Технологическая карта урока по теме "Проценты" (финансовая грамотность)
план-конспект урока по математике (5 класс)

Косухина Елена Сергеевна

Урок повторения, позволит повторить учебный материал в нестандартной форме:рассчитать бюджет семьи для отдыха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_finansovaya_gramotnost.docx505.54 КБ

Предварительный просмотр:

Косухина Елена Сергеевна,

учитель математики МБОУ «Ивановская СОШ»

Рыльского района

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 5

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Тема: Проценты

Цель:

- формирование понятия «процент», а также способ нахождения процента от числа;

- формирование вычислительных навыков;

- формирование умения применять способ нахождения процентов от числа в жизни человека (при планировании семейного отдыха)

-формирование компетенций грамотного расходования финансовых средств при планировании семейного отдыха, культуры обращения с деньгами;

-формирование умения работать в группе;

-формирование умения совершать рациональный выбор при планировании семейного отдыха, при изучении предлагаемых вариантов в сети Интернет;

решения и осуществлять осознанный выбор при решении задач;

-развитие умения соотносить свои действия  с планируемыми результатами, осуществлять     контроль своей  деятельности в процессе достижения результата;

-развитие у обучающихся умения сотрудничать, умение уважать мнение оппонента;

-развитие стремления к познанию.

Планируемые результаты:

Предметные: знать способ нахождения процента от числа, уметь  применять его, а также вычислительные навыки  при планировании семейного отдыха и его финансовой составляющей; иметь представление  об  источниках семейного дохода, уметь  планировать семейный бюджет (расходы на отдых), находить статьи экономии семейного бюджета, уметь анализировать  и рационально планировать семейный бюджет

Метапредметные: уметь принимать решения и осуществлять осознанный выбор, находить возможности решения учебной задачи, строить логические рассуждения, делать выводы, осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи при планировании, учитывать условия и средства их достижения

Личностные: уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уважать мнение другого.

Ресурсы: компьютерный класс с выходом в сеть Интернет, раздаточный материал

Ход урока

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

1.Организационный этап

Обеспечить благоприятную внешнюю обстановку класса, а также психологически настроить учеников к предстоящей учебной деятельности и взаимодействию.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку

Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку. Делит класс на 3 группы.

Приветствие учителя. Рассаживаются по группам к компьютерам с выходом в Интернет

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу

Самостоятельная организация своего рабочего места

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы

Предлагает ответить на вопросы:

- Что такое семья, сколько человек в вашей семье?

-На что расходуются деньги в вашей семье?

-Планируете ли отдых в вашей семье, если да, то какой и в какое время года? О каком отдыхе вы мечтаете?

 - Получается ли осуществить запланированный отдых или нет, по какой причине?

Далее учитель сообщает, что Курскстат опубликовал на официальном сайте «Социально-экономическое положение Курской области» на январь 2021 года: в Курской области средняя зарплата составила более 38 тысяч рублей.

Гипотеза: Если бы мои родители имели доход, равный средней зарплате в Курской области, то можем ли позволить отдых на берегу моря в течении 7 дней:

а)в Турции

б)на курорте Краснодарского края

в)в Крыму.

Что будет являться объектом исследования? (Семья)

Предметом исследования? (доходы и расходы семьи на отдых)

Отвечают на  вопросы и рассуждают о семейных расходах, о планировании семейного отдыха, с помощью учителя выдвигают гипотезу, определяют объект и предмет исследования

Познавательные УУД:  устанавливать закономерности, строить рассуждения;  выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;  высказывать свое предположение; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать свою деятельность на уроке.

Уметь определять и формулировать цель урока, ставить перед собой учебную задачу, выдвигать гипотезу, определять объект и предмет исследования

Актуализация знаний.

Актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

выявить место индивидуального затруднения;

 

Определение цели и задачи исследования.

Выполнение расчетов дохода и расхода семьи в соответствии с предложенным алгоритмом

(таблиц)

Прежде чем перейти к дальней шей работе, определите цель и задачи исследования.

Цель:

выяснить, хватит ли денег на отдых при таком доходе.

Задачи:

1.Определить доход и расходы семьи и остаток на отдых

2. Изучить предложения по отдыху

3.Рассчитать расходы на отдых и сделать вывод.

На экране презентация – слайд 1 (Рис.1)

Рассмотрите материал, который лежит у вас на столах (Рис.2), заполнить только цветные квадраты. На листке у вас «семья», определен состав семьи. Вы должны проанализировать и рассчитать бюджет вашей «семьи»: доходы и расходы за месяц, вычислить остаток.

Обучающиеся с помощью учителя формулируют цель исследования и задачи.

 Далее работают в группах. У каждой группы одинаковая карточка.

Знакомятся с материалом и

заполняют таблицу (Рис.2), заполняют только цветные клетки, предварительно делают пояснение как выполнить расчет, определяют способ действия.

Познавательные УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: высказывать свое мнение (точку зрения); анализировать и делать выводы; строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; выполнять пробные учебные действия; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии

Уметь определять цели и задачи исследования, планировать свои действия в соответствии  с поставленными задачами, уметь проводить необходимые вычисления, то есть владеть вычислительными навыками, уметь работать в группе, развивать навыки сотрудничества.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Уточнить существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний и применение в новой ситуации

Поиск информации

Учитель предлагает каждой группе найти нужную информацию для заполнения таблиц.

Для этого предлагает пройти по ссылке

http://www.lera-tour.ru/cat.10.html

Учитель предлагает выбрать турфирму «Лера» в г.Курске

Учитель предлагает 1 группе проанализировать расходы на отдых в Турции, 2 группе – расходы на море в Краснодарский край (Анапа), автобусный тур,

3 группе – расходы на  море в Крыму (Феодосия), автобусный тур.

Обучающиеся проходят по ссылке, осуществляют поиск информации, заполняют таблицу для каждой группы (Рис.3.)

Познавательные УУД:  ; находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;  формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

 совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;  осуществлять работу в паре (группе); Регулятивные УУД:  планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполненных действий.

Уметь осуществлять отбор и поиск информации, заполнять таблицу,

уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уважать мнение другого.

Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне

Обработка результатов исследования

Учитель помогает каждой группе в поиске и отборе информации заполнении таблицы

После заполнения таблицы представители группы рассказывают о своем выборе и расчетах, делают выводы о наличии денежных средств.

Познавательные УУД: систематизировать, обобщить изученное. Коммуникативные УУД:  строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме; Регулятивные УУД:  организовать выполнение заданий учителя;  анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Умение выбирать, обобщать, делать выводы

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков

Защита выполненной работы представителями группы

Учитель предлагает каждой группе ответить на вопросы:

1.Достигли ли вы поставленной цели (Цель:

выяснить, хватит ли денег на отдых при таком доходе)

2. Выполнены ли вами задачи:

(1.Определить доход и расходы семьи и остаток на отдых

2. Изучить предложения по отдыху

3.Рассчитать расходы на отдых и сделать вывод.)

Представители группы отвечают на вопросы, делают выводы

Умение озвучивать результаты проделанной работы, обобщать, сопоставлять.

Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание

Итог урока

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Формулирование вывода.

Подведение итогов.

Какие выводы вы можете сделать? Опровергаете или подтверждаете гипотезу, опираясь на ваши исследования?

Насколько вы успешно выполнили задание?

Обсуждение полученного результата. На основе полученных результатов  нескольких групп обучающиеся делают вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу.

Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание;  оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Умение давать оценку своей деятельности и деятельности других, уметь оценивать результат.

Список использованных источников и литература.

  1. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/
  2. https://yandex.ru/search/?text
  3. https://www.mirturizma46.ru/poisk-turov-on-line-v-kurske/

Приложения

C:\Users\user\Desktop\ea2bef6dbd60c3aebf4c4ab131b51531.png

Рис.1

Семейный статус

Доходы семьи

Расходы семьи

Остаток

(можно потратить на отдых)

Подоходный налог, 13%

Коммунальные услуги 30%

Питание, 40%

(Рассчитать на 20 дней)

  1. Муж

 

 

  1. Жена

 

 

  1. Дочь (обучающаяся 3 класса)

 

 

  1. Сын (студент 1 курса ВУЗа, стипендия 2000 руб)

 

 

Итого

Рис.2.

Турция

Ваш выбор

(отель с описанием)

Стоимость тура

Перелет, стоимость билетов

 Итого

Ваши средства

Вывод

                                                                       

Краснодарский край, Анапа

Ваш выбор

(отель с описанием)

Стоимость тура

Стоимость билетов, проезд

 Итого

Ваши средства

Вывод

Крым, Феодосия

Ваш выбор

(отель с описанием)

Стоимость тура

Стоимость билетов, проезд

 Итого

Ваши средства

Вывод

Рис.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Формирование орфографической грамотности школьников»/

На уроке подаётся материал, способствующий формированию УУД учеников по орфографии. Знание основных орфограмм необходимо школьникам не только для умений грамотно и правильно писать, но и для успешной ...

технологическая карта урока-практикума в 7 классе, предмет Обществознание с элементами Основ финансовой грамотности учащихся. Тема "Предпринимательство: бизнес-планирование"

Технологическая карта урока - практикума по обществознанию 7 класс. Урок практического применения полученных знаний.  К программному материалу  добавлен тематический блок "Бизнес и пред...

Технологическая карта урока финансовой грамотности. Семейный бюджет

ПредметОсновы финансовой грамотностиКласс8  классТип урокаУрок открытия новых знанийТемаСемейный бюджетЦель Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и ...

Технологическая карта урока: «Давление в технике. Развитие функциональной грамотности.»

Технологическая карта урока физики Класс: 7 УМК: Физика. 7 кл. : учебник / А. В. Перышкин.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2017. Тип урока: урок комплексного развития практических зна...

Технологическая карта урока биологии по теме "Разнообразие птиц" с заданиями на формирование функциональной грамотности

Технологическая карта урока зоологии по формированию естественно-научной грамотности и развитию элементов читательской и математической грамотности и креативного мышления....

Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности

Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности...

Технологическая карта урока "Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики"

Технологическая карта урока по формированию естественно-научной грамотности (ЕНГ) при разборе заданий формата международного тестирования PISA.Разбор задания PISA по ЕНГ, «Кто дальше и кто ...