"Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 1 – 3 классов"
рабочая программа
Рабочая программа логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_programma_osn._d._korrektsiya_narusheniy_ustnoy_i_pismennoy_rechi.docx | 403.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 1 – 3 классов
1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция оптической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии», 2011 и методического пособия Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. «Обучаем читать и писать без ошибок», 2007
Цель программы
Реализация системы логопедической помощи детям с нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом развитии обучающихся, коррекцию нарушений и развитие устной и письменной речи, их социальную адаптацию.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
Обеспечение своевременного выявления детей с нарушениями устной и письменной речи.
Определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
Создание условий, способствующих освоению детьми с нарушениями устной и письменной речи основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Логопедические занятия решают задачи коррекционно–развивающей работы с учетом актуального состояния здоровья обучающихся и социального заказа родителей, проводятся учителем–логопедом в групповой форме. Группы комплектуются с учетом однородности речевого нарушения обучающихся.
2. Общая характеристика курса
Коррекция нарушений речи обучающихся с нарушениями устной и письменной речи требует организации специальной логопедической работы, поэтому в ООП НОО образовательного учреждения предусмотрены часы для коррекционной логопедической деятельности.
Программа предназначена для обучающихся со следующим логопедическим заключением:
1 класс – ФмН (фонематическое недоразвитие), ФФНР (фонетико–фонематическое недоразвитие), ОНР (общее недоразвитие речи) и НВ ОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи);
2 класс – ФмН (фонематическое недоразвитие), трудности формирования процессов письменной речи, обусловленные ФФН речи, ФмН речи, ОНР.
3 класс - трудности формирования процессов письменной речи, обусловленные ОНР, ФмН речи
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы.
Класс | 1 класс | 2 класс | 3 класс | |||||||||
Количество часов в неделю | 2 | 2 | 2 | |||||||||
Количество часов в четверть | 14 | 14 | 20 | 12 | 14 | 14 | 22 | 12 | 14 | 14 | 22 | 12 |
Количество часов в год | 60 | 62 | 62 |
Количество часов, отводимых на освоение той или иной темы, зависит от уровня речевого развития детей, от темпа их продвижения и т.д. В связи с этим тематическое планирование по предупреждению и устранению недостатков чтения и письма является примерным и может корректироваться по ходу работы.
Работа строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.
Использование занятий с компьютерной поддержкой повышает мотивацию обучающихся, способствует освоению ими современных информационных технологий, а также повышает качество обученности, особенно для слабоуспевающих, т.к. создает дополнительные возможности закрепления учебного материала и работы в индивидуальном режиме. Коррекционные занятия с компьютерной поддержкой выполняют следующие функции:
– отработка практических навыков, закрепление и тренировка;
– бесстрессовый контроль знаний, осуществляемый в индивидуальном режиме.
Данная программа имеет социально–педагогическую и коррекционно–развивающую направленность.
Программа составлена на основе программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии». Количество часов в данной программе не совпадает с количеством часов в авторской программе, поэтому производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем.
Основные направления работы
В работе по коррекции нарушений устной и письменной речи, обучающихся реализуются следующие сквозные линии с предметами.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого–звуковой и звукобуквенный анализ слов.
В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что–то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии, учащиеся получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией.
В процессе изучения учебного материала происходит развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению; – навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности.
Формируются полноценные учебные умения:
- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развивается и совершенствуется коммуникативная готовность к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя–логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя–логопеда.
Формируются коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя–тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- обращение к учителю–логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнении учебной работы, подведение итогов занятия.
Специфика курса
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования детей с особенностями развития относятся: необходимость ведения коррекционной работы в развитии устной и письменной речи обучающихся и своевременного предупреждения и преодоления трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ. Актуальность данной проблемы связана с увеличением числа обучающихся, нуждающихся в квалифицированной помощи учителя–логопеда.
Специфика курса обусловлена необходимостью вести коррекционную работу по профилактике дисграфии и дислексии, корректировать устную и письменную речь обучающихся. Особенность изучаемого курса состоит в необходимости корректировать речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению детьми общеобразовательных программ (с общим, фонетико–фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Отличительными чертами данной программы является: акцент на звукобуквенный и слоговой анализы слов, дифференциацию звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости, на работу с текстом, со связной речью обучающихся, на правописание двойных согласных, разделительного мягкости знака в словах, работа над обогащением и уточнением словарного запаса, а также на практические занятия с учащимися и на групповые формы работы с ними.
Введение логопедических занятий обусловлено тем, что учащиеся часто испытывают стойкие трудности при освоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью, что обусловлено:
1. Нарушением фонетико–фонематического компонента речевой системы – это пропуски гласных букв, пропуски согласных букв, пропуски слогов и частей слова, замена гласных, замена согласных, перестановки букв и слогов, не дописывание букв и слогов, наращивание слов лишними буквами и слогами, искажение слова, слитное написание слов и их произвольное деление, неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений, нарушение смягчения согласных.
2. Ошибки, обусловленные нарушением лексико–грамматического компонента речевой системы–нарушения согласования слов, нарушения управления, замена слов по звуковому сходству, слитное написание предлогов и раздельное написание приставок, пропуски слов в предложении.
Лексический запас ограничен рамками обиходно–бытовой тематики, качественно неполноценен (ошибки в употреблении слов, смешения по смыслу и акустическому сходству, неправомерное расширение или сужение значений слов).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, наблюдаются многочисленные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций (пропуск и неверное употребление предлогов, ошибки согласования и управления).
Следствием этого у детей данной группы являются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя;
б) недостаточное развитие связной речи;
в) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
г) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе работы;
д) низкая готовность к овладению языковым анализом и синтезом (отсутствие представлений о звуке, букве, слоге, слове, предложении).
3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия–замена букв, отличающихся разным положением в пространстве, замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов, замена букв, имеющих дополнительные элементы, зеркальное написание букв, пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Психологические особенности обучающихся группы:
1. Неустойчивое внимание, трудности концентрации, распределения, переключения.
2. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно вербального материала.
3. Недостаточное развитие словесно–логического мышления.
4. Недостаточная сформированность пространственных и временных ориентировок.
5. Низкий уровень самоконтроля в процессе учебной деятельности.
Требования к условиям реализации программы:
• Обеспечение психолого–педагогических условий (коррекционно–развивающая направленность в логопедической работе; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
• Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
• Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов, обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала
В результате освоения программного материала учащийся достигает следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно–исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
- формирование представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всём его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе);
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково–символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: учебниках и других учебных пособиях, словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно–следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение обшей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка.
Предметные результаты:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные; правильно произносить звуки и называть соответствующие буквы, соотносить количество звуков и букв словах; выполнять слоговой и звуко-буквенный анализ слов; распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы; обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
- выделять слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- составлять предложения из отдельных слов и 3–4 предложения на заданную учителем–логопедом тему; восстанавливать деформированный текст;
- раздельно писать предлог со словом;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- умение применять орфографические правила (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное.
Планируемые результаты освоения обучающимися программного материала
1 класс
Учащиеся, освоившие курс должны знать:
— конструкцию предложения;
— основное отличие звука от буквы.
Владеть:
— навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов;
— слогового анализа слова.
Учащиеся должны уметь:
— вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
— отличать гласные звуки и буквы от согласных;
— распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки, и буквы;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
— делить слово на слоги;
— выделять в слове ударный слог;
— правильно записывать предложения — употреблять прописную букву в начале, точку в конце предложения.
2 класс
Учащиеся, освоившие курс должны знать:
— гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;
— гласные ударные и безударные;
— согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
— названия предметов по различным лексическим темам;
— структуру предложения.
Учащиеся должны уметь:
— правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, его признак, действие;
— буквы, имеющие близкие по акустико–артикуляционному укладу звуки;
— буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;
— сонорные звуки и буквы;
— парные согласные;
— обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами второго ряда и буквой ь;
— писать раздельно предлоги со словами;
— правильно записывать предложения: употреблять прописную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.
3 класс
Учащиеся, освоившие курс должны знать:
— морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
— предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Учащиеся должны уметь:
— выполнять звукобуквенный анализ слов;
— устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
— пользоваться различными способами словообразования;
— владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
— использовать в речи различные конструкции предложений;
— строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
— точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
4. Содержание учебного предмета, курса
Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем – шипящие, аффрикаты и соноры).
Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А–Я, О–Ё, У–Ю, Э–Е.
Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: 3 – С, Ж – Ш, В – Ф, Б – П, Д – Т, Г – К.
В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.
В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и физминутки, содержание которых связано с темой занятия.
Предлагаемая методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
1 класс - 60 часов
Текст. Предложение. Слово
Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки.
Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда.
Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий.
Предложение как единица речи. Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам.
Слово как часть предложения. Лексическое значение слова.
Обозначение изучаемых слов про помощи схемы.
Формирование умений выделять в речи слова, отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?», дифференцировать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы. Уяснение роли этих слов в предложении.
Выделение из речи слов, обозначающих действия предмета. Упражнения в правильной постановке вопросов к этим словам. Выяснение роли этих слов в предложении.
Слова – признаки. Формирование умения использовать их в речи. Уточнение и активизация словаря. Преодоление аграмматизмов. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи.
Гласные звуки и буквы . Ударение. Гласные 1-го ряда. Согласные звуки. Гласные 2-го ряда.
Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных.
Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных.
Отличительные свойства букв и звуков. Правильное название букв алфавита. Расположение слов в алфавитном порядке.
Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.
Упражнения на определение ударного и безударного гласного в слове. Ударный и безударный слог. Смыслоразличительная функция ударения.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Выделение звука из слова:
– первый звук в слове;
– последний звук в слове;
– начало, середина, конец слова;
– начало, середина, конец слова.
Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И.
Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Гласная буква Я в начале слова и после гласной.
Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Гласная буква Ю в начале слова и после гласной.
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Гласная буква Е в начале слова и после гласной.
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Гласная буква Ё в начале слова и после гласной.
Согласные звуки и буквы. Дифференциация звуков, имеющих акустико–артикуляционное сходство
Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
1. Выделение звуков, имеющих акустико–артикуляционное сходство из слов в начальной позиции;
2. Сравнение звуков по артикуляции;
3. Соотнесение звуков с буквами;
4. Устная и письменная дифференциация звуков в слогах, словах и предложениях.
Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К', X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Звуки С—Ш, З—Ж, С—Ц, ТС—Ц, Ч—Щ, Ч—Ть, Ч—Ш, Ч—Ц. Дифференциация данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Буква мягкий знак
Мягкий знак. Соотнесение мягкости знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкости знака.
Проверочная работа. Анализ допущенных ошибок.
2 класс – 62 часа
Подготовительная работа
Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное восприятие, на развитие памяти и логического мышления. Знакомство с гласными и согласными звуками. Механизм образования гласных и согласных звуков. Уточнение понятия о слогообразующей роли гласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Уточнение представлений о звуковом и слоговом составе слова. Число и последовательность звуков и слогов в слове. Слоговой и звуковой анализ и синтез. Уточнение понимания терминов «звук» и «буква». Развитие фонематического слуха и внимания. Уточнение представлений о дифференциации гласных и согласных. Определение последовательности и количества звуков и букв.
Дифференциация оптически и кинетически сходных букв.
Закрепить знания детей о буквах о – а; З – Е , ш – щ, у – и, б – д, п – т, л – м, к – н, и – ц, ц - щ. Учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.
Дифференциация гласных 1 – 2 ряда
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Гласные звуки первого ряда и соответствующие им буквы – Звук [а] и буква А, звук[у] и буква У, звук [о] и буква О, звук [ы] и буква ы, звук [э] и буква Э, звук [и] и буква И. Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.
Механизм образования гласных звуков. Уточнение понятия о слогообразующей роли гласных звуков.
Гласные буквы Я, Ё, Е, Ю. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме. Соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уточнение роли гласных Я, Ё, Ю, И, Е в обозначении мягкости согласных звуков на письме.
Дифференциация гласных букв А–Я, О–Ё, Э–Е, У–Ю, Ы–И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Развитие фонематических представлений Уточнение, развитие, активизация словаря.
Лабиализованные гласные
Закрепление знаний о гласных звуках О–У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений
Буквы Ё–Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё–Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Буква мягкий знак
Мягкий знак. Соотнесение мягкости знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется Ь. Обозначение мягкости согласных звуков на письме в конце и в середине слова посредством мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения. Развитие фонематического слуха. Развитие навыков самоконтроля в предупреждении ошибок на письме. Уточнение и активизация словаря.
Согласные звуки и буквы
Дифференциация звонких и глухих парных согласных.
Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического слуха, кинестетического восприятия с привлечением зрительного контроля к артикуляции звуков. Уточнение представлений о звукобуквенном составе слова. Формирование умения находить в слове согласный звук, нуждающийся в проверке (в конце и в середине слова).
Закрепление навыка логического рассуждения о ходе проверки сомнительного согласного в конце или середине слова (в слабой позиции). Преодоление нарушений чтения. Уточнение и активизация словаря.
Звуки парные по звонкости-глухости [Б–Б’, П–П’], [В–В’, Ф–Ф’], [Г–Г’, К–К’, Х–Х’,], [Д–Д’, Т–Т’], [З–З’, С–С’], [Ж–Ш] работа по плану:
1. Выделение звуков из слов в начальной позиции;
2. Сравнение звуков по артикуляции;
3. Соотнесение звуков с буквами;
4. Работа с цифровым рядом по определению места звука в слове;
5. Устная и письменная дифференциация в словах;
6. Анализ и запись предложений, содержащих слова со звуками в-ф.
Дифференциация соноров
Дифференциация сонорных звуков. Уточнение артикуляции звуков с привлечением зрительного контроля. Развитие кинестетического и тактильного восприятия.
Звуки Р–Р’– Л–Л’. Дифференциация звуков Р–Р’–Л–Л’ в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Л–Л’– Й. Дифференциация звуков Л–Л’–Й в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха, звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза. Уточнение, активизация и обогащение словаря.
Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Уточнение артикуляции, сравнительная характеристика.
Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Звуки С–С’, Ш. Дифференциация звуков С–С’, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки З–З’, Ж. Дифференциация звуков З–З’, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки С–С’, Ц. Дифференциация звуков С–С’, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Знакомство со звуками ТС–Ц. Дифференциация звуков Ц–ТС в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Дифференциация аффрикат
Уточнение артикуляции звуков с привлечением зрительного и тактильного контроля. Сравнительная характеристика звуков. Развитие Кинестетического восприятия, фонематического слуха, звукослогового, звукобуквенного анализа и синтеза.
Звуки Ч–Щ. Дифференциация звуков Ч–Щ изолированно, в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза
Звуки Ч–ТЬ. Дифференциация звуков Ч–ТЬ в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Ч–Ш. Дифференциация звуков Ч–Ш в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок
Звуки Ч–Ц. Дифференциация звуков Ч–Ц в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами–паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Проверочная работа. Анализ допущенных ошибок.
3 класс – 62 часа
Слово. Словообразование. Предлоги
Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования
Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Словоизменение. Согласование слов
Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря.
Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизмов в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного).
Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления.
Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения.
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами
Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными в падеже.
Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой
Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Развитие внимания, мышления, восприятия
Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами
Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений
Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению.
Предложение. Текст
Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст
Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Работа с деформированными предложениями
Проверочная работа. Анализ допущенных ошибок.
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся составлено с учетом проблем, обучающихся с нарушениями устной и письменной речи, а именно: уменьшение доли самостоятельно читаемого учебного текста для учащихся с нарушениями чтения, ограничение количества/объема творческих самостоятельных письменных работ для учащихся с нарушениями письменной речи, соответственно, увеличение количества времени для обучающихся данных групп при работе с текстом.
1 класс
Дата проведения | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Количество часов | Корректи- ровка | ||||||||||||||||||
План | Факт | План | Факт | |||||||||||||||||||
ДИАГНОСТИКА - обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы. | ||||||||||||||||||||||
Текст. Предложение. Слово. Слог. | ||||||||||||||||||||||
Пространственные и временные представления | Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда. Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и схеме человека, стоящего, напротив. Знать возраст и роли членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года. | 1 | ||||||||||||||||||||
Текст и предложение | Знать термин «текст», «предложение». Уметь выделять из речи предложения, записывать их с помощью условных знаков. Уметь составлять предложения по картинке. | 1 | ||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
Предложение и слово | Владеть термином «слово». Уметь выделять слова из предложения. Уметь называть и графически изображать слова, | 1 | ||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
Слово и слог | Дать понятие слога; дифференцировать понятия «слово» и «слог». Учить детей делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове. | 1 | ||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
Гласные звуки и буквы . Ударение. Гласные 1-го ряда. Согласные звуки. Гласные 2-го ряда | ||||||||||||||||||||||
Звуки и буквы | Научить детей различать понятия «звук» и «буква». Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза; закрепить умение определять место звука в слове; обучать анализу и синтезу слов. | 1 | ||||||||||||||||||||
Гласные звуки | Дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; | 1 | ||||||||||||||||||||
Ударение | Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог, воспроизводить ритмический рисунок слова, составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать слово к заданной схеме. | 1 | ||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
Звук [а]. Буква А. | Уметь четко произносить звук. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой. | 1 | ||||||||||||||||||||
Звук [о]. Буква О. | 1 | |||||||||||||||||||||
Звук[и]. Буква. И | 1 | |||||||||||||||||||||
Звук [ы]. Буква Ы. | 1 | |||||||||||||||||||||
Звук [У]. Буква У | Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной И. | 1 | ||||||||||||||||||||
Звук [э]. Буква Э. | 1 | |||||||||||||||||||||
Согласные звуки | Дать понятие «согласный звук». Научить дифференцировать гласные и согласные звуки; закреплять умение выделять последний звук слова, определять, какой он - гласный или согласный | 1 | ||||||||||||||||||||
Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. | Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласных Я, Ё, Е, Ю. | 1 | ||||||||||||||||||||
Гласная буква Я в начале слова и после гласной. | 1 | |||||||||||||||||||||
Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. | 1 | |||||||||||||||||||||
Гласная буква Ё в начале слова и после гласной. | 1 | |||||||||||||||||||||
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. | 1 | |||||||||||||||||||||
Гласная буква Е в начале слова и после гласной. | 1 | |||||||||||||||||||||
Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. | 1 | |||||||||||||||||||||
Гласная буква Ю в начале слова и после гласной. | 1 | |||||||||||||||||||||
Проверочная работа | Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. | 1 | ||||||||||||||||||||
Анализ допущенных ошибок. | 1 | |||||||||||||||||||||
Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков, имеющих акустико–артикуляционное сходство. | ||||||||||||||||||||||
Звонкие и глухие согласные звуки | Дать понятие о звонких и глухих согласных. Учить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух. Учить дифференцировать звонкие и глухие. | 1 | ||||||||||||||||||||
Твердые и мягкие согласные звуки. | Дать понятие о твёрдых и мягких согласных звуках. Дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука. Развивать фонематические процессы, внимание, намять, мышление; учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям. | 1 | ||||||||||||||||||||
Звуки [с]-[с‘]. Буква С. | Знать правильную артикуляцию и характеристику согласных звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости–твёрдости Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить детей различать согласные звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Развивать фонематическое восприятие; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; закреплять понятие «слог»; формировать навыки языкового анализа и синтеза | 1 | ||||||||||||||||||||
Звуки [з]-[з‘]. Буква З. | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация [с]-[з]. | 1 | |||||||||||||||||||||
Звук [ж] и буква Ж | 1 | |||||||||||||||||||||
Звук [ш] и буква Ш | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация [ш]-[ж] | 1 | |||||||||||||||||||||
Звуки [в]-[в‘]. Буква В | 1 | |||||||||||||||||||||
Звуки [ф]-[ф‘]. Буква Ф | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация [в]-[ф]. | 1 | |||||||||||||||||||||
Звуки [п]-[п‘]. Буква П | 1 | |||||||||||||||||||||
Звуки [б]-[б‘]. Буква Б | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация [б]-[п] | 1 | |||||||||||||||||||||
Звуки [т]-[т‘]. Буква Т | 1 | |||||||||||||||||||||
Звуки [д]-[д‘]. Буква Д | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация [т]-[д] | 1 | |||||||||||||||||||||
Звуки [к]-[к‘]. Буква К | 1 | |||||||||||||||||||||
Звуки [г]-[г‘]. Буква Г | Дифференцировать близкие по акустико–артикуляционным признакам согласные звуки (с –з, ш – ж, з – ж, р – л, ц – ч и т.д.) и буквы их обозначающие. | 1 | ||||||||||||||||||||
Дифференциация [к]-[г] | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация [с]-[ш] | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация [з]-[ж] | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация [ч]-[т’] | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация [щ]-[ч] | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация [ц]-[с] | 1 | |||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков[ р]–[р’]–[л]–[л’] | Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | 1 | ||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков [л]–[л’]–[ й] | 1 | |||||||||||||||||||||
Буква мягкий знак | ||||||||||||||||||||||
Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова. | Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки. Объяснять, как обозначена на письме мягкость согласного звука. | 1 | ||||||||||||||||||||
Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова. | 1 | |||||||||||||||||||||
Проверочная работа | Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями. | 1 | ||||||||||||||||||||
Анализ допущенных ошибок. | 1 | |||||||||||||||||||||
ДИАГНОСТИКА- обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы. | ||||||||||||||||||||||
Всего | 60 |
2 класс
Дата проведения | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Количество часов | Корректи–ровка | |||||||||||
План | Факт | План | Факт | ||||||||||||
ДИАГНОСТИКА- обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушении. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы. | |||||||||||||||
Подготовительная работа | |||||||||||||||
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. | Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления. | 1 | |||||||||||||
Звуки. Гласные и согласные звуки. | Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. | 1 | |||||||||||||
Гласные 1 и 2 ряда | |||||||||||||||
Дифференциация гласных А – Я, У – Ю, О – Ё, И - Ы | Закреплять знания детей о буквах А – Я, У – Ю, О – Ё, И – Ы, учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я, У – Ю, О – Ё, И - Ы в предложениях и текстах; развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, навыки языкового анализа и синтеза; учить соотнесению звуков с символами и буквами. закреплять знания о гласных А – Я, У – Ю, О – Ё, И - Ы учить детей дифференцировать гласные А – Я, У – Ю, О – Ё, Э – Е, И - Ы в словах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие; закреплять знания о звуковом составе слова; развивать логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание. | 1 | |||||||||||||
Твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я | 1 | ||||||||||||||
Твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю | 1 | ||||||||||||||
Твердые и мягкие согласные перед гласными О – Ё | 1 | ||||||||||||||
Твердые и мягкие согласные перед гласными Э – Е | 1 | ||||||||||||||
Твердые и мягкие согласные перед гласными И – Ы | 1 | ||||||||||||||
Лабиализованные гласные | |||||||||||||||
Звуки О-У | Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Различать буквы О – У, Ё-Ю. | 1 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||||
Буквы Ё-Ю | 1 | ||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
Буквы мягкий знак и твердый знак | |||||||||||||||
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь | Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями. | 1 | |||||||||||||
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь | 1 | ||||||||||||||
Разделительный мягкий знак | 1 | ||||||||||||||
Разделительный Ь в функции смягчения и разделения | 1 | ||||||||||||||
Проверочная работа | 1 | ||||||||||||||
Анализ допущенных ошибок. | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация оптически и кинетически сходных букв. | |||||||||||||||
Дифференциация букв у – и | Закрепить знания детей о буквах о – а; З – Е , ш – щ, у – и, б – д, п – т, л – м, к – н, и – ц, ц - щ. Учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие. | 1 | |||||||||||||
Дифференциация букв о – а | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация букв б – д | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация букв п – т | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация букв л – м | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация букв к – н | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация букв ш – щ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация букв и – ц | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация букв ц – щ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация букв З – Е | 1 | ||||||||||||||
Согласные звуки и буквы | |||||||||||||||
Дифференциация звуков Б - Б‘. | Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. | 1 | |||||||||||||
Дифференциация звуков П – П’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Б - П | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Б – П в словосочетаниях, предложениях и в тексте | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков В – В’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков В – В’ в словосочетаниях, предложениях и в тексте | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Ф – Ф’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация В - Ф | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Г – Г’ | Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, ю, я). Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико–артикуляционным признакам согласные. Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова. Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова в словах и в объяснении правописания этих слов. Уточнение артикуляции звуков с привлечением зрительного и тактильного контроля. Сравнительная характеристика звуков. Развитие кинестетического восприятия, фонематического слуха, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза. | 1 | |||||||||||||
Дифференциация звуков К – К’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Г – К | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Д – Д’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Т – Т’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Д – Т | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Д – Т в словосочетаниях, предложениях и в тексте | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков З – З’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков С – С’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков З – С | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков З – С в словосочетаниях, предложениях и в тексте | 1 | ||||||||||||||
Звук и буква Ж | 1 | ||||||||||||||
Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и в тексте | 1 | ||||||||||||||
Звук и буква Ш | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Ш - Ж | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков С – Ш | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков З – Ж | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков С – Ц | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Ч – Щ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Ч – Т’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Ч – Ш | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Р – Р’, Л – Л’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Р – Р’, Л – Л’ | 1 | ||||||||||||||
Дифференциация звуков Р – Р’, Л – Л’ | 1 | ||||||||||||||
Проверочная работа | Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями. | 1 | |||||||||||||
Анализ допущенных ошибок. | 1 | ||||||||||||||
ДИАГНОСТИКА- обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы. | |||||||||||||||
62 |
3 класс
Дата проведения | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Количество часов | Коррек-тировка | |||||||||||||||||||
План | Факт | План | Факт | ||||||||||||||||||||
ДИАГНОСТИКА- обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушении. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы. | |||||||||||||||||||||||
Слово. Словообразование. Предлоги. | |||||||||||||||||||||||
Слово. Однокоренные слова. | Называть признаки родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к данному слову. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Образование слов при помощи суффиксов. | 1 | |||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
Родственные слова | 1 | ||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
Корень слова | 1 | ||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
Словообразование. Образование слов при помощи приставок. | 1 | ||||||||||||||||||||||
Образование слов при помощи приставок. | 1 | ||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
Состав слова | Закрепить знания детей о частях слова. Тренировать в морфологическом разборе слов. Закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок. Тренировать в подборе слов к схемам. Учить преобразовывать слова. Развивать навыки построения схем слова. | ||||||||||||||||||||||
Морфологический состав слова | Закрепление знания состава слова. Тренировка детей в префиксальном и суффиксальном способе словообразования. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов. Развитие логического мышления. Устранение аграмматизма в устной речи. Развитие языкового анализа и синтеза. Выполнять морфологический разбор слова | ||||||||||||||||||||||
Знакомство с предлогами | Знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях. Закрепление знания о правописании предлогов. Тренировка в назывании действий предметов. Закрепление знания норм орфографии. Развитие пространственных представлений. | ||||||||||||||||||||||
Предлоги В – НА | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами. Уметь различать предлоги и приставки. | ||||||||||||||||||||||
Предлоги НА – НАД | |||||||||||||||||||||||
Предлоги К – ОТ | |||||||||||||||||||||||
Предлоги В – ИЗ | |||||||||||||||||||||||
Предлоги ОТ – ИЗ | |||||||||||||||||||||||
Предлоги С – СО | |||||||||||||||||||||||
Предлоги В – У | |||||||||||||||||||||||
Проверочная работа | Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями. Уметь самостоятельно находить ошибки. | 1 | |||||||||||||||||||||
Анализ допущенных ошибок. | 1 | ||||||||||||||||||||||
Словоизменение. Согласование слов | |||||||||||||||||||||||
Образование множественного числа существительных. Практическое употребление существительных в форме именительного падежа множественного числа. | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам. Определять род имён существительных. Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей, творительного, дательного и предложного падежей. | ||||||||||||||||||||||
Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода. | |||||||||||||||||||||||
Предложение. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. | |||||||||||||||||||||||
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного и винительного падежей. | |||||||||||||||||||||||
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей. | |||||||||||||||||||||||
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа | |||||||||||||||||||||||
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога | |||||||||||||||||||||||
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа. | |||||||||||||||||||||||
Практическое употребление существительных в косвенных падежах | |||||||||||||||||||||||
В гостях у царицы Грамматики (итоговое занятие по существительному) | |||||||||||||||||||||||
Слова, обозначающие признак предмета. | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять число имён прилагательных, изменять прилагательные по числам. Определять род имён прилагательных. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. | ||||||||||||||||||||||
Согласование прилагательных с существительными в числе. | |||||||||||||||||||||||
Согласование прилагательных с существительными . | |||||||||||||||||||||||
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | |||||||||||||||||||||||
Развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе. | |||||||||||||||||||||||
Знакомство со словами, обозначающими действия предмета. | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | ||||||||||||||||||||||
Слова – действия | |||||||||||||||||||||||
Словоизменение. Настоящее время глагола. | |||||||||||||||||||||||
Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. | |||||||||||||||||||||||
Имя числительное | Распознавать числительные среди других частей речи. | 1 | |||||||||||||||||||||
Согласование количественных числительных с существительными. | Согласовать числительные с существительными в роде и падеже. | 1 | |||||||||||||||||||||
Предложение. Текст | |||||||||||||||||||||||
Предложение | Знать понятие термина «предложение». Уметь выделять предложение из речи. Уметь устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения. | 1 | |||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
Состав предложения | 1 | ||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
Работа над текстом | 1 | ||||||||||||||||||||||
Проверочная работа | Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями. Уметь самостоятельно находить ошибки. | 1 | |||||||||||||||||||||
Анализ допущенных ошибок. | 1 | ||||||||||||||||||||||
ДИАГНОСТИКА- обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушении. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы. | |||||||||||||||||||||||
62 |
Формы и средства контроля
Основная цель контроля – проверка знания изученного материала, умения обучающихся грамотно писать и читать, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по грамоте используются индивидуальные и фронтальные устные проверки, различные письменные проверочные работы, а также самостоятельные практические работы с карточками, бланками, тестами.
Отбор форм организации контроля осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Наиболее эффективным способом диагностики и коррекции дисграфии зарекомендовали себя работы с индивидуальными карточками–заданиями. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Непродолжительные, 5–10 минутные контрольные задания предлагаются после прохождения каждой темы, позволяют экономить время, разнообразить и эффективнее проводить диагностическую и коррекционную работу.
Проверочные работы: слуховые диктанты, списывание с печатного и рукописного текста, грамматические задания по изучаемым темам, тесты. Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании.
Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентирована на успех ребенка, выражает уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения – младший школьник должен быть ориентирован на успех в обучении. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылка того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Проведение диагностик речи и письма | 1 | 1 | 2 | ||
Количество плановых проверочных работ | 1 | 1 | 2 |
Диагностика письма и плановые проверочные работы проводятся по материалам сборника «Диагностика письма и чтения у младших школьников» / Н. В. Струнина, Т. А. Яцук, Челябинск 2010 (рекомендовано кафедрой СПП и ПМ, ЧГПУ)
Диагностика устной и письменной речи (сентябрь)
Цель: выявить учащихся с нарушениями письма и определить причины данного нарушения
Задачи:
- подготовить дидактический материал для диагностики;
- провести анализ письменных работ; провести обследование устной речи;
- по результатам обследования сформировать группы для коррекционной работы;
- заполнить документацию.
Диагностика письма (май)
Задачи: оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:
- операций звуко–буквенного и слогового анализа и синтеза;
- речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов;
- произвольного внимания;
- операции смысловой обработки и прогнозирования письменного текста;
- двигательного анализатора.
Тексты для обследования письма учащихся, обучающихся по общеобразовательной программе
Первый класс | |||
Декабрь | Письмо по слуху 1. Написать слоги под диктовку: ПА, ГЮ, СЕ, ТЯ, ЦО, ХИ, ВО, ША | 2. Написать слова под диктовку: ДЫМ, ЛУЖА, РОЗА, ЛИМОН, РЫБАКИ | |
Списывание Все были дома. Папа читал. Мама жарила рыбу. Саша мыл пол. (11 слов) | |||
Май | Диктант Роща Это наша дача. За дачей роща. Мы ходим туда гулять. Там есть цветы и ягоды. (16 слов) | ||
Списывание Весна Стало тепло. Кругом лужи. Дети играют во дворе. У Глеба машина. У Зины мячик. (15 слов) | |||
Второй класс | |||
Сентябрь | Диктант Урок Идёт урок. На партах бумага и клей. У Лены вышла кукла. У Юры цепь. У Серёжи зайчик. (18 слов) | ||
Списывание Лепка Ученики любят уроки труда. Они делают игрушки. Люба Фокина лепит чашку. Маша Рощина мастерит птицу.(16 слов) | |||
Декабрь | Диктант Зимний лес Кругом пушистые снега. В чудных снежных шапках стоят пни. Стучат по стволу дятлы. У куста заяц грызёт кору. За елью скрылась лисичка. В чащу леса убежал волк. (29 слов) | ||
Списывание Дедушка Илья Дедушка Илья живёт в лесу. Он лесник. Избушка у деда хорошая и тёплая. С ним живет внучка Полина. Поля варит деду обед. Вечером они читают газеты и книги. (30 слов) | |||
Май | Диктант Приход весны Наступила тёплая весна. Стоят чудные деньки. Кругом большие лужи. По реке плывут льдины. Летят с юга птицы. Грачи вьют гнёзда на деревьях. В скверах и парках много ребят. Они играют на солнышке. Все рады приходу весны. (38 слов) | ||
Списывание Щенок Было жаркое лето. Щенок Фомка выбежал во двор. Он посмотрел вокруг. По земле жуки бегают. В траве зелёные кузнечики прыгают. Гусеницы ползают по ветвям деревьев. В воздухе летают цветные бабочки. Бросился Фомка за ними. Спрятались все от щенка. (39 слов) | |||
Третий класс | |||
Сентябрь | Диктант Осенний лес Я люблю гулять осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Листья давно облетели. Под ногами шуршит листва. Из ельника я слышу стук дятла. Над высокой сосной пискнули синицы. Закричали сойки. В ветвях дубов птички ищут пищу. (40 слов) | ||
Списывание Медведь Стояла осень. Ветер нёс над землёй клочья туч. Листья с деревьев облетели. Медведь нашёл себе яму под деревом. Там много сухих листьев и веток. Мишка приготовил к зиме тёплую берлогу. Запорошит снег деревья и дом медведя. Тепло будет косолапому под снегом. (42 слова) | |||
Декабрь | Диктант Зимой Прошла осень. Пришла холодная зимняя пора. Речка покрылась толстым льдом. Снег укрыл землю пушистым ковром. Деревья стоят в снежных уборах. Целый день заяц не покидает тёплое жилище. Тёмной ночью он ищет себе пищу. У зайца много врагов в лесу. За ним часто охотится хитрая лисица. Спасают зайчика быстрые ноги. (50 слов) | ||
Списывание Зимний вечер Короток зимний день. Синий сумрак выполз из чащи леса. Резко хрустел снег под ногами. На небе зажглись звёзды. Мороз крепчал. Вьюга наметала большие сугробы. Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Её было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В маленькой избушке стало тепло и уютно. (50 слов) | |||
Май | Диктант Весной Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. Радостно чирикают воробьи. С пригорков побежали быстрые ручейки. На полях зазеленела рожь. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. На лесных полянках зацвели голубые подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червяков. Запели над ручьями голосистые соловьи. Вернулись из тёплых стран грачи и скворцы. (57 слов) | ||
Списывание Лесные жители Настала чудесная летняя пора. Ребятишки из села Морозки бегут в соседний лесок. На каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок землянички. Скоро созреют сладкие ягоды. По тропинке покатился колючий клубок. Это ёжик побежал в свое жилище. Белочки в рыжих шубках ловко скачут по веткам и стволам. Под елью виден домик из иголок. Тут хлопочут муравьи (59 слов) |
6. Описание материально–технического обеспечения образовательной деятельности
Реализация данной программы обеспечена следующим учебно–методическим комплексом:
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Печатные пособия |
|
Реализация данной программы обеспечена следующим материально–техническим комплексом:
Наименование объектов и средств материально–технического обеспечения | Количество | Примечание |
Технические средства обучения: персональный компьютер принтер | 1 1 | |
Экранно–звуковые пособия: Презентации для выполнения упражнений Тесты для диагностики | ||
Стол с тумбой. Стул офисный Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Парты ученические Стулья ученические | 1 1 2 5 10 |
Информационно–коммуникационные средства
Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы над ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"
Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"...
Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)
Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".
Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....
Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)
Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...
Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...