Рабочая программа по русскому языку 5 класс коррекция
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Настоящая программа по русскому языку для коррекционного 5 «Д» класса создана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т. А. Ладыженской (Программа курса «Русский язык» V класс/ Т.А. Ладыженская – Москва: «Просвещение», 2012 г.) Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык. 5 класс»- М.: Просвещение, 2009 г. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития, т. е. развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности, т. е. коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления, т. е. развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций, т. е. развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, т. е. развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи, т. е. развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
Практические задачи:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные задачи:
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами (праздничные дни и карантинные мероприятия).
С 2001 года МБОУ СОШ № 45 является экспериментальной площадкой краеведческой направленности. В связи с этим на уроках учащимся предоставляется возможность познакомиться с наследием писателей и поэтов Белгородчины, поэтому при составлении программы был использован дидактический материал краеведческой направленности.
Рабочая программа соответствует Программе основного общего образования по русскому языку, рассчитанной на 204 часа. Данная программа составлена на 210 часов (из расчёта 6 уроков в неделю, 1 час за счет школьного компонента)
Формы обучения:
Традиционный урок, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок контроля знаний и умений
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм.
Формы организации учебного контроля
Виды деятельности учащихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
- проектно-исследовательская технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._5_klass_korrektsiya_russkiy.doc | 498 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________Петреченко И. С. Протокол № 1 от «29» августа 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода» __________Шамрай В. М. «29» августа 2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода» ______________Бугаёва Л. И. Приказ № 301 от « 30 » 08 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык»
учителя русского языка и литературы
Сусловой Марины Валентиновны
5 класс
(коррекционный)
Базовый уровень
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для коррекционного 5 «Д» класса создана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т. А. Ладыженской (Программа курса «Русский язык» V класс/ Т.А. Ладыженская – Москва: «Просвещение», 2012 г.) Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык. 5 класс»- М.: Просвещение, 2009 г. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития, т. е. развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности, т. е. коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления, т. е. развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций, т. е. развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, т. е. развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи, т. е. развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
Практические задачи:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные задачи:
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами (праздничные дни и карантинные мероприятия).
С 2001 года МБОУ СОШ № 45 является экспериментальной площадкой краеведческой направленности. В связи с этим на уроках учащимся предоставляется возможность познакомиться с наследием писателей и поэтов Белгородчины, поэтому при составлении программы был использован дидактический материал краеведческой направленности.
Рабочая программа соответствует Программе основного общего образования по русскому языку, рассчитанной на 204 часа. Данная программа составлена на 210 часов (из расчёта 6 уроков в неделю, 1 час за счет школьного компонента)
Формы обучения:
Традиционный урок, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок контроля знаний и умений
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм.
Формы организации учебного контроля
Виды деятельности учащихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
- проектно-исследовательская технология.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5-ом классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
письмо:
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты;
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово в словосочетании;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть приёмами применения изученных правил орфографии;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы транскрипции для обозначения, анализируемого звука;
- работать с орфоэпическим словарём.
Лексикология:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
Морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т. п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Календарно-тематическое планирование
№ и колво часов | Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата | Коррекционная работа | Краеведение | |
Развитие речи | Развитие ВПФ | |||||
Язык – важнейшее средство общения | ||||||
1. | Язык и человек. Общение устное и письменное | 02.09 | Работа с текстом | Коррекция памяти, мыслительных процессов | Алексейченко А. Д., уроженец Ивнянского района. Стихи автора. Слово в лирическом произведении. Герой лирического произведения. Семантика слов в лирике. Сверхзначение слова. | |
2. | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 03.09 | Работа с текстом | Коррекция памяти, мыслительных процессов | ||
3. | Р/р Стили речи | 04.09 | Работа с текстом | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов | ||
Повторение изученного в начальных классах | ||||||
4. | Звуки и буквы. Произношение и написание. | 05.09 | Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания | |||
5. | Орфограмма | 06.09 | Конструирование слов по схемам | Коррекция памяти, логического мышления | ||
6. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 07.09-09.09 | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | |||
7. | ||||||
8. | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | 10.09 | Конструирование слов по схемам | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | ||
9. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 11.09 | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | |||
10. | Правописание непроверяемых согласных в корне слова | 12.09 | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | |||
11. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 13.09 | Конструирование слов по схемам | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | ||
12. | Буквы И , У , А после шипящих. | 14.09 | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | |||
13. | Разделительные Ъ и Ь | 16.09 | Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания | |||
14. | Раздельное написание предлогов с другими словами . | 17.09 | Конструирование словосочетаний с предлогами | Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания | ||
15. | Диктант / повторение части изученного в начальных классах / | 18.09 | Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания | |||
16 | Р/р Текст. Его признаки. Обучающее изложение /по Г.А.Скребицкому. «Хитрый заяц». Упр. № 66 / | 19.09 20.09 | Изложение | Коррекция творческого воображения. Коррекция мыслительных процессов, памяти и внимания. | ||
17 | ||||||
18 | Части речи. Наречие. Игра «Я пересказываю, ты слушаешь»
| 21.09 | Работа со словами, текстом, пересказ. | Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания | Лексика и семантика стихотворений В. Михалёва в сборниках «Хлебоцветье», «Земля моя», «Свет-берёза» и др. | |
19 | Глагол. –Тся и -ться в глаголах. НЕ с глаголами. | 23.09 | Анализ текста | Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания | ||
20 | Личные окончания глаголов. | 24.09 | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | |||
21 | Р/р Тема текста. Редактирование текста. | 25.09 | Работа с текстом, редактирование текста. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | ||
22 | Классификация ошибок в сочинениях и изложениях. Работа над ошибками в сочинении и изложении (№ 66, 80) | 26.09 | Редактирование текста. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | ||
23 | Имя существительное | 27.09 | Анализ текста. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | ||
24 | Имя прилагательное | 28.09 | Работа с текстом, пересказ. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | ||
25 | Р/р Сочинение по картине. Устное описание картины/ А.А.Пластов. «Летом»/ | 30.09 | Сочинение. | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
26 | Местоимение. | 01.10 | Коррекция аналитического мышления, памяти и внимания. | |||
27 | Р/р Основная мысль текста. Редактирование текста. Сочинение- заметка повествовательного характера | 02.10 | Сочинение-заметка. | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
28 | Повторение материала по разделу. Словарный диктант | 03.10 | Работа с текстом. | Коррекция долговременной памяти. | ||
29 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Повторение изученного в начальных классах | 04.10 | Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | |||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | ||||||
30 | Синтаксис. Пунктуация | 05.10 | Коррекция аналитико-синтезирующего мышления. | |||
31 | Словосочетание | 07.10 | Конструирование словосочетаний | Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания. | ||
32 | Словосочетание. | 08.10 | Конструирование словосочетаний | Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания. | ||
33 | Разбор словосочетания. Подг.д.(№126) | 09.10 | Конструирование словосочетаний | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | ||
34 | Предложение | 10.10 | Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | ||
35 | Р/р Сжатое изложение / В.П.Катаев.№ 137/ Озаглавливание текста. Определение основной мысли. Способы сжатия текста | 11.10 12.10 | Сжатое изложение | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
36 | ||||||
37 | Виды предложений по цели высказывания. | 14.10 | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания. | |||
38 | Восклицательные предложения и невосклицательные | 15.10 | Конструирование предложений. | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания | ||
39 | Р/р Устный анализ тем сочинений. Сочинение на свободную тему /№ 153. | 16.10 | Сочинение | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
40 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 17.10 | Конструирование предложений. | Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания. | ||
41 | Сказуемое | 19.10 | Работа с текстом. | Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания. | ||
42 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 21.10 | Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания. | |||
43 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 22.10 | Конструирование предложений | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | ||
44 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 23.10 | Работа с текстом | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | ||
45 | Определение. | 24.10 | Работа с текстом | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | ||
46 | Обстоятельство. Словарный диктант | 25.10 | Работа с текстом | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | ||
47 | Контрольный диктант за 1-ю четверть с грамматическим заданием. | 26.10 | Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | |||
48 | Анализ диктанта. | 05.11 | Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция пробелов в знаниях. | |||
49 | Предложения с однородными членами | 06.11 | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.. | |||
50 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 07.11 | Конструирование предложений по схемам. | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания. | ||
51 | Предложения с обращениями. | 08.11 | Конструирование предложений. | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания. | ||
52 | Р/р Письмо | 09.11 | Письмо другу. | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
53 | Синтаксический разбор простого предложения | 11.11 | Конструирование предложений. Работа с текстом. | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания. | ||
54 | Р/р Основная мысль в сочинении по картине ( В.П.Решетников. « Опять двойка». Упр.№ 218 ) | 12.11 13.11 | сочинение | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
55 | ||||||
56 | Пунктуационный разбор простого предложения | 14.11 | Анализ текста | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | ||
57 | Простые и сложные предложения | 15.11 | Работа с текстом, пересказ. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | ||
58 | Простые и сложные предложения | 16.11 | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | |||
59 | Синтаксический разбор сложного предложения. Составление плана на грамматическую тему ( № 235 ) | 18.11 | Составление плана | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания. | ||
60 | Р/р Заголовок и основная мысль текста / № 233 / Выборочное изложение / № 254 / | 19.11 20.11 | Выборочное изложение. | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | В. Шаповалов. Рассказы о природе. | |
61 | ||||||
62 | Прямая речь . | 21.11 | Работа с текстом. | Коррекция творческого воображения, коррекция монологической и диалогической речи. | ||
63 | Прямая речь. Диалог | 22.11 | Работа с текстом. Составление диалога. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция диалогической речи. | ||
64 | Повторение. Зачет по теме « Синтаксис и пунктуация». | 23.11 | Коррекция долговременной памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | |||
65 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Синтаксис и пунктуация. | 25.11 | Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | |||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | ||||||
66 | Фонетика. Гласные звуки | 26.11 | Развитие наглядно-образного мышления. Коррекция слухового внимания. | |||
67 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи Словарный диктант | 27.11 | Р.р. -10 мин. | Коррекция зрительного и слухового внимания. | ||
68 | Согласные твердые и мягкие | 28.11 | Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти. | |||
69 | Р/р Повествование. Обучающее изложение с элементами описания / К.Г.Паустовский. « Шкатулка» (№275 ) | 29.11 30.11 | Изложение с элементами описания | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
70 | ||||||
71 | Согласные звонкие и глухие | 02.12 | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция слухового внимания. | ||
72 | Графика. Алфавит | 03.12 | Коррекция- развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии. | |||
73 | Р/р Описание предмета. Сочинение – описание или сочинение с элементами описания / № 295 / | 04.12 | Сочинение-описание | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
74 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | 05.12 | Выразительное чтение | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания. | ||
75 | Двойная роль букв Е, Е,Ю, Я. | 06.12 | Пересказ текста | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания. | ||
76 | Орфоэпия | 07.12 | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания. | |||
77 | Фонетический разбор слова. | 09.12 | Работа с текстом | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания. | ||
78 | Р/р Описание предметов, изображенных на картине /Ф. Толстой. « Цветы, фрукты, птица. № 317 / | 10.12 11.12 | Сочинение | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
79 | ||||||
80 | Повторение . Фонетика. Словарный диктант | 12.12 | Коррекция долговременной памяти. | |||
81 | Контрольный диктант. Фонетика | 13.12 | Коррекция актуализации памяти, зрительного и слухового внимания. | |||
82 | Анализ диктанта | 14.12 | Коррекция пробелов в знаниях. Коррекция адекватной реакции на критику. | |||
Лексика. Культура речи | ||||||
83 | Слово и его лексическое значение | 16.12 | Работа со словарем, анализ текста. | Коррекция лингвистического мышления. Коррекция слухового и зрительного внимания. | Лексические возможности языка: синонимы, омонимы, паронимы, антонимы в сб. стихов Игина В. М. «Сиреневый огонь». | |
88 | Однозначные и многозначные слова | 17.12 | Работа со словарем. | Коррекция лингвистического мышления. Коррекция слухового внимания. | ||
84 | Прямое и переносное значение слов | 18.12 | Работа со словарем. | Коррекция лингвистического мышления. | ||
85 | Омонимы | 19.12 | Работа со словарем. Работа с текстом | Коррекция лингвистического мышления, наглядно-образного воображения. | ||
86 | Синонимы | 20.12 | Работа с текстом. Работа со словарем. | Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления. | ||
87 | Р/р Сочинение по картине / И.Э.Грабарь. Февральская лазурь . № 358 / | 21.12 23.12 | Сочинение по картине | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
89 | ||||||
90 | Антонимы. | 24.12 | Анализ текста. | Коррекция –развитие пополнения словарного запаса. Коррекция адекватной реакции на критику. | ||
91 | Р/р Подробное изложение-описание с элементами повествования /№ 367 / | 25.12 2612 | Подробное изложение | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||
92 | ||||||
93 | Контрольный диктант за I-ое полугодие | 27.12 | Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания. | |||
94 | Анализ диктанта. | 28.12 | Коррекция пробелов в знаниях. | |||
Словообразование. Орфография. Культура речи. | ||||||
95 | Морфемика – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 30.12 | Актуализация словарного запаса | Коррекция мыслительных процессов. | ||
96 | Основа и окончание в самостоятельных частях речи. | 13.01 | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания. | ||
97 | ||||||
98 | Корень слова. | 14.01 | . | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания | |
99 | Р.р. Рассуждение. Сочинение. «Дни недели рассказывают о себе» | 15.01 16.01 | Сочинение. | Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения. | ||
100 | ||||||
101 | Суффикс – значимая часть слова. | 17.01 | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция аналитического мышления, коррекция зрительного внимания и памяти. | ||
102 | Суффиксы имен прилагательных и глаголов. | 18.01 | Анализ текста. | Коррекция аналитического мышления, коррекция зрительного внимания и памяти | ||
103 | Приставка. | 20.01 | Выразительное чтение записанного. | Коррекция аналитического мышления, коррекция зрительного внимания и памяти | ||
104 | Р.р. Изложение с изменением лица («Последний лист орешника». Упр. № 407 ) | 21.01 22.01 | Выборочное изложение | Коррекция творческого воображения, аналитического мышления | ||
105 | ||||||
106 | Чередование звуков (согласных). | 23.01 | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция аналитико-синтезирующего мышления. | ||
107 | Чередования гласных. Беглые гласные. | 24.01 | Анализ текста. | Коррекция аналитико-синтезирующего мышлени | ||
108 | Варианты морфем. Морфемный разбор. | 25.01 | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция зрительной и слуховой памяти. | ||
109 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 27.01 | Развитие лексической стороны речи | Коррекция аналитического мышления, коррекция зрительного внимания и памяти | ||
110 | Буквы З и С на конце приставок. Буквы З и С на конце приставок. | 28.01 29.01 | Коррекция аналитического мышления, коррекция зрительного внимания и памяти | |||
111 | ||||||
112 | Буквы о-а в корне лаг-лож. | 30.01 | Конструирование предложений. | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция зрительной и слуховой памяти. | ||
113 | Буквы о-а в корне раст – рос. | 31.01 | Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания. | ||
114 | Буквы е-о после шипящих в корне. | 01.02 | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания | |||
115 | Буквы и-ы после ц. | 03.02 | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания | ||
116 | Закрепление. Подготовка к диктанту. Словарный диктант | 04.02 | Коррекция долговременной памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Н-РК | ||
117 | Контрольный диктант. | 05.02 | Озаглавить текст. | Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти. | ||
118 | Р.р.Сбор материала к сочинению-описанию. Сочинение - описание «поэтических» предметов. Описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». | 06.02 07.02 | Сочинение-описание | Коррекция творческого воображения. | ||
119 | ||||||
120 | Анализ контрольного диктанта и сочинения. | 08.02 | Коррекция зрительного и слухового внимания | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. | ||||||
121 | Самостоятельные части речи. | 10.02 | Словарный диктант | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания | ||
Имя существительное | ||||||
122 | Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного. | 11.02 | Определить стиль и тип речи. | Коррекция логического мышления; коррекция зрительного и слухового внимания. | ||
123 | Р.р. Доказательство и рассуждения. Сочинение-рассуждение. | 12.02 13.02 | Развитие речи посредством анализа текста. Сочинение. | Коррекция словесно-логического мышления. | ||
124 | ||||||
125 | Существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 14.02 | Стиль текста. | Коррекция аналитического мышления, коррекция памяти и внимания. | ||
126 | Существительные собственные и нарицательные. Морфологический разбор имени существительного. | 15.02 17.02 | Коррекция аналитического мышления. Коррекция долговременной памяти. | |||
127 | ||||||
128 | Род имён существительных. | 18.02 | Развитие лексической стороны речи | Коррекция аналитического мышления, памяти. | ||
129 | Имена существительные только множественного числа. | 19.02 | Коррекция фонематической стороны речи. | Коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция памяти и внимания. | ||
130 | Имена существительные только единственного числа. | 20.02 | Коррекция фонематической стороны речи. | Коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция памяти и внимания. | ||
131 | Три склонения имени существительного. | 21.02 | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция долговременной памяти. | |||
132 | Падеж имени существительного. | 22.02 | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция долговременной памяти. | |||
133 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 25.02 | Коррекция аналитического мышления. Коррекция долговременной памяти, коррекция зрительного и слухового внимания. | |||
134 | ||||||
135 | Р.р. Элементы рассуждения в повествовании .Сжатое изложение. Е.А.Пермяк. «Перо и чернильница» ( упр . № 495) | 26.02 27.02 | Подробное изложение, составление плана. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительной памяти. | ||
136 | ||||||
137 | Множественное число имени существительного. Словарный диктант | 28.01 01.03 | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция памяти и внимания. | ||
138 | ||||||
139 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 03.03 04.03 | Развитие лексической стороны речи | Коррекция аналитического мышления. Коррекция слухового внимания. | ||
140 | ||||||
141 | Повторение. Подготовка к диктанту. | 05.03 | Анализ текста. | Коррекция долговременной памяти; коррекция внимания. | ||
142 | Контрольный диктант | 06.03 | Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления. | |||
143 | Анализ контрольного диктанта. | 07.03 | Коррекция пробелов в знаниях. Коррекция внимания и памяти. | |||
Имя прилагательное | ||||||
144 | Имя прилагательное как часть речи. | 10.03 11.03 | Развитие лексической и фонематической стороны речи. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция аналитического мышления. | ||
145 | ||||||
146 | Контрольный диктант за III четверть. | 12.03 | Коррекция зрительного и слухового внимания, коррекция аналитического мышления и памяти. | |||
147 | Анализ диктанта. | 13.03 | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция аналитического мышления. | |||
148 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 14.03 15.03 | развитие лексической стороны речи. | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания. | ||
149 | ||||||
150 | Прилагательные полные и краткие. Синтаксическая роль кратких прилагательных. | 17.03 18.03 | Развитие лексической стороны речи. Домашнее сочинение. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция внимания и долговременной памяти. | ||
151 | ||||||
152 | Р.р. Сочинение-описание местности (упр. № 583).
| 19.03 | Сочинение-описание местности | Коррекция творческого воображения, пространственного представления. | ||
153 | Морфологический разбор прилагательного. | 20.03 | Анализ текста. | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция зрительного внимания. | ||
154 | Оп Р.р. Сбор материала к написанию сочинения описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» | 21.03 | Сочинение описание животного. | Коррекция творческого воображения. | Е.Дубравный «Ежонок Гриша» | |
155 | Обобщение изученного по теме. | 22.03 | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания, долговременной памяти. | |||
156 | Урок-зачет по теме «имя прилагательное». | 23.03 | Коррекция аналитического мышления. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | |||
Глагол. | ||||||
157 | Глагол как часть речи. | 02.04 | развитие лексической стороны речи. | Коррекция зрительного и слухового внимания и памяти. | ||
158 | Не с глаголами. | 03.04 | Выразительное чтение | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительной и слуховой памяти. | ||
159 | Неопределённая форма глагола. | 04.04 05.04 | Формирование лексической стороны речи. | Коррекция аналитического мышления. | ||
160 | ||||||
161 | Р.р. Рассказ. Устный рассказ «Однажды» | 07.04 | Развитие устной речи. | Коррекция творческого воображения. | Рассказы белгородских писателей о животных. | |
162 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | 08.04 09.04 | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания. | |||
163 | ||||||
164 | Виды глагола. | 10.04 11.04 | Анализ текста. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания и памяти. | ||
165 | ||||||
166 | Правописание чередующихся гласных е-и в корнях глаголов. | 12.04 14.04 | Коррекция аналитического мышления. Коррекция внимания. | |||
167 | ||||||
168 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения. Невыдуманный рассказ о себе. (сочинение). | 15.04 16.04 | Сочинение. | Коррекция творческого воображения. Коррекция социального поведения. | Рассказы белгородских писателей о войне. | |
169 | ||||||
170 | Время глагола. | 17.04 | Анализ текста. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция внимания и памяти. | ||
171 | Прошедшее время. | 18.04 | Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания и памяти. | ||
172 | Настоящее время. | 19.04 | Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания и памяти | ||
173 | Будущее время. | 21.04 | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания и памяти | |||
174 | Спряжение глаголов. | 22.04 | Определить стиль и тип речи. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания и памяти | ||
175 | Спряжение глаголов с безударным личным окончанием. | 23.04 24.04 25.04 | Коррекция аналитического мышления. Коррекция зрительного и слухового внимания и памяти | |||
176 | ||||||
177 | ||||||
178 | Морфологический разбор глаголов. | 26.04 | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция долговременной памяти. | |||
179 180 | Р.р. Сжатое изложение. (А.Ф.Савчук. «Шоколадный торт» . Упр. № 699) | 28.04 29.04 | Сжатое изложение. | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция зрительной и слуховой памяти. | ||
181 | Подготовка к диктанту. | 30.04 | Коррекция аналитического мышления. Коррекция долговременной памяти. | |||
182 | Контрольный диктант. | 05.05 | Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция памяти. | |||
183 | Анализ диктанта. | 06.05 | Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция памяти. | |||
184 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. | 07.05 08.05 | Анализ текста. | Коррекция аналитического внимания. Коррекция памяти и внимания. | ||
185 | ||||||
186 | Употребление времён. | 12.05 | Развитие устной речи. | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция творческого воображения. | ||
187 | Р.р. Сочинение-рассуждение. по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку». Упр. № 713) | 13.05 14.05 | Сочинение рассуждение. | Коррекция творческого воображения. | Е.Дубравный «Босоногое детство» | |
188 | ||||||
189 | Повторение по теме "Глагол". | 15.05 16.05 | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция долговременной памяти. | ||
190 | ||||||
191 | Контрольный диктант по теме "глагол". | 17.05 | Контрольный диктант | Коррекция внимания и памяти. | ||
Повторение и систематизация изученного. | ||||||
192 | Анализ диктанта. | 19.05 | Коррекция внимания и памяти. Коррекция пробелов в знаниях. | |||
193 | Повторение. Фонетика. Фонетический разбор. | 20.05 | Развитие фонематической стороны речи. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция долговременной памяти. | ||
194 | Словообразование. | 21.05 | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция долговременной памяти | ||
195 | Орфограммы в приставках, корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. | 22.05 | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция долговременной памяти | ||
196 | Употребление Ь и Ъ. Раздельное написание | 23.05 | Развитие устной речи. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция долговременной памяти | ||
197 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 24.05 | Развитие устной речи. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция долговременной памяти | ||
198 | Итоговый контрольный диктант. | 26.05 | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция зрительного и слухового внимания. | |||
199 | Анализ диктанта | 27.05 | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция зрительного и слухового внимания. | |||
200 | Итоговый урок. | 28.05 | Развитие устной речи. | Коррекция эмоционального внимания. | ||
201-210 | Резервные уроки | 29.05 30.05 31.05 |
Итого: 210 часов
Содержание программы учебного курса
Язык - важнейшее средство общения
Повторение пройденного в 1 - 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
Формы и средства контроля
№ п/п | Вид контроля | |
1 | Контрольный диктант № 1. | (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). Стр.85. |
2 | Контрольный диктант № 2 | (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). Стр.85. |
3 | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 | (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). Стр.88. |
4 | Контрольный тест № 1 по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» | (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). Стр.34. |
5 | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Охота на кабана».№ 4 | (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). Стр.88. |
6 | Контрольное сочинение-описание № 1 | (Темы по выбору) |
7 | Контрольная работа по разделу «Лексикология». | (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). |
8 | Рр Контрольное изложение № 1 | «Первый снег» (Учебник, упр. 367). |
9 | Контрольный диктант № 5 | (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). |
10 | Рр Контрольное сжатое изложение № 2 | (Учебник, упр. 496) |
11 | Контрольный диктант № 5 | (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). |
12 | Рр Контрольное сочинение № 2 «Мое любимое животное» | |
13 | Контрольный диктант № 6 | (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). |
14 | Итоговый тест №2 по программе v класса | (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). Стр. 81. |
Объём контрольных работ по русскому языку в классах для детей VII вида
класс | Количество слов | Объем творческих работ | |||
В контрольном диктанте | В подробных изложениях | В словарном диктанте | На уроке | Страниц сочинений | |
5 | 80 - 90 | 90 - 140 | 10 - 15 | 40 - 70 | 0,5 – 1,0 |
6 | 90 - 100 | 140 - 190 | 15 - 20 | 70 - 80 | 1,0 – 1,5 |
7 | 100 - 110 | 190 - 240 | 20 - 25 | 80 - 90 | 1,5 – 2,0 |
8 | 110 - 140 | 240 - 340 | 25 - 30 | 90 - 100 | 2,0 – 3,0 |
9 | 150 - 160 | 340 - 440 | 30 - 35 | 100 - 110 | 3,0 – 3,5 |
Учебно-методические средства обучения
Реквизиты программы: Программа курса «Русский язык» V класс/ Т.А. Ладыженская – Москва: «Просвещение», 2012 г.
Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2009
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс/Сост.Н.В. Егорова. – 2-е изд. Перераб. –М.:ВАКО.2013
Методические пособия для учителя:
1.Т.А.Ладыженская,Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Ю. Комиссарова, Н.В. Ладыженская. Русский язык.Методические рекомендации.5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2012
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс/Сост.Н.В. Егорова. – 2-е изд. Перераб. –М.:ВАКО.2013
3.Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку. Издание второе, переработанное.М.:ВАКО.2013
4. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий 5-7 кл. Современная школа. М.: Планета, 2011
5.Уроки русского языка. 5-6 класс. Современная школа. М.: Глобус, 2010
Образовательные электронные ресурсы
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Мультимедийные пособия
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
- 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
- Фраза. Лингвистический тренажёр.
Словари
1. Универсальный словарь-справочник / Составитель Шалаева Г.П. - М.:, филологическое общество «Слово», 2005
2. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А.Новикова. – М.: АСТ-ПРЕС КНИГА, 2010.
3. Орфографический словарь русского языка / Под редакцией С.Г. Бархударова и др. – М.: Рус. яз., 1988.
4. Большой Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание / В.И.Даль, 2010
5. Толковый словарь иноязычных слов / Крысин Л.П. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
6. Толковый словарь русского языка: 80000 тысяч слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – М.: «А ТЕМП», 2004.
7. Школьный орфографический словарь русского языка / Баранов. М.Т. –
М.: Просвещение, 1995.
8. Учебный фразеологический словарь русского языка/ Быстрова Е.А. и др. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
9. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) / Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. – М.: Рус. Яз., 1998.
10. Школьный словообразовательный словарь русского языка / Тихонов А.Н. – М.: Цитадель – трейд, РИПОЛ КЛАССИК, 2004.
11. Поэтический словарь / А. Квятковский - Издательство « Советская энциклопедия» Москва – 1966.
12. Фразеологический словарь русского языка для учащихся / Издательство «ЮНВЕС», 2005.
13. Этимологический словарь русского языка для школьников / Москва, ООО «Дом Славянской Книги», 2004.
14. Словарь эпитетов русского языка / Ответственный редактор С. А. Кузнецов – Санкт – Петербург «Норинт», 2004.
15. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
16. Фразеологический словарь русского языка / Степанова М. И. – Виктория плюс, 2003.
17. Морфемно – словообразовательный словарь русского языка / Попова Т.В., Зайкова Е.С. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
18. Словарь антонимов русского языка / Львов М. Р. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 200
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1. | Универсальный настольный компьютер | 1 |
2. | Цифровой проектор | 1 |
3. | Принтер лазерный формата А4 | 1 |
4. | Экран настенный | 1 |
5. | Толковые словари | 5 |
6 | Энциклопедии | 3 |
7. | Портреты лингвистов | 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Оценка письменных работ по русскому языку в классах для детей VII вида
В связи с нарушениями слуховых анализаторов учащихся и другими отклонениями в развитии, оценка «3» в 5, 6, 7, 8, 9-х классах КРО ставится при наличии 5-ти орфографических и 4-х пунктуационных.
Тип работы | «5» | «4» | «3» | «2» | «1» |
Диктант | 1 негрубая орфограф. или 1 негрубая пунктуац. | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0 – однотипн. | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/2 – однотипн. | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6. | Более |
Словарный диктант | --- | 1 - 2 | 3 - 5 | До 7 ошибок | Более |
Дополнительное задание к диктанту. | Верно выполнено всё задание | Не менее ¾ задания | Не менее половины | Не более половины | Ни одного задания. |
Изложения и сочинения | С – 1 Р – 1,2 1 орфограф. или 1 пунктуац., или 1 грамматич. | С – 2 Р – 3 –5 2/2, 1/3, 0/4, 2 граммат. | С – 4 Р –5 4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/2 – однотип.. Не более 4 грамматич. | С – 6 Р –7 7/7, 6/8, 5/9, 8/6, не более 7 грамматич. | более |
При проверке диктанта исправляются, но не учитываются следующие логопедические ошибки.
Логопедические ошибки
Ошибки слухового восприятия и нарушения зрительных анализаторов:
- пропуск слов;
- замена букв;
- перестановка букв;
- недописывание;
- наращивание слов;
- разделение слов (нас тупила);
- нарушение смягчения (василки);
- не чувствует конца предложения;
- повторы слов;
- замена ударной гласной «а» на «о» и наоборот (застовила вместо заставила);
- недописывание сложных по элементам написания букв (лехал вместо лежал).
Перечисленные логопедические ошибки считаются негрубыми.
Грамматические ошибки
- Ошибочное словообразование (пондравился, каждный).
- Ошибочное образование форм слова (в падеже, в форме числа, в роде, в употреблении глагольных форм).
- Ошибки в согласовании и управлении.
- Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
- В построении сложных предложений.
- Смешение прямой и косвенной речи.
Объём контрольных работ по русскому языку в классах для детей VII вида
класс | Количество слов | Объем творческих работ | |||
В контрольном диктанте | В подробных изложениях | В словарном диктанте | На уроке | Страниц сочинений | |
5 | 80 - 90 | 90 - 140 | 10 - 15 | 40 - 70 | 0,5 – 1,0 |
6 | 90 - 100 | 140 - 190 | 15 - 20 | 70 - 80 | 1,0 – 1,5 |
7 | 100 - 110 | 190 - 240 | 20 - 25 | 80 - 90 | 1,5 – 2,0 |
8 | 110 - 140 | 240 - 340 | 25 - 30 | 90 - 100 | 2,0 – 3,0 |
9 | 150 - 160 | 340 - 440 | 30 - 35 | 100 - 110 | 3,0 – 3,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку 7-8 класс коррекции 8 вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский Язык»7-8 класс(обучение по специальной (коррекционной)программе VIII вида)...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....