратное направление) букв и слогов Ошибки в прочтении окончаний слов Персеверации ( повторы) Аграмматизмы Антиципации (предвосхищения) Замена слов на основе смыслового сходства Оптические ошибки Несоблюдение норм орфоэпии при чтении Ошибки интонационного обозначения границ предложения Нарушение понимания прочитанного Пропуски и повторы слов Перестановки слов Крайне замедленный темп чтения
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа и синтеза
Игры и упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза «Слово развалилось», «предложение развалилось» «Прятки» ( варианты : из букв длинного слова, слово в слове, слова с наложением) «Склеенное слово», «Склеенное предложение» Ребусы, «Карусели», филлворды Вставь пропущенную букву, слог, слово.
Игры и упражнения для развития оптико – моторных представлений «Назови наложенные друг на друга предметы»,«Назови одинаковые предметы», «Узнай, где чья тень», «Расположи по величине»
«Дорисуй половинку»,«Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй .»
Задания для формирования понятий «слева», «справа», «налево», «направо», пространственного взаиморасположения предметов
Задания на формирование буквенного гнозиса : зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы, спрятанные за предметами, недописанные буквы, неправильные буквы
Приёмы для совершенствования техники, скорости, понимания чтения Карточки – горки Чтение пунктирно написанных слов Ребусы Повтори слова ( развитие смыслового анализа -2-е, 3-е, только значимые) Зашумлённые слова Чтение по правилу Чтение половинок строчек Чтение в рамке
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"
Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"...
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.
I. Водная часть.1. Инклюзия - современная стратегия специального образования2. Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) II. Основная часть .1. Г...
Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)
Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)
Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...
"Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 1 – 3 классов"
Рабочая программа логопеда...