Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников
статья по теме
Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся, улучшают восприятие учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу школьников и позволяют осуществлять ее в индивидуальном режиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_naglyadnosti.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Бодрова Марина Сергеевна,
учитель английского языка,
МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением
отдельных предметов,
г. Екатеринбург
Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников
Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся, улучшают восприятие учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу школьников и позволяют осуществлять ее в индивидуальном режиме.
Содержание педагогического процесса тщательно подбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными возможностями детей. Благодаря содержанию диалогического процесса у детей осуществляется социализация, формируется отношение к миру, формируются основные мотивы, стимулы и формы поведения. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не используется от жизни. Его цель заключается в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация общественной жизненной среды. В этой связи Л.П. Прессман, доктор педагогических наук, отводит особую роль наглядности при обучении детей младшего школьного возраста, так как она соответствует особенности их восприятия и усвоения знаний.
Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний из жизни. Кроме того, наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными и точными. Практика показывает, что средства наглядности повышают интерес к изучению учащимися иностранного языка, делают более легким процесс усвоения лексики, речевых клише, поддерживают внимание и интерес детей. В использовании любого вида средств обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые закономерностью обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает количество знаний за счет уменьшения познавательного интереса, затруднения образного восприятия материала, связанного с речевой ситуацией, его понимания. Однако большое количество демонстраций создает у учащихся развлекательное настроение. Так, например, при изучении новой трудной темы оптимальным следует считать всего 4-5 демонстраций за урок (считаются средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля), поэтому прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке речевого явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления, понятия или речевого навыка.
Определение наглядности и её характеристика
Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе.
В учебном процессе формирования и развитие иноязычных навыков и умений
осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Вместе с тем говорение занимает одно из ведущих мест на уроке иностранного языка. Говорение напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию умений и навыков устной речи, начиная от простейших умений и навыков до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений.
Лексические и грамматические единицы языка являются исходным и
необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется
говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных
компонентов содержания обучения иностранным языкам.
Средства обучения – необходимое условие успешного изучения того или
иного предмета. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания.
Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся
овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение,
слушание, чтение, письмо). Вот почему наглядные средства обучения
способны обеспечить мотивационно - побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом.
С.П.Баранов в своём учебнике «Принципы обучения» говорит о том, что наглядность в современной теории и практике обучения можно понимать двояко. Либо подразумевать под наглядностью процесс чувственного отражения в обучении, либо говорить об изучении учебного материала на основе наглядных пособий.
В первом случае, употребляя термин «наглядность», можно представлять обучение как с наглядными пособиями, так и без них. Можно говорить, например, о так называемой словесной наглядности.
Во втором случае нужно обязательно подразумевать в обучении использование наглядных пособий. Если на уроке не употребляются средства наглядности, то можно говорить о неиспользованных возможностях формирования чувственных образов на основе наглядных пособий.
Наглядные пособия являются средством для достижения целей обучения. Они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся.
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный
показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы
изучаемого явления, в данном случае языка - позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности.
Наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, по возможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса.
Наглядность можно определить как специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в его понимании, усвоении, использовании.
Наглядности при обучении иностранным языкам присущи следующие
характеристики:
1) она служит исходным моментом, источником и основой приобретения
знаний;
2) является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение
учебного материала и его закрепление в памяти;
3) образует фундамент развития творческого воображения и мышления;
4) является критерием достоверности приобретаемых знаний;
5) содержит подсказки для раскрытия законов языка при его чувственно-наглядном восприятии;
6) служит средством развития языковой наблюдательности у учащихся и
увеличения объема их знаний в процессе сопоставления родного и
иностранных языков;
7) оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные
органы ощущений и впечатлительность;
8) соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;
9) способствует научению устной и письменной речи в соответствии с
типичными моделями речевых поступков вербальных значений;
10) имеет в обучении не только материальное, но и формальное значение;
11) обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления,
образа памяти и образа творческого воображения;
12) развивает образную речь, которая вызывает у учащихся активность их
творческого воображения, наглядные образы которого могут
репрезентировать законы языка;
13) существуют два пути создания наглядных представлений:
a) через ощущение – восприятия;
b) с помощью художественной речи;
14) мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.
Область применения наглядности при обучении иностранного языка никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении иностранного языка, все время расширяясь и углубляясь. Особенно интенсивно и продуктивно наглядность применяется при обучении звуковому составу и лексике иностранного языка. Но она крайне желательна, давая хорошие результаты, и при обучении синтаксису и стилистическим особенностям иностранного языка.
Условия применения наглядности в обучении противоречивы. Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе. Вводя слова иностранного языка, нельзя внести в школу все те предметы, которые называются этими словами.
Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих учеников. «Иные люди много знают, - говорил М. И.
Калинин. – Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями».
В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к:
I. Языковая наглядность.
Начав заниматься психологией обучения иностранным языкам, ученые ввели
понятия языковой наглядности. Этим именем назвали такую специально
обработанную подачу устной или письменной речи, в результате которой
через чувственно-наглядную выразительность речи начинали просвечивать те законы языка, но которым данная речь построена. В языковую наглядность входят всевозможные виды показа устной и письменной речи:
1. Коммуникативно-речевая наглядность, - наглядная демонстрация
коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и
письменной).
2. Демонстрация языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем,
слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме.
3. Лингвистическая схемная наглядность (схемы, таблицы и т. д.)
II. Неязыковая наглядность.
К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления
экстралингвистических факторов окружающей действительности:
естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы,
кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают
1)слуховую;
2)зрительную;
3)двигательно-моторную.
В практике обучения иностранному языку имеет место комбинирование
различных видов наглядности. В зависимости от цели использования
наглядности можно говорить о следующих её функциях:
1) презентация языкового материала (в связной речи или в изолированном
виде);
2) уточнение знания языкового явления;
3) создание условий для естественного использования языка как средства
обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.
III. Ситуативно-модельная наглядность, т.е. наглядность речевых поступков.
Под наглядностью речевых поступков имеется в виду такая репрезентация течение повседневной жизни на изучаемом языке, которая приводила бы к конкретизации правил языка в актах вербальной коммуникации и тем самым способствовала бы не только изучению речи на изучаемом языке, которая приводила бы не только изучению речи на изучаемом языке, но и усвоению системы его правил.
Психологическая особенность и ценность чувственно-наглядного
преподнесения материала обучения состоят также в том, что он мобилизует психическую активность учащихся, а именно вызывает интерес к занятиям языком, переводит произвольное внимание в послепроизвольное, расширяет объем усваиваемого материала, снимает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс научения.
Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий – натуральные и объёмно-образные.
Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся гербарии, препараты, коллекции и т.д.
Объёмно-образные наглядные пособия передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объёмного образа, являясь трёхмерным изображением объекта. К объёмно-образным пособиям относятся модели, макеты, муляжи и т.д.
Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые.
Образно-знаковые пособия – это те, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, кинофильмы и т.п.
Условно-знаковые пособия передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К ним относятся карты, схемы и т.п.
Средства наглядности можно охарактеризовать следующим образом:
• натуральная наглядность обычно применяется при знакомстве слушателей с неизвестными предметами и явлениями, конкретизирует понятия, служит средством изучения внешних характеристик объекта;
• образно-знаковая наглядность применяется в том случае, когда необходимо передать скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта, показать в пространственной форме его различные ненаблюдаемые характеристики и связи; выступает средством перехода от описания явления к пониманию его сущности;
• объемно образная наглядность служит средством фиксации знаний для переработки и хранения, представляет информацию в сжатом виде;
• условно-знаковая наглядность служит средством структурирования учебного материала.
Виды таблиц и их тематика.
Среди печатных пособий ведущую роль играют таблицы. В таблицах по
иностранным языкам языковой материал сочетается с изобразительным.
Таблицы не только обобщают, систематизируют грамматический материал,
иллюстрируют словообразование или образование временных форм, но и
облегчают использование конкретного материала в речи.
В настоящее время в школах используются следующие таблицы: лексические
таблицы по развитию речи на уроках иностранного языка, таблицы по
грамматике иностранных языков для начального, среднего и старшего этапов обучения.
Лексические таблицы выполняют следующие дидактические функции и служат
для: презентации лексического материала, активизации его в речи
учащихся; создания ситуаций, стимулирующих речевую деятельность
учащихся; систематизации лексического материала.
В лексических таблицах наряду с языковым материалом используется
изобразительный ряд в виде рисунков, выполненных в юмористической форме.
Рисунки выполняют комментирующие и стимулирующие функции.
Сочетание языкового материала с изобразительным позволяет учителю
выполнять различные виды заданий: ответы на вопросы учителя;
составление вопросов к рисункам самими учащимися;
составление собственных примеров по образцам, данным в таблице; составление небольших высказываний на уровне фразы и сверхфразового единства с опорой на языковой и изобразительный материал таблицы.
Таблицы по грамматике иностранных языков выполняют следующие
дидактические функции: служат своеобразной опорой для применения правил; способствуют выработке навыков употребления конкретного
грамматического явления в речи; способствуют обобщению и систематизации изученного материала.
Таблицы на сопоставление аналогичных или противопоставление
взаимосмешиваемых форм позволяют обратить внимание учащихся на
отличительные черты образования и употребления грамматического материала в речи и тем самым предупредить некоторые характерные для учащихся ошибки.
Чтобы сделать материал таблицы более наглядным, используется также цвет. Так, вспомогательные глаголы выделяют красным цветом, а знаменательные – синим. Кроме цвета эту же цель выполняют схемы.
Схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом
материале, подводят учащихся к осмыслению закономерности, но не дают
готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определенной
осмыслительной активности, развивают мышление.
Особенно удачно осуществляется систематизация языкового материала в
таблицах по грамматике английского языка, где с помощью схем, символов,
знаков поясняются наиболее сложные грамматические явления,
синтаксический строй английского языка.
Для обозначения основных синтаксических типов предложений в таблицах
использованы геометрические фигуры, каждая из которых соответствует
определенному члену предложения. Например, - обозначает подлежащее, -
сказуемое, - глагольную связку.
Символика в таблицах играет важную роль, так как способствует лучшему
усвоению порядка слов в предложениях разного типа.
При усвоении синтаксических структур целесообразен следующий порядок
работы: от простого к сложному по определенной логической схеме, которая создает своеобразные ориентиры для связного высказывания (название предмета, его качества, действия и т.д.).
Символы помогают разнообразить приемы работы на уроке, использовать
упражнения с элементами игры.
Работе с таблицей по грамматике предшествует устная отработка образца
без опоры на печатный текст. Таблица используется для выявления
какой-нибудь закономерности, а также для обобщения и систематизации
языкового материала.
Количество и характер вопросов зависят от сложности темы, содержания
лексической или грамматической таблицы и уровня подготовки учащихся.
Особое внимание следует уделить специфике табличной формы, расположению материала, условным обозначениям.
При работе с таблицей по грамматике целесообразно также использовать
составление вопросов к изобразительному материалу таблицы, подбор
собственных примеров, ответы на вопросы по содержанию рисунка,
упражнения на подстановку, замену, дополнение и расширение образца.
В условиях кабинета иностранного языка грамматическую таблицу можно
включить в экспозицию. Например, продуктивным является демонстрация
таблицы глагола «To Be», рассчитанной на запоминания данного глагола.
Такая таблица в этом случае служит справочным пособием и облегчает
запоминание материала.
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:
1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.
2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.
3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.
4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент.
5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.
Я считаю, что на основе использования средств наглядности происходит приобретение опыта творческой деятельности, более продуктивно формируется умение понимать иноязычные тексты, планировать на уроках английского языка свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению, развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка.
Список использованной литературы
- Баранов С.П. Принципы обучения. Лекции по дидактике. – М., 2003
- Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка – М., 2004
- Грачёва Н.П. О комплексном использовании средств наглядности в овладении грамматической стороной устной речи// Иностранные языки в школе – 1991. - №1
- Занков Л.В. Наглядность и активизации учащихся в обучении. – М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса
В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса...
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
Этот материал можно использовать на выступлении на семинарах, педагогических советах...
Средства и методы формирования правильной осанки у младших школьников на уроках физической культуры"
Данный материал содержит полезную информацию, которую можно использовать при проведении уроков. Также указаны средства и методы для формирования правильной осанки....
Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях ФГОС...
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.
Материал полезен для работы на начальной ступени обучения английскому языку....
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности.
Целью обучения иностранному языку в школах, прежде всего, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Сложность организации учебного процесса по обучению иностранному языку в школе состо...