Технологическая карта урока биологии по теме "Разнообразие птиц" с заданиями на формирование функциональной грамотности
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Технологическая карта урока зоологии по формированию естественно-научной грамотности и развитию элементов читательской и математической грамотности и креативного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_lysenko_n.n._mbou_gimnaziya_no6_g.o.solnechnogorsk.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Разнообразие птиц
ФИО (полностью) | Лысенко Наталья Николаевна | |
Место работы | МБОУ гимназия №6 имени Дважды Героя Советского Союза Д.А.Драгунского | |
Должность | Учитель биологии | |
Предмет | Биология | |
Класс | 8 класс. Линейная модель обучения биологии. | |
Тема и номер урока в теме | Класс Птицы. Урок №6. | |
Предметная программа и её автор | Авторская программа курса биологии для 5-9 классов И.Н.Пономаревой, В.С.Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С.Суховой. Предметная линия учебников «Алгоритм успеха» 5-9 классы. - М.: Вентана - Граф, 2018. | |
Цель урока | Выделить с экологические группы птиц, обобщить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц. | |
Тип урока | Обобщающий, урок систематизации знаний. | |
Модель организации УПД учащихся | АРМ учителя – класс. | |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, презентация с кейсом заданий по функциональной грамотности, чучела птиц, таблицы представителей различных отрядов птиц. | |
Структура и ход урока | Представлены ниже. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Задания (кейс) на формирование функциональной грамотности |
1 | I. Адаптационный этап. | 1. Адаптация учащихся к деятельности на уроке | Дети повторяютдомашнее задание - п.47-материал о сезонных явлениях в жизни птиц и о годовом жизненном цикле у птиц. | Настраивает на работу, называет вопросы для повторения. | - |
2. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границы | Ребята отвечают на вопросы, дополняя и поддерживая друг друга. | Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам 1-3 стр.247 после п.47. | - | ||
2 | II. Основной этап. | 1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта | Рассматривают иллюстрации учебника стр. 248-253, выделяют отличительные признаки птиц разных по питанию и местообитанию. | Рассказывает об экологических группах птиц. связанных по способам питания и местообитанию. Демонстрирует на презентации текст ситуационной задачи, к которой прикреплён кейс заданий на формирование функциональной грамотности: читательской, естественно-научной и математической. | Ребята, представьте себе такую ситуацию. За активную экологическую работу ваш класс был награждён поездкой в Зоологический музей. А когда вы приехали туда, вам вообще повезло - вы попали в Благотворительную Акцию: вам предложили пройти квест о птицах, состоящий из трёх заданий, в случае решения которых ваше посещение Музея оказалось бы бесплатным! |
2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос | Ребята решают представленные задания на читательскую, естественно-научную и математическую грамотность. 1.Определяют соответствие клюва лапкам, учитывая особенности питания и местообитания птицы, исходя из прочитанного ими текста. Дети решают задачу: t чел.=37 градусов t птицы=37+8=45 градусов. Объясняют, почему у птиц способность к полёту требует высокой скорости обмена веществ. Возможна дискуссия. | Учитель направляет, помогает, увлекает, настраивает на работу, приводит доводы, доказательства и представляет проблемные ситуации, которые требуется разрешить. A B C 1 2 3 Ответ: А1,В3,С2. | 1.Читательская грамотность. Прочитайте текст: Птицы широко распространены на Земном шаре. Одни из них живут на открытых водных пространствах, добывают пищу со дна, процеживая воду( утка-кряква). Другие живут рядом с ними на тех же водоёмах, но в прибрежной растительности, становясь едва заметными для врагов( серая цапля). Лесные птицы обследуют стволы деревьев(дятлы, поползни) или держатся в кронах деревьев и кустарников (синицы, зяблики). Хищные птицы населяют горы, равнины (орлы, соколы, ястребы). При жизни в разных условиях у птиц развиваются присущие им особенности: определённой формы клювы, лапки и другие признаки. Рассмотрите на рисунках клювы птиц(А-С) и лапки(1-3), соотнесите клювы с лапками птиц. Подберите к каждому клюву соответствующую лапку. К каждой букве подпишите нужную цифру. Математическая грамотность. Какова средняя t птицы, если известно. что она превышает t человека на 8 градусов для обеспечения высокой v обмена веществ для полёта? | ||
3 | III. Творческий этап. | 1. Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения | 3.Дети выбирают утверждение, соответствующее эксперименту. Далее они дискутируют и объясняют свой выбор. Проговаривают, зачем нужно кольцевание и почему в условиях зимы дятлы предпочли растительную пищу животной. Обговаривают цель, задачи и ход экспериментов. | Учитель зачитывает данные: А.Голос дятла можно услышать в любое время года по самым различным поводам: брачная песня, территориальный спор, испуг. В. С середины января до конца июня крики дятлов сопровождаются «Барабанной дробью». С. Были установлены пищевые предпочтения дятлов: в кормушку насыпали 100 г семян подсолнечника и 100 г семян овса, все семена подсолнечника были съедены(100%), а зёрна овса-только наполовину(50%). D. Было установлено , что дятлы долбят преимущественно деревья, поражённые вредителями, а также засохшие, здоровые деревья они не трогают. Е. С помощью кольцевания было определено, что дятлы не улетают на зимовку, а либо в течение всего года живут в одной и той же местности, либо откочёвывают в поисках пищи. В тёплое время года в рационе дятлов преобладают животные корма ( насекомые и их личинки), а в холодное время года- растительные. | 3.Естественно-научная грамотность В предложенном списке приведены результаты наблюдений и экспериментов, полученных при изучении жизни большого пёстрого дятла.Выберите два из них, которые следует отнести к результатам эксперимента. Ответ: С, Е. |
2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий | 4а).Дети сравнивают работу кузницы со способом питания дятла. Кузнец закрепляет обрабатываемую деталь в тиски и выполняет определённые операции, при этом громко стучит молотком. Дятел помещает в щели на деревьях или в пне шишки сосны и ели и раздалбливает их, вынимая при этом семена. 4б) Ответ: B, D. Ответ: А2, В1, С3. | 4б).Учитель спрашивает: Почему кузницу дятла можно увидеть только зимой? Выберите 2 верных ответа ? А. На снегу хорошо видны следы деятельности дятлов, на почве нет. В. В зимний период не хватает пищевых ресурсов. С. В зимний период дятлы перелетают с одного дерева на другое. D.Зимой дятлы питаются не только животной, но и растительной пищей. E.Весной и летом трудно найти семена хвойных растений. 5.Естественно-научная и читательская грамотность. A B C | 4.Естественно-научная и читательская грамотность. Интерпретация данных и использование доказательств для получения выводов. 4а): Рассмотрите фотографию «кузницы» дятла. Почему её так называют? 5.Естественно-научная и читательская грамотность. Рассмотрите на слайде рисунки птиц и прочитайте их описания. Соотнесите описание и птицу. Назовите экологическую группу, к которой относится эта птица. 1.Эти птицы развивают огромную скорость, некоторые виды достигают скорости до 140 км/ч. Ловят мух и комаров в воздухе, открывая в полете широкий рот. Имеют маленький клювик, короткие ноги, длинные узкие крылья и раздвоенный хвост. 2.Птицы имеют сильный клюв, который помогает им срывать ягоды брусники, плоды рябины, почки, а зимой - хвою. Крепкими ногами они разгребают землю и выбирают из неё червей, насекомых, семена растений. Имеют большой хвост и короткие округлые крылья, способствующие манёвренному полёту среди ветвей. 3.Такие птицы стоят подолгу неподвижно, подкарауливая добычу, и резким молниеносным движением хватают её. Заметить птиц в растительности трудно, так как они напоминают пучки сухих стеблей тростника. Питаются в основном различной рыбой, едят лягушек, червей, головастиков. Гнезда устраивают на кочках в густых зарослях тростника. |
Количество заданий на функциональную грамотность можно увеличивать в зависимости от активности и мотивации ребят и их творческого настроя и желания.
Некоторые из заданий учитель может попросить выполнить письменно на листочке и сдать в конце урока на проверку.В завершении урока можно провести Рефлексию. В качестве домашнего задания предложить темы для индивидуальных сообщений об отдельных видах птиц для создания минипроекта «Наши пернатые друзья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...
Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе несплошного текста , на примере диаграмм...
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.
Конструирование учебных заданийдля формирования функциональной грамотностина уроках иностранного языкана примере английского языка Задание на основе сплошного текста(...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....