Речевая карта школьника (И.А. Смирнова)
учебно-методическое пособие
Речевая карта для логопедического обледования школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_shkolnika_po_i.a._smirnovoy.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая карта школьника
(И. А. Смирнова)
Общие сведения
Фамилия, имя_____________________________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________________
Домашний адрес__________________________________________________________________
Школа №__________класс____________
Дата заполнения карты_____________________________________________________________
Анамнез
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные актуального обследования
Общая характеристика речи
Развернутость (отдельные слова, фразы, связная речь)
Внятность________________________________________________________________________
Специфические проявления_________________________________________________________
Состояние дыхания:
Тип дыхания - диафрагмалъный, грудной, ключичный
Объем дыхания - достаточный для произнесения____слогов
Темп - нормальный, частый_________________________________________________________
Ритм -- ритмичное, аритмичное_____________________________________________________
Состояние фонации:
Голосоподача - мягкая, твердая, придыхательная_______________________________________
Сила голоса (громкость) - нормальная, слабый голос____________________________________
Тембр голоса нормальный, назализованный, приглушенный, сиплый, хриплый
_____________________________________________________________________________________
Модуляция (изменение по высоте) голосоподача интонированная или монотонная___________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
Губы____________________________________________________________________________
Зубы____________________________________________________________________________
Челюсти_____________________________________________________________________________
Нёбо________________________________________________________________________________
Язык________________________________________________________________________________
Выполнение мимических движений:
Поднимание бровей: вместе_________________поочередно______________________________
Зажмуривание глаз: вместе_________________поочередно______________________________
Улыбка__________ Надувание щек_________________
Состояние артикуляционной моторики:
Подвижность губ:
Оскал________________________________________________________________________
Вытягивание губ вперед____________________________________________________________
Подвижность языка:
Подъем кончика языка внутри рта____________________________________________________
Высовывание распластанного языка__________________________________________________
Подъем кончика языка на верхнюю губу______________________________________________
Опускание кончика языка на нижнюю губу____________________________________________
Движения кончика языка вправо-влево_______________________________________________
Облизывание губ______________________________________________________________________
Высовывание узкого языка__________________________________________________________
Подвижность мягкого нёба:
Произнесение [а] с открытым ртом___________________________________________________
Для всех движений отметить:
- объем выполнения движения
- симметричность движения
Синхронность дыхания, фонации и артикуляции
_____________________________________________________________________________________
Чувство ритма
Выстукивание ритмического рисунка:
//____///______/ //_______// /______/ ///______
Состояние фонематической системы:
Состояние слуховой дифференциации фонем по признакам:
Лак-Рак Коза-Коса
Лук-Люк Мишка-Мышка
Состояние фонематического анализа слов, состоящих из 3-5 звуков:
Определение наличия звука в слове «Есть ли звук М в словах: дом, кот, мама ?»__________________________________________________________________________
Выделение звука из слова «Какой первый звук в словах: Аня, Оля, утя ?»_______________________________________________________________________
Количественный звуковой анализ слов «Сколько звуков в словах: сад, каша, кошка ?»____________________________________________________________________
Последовательный (порядковый) звуковой анализ слов «Какой звук в конце слова, в начале, в
середине: дом, мак, лук?» ______________________________________________________________
Состояние фонематического синтеза ______________________________________________
Состояние фонематических представлений__________________________________________
Состояние фонематической системы
Состояние звукопроизношения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние просодии
Состояние звукослоговой структуры слов:
слон____кран____торт_____волк_____ чашка_____тетрадь_____ трактор_____солнце____
курица____ посуда_____барабан________ телефон_______ велосипед______ телевизор________ кастрюля ______лестница _______ электричка______троллейбус_______компьютер__________ магнитофон__________________
Звукослоговая структура фраз:
На плите стоят кастрюля и сковорода___________________________________________________
Троллейбус остановился на перекрестке у светофора. _____________________________________
Милиционер едет на мотоцикле. ________________________________________________________
Темп речи___________________Ритм речи____________________________________________
Наличие разных видов интонации:
повествовательная_________вопросительная__________побудительная____________________
Состояние лексической стороны речи
Денотативный аспект лексических значений (показ и название предметов и картинок по категориям):
Конкретные существительные:
Барабан______кукла_____машинка____паровозик____пирамида__________кубики_____________
Скрепки______тетрадь____ручка______линейка_______карандаш_________ножницы__________
Рубашка_____брюки______юбка_______майка_________носки_____________куртка___________
Ботинки______сапоги_____туфли______тапки________кроссовки__________босоножки_______
Кровать______стол______шкаф_______кресло________диван______________трюмо__________
Кастрюля_____чашка_____блюдце_____чайник________сковорода_____тарелка_____стакан___
Огурец________помидор____капуста______свекла_______лук_______баклажан_______________
Груша________банан_______яблоко_______виноград______апельсин________ананас___________
Автобус______самолет______ корабль____грузовик_____вертолет______электричка__________
Корова_____тигр________собака________медведь______черепаха_______попугай_____________
Телевизор_____пылесос____ компьютер_____стиральная машина______ плита____батарея____
Лыжи______санки_______самокат_____велосипед_____ракета_____ роликовые коньки_______
Глаголы, обозначающие способы передвижения:
Идет_______ плывет _____ летит _______ ползет _______ бежит _______прыгает _______
Глаголы, обозначающие состояния:
Спит______ сидит______загорает _______ сердится _______ плачет _________ смеется_______
Глаголы, обозначающие действия:
Читает ________ пишет_____ умывается ______моет ________пьет _______гладит__________
Поет __________ лечит ______ рисует_______ варит_________продает ______строит________
Относительные прилагательные:
Высокий______низкий______красный _______ синий ______ тяжелая ______легкий ____________
Качественная прилагательные:
Апельсиновый ___ клубничное ___ бумажный__пластилиновая___деревянный____стеклянный____
Притяжательные прилагательные:
Бабушкина ________________ тетина ____________ медвежьи_________птичий__________
Числительные:
Первый______ второй______ третий _________ четвертый_____________ пятый____________
Первая _______ вторая_______ третья _________ четвертая __________ пятая
Предлоги:
В_____на_____над______под _____перед ____за____ из____ из-за _____по____ от ____к___
Сигнификативный аспект лексических значений (показ и называние предметов, имеющих идентичные названия):
Собака ____________ стол _________ кукла ____________машина_______________
Структурный аспект лексических значений:
Парадигматические отношения
Подбор антонимов:
Жарко - ______ входит - _____ большой - ______ грустный - ______ грязный - _____ вверху - ____
Подбор синонимов:
Бежит - _____________________________________________________________________________
Красивый - __________________________________________________________________________
Часть - целое:
Рукав - ______ пуговица - _______руль -______ листок -________ страница - _________окно - _______касса -__________плита -_________
Синтагматические отношения
Мужчина идет_______ Корабль плывет _______ Птица летит _______Змея ползет ___________ Спортсмен бежит__Девочка прыгает ___ Кошка спит______Женщина сидит _______ Мужчина загорает_______
Мальчик сердится____Малыш плачет____Малыш смеется________Девочка читает____Мальчик пишет____Девочка умывается____Мальчик моет_______Бабушка пьет____Мама гладит______
Певец поет____Врач лечит____Художник рисует____Повар варит____Продавец продает____
Строитель строит ___Высокий дом____Низкий дом _____Красный круг ___Синий круг _______
Тяжелая гиря____Легкий шарик ____Апельсиновый сок ____Клубничное варенье _____Бумажный
Кораблик_____Пластилиновая ворона_____ Деревянный человечек____ Стеклянный шар______
Бабушкина книга _______ Тетина сумка______ Медвежьи уши________ Птичий хвост________
Парагматический аспект лексических значений (разграничение предъявленных слов на «веселые» и «грустные»)
Пушистый___________веселый___________конфеты_______________солнышко_______________
Злой_________________плачет____________ горькое________________дождь_________________
Состояние грамматического строя речи
Словоизменение:
Изменение притяжательных местоимений в соответствии с родом и числом существительного:
Моя машинка _________мой барабан_______мое яблоко________мои игрушки_____________
Изменение существительных по числам:
Стол -__________________ стул - _________________ книга - ________________ окно -_____________
Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:
Красная ягода__________красное платье________красный шар ________ красные ленты____________
Согласование глаголов с существительными во времени:
Мальчик идет_________мальчики идут__________мальчик сидит_______ мальчики сидят___________
Изменение существительных женского рода по падежам:
Стоит лестница______Мальчик прыгает с лестницы____Мужчина подошел к лестнице________ Он взял лестницу_____Он пошел с лестницей___________Мужчина стоит на лестнице_________
Изменение существительных мужского рода по падежам:
Стоит дом_________Из дома выходит кот _______К дому подходит собака______Собака заходит в дом________Кот прячется за домом_________Собака сидит в доме________________
Изменение существительных среднего рода по падежам:
Облако______ кусочек оторвался от облака_______он присоединился к другому облаку_________я смотрю на облако________солнце спряталось за облаком________я рассказал об облаке_______
Изменение существительных множественного числа по падежам:
Лежат книги_______на полке много книг______муха ползает по книгам.________ я прочитал эти книги__________тетради лежат за книгами________много знаний в книгах______________
Согласование числительных с существительными:
Один гриб______три гриба_____ одна ложка______две ложки____три кота____пять котов____
Словообразование:
Суффиксальное образование существительных:
Дом -_________________кукла -________________книга -_______________
Префиксальное образование глаголов:
Подошел____________перешел___________обошел___________вошел____________вышел___________
Состояние связной речи
Рассказ по серии сюжетных картин_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описательный рассказ по предметной картине_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние ручной моторики
Ведущая рука_________участие обеих рук в движениях_________________________________________
Удержание ручки:
поза руки - правильная, неправильная
тонус мышц - нормальный, напряженный, вялый
Движения руки в процессе письма:
поза руки - правильная, неправильная
тонус мышц - нормальный, напряженный, вялый
координация движений
копирование поз руки:
правая___________левая_____________________
Переключаемость движений рук:
правая___________левая____________
Стереогноз
Различение фактуры предметов_________________________________________________________
Формы реальных предметов________________________________________________________________
объемных геометрических фигур____________________________________________________________
предметов по величине_____________________________________________________________
Состояние зрительного гнозиса
Узнавание цветных предметных изображений –
домик________звезда________кораблик_____ машинка__________мяч_______чашка____
гриб_________ножницы________птица________
Узнавание контурных изображений –
домик________звезда________кораблик_____ машинка__________мяч_______чашка____
гриб_________ножницы________птица________
Узнавание перевернутых изображений –
домик________звезда________кораблик_____ машинка__________мяч_______чашка____
гриб_________ножницы________птица________
Узнавание зашумленных изображений –
домик________звезда________кораблик_____ машинка__________мяч_______чашка____
гриб_________ножницы________птица________
Узнавание изображений, наложенных друг на друга –
домик________звезда________кораблик_____ машинка__________мяч_______чашка____
гриб_________ножницы________птица________
Узнавание мелких изображений
Узнавание изображений с отсутствующими деталями
Общая характеристика внимания
Объем___________________________________________________________________________
Концентрация_____________________________________________________________________
Переключаемость_________________________________________________________________
Распределение____________________________________________________________________
Слуховое внимание
Неречевое________________________________________________________________________
Речевое__________________________________________________________________________
Зрительное внимание
Последовательное называние изображений в строке____________________________________
Дифференциация сходных изображений______________________________________________
Прослеживание линий в лабиринтах__________________________________________________
Концентрация внимания (поиск фигур определенного цвета)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Распределение внимания (поиск фигур определенного цвета и формы)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зрительная память
Выбор заранее предъявленных предметных картинок и раскладывание в заданной последовательности_______________________________________________________
Вербальная память
Повторение серии слов: дом, лес, стоя, мак, кот, ночь, сын, мяч______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
через 5 секунд____________________________________________________________________
Зрительно-вербальная память
Воспроизведение названий тематически связанных изображений: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, маршрутное такси, теплоход, самолет___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
через 5 секунд____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зрительно-пространственная ориентировка
Различение геометрических фигур - круг_____ квадрат_____ треугольник_____
прямоугольник______________ромб____________________овал__________________________
Выделение геометрических фигур из предметного изображения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рядообразование по величине_______________________________________________________
Ориентировка на листе бумаги:
Левый верхний угол______________правый верхний угол________ середина страницы______
левый нижний угол________________правый нижний угол______________________________
Ориентировка во времени
Время суток______________________________________________________________________
Времена года_____________________________________________________________________
Дни недели_______________________________________________________________________
Сравнение продолжительности минуты, часа, дня, суток_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знание букв
Выбор букв:
объемных_____________________плоских____________________________________________
Узнавание печатных букв:
строчных________________________________________________________________________
заглавных________________________________________________________________________
Дифференциация сходных печатных букв строчных_________________________________________________________________________
заглавных________________________________________________________________________
Узнавание заштрихованных печатных букв строчных_________________________________________________________________________
заглавных________________________________________________________________________
Узнавание печатных букв, наложенных друг на друга_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Узнавание печатных букв с недописанными элементами строчных_________________________________________________________________________
заглавных________________________________________________________________________
Дифференциация прямого и зеркального изображений печатных букв строчных_________________________________________________________________________
заглавных____________________________________________________________________________
Узнавание рукописных букв:
строчных____________________________________________________________________________
заглавных____________________________________________________________________________
Дифференциация сходных рукописных букв: строчных_________________________________________________________________________
заглавных
Узнавание рукописных букв, наложенных друг на друга_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Узнавание рукописных букв с недописанными элементами: строчных_________________________________________________________________________
заглавных________________________________________________________________________
Дифференциация прямого и зеркального изображений рукописных букв:
строчных_________________________________________________________________________
заглавных________________________________________________________________________
Чтение печатного материала
Чтение слогов, напечатанных
крупными буквами:
ма_______во_________ле_________бу_______жи______тю_____ми______фо_____ры______
ам_______ош________уч________ык_______ер________ял______ин______ос______юн______
дра________акр______вло______акт_______пре______
мелкими буквами:
ли________ши________ча______фе_______дя_______со______ща______гу_____тя____ят__
ащ_______еф________ач_______иш______ул_______им______ыр______юк______
кра__________отс________про_______ист______фла_____янс_______
Чтение слов и фраз, напечатанных
крупными буквами:
щука _______жираф_____ хлеб____ стая_______жизнь_______ магазин_______ барабан________ телевизор___________
О чем ты мечтаешь?__________________________________________________________________
мелкими буквами:
рыба_______ ветер_____ песня_______ медведь________ костер_______ скрип_______________
газета________ мандарин_________тарелка________
Я вижу белый пароход_________________________________________________________________
Нахождение ошибок в словах, напечатанных печатными буквами:
едведь____апелсин_____весилопед_____линей_____роашка_____орзинка_____сопака__________
кошмос_____шетка_____колова_____рубашна______конвета______мебел____________________
Маша вчера ходи в гино.______________________________________________________________
Чтение и понимание текста
Ночью волчица охотилась на зайца. Шустрый заяц перебежал через шоссе. Волчица наблюдала за ним из-за кустов.
Свет фар проезжавшей машины ослепил волчицу. Волчица поджала хвост и скрылась в лесу.
О ком этот рассказ?__________________________________________________________________
Где находилось шоссе?_________________________________________________________________
Куда побежал заяц?___________________________________________________________________
Почему волчица не поймала зайца? ______________________________________________________
Как можно назвать рассказ?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смысловая догадка
Толя лежал на траве и смотрел в небо. По небу плыли ______________. Одно облако было похоже на ________ с длинными ушами. Зайца догонял жираф, вытянув_____. Шея вытягивалась все больше и ______. Вот она зацепилась______ ногу зайца, и жираф превратился в длинную _______. Змея разорвалась на _______. Толя закрыл ______.
Сопоставление прочитанных слов с изображениями:
ящерица____________пирамида__________клубника______________троллейбус_______________
стрекоза____________ сковорода_________
Сопоставление прочитанных фраз с изображениями:
На лугу вкусная трава._____________________Мы поедем в деревню на поезде.________________
Скоро Новый год.________________________ Ночью светят фонари._________________________
Сопоставление текста с картинкой__________________________________________________
Чтение рукописного материала
Чтение слогов, написанных
крупными буквами:
ма__________во______ле__________бу_____жи________тю_____ми______фо_______ры_______
ам __________ош_______уч________ ык_____ер____ял_____ин______ос___________юн________
дра__________акр________вло_________акт_________пре________
мелкими буквами:
ли________ши________ча______фе_______дя_______со______ща______гу_____тя____ят__
ащ_______еф________ач_______иш______ул_______им______ыр______юк______
кра__________отс________про_______ист______фла_____янс_______
Чтение слогов и фраз, написанных
крупными буквами:
луна______диван_________секрет_____крыша_____тапки_____куст ________малина ________капуста________перекресток__________
Кот не ест фрукты.___________________________________________________________________
мелкими буквами
дача____ этаж_____ лампа_____дверь____ клубок_____ пряник_____ крест_____ страус___
курица______надежда______черепаха______
Этот салат я куплю завтра.________________________________________________________
Нахождение ошибок в словах, написанных рукописными буквами:
посуба_____ моркока______ талерка_____ желез_____момоко_____ корзина____________
финоград______ласточка_____конки_______столь_________глиб_______печене___________
Маиина едет по бороге.____________________________________________________________
Списывание печатного текста:
Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ошибки языкового анализа и синтеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинетические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аграмматизмы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова, ши - жи, ча -ща, чу – щу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Списывание рукописного текста:
Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ошибки языкового анализа и синтеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинетические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аграмматизмы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова, ши - жи, ча -ща, чу – щу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо под диктовку:
Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ошибки языкового анализа и синтеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинетические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аграмматизмы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова, ши - жи, ча -ща, чу – щу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изложение:
Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ошибки языкового анализа и синтеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинетические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексические ошибки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аграмматизмы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова, ши - жи, ча -ща, чу – щу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение логопеда
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективный план
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта школьника.
Вариантов речевых карт множество. Я предлагаю свой вариант: минимум заполнения, максимум информации. В заявлении о приёме на логопункт есть анкета для родителей....
Речевое развитие школьников
Смысловая целостность речевого сообщения (в терминах современной лингвистики - «когерентность») проявляется в единстве его темы, которая получает в тексте свое последовательное развитие.Под культурой ...
Речевая карта для углублённого обследования школьника с дизартрией.
Речевая карта для углубленного обследования ребенка с дизартрией....
Речевая карта школьника
РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя ____________________________________________Возраст__________________________________________________Школа __________________________________________________Домаш...
Речевая карта для младших школьников
Речевая карта для младших школьников...
Карта речевого развития (школьники).
Представлена карта речевого развития школьника с пояснениями к проведению диагностики...
Речевая карта младшего школьника. Карта психолого-педагогического сопровождения.
Индивидуальная карта ученика включает: первичное обследование, текущие наблюдения, выводы по итогам учебного года при анализе следующих аспектов: понимание обращенной речи, общая характеристика собств...