Методика преподавания уроков русского языка в классах коррекции
статья (9 класс)

Стратий Елена Николаевна

Обобщение педагогического опыта по теме "Методика преподавания уроков русского языка в классах коррекции"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика преподавания уроков русского языка в классах коррекции.

                             В педагогике  прогноз – не диагноз,  диагноз  –  не приговор.

                             В общем,  он…  человек,  как   и  мы;  только   его   нужно…                                          

                             нажимать посильнее, чтобы он закричал. Ему нужно дважды

                             видеть,  чтобы   он   заметил,   дважды   слышать,  чтобы   он

                             запомнил,   а   от   того,  от  чего  другой  отказывался  после

                             первой оплеухи, он отказывался после второй.

                                                                                                             Г. Лихтенберг                                                                              

Основные характеристики компенсирующего обучения:

1. щадящий режим обучения;

2. психологический комфорт;

3. индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Цели обучения:

1. Привитие интереса к урокам  и предмету в целом.

2. Выявление пробелов в знаниях учащихся и устранение их.

3. Развитие орфографической зоркости учащихся.

4. Развитие речи учащихся.

Девизы:

1. «Повторяем то, что знаем, вспоминаем, что забыли».

2. Красиво, аккуратно, внимательно.

Считаю, что ККО – это один из способов педагогической и социальной поддержки детей, которым трудно справляться с обычными нагрузками в условиях традиционных форм обучения и воспитания.

Целевое назначение классов коррекции – всемерно развивать интеллектуальные, речевые, лингвистические способности учащихся, их эмоционально-образные представления, поскольку эти дети отстают от своих сверстников именно в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут схватить главное в учебной информации, не могут, сколько необходимо, удерживать внимание при изложении учителем учебного материала; у них бедный словарь, они не могут своими словами переложить теорию или содержание высказывания.

Классы коррекционно-развивающего обучения призваны решать проблемы школьной неуспешности. Учитель должен рассматривать плохую успеваемость и поведенческие аномалии не как отклонение в развитии, а как следствия этих отклонений. Поэтому для эффективной работы с ними мало учительской любви, просто опыта и стажа тоже будет недостаточно. Нужны специальные знания, специальная подготовка.

Методика обучения русскому языку слабоуспевающих детей должна быть специальной, «своей»; она должна строиться так, чтобы учесть особенности развития этой части школьников.

С этой целью мной изучены специальные учебники и книги, прочитаны статьи из опыта Разумовской (классы развития, выравнивания), статьи различных педагогов из «Учительской газеты».

Решающую роль в успешном обучении ребят из классов коррекции играет организация учебного процесса. Отмечу лишь наиболее важные моменты, хотя здесь нет и не может быть мелочей.

 Объяснение нового материала.

Для успешного выполняя поставленных задач использую чаще всего метод (по источнику получения знаний) наглядно-демонстрационный.

Плакаты                                     концентрация внимания, нацеливание на  урок,

Карточки                                    возможна запись целей на доске.

Алгоритмы

Куклы                                         (чисто психологический аспект:

                                                    запоминание с помощью цвета)

Проблема – редко                     (лучше для сильного класса, но иногда можно:

                                                    кос-каса)

Для привития интереса к уроку организационный момент обязательно!

Например:

             Долгожданный дан звонок,

             Начинается урок.

             Каждый день всегда, везде,

             На занятиях, в игре

             Смело, четко говорим

             И тихонечко сидим.

             Каждый хочет получать

             Только лишь оценку «5».

Алгоритм обучения орфографическому правилу в коррекционном классе.

I. Подготовка к восприятию темы.

II. Работа над орфограммой.

1. Знакомство с орфограммой.

2. Объяснение орфограммы на подобранных примерах.

3. Кодирование правила (позволяет проявить творческую фантазию, находчивость).

4. Выбор примеров слов на изучаемую орфограмму.

5. Работа с сигнальными карточками или сигнальным полотном.

III. Предварительная проверка.

1. Буквенный или цифровой диктант (проверка ключом).

2. Словарный диктант.

3. Выборочный диктант.

4. Объяснительный диктант.

IV. Контрольный диктант.

Чтобы сформировать навык письма, надо достаточно писать. Выполнение лишь традиционных упражнений недостаточно для быстрого становления устойчивых навыков грамотного письма. Нужны специальные ежедневные упражнения, развивающие скорость письма и ориентировку в нем.

Дает хорошие результаты запись разученного текста: письмо по памяти, списывание предварительно проанализированного текста.

Формы и методы, используемые на закрепительных упражнениях и при проверке.

1. Тетрадь для правил.

2. Рифмованные правила.

3. Пластинки «Веселые уроки радио-няни».

4.Сигнальные карточки.

5. Перфокарты.

6. Сигнальные полотна.

7. Тесты.

8. Контрольные диктанты на списывание.

9. Рисунки.

10. На уроках развития речи – составить связный текст с использованием слов на изучаемую орфограмму.

Физминутки или физпаузы.

1. Словесные            (Раз – подняться,

                                  Два – согнуться,

                                  Разогнуться – три.

                                  В ладоши – 3 хлопка,

                                  Головою – три кивка.

                                  На четыре руки шире,

                                  Пять, шесть – тихо сесть).

2. Физминутки, связанные с правилом:

1) не с существительными (с помощью рук показать «слитно» или «раздельно»);

2) с мячом на различные орфограммы.

3. Успокоительно-психологические:

1) закрыть глаза – послушать шум дождя;

2) с использованием музыки.

4. Зарядка для глаз.

Работа над ошибками и их предупреждение.

Обращаю серьезное внимание!

1. Закладки-подсказки.

2. Карточки на орфограммы с графическим обозначением.

3. Тетрадь для записи правил учащимися.

4. Тетрадь пробелов знаний учащихся.

5. Орфографический словарь – настольная книга.

Соединяя занятия языком с активной речевой деятельностью (чтение, свободное письмо и говорение, внимательное слушание и толкование как прочитанного, так и услышанного), удается более успешно достигать положительных результатов в классах развития.

Спокойное, доброжелательное и требовательное отношение к усилиям детей освоить язык, русское правописание, уважение к праву ребенка не знать чего-то и желанию выяснить, как, например, пишется то или иное слово, как пунктуационно оформить определенную грамматическую конструкцию,  –  это необходимые условия успешного продвижения по нелегкому пути осмысления закономерностей родного языка.



Предварительный просмотр:

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточным времени.

            9 класс специального коррекционного обучения.

Цели: формирование умений

  1. распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений; определять их место в ССП; способы связи придаточных времени с главным;
  2. правильно расставлять знаки препинания в придаточном времени;
  3. воспитывать чувство ответственности к учебе, к различным поручениям.

 

                                                    Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы хорошо знаете тему. Память ваша крепка, голова мыслит ясно, внимание возрастает. Вы хотите учиться и, конечно, поможете мне вести урок. Поэтому у нас все получится.

Сегодня на уроке мы должны повторить изученное о придаточных ССП, познакомиться с новым видом придаточного предложения, хорошо его изучить и показать свои результаты к концу урока.

На каждом этапе мы будем работать под определенным девизом, а вы можете заработать жетон. Количество жетонов к концу урока будет соответствовать вашей оценке.

Вся работа на уроке будет проходить под девизом (эпиграф):

                                                                                                   Так жизнь скучна,

                                                                                                Когда ученья нет.

- Как вы понимаете эти слова?

Поэтому, чтобы не скучать, приступаем к работе.

II. Повторение пройденного материала по теме «Придаточные ССП».

    Девиз: Чтобы знания были впрок,

                Следует повторить урок.

Раздать вспомогательные карты (с перечислением основных особенностей всех видов придаточных).

Блиц-опрос (словарная работа) = быстрый, молниеносный.

- Какое предложение называется сложным?

- Что такое сложноподчиненные предложения?

- Какие виды придаточных сложного предложения мы уже изучили?

- Что вы знаете о придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных?

Жетоны.

А теперь проверим, как вы умеете определять на слух виды придаточных сложного предложения и предложение простое.

Доска: П – простое

            И –  изъяснительное

            О – определительное

            ОД – обстоятельственное образа действия и степени

            М – обстоятельственное места

1) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

2) Где тонко, там и рвется.

3) Знания, которые я получил в школе, помогли мне успешно сдать экзамены в институт.

4) При подготовке к уроку русского языка повтори теорию и напиши упражнение.

5) Прожить свою жизнь нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Проверка ключом с обратной стороны доски (жетон за правильный ответ, полжетона – за 1 ошибку).

1  2  3  4  5

и м  о  п од

III. Работа по теме урока.

      Девиз: Когда слушаешь очень внимательно,

                  Поймешь и запомнишь все обязательно.

1) Возвращение к эпиграфу.

- Сложное или простое это предложение?

- Попытайтесь найти главное предложение, задать от него вопрос к придаточному.

- Какое это предложение?

- Запишем число и тему сегодняшнего урока.

2) Работа по таблице-подсказке.

  • На какой вопрос отвечает придаточное?
  • Чем присоединяется?
  • От чего зависит в главном предложении?
  • Место главного по отношению к придаточному.
  • Наличие указательных слов.
  • Схема.
  • Пример.

 Учитель рассказывает по плану о придаточном, затем повторяет ученик (получает жетон).

IV. Словарная работа.

      Девиз: Хотим узнать все тайны слова,

                  В чем суть его и в чем основа.

Балет

Опера  (на доске)

- Что обозначают эти слова?

   1) Театральное  представление,  состоящее  из  танцев и  мимических  движений, сопровождаемое под музыку.

   2)  Музыкальное  произведение, в котором действующие лица выражают свои мысли и чувства с помощью слов.

- Придумайте и запишите предложение с новым словом, но чтобы оно было сложным с придаточным времени.

Жетоны.

V. Музыкальная пауза.

Послушайте отрывок из оперы Мусоргского и постарайтесь угадать, какие чувства испытывает ее исполнительница.

VI. Закрепление.

      Девиз: На практике проверить можно точно,

                  Кто смог теорию усвоить прочно.

1) Разбор предложения на доске:

Утром, едва прозвенит будильник, нужно вставать и собираться в школу.

2) С обратной стороны доски:

- Пока вы готовитесь к урокам, постарайтесь не отвлекаться.

- Можно отдыхать, как только уроки будут выполнены.

Жетоны.

 

VII. Проверка усвоения темы.

       Девиз: Легко расставим знаки препинания

                   В любом по сложности задании.

Проверка на карточках: расставить знаки препинания (затем взаимопроверка с обратной стороны доски).

1) Когда суть дела обдумана заранее слова приходят сами собой.

2) Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями своей мысли.

3) Пока человек мыслит он живет.

4) Как только раздался звонок с урока в коридорах зазвучали детские голоса и смех.

5) Вечером едва солнце сядет за горизонт ребята садятся за уроки.

Жетоны.

VIII. Домашнее задание.

         Девиз: Чтобы упрочить ваши знания,

                     Даю домашнее задание.

IX. Вывод.

      В предложениях, записанных на доске, найти ССП с придаточным времени.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для проведения уроков иностранного языка в классах коррекции

Рекомендации для проведения уроков иностранного языка в классах коррекции...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс коррекция

Настоящая программа по русскому языку для коррекционного 5 «Д»  класса создана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образов...

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции...

Игра на уроках английского языка в классах коррекции

Игра на уроках английского языка в классах коррекции...

Тема мастера- класса: Социо – игровая методика на уроках русского языка и литературы»

Уважаемые коллеги.   Я предлагаю сейчас всем на минутку задуматься и ответить на вопрос выбора, вот, если бы вам предоставилась возможность выбрать  между «легко и трудно», ...

Методика проведения урока русского языка в 9 классе. Обобщение знаний по теме "Сложноподчиненные предложения"

Данное пособие  предусматривает повышение грамотности и формирование ментальности школьника – носителя языка.Важность гуманитарных задач, стоящих перед учителем словесником –  фо...