Речевая карта для углублённого обследования школьника с дизартрией.
методическая разработка по теме
Речевая карта для углубленного обследования ребенка с дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta.doc | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «____»____________201__г.
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________Возраст ____________ Школа____________________________ Класс _____________
Родители (законные представители)_________________________________________________________
1. Общие сведения.
Заключение невропатолога________________________________________________________________
Заключение психиатра ________________________________________________________________
КОНТАКТ: | Первичное обследование | Вторичное обследование |
Не вступает | ||
Формальный (внешний) | ||
избирательный | ||
Легко и быстро | ||
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА | ||
активный | ||
пассивный | ||
Колебания настроения | ||
Неадекватное поведение | ||
СОСТОЯНИЕ СЛУХА | ||
Патологии не выявлено | ||
снижен | ||
Нуждается в дополнительном обследовании | ||
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ | ||
Патологии не выявлено | ||
Заключение офтальмолога (по карте) | ||
МОТОРИКА | ||
ОБЩАЯ: ходит самостоятельно | ||
ходит с опорой | ||
нарушение координации движений | ||
КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК: ведущая рука (правая/ левая) | ||
хватание | ||
недостаточность мелкой моторики | ||
синкенезии | ||
гиперкинезы | ||
моторика не нарушена | ||
другое |
2. Состояние мимической и жевательной мускулатуры
В ПОКОЕ: | Первичное обследование | Вторичное обследование |
Носогубные складки: симметричные | ||
ассиметричные | ||
Смыкания губ : полное | ||
неполное | ||
Рот закрыт: постоянно | ||
временно | ||
Рот открыт постоянно | ||
Наличие гиперкинезов | ||
Саливация | ||
Амимия лица | ||
В ДВИЖЕНИИ | ||
Нахмурить, поднять брови | ||
Закрыть, открыть глаза (оба, попеременно), | ||
Оскалить, сжать зубы. | ||
Надуть, втянуть щёки | ||
Открыть, закрыть рот | ||
Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть | ||
Имитация жевания | ||
Глотание | ||
КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИМИКИ (живая, вялая, напряженная, темп, объем, плавность, синкенезии др.) |
3. Строение артикуляционного аппарата.
ГУБЫ | Первичное обследование | Вторичное обследование |
толстые | ||
тонкие | ||
без особенностей | ||
другое. | ||
ЗУБЫ | ||
Посадка зубов ( норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные,без промежутков,с промежутками, отсутствие резцов, др.) | ||
Прикус (норма, закрытый, прямой прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой) | ||
ЯЗЫК | ||
широкий | ||
толстый | ||
тонкий | ||
узкий | ||
беспокойный | ||
географический | ||
Наличие девиации | ||
Укорочение уздечки | ||
Без особенностей | ||
Другое. | ||
ТВЁРДОЕ НЕБО | ||
низкое | ||
высокое | ||
готическое | ||
Наличие расщелины | ||
Без особенностей | ||
другое | ||
МЯГКОЕ НЕБО | ||
укороченное | ||
Раздвоение увула | ||
Отсутствие увула | ||
Без особенностей |
4. Подвижность артикуляционной моторики.
ДВИЖЕНИЕ ГУБ | Первичное обследование | Вторичное обследование |
смычка | ||
оскал | ||
Выпячивание вперёд | ||
ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКА | ||
Вперед-назад | ||
Вверх-вниз | ||
Вправо-влево | ||
Высовывание жалом | ||
распластывание | ||
ДВИЖЕНИЕ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ | ||
Открывание рта | ||
Закрывание рта | ||
СОСТОЯНИЕ МЯГКОГО НЕБА | ||
Поднимание небной занавески при энергичном произнесении «а» | ||
Наличие или отсутствие утечки воздуха при произнесении гласных | ||
Наличие или отсутствие глоточного рефлекса ( появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому небу) | ||
ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ГУБ, ЯЗЫКА, ДРУГИХ ОРГАНОВ | ||
Наличие рефлекторных движений: губ | ||
языка | ||
мягкого неба |
5. Выраженность неврологической сиптоматики
Первичное обследование | Вторичное обследование | |
Парезы (спстические, вялые) | ||
Гиперкинезы | ||
Кинетическая апраксия | ||
Кинестетическая апраксия | ||
Синкенезии | ||
Нередуцированные рефлексы орального автоматизма | ||
Саливация |
6. Просодическая организация речи.
Первичное обследование | Вторичное обследование | |
ДЫХАНИЕ :нижнереберный тип | ||
Брюшной тип | ||
Грудной тип | ||
Ключичный тип | ||
Смешанный тип | ||
Частота ( норма, ускоренное) | ||
Равномерность (ровное, прерывистое) | ||
ГОЛОС | ||
Сила (Сильный, слабый, затухающий, др.) | ||
Высота( высокий, низкий, непостоянный др.) | ||
Тембр (назализованный, хриплый, напряженный, дрожащий др.) | ||
РИТМ: норма | ||
аритмия | ||
ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ | ||
ТЕМП : норма | ||
замедленный | ||
ускоренный | ||
ЗАПИНКИ | ||
ЗАИКАНИЕ |
7. Импрессивная речь
ИНСТРУКЦИИ | Первичное обследование | Вторичное обследование |
простые | ||
сложные | ||
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ | ||
Слова-предметы и их части | ||
Слова-действия | ||
Слова-признаки | ||
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ | ||
предложные | ||
сравнительные | ||
обратные | ||
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ | ||
ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕНОСНОГО СМЫСЛА | ||
ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА | ||
С простым сюжетом | ||
Со сложным сюжетом |
8. Экспрессивная речь.
8.1. Характеристика собственной речи
ТИПЫ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ФРАЗ | Первичное обследование | Вторичное обследование |
Отсутствие звуковых средств общения | ||
Произносит отдельные звуки, звукоподражания, лепетные слова | ||
Произносит несколько простых общеупотребительных слов | ||
Использование парадигматических средств общения | ||
Пользуется простой фразой | ||
Пользуется развернутой фразой. | ||
Сложносочиненная (сложноподчиненная) фраза | ||
Фраза с однородными членамии, с использов.. дееприч, прич. оборотов | ||
ЭХОЛАЛИЯ | ||
РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ | ||
СТЕПЕНЬ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ:( нечеткая, малопонятная, др.) |
8.2. Связная речь
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА | Первичное обследование | Вторичное обследование |
По сюжетной картинке | ||
По серии картинок | ||
пересказ | ||
Рассказ-описание (предмета) | ||
Рассказ по представлению | ||
КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАССКАЗА (развернутость, точность, последовательность, правильность оформления) |
8.3 Уровень сформированности лексикона
ОБЪЕМ СЛОВАРЯ | Первичное обследование | Вторичное обследование |
ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ | ||
Объяснение значения слов | ||
Называние предметов | ||
Обобщение | ||
Редкоупотребляемая лексика | ||
СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ | ||
Прилагательные качественные | ||
Прилагательные относительные | ||
Прилагательные притяжательные | ||
ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ | ||
Глаголы действия | ||
Глаголы движения | ||
Глаголы самообслуживания | ||
НАРЕЧИЯ | ||
АНТОНИМЫ | ||
СИНОНИМЫ | ||
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС : достаточный | ||
в пределах обихода | ||
ограничен |
8.4. Уровень сформированности грамматической компетенции
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ | Первичное обследование | Вторичное обследование |
Изменение существительных по числам | ||
Изменение существительных по падежам | ||
Согласование прилагательных с существ. в ( роде, числе, падеже) | ||
Согласование числительных (2,5) с существительными | ||
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | ||
Приставочный способ | ||
Суффиксальный способ | ||
Смешанный способ | ||
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ | ||
В, на, под | ||
С, из, над | ||
К, от, из-за, из-под, | ||
За, перед, между, через, около | ||
СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ АГРАММАТИЗМА | ||
Отсутствие грамматических форм | ||
Начатки грамматического оформления | ||
Грубые аграмматизмы | ||
Негрубые аграмматизмы | ||
Отдельные аграмматизмы | ||
ХАРАКТЕР АГРАММАТИЗМА | ||
Отсутствие грамматических средств | ||
Смешение моделей | ||
Нарушение порядка слов в предложении | ||
Пропуски, замены, смешения предлогов | ||
Другое |
8.5. Звукопроизношение
Первичное обследование
изолированно | С | , С | З | , З | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | , Л | Р | , Р | Н | , Н | М | , М | J | Т | , Т |
слово | ||||||||||||||||||||
спонтанная речь |
Д | , Д | К | , К | Г | , Г | Х | , Х | В | , В | Ф | , Ф | А | О | У | Ы | Э | И | |||
изолированно | ||||||||||||||||||||
слово | ||||||||||||||||||||
спонтанная речь |
Вторичное обследование
изолированно | С | , С | З | , З | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | , Л | Р | , Р | Н | , Н | М | , М | J | Т | , Т |
слово | ||||||||||||||||||||
спонтанная речь |
Д | , Д | К | , К | Г | , Г | Х | , Х | В | , В | Ф | , Ф | А | О | У | Ы | Э | И | |||
изолированно | ||||||||||||||||||||
слово | ||||||||||||||||||||
спонтанная речь |
9. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | Первичное обследование | Вторичное обследование |
Выделение звука на фоне слова | ||
Дифференциация звуков По звонкости-глухости | ||
По твердости-мягкости | ||
Свистящих-шипящих | ||
Соноров | ||
Гласных | ||
Сходных по месту образования | ||
Сходных по способу образования | ||
Других звуков | ||
Идентификация слов-паронимов | ||
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ | ||
Выделение (последнего, первого) звука в слове | ||
Определение места звука в слове | ||
Определение последовательности звуков в слове | ||
Определение количества звуков в слове | ||
Фонематический синтез | ||
Подбор слов (картинок) на заданный звук | ||
Фонематический слух нарушен | ||
не нарушен | ||
Фонематическое восприятие сформировано | ||
не сформировано |
10.Слоговая структура слова.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ | Первичное обследование | Вторичное обследование |
Слоговая структура слов не нарушена | ||
НАРУШЕНИЯ Элизии (усечения звука, слога) | ||
Персеверации (повторение слога) | ||
Антиципации (уподобление одного слога другому) | ||
Итерации (добавление гласной в место стечения согласных) | ||
Перестановки слогов | ||
Контаминации (соединение частей двух слов) | ||
ПОВТОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ (со словами сложной слоговой структуры) |
11 Письменная речь (Письменные работы прилагаются)
Списывание:: | Первичное обследование | Вторичное обследование |
С печатного текста | ||
С письменного текста | ||
Диктант | ||
Изложение | ||
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ОШИБКИ: | ||
Оптического характера | ||
Акустического характера | ||
Артикуляторного характера | ||
Графического обозначения синтаксической структуры предложения | ||
Комбинированные | ||
Смысловые | ||
Речевые | ||
Самостоятельное письмо отсутствует |
* Наличие и характер специфических ошибок в письменных работах учащихся..
12. Чтение.
СПОСОБ ЧТЕНИЯ | Первичное обследование | Вторичное обследование |
побуквенное | ||
послоговое | ||
Слог + слово | ||
Целыми словами | ||
ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО | ||
ОШИБКИ ПРИ ЧТЕНИИ | ||
Пропуски (гласных, согласных, слогов) | ||
Добавления (итерации) | ||
Антиципации( уподобления) | ||
Персеверации (повтор ) | ||
Усечение окончаний | ||
Искажения | ||
Замены | ||
Не правильно поставленное ударение | ||
Интонационные ошибки | ||
Угадывающее чтение | ||
ОШИБКИ ОТСУТСТВУЮТ |
13.Заикание
13.1. Предполагаемая причина, выраженность, форма, ситуации, в которых оно проявляется.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Психологическая база речи.
14.1. Вербальная память___________________________________________________________________
14.2 Речевое внимание ___________________________________________________________________
14.3. Мышление _______________________________________________________________________
14.4.Внимание___________________________________________________________________________
15. Краткая характеристика ребёнка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, работоспособность, наблюдательность, отношение к дефекту).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________
УТОЧНЕННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕД____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта школьника.
Вариантов речевых карт множество. Я предлагаю свой вариант: минимум заполнения, максимум информации. В заявлении о приёме на логопункт есть анкета для родителей....
Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников
Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся...
«Использование творческих видов деятельности в формировании иноязычных речевых навыков у младших школьников»
в реферате можно найти информацию о психологических особенностях младших школьников, особенностях организации обучения младших школьников, фрагменты занятий....
Речевая карта школьника
РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя ____________________________________________Возраст__________________________________________________Школа __________________________________________________Домаш...
Речевая карта для младших школьников
Речевая карта для младших школьников...
Речевая карта младшего школьника. Карта психолого-педагогического сопровождения.
Индивидуальная карта ученика включает: первичное обследование, текущие наблюдения, выводы по итогам учебного года при анализе следующих аспектов: понимание обращенной речи, общая характеристика собств...
Речевая карта школьника (И.А. Смирнова)
Речевая карта для логопедического обледования школьников...