Методика преподавания урока литературы в 5 классе речевой школы в условиях ФГОС
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Общие педагогические технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_prepodavaniya_uroka_literatury_v_5_klasse_rech._shkoly_v_usloviyakh_fgos.doc | 74 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат (V вида) № 2 Адмиралтейского район
«Методика преподавания урока литературы в 5 классе речевой школы в условиях ФГОС»
Автор учитель литературы 5 класса
ГБС (К) ОУ школы – интерната (V вида) №2
Киселева Н. Н.
2014
В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют иные требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Несмотря на то, что ФГОС в старшем звене нашей школы пока не применяется.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В. А. Сухомлинский.
(Слайд 2)
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
(Слайд 3)
Какие же требования предъявляются к современному уроку литературы в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
(Слайд 4)
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
(Слайд 5)
Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.
Разрешите мне представить конспект урока на тему
«Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?
Цели урока:
1. Образовательные:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,
познавательный интерес обучающихся; - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
2. Метапредметных:
- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;
- познавательных: использование различных источников информации;
- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Виды деятельности:
-познавательная, проектная деятельность;
- беседа;
- развитие навыков выразительного чтения;
- работа с репродукциями картин;
- создание творческого проекта.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор; компьютер; экран,
- компьютерная презентация «Бородино».
Ход урока:
- Мотивация. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа?
(Исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).
- Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы? (Великая Отечественная война, война 1812 года).
– Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? ( Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).
- Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной? Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине).
2. Организация и самоорганизация.
Слово учителя. Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, - вот почему войну 1812г. называют Отечественной.
Какое же историческое событие легло в основу данного произведения? (формируются регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД). Ваш одноклассник Петров Петя заранее получил задание и подготовил для вас сообщение о Бородинском сражении. Давайте послушаем его.
Ученик: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Слово учителя. В ночь на 24 июня 1812г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве»,- любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила русские войска. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские войска еще на границе, но не смог. Ребята, как вы думаете, почему? (Весь русский народ встал на защиту своей Родины).
Правильно, ребята. С разных концов России полились пожертвования, среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной и выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу: Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.
Деление класса на 4 группы.
- Задание по группам: внимательно прочитайте эпизоды, изображающие
1 группа – отступление русских войск в стихотворении «Бородино».
2 группа – сцену Бородинского сражения.
3 группа – расположение русских войск перед сражением.
4 группа – образы русских полководцев.
Беседа по вопросам:
- Слушая произведение, вы обратили внимание на то, от чьего лица ведется повествование? (На презентации – репродукция картины В. А. Тропинина «Старый солдат»). (От лица старого солдата, который был участником героического сражения, “дядя” - старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Это портрет ветерана войны 1812 года, старого воина. Он храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди. Солдат-рассказчик – артиллерист, т. к. имеет дело с пушками.
Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. Себя и всех своих товарищей он называет словом «Мы». Он говорит от имени всех участников Бородинского сражения, всего русского народа. Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Мы как будто сами присутствуем на поле боя.
- Почему русские войска отступали? (Вынуждены отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления, обескровить противника, сделав дальнейшее наступление невозможным)
- Какие чувства испытывали русские воины? (Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух).
Слово учителя. Кутузов прекрасно понимал, что русской армии необходимо собрать силы, а сделать это можно было только не вступая в схватки с врагом. Но в 108 верстах от Москвы Суворов остановил свои войска около села Бородино. Видя, что русское войско горит желанием сразиться, Кутузов решил вступить в бой с французами на Бородинском поле.
- Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой? (Все русские солдаты готовятся к великому бою, все возлагают надежды на третий день, когда, возможно, начнется битва. Каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Солдаты находятся в ожидании боя, ворчат, что командиры не дают команды начинать сражение, говорят друг другу: «Пора добраться до картечи». Воины достойно, по-деловому, без страха и суеты готовятся к бою).
- А как ведут себя французы и почему? (Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями. Они не рассчитывают на серьезное сопротивление русских армий).
Слово учителя. Генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо раненого Багратиона. Дохтуров обратился к солдатам со словами: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!». Найдите этот отрывок в тексте.
(И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой).
- Что обещали русские солдаты своему командиру? (Русские солдаты обещали умереть за свою Родину, но не отступить ни шагу назад, не дать врагу занять ни пяди родимой земли).
- Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? (Да, удалось. На это указывают последние две строки этого отрывка).
Слово учителя. Да, верно. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный.
Наступившее сражение не могло походить на обыкновенную битву. С одной стороны, войска чуть ли не всей Европы стремились сломить последнее препятствие для завоевателя, с другой стороны – русские воины, а за ними – их дома, и семьи, могилы предков, Москва и вера отцов.
Ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца.
Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».
Какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы читатели наиболее полно представили себе картину боя? (Эпитеты, метафоры, сравнения)
Работа в группах. Каждая группа, работая со своим отрывком, ищет изобразительно-выразительные средства в стихотворении.
4. Рефлексия.
Слово учителя: Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.
- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений? (Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу).
- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. И хотя русская армия была обескровлена, она одержала нравственную победу над французами.).
- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведения актуальны, потому что тема защиты Родины - всегда актуальна тема).
5. Создание проекта.
Каждая группа иллюстрирует тот отрывок произведения, с которым работала весь урок.
В конце урока создается книга «Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
6. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Статья "Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средней школы"
Статья посвящена проблеме недостаточного изучения зарубежной литературы в средней школы напримере сказки "Маленький принц", так как многие учителя жертвуют этими часами в пользу изучения русской класс...
Использование игровых методик на уроках английского языка в начальной школе в условиях новых ФГОС
Я считаю, что основная задача учителя английского языка (да по сути и других предметов) заключается не только в том, чтобы заложить хорошую фундаментальную базу знаний, на которую ученик будет опирать...
Методика преподавания темы «Информация и информационные процессы» в средней школе в условиях ФГОС
laquo;Методика преподавания темы «Информация и информационные процессы» в средней школе в условиях ФГОС»...
Современные подходы к преподаванию иностранных языков в начальной школе в условиях ФГОС
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,...
Методика преподавания урока музыки в современной школе
Методическая разработка на тему "Методика преподавания урока музыки в современной школе"...
«Использование ономастики и антропонимикон переводных дастанов в методике преподавания татарской литературы в средней школе»
Статья посвящена антропонимикону татарских дастанов таких, как «Чура батыр», «Сказание об Алпамыше», «Җик Мәргән», «Идегей» и др, в них рассматриваются ...