Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности
план-конспект занятия (9 класс)
Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_matemat_gramotnost.docx | 101.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности»
Африканский слон
2020 год
ЧАСТЬ 1.
Прочитай текст.
Африканский слон.
Слоны – самые крупные наземные животные, обитающие на Земле. Взрослые самцы весят до 6 тонн. Продолжительность жизни достигает 70 лет. Обитают слоны в Африке в тропических лесах. Слоны – социальные животные. Обычно они образуют группы из самок и детёнышей, возглавляемых старой и опытной самкой. Самцы образуют отдельные стада.
У африканских слонов отличный слух. Эти животные обладают музыкальным слухом и музыкальной памятью, способны различать мелодии из трёх нот, музыку на скрипке, а низкие звуки баса и рога предпочитают высоким флейтовым мелодиям. Чтобы защититься от паразитов, слоны нередко обливаются грязью. Засохшая грязевая корочка служит хорошей защитой от насекомых. В центре стопы слона есть жировая подушка, которая каждый раз, когда слон опускает ногу, «расплющивается», увеличивая площадь опоры.
На слонов охотятся из-за их бивней, используемых в украшениях и поделках. У слонов чаще всего 2 бивня в верхней челюсти. Длинные бивни – это не что иное, как очень большие зубы, которые продолжают расти всю жизнь. Ими слоны выкапывают коренья. Давно известно, что в африканских саваннах и джунглях не находят бивней умерших слонов. Возникла даже легенда, будто слоны уходят умирать на таинственные и неприступные слоновьи кладбища. В XX веке охотнику Джону Хантеру удалось установить, куда исчезают бивни – оказалось, что их съедают африканские дикобразы, стараясь таким образом утолить минеральный голод (во время сезона дождей сильные ливни вымывают из почвы минеральные вещества).
Основная пища слонов в природе – трава, кора деревьев, побеги, листья, коренья и плоды. За один день слон потребляет около 300 кг листьев и травы, содержащих высокий процент влаги. Маленький слоненок может выпить до 11 литров молока в день. Воды же в день слоны выпивают примерно 230 литров – это почти две ванны!
Основной пищей для слонов в неволе служат трава и сено. Любимое лакомство слонов – различные сладкие плоды, такие как яблоки и бананы. Из овощей слоны любят морковь. Также большой популярностью пользуются печенье и хлеб. Слоны, как и люди, любят конфеты различных сортов. И так же, как у людей, у слонов есть риск переедания сладкого. Как следствие у животного появляются проблемы со здоровьем. Слон толстеет, его поведение становится неестественным: животное ходит вдоль ограды, пошатываясь, ожидая прихода посетителей с долгожданными конфетами. В неволе взрослый слон съедает в день около 30 кг сена, 10 кг овощей, 10 кг хлеба. В зависимости от температуры воздуха, слон выпивает от 100 до 300 литров воды за один день.
Африканских слонов в настоящее время приручать не принято, потому что они агрессивны. Их родственников, индийских слонов широко используют на хозяйственных, лесозаготовочных, погрузочных работах. А также во время охоты на тигров и леопардов — на их спинах располагаются охотники. В охоте используют только прирученных в раннем детстве слонов.
Для предотвращения полного уничтожения африканские слоны были занесены в Международную Красную книгу.
Выполни задания. При выполнении заданий 1 – 4 обведи номер правильного ответа.
1. | Ты прочитал текст, в котором в основном говорится про | ||
1) жизнь слонов в природе и неволе | 3) истребление слонов человеком | ||
2) питание слонов | 4) использование слонов в хозяйстве |
2. | Теперь ты знаешь, что у слонов | ||
1) у всех бывают бивни | 3) длинные бивни – это очень большие зубы | ||
2) совсем не бывает бивней | 4) бивни предназначены для охоты на врагов | ||
3. | Выбери верное утверждение. | ||
1) слонов не содержат в неволе | |||
2) бивни слонов не используются человеком | |||
3) все слоны плохо слышат | |||
4) слоны – самые крупные наземные животные |
4. | Если ты захочешь узнать о других млекопитающих, какую книгу ты возьмешь в библиотеке? | |||||
1) рассказы о морских животных | 3) сказки о домашних животных | |||||
2) детскую энциклопедию | 4) басни | |||||
5. | Твой друг попросил тебя пересказать этот текст. Чтобы ничего не упустить, надо составить план. Расположи пункты плана в соответствующей очередности. Цифра 1 уже поставлена. | |||||
Бивни слонов | ||||||
Питание слонов в неволе | ||||||
Питание слонов в природе | ||||||
1 | Образ жизни и особенности слонов | |||||
Использование слонов |
6. | Выпиши из текста фразу, в которой описываются особенности слуха у слонов. | |
7. | Закончи предложения. | |
А) На слонов охотятся в основном из-за _____________________ | ||
Б) Основной пищей слонов в неволе служат__________________ |
8. | В предложенном списке обведи то, чем питается слон, живущий на свободе. трава, насекомые, кора деревьев, птицы, побеги, лягушки, листья, змеи, коренья и плоды | |
10. | Что показалось тебе особенно интересным в этом рассказе? Почему? Для ответа используй сведения, которые ты узнал из текста. | |
ЧАСТЬ 2
1. | Секундомер звонит каждые 9 секунд. Сколько пройдёт секунд от первого звонка до седьмого? | ||
Ответ: | __________ секунд(ы) |
2. | Килограмм замороженной брусники стоит 132 рубля. Кира решила купить 1,5 кг ягоды. Сколько рублей сдачи она получит с 200 рублей? | ||
Ответ: | __________ рубля (рублей) |
3. | По воскресеньям в магазине проходит акция: «Купи два шоколадных батончика – третий в подарок!» Сколько шоколадных батончиков сможет купить Тимур в воскресенье на 250 рублей, если один шоколадный батончик стоит 31 рубль? | ||
Ответ: | __________ батончиков |
4. | Скорость катера по течению реки 16 км/ч, собственная скорость катера 14 км/ч. Какое расстояние пройдёт катер против течения за 2 часа? Запиши решение задачи. | |
А) Катер пройдёт __________ км Б) Решение задачи: ___________________________________________________________ | ||
____________________________________________________________________________ |
5. | Обведи номер фигуры, которая является развёрткой параллелепипеда. | ||||
1) | 2) | 3) | 4) | ||
6. | На складе лежало 400 метров металлической сетки. Эту сетку использовали, чтобы огородить участок длиной 50 метров и шириной 30 метров. С помощью какого выражения можно найти оставшееся количество сетки? | ||||
1) 400 – 50 · 30 | 2) 50 · 30 | 3) 400 – 50 + 30 | 4) 400 – 2 · (50 + 30) |
7. | Числа 36, 34, 31, 27, 18, 15 записаны в соответствующие клетки таблицы.
В одной клетке записано неверное число. Выпиши это число, объясни свой выбор. | |||||||||||||
А) Неверное число: __________ Б) Объяснение: ______________________________________________________________ | ||||||||||||||
____________________________________________________________________________ |
8. |
| |||
____________________________________________________________________________ |
9. | На рисунке показана круговая диаграмма, отображающая количество изделий, выпускаемых швейной фабрикой. Определи, содержание каких товаров наибольшее? | ||||||
1) пальто | 2) платья | 3) брюки | 4) юбки |
10. | В таблице представлена стоимость некоторых продуктов в разных городах.
Определи, в каком городе дешевле всего стоит следующий набор продуктов: 2 булки хлеба, 1 литр молока и 1 бутылка растительного масла? Сколько будет составлять стоимость такого набора (запиши решение)? А) Дешевле всего указанный набор в городе _____________________________________ Б) Стоимость такого набора составит ____________________________________________ В) Решение задачи ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
|
ЧАСТЬ 3.
Прочитай текст.
Загрязнение воздуха.
Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей вырываются струи различных токсичных газов. Одна из основных причин загрязнения воздуха – это сгорание природного топлива, например, нефти, угля и природного газа. Эти горючие вещества используются для получения электроэнергии, заправки автомобильных двигателей, производства химикатов и пластмасс, для отопления домов, офисов, заводов... Отходы, образующиеся при сгорании природного топлива, выбрасываются в атмосферу через дымоходы и выхлопные трубы.
Существует два основных источника загрязнения атмосферы (воздуха): естественный и антропогенный. Естественный вид – это извержения вулканов, лесные пожары, падение метеоритов, пыльные бури, выветривание, процессы разложения растений и животных. Они наносят большой вред природе, но пока люди не в состоянии предотвратить их. Антропогенные виды загрязнений атмосферы возникают в результате деятельности промышленных предприятий, транспорта, теплоэнергетики, нефтегазопереработки, и др. Они наносят очень большой ущерб природе, и сокращение этого пагубного воздействия находится в руках человека.
В воздушный бассейн современного города поступают сотни, а иногда и тысячи тонн различных вредных веществ.
Одним из мощных загрязнителей воздуха в городах является пыль, особенно хорошо заметная в начале весны и в конце осени, когда город лишен растительности и снегового покрова. Даже в погожий солнечный день над городом стоит облако пыли, поднятое её главным современным источником – колёсами автомашин.
Автомобиль стал злейшим врагом природы и одним из главных источников загрязнения. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль в год выбрасывает тонну выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг пыли. Растения вдоль дорог загрязнены тяжелыми металлами, которые оседают из выхлопов автомобилей. Лучший способ защиты атмосферного воздуха от автомобильных выбросов – сжигание меньшего количества топлива. Если бы больше людей пользовались общественным транспортом, оставляя свои автомобили дома, если бы грузовики не совершали порожних рейсов, если бы в зданиях была лучшая теплоизоляция, объём сжигаемого природного топлива можно было бы намного сократить. Стоит также помнить, что меньше выбросов дают абсолютно исправные двигатели, а ещё этому способствует плавная и медленная езда.
Все чаще и чаще поступают из разных стран сообщения о том, что атмосфера загрязняется всё больше и больше. Загрязнение атмосферы отравляет существование всего живого. От загрязнения воздуха страдают растения, животные и человек. В разгар лета опадает листва, отмирают корни. Исчезает рыба. Животные покидают привычные места обитания. Многие из них в поисках нового места гибнут. Страдает здоровье человека. Атмосферные загрязнения не имеют государственных границ. Нельзя сохранять атмосферу только в одной стране – надо сохранять её на всей планете!
Задания:
1. | Какова главная цель текста «Загрязнение воздуха»? Обведи номер правильного ответа. | |||||||
1) показать, что воздух постоянно загрязняется | ||||||||
2) рассказать, что автомобили загрязняют воздух | ||||||||
3) проинформировать о видах загрязнения | ||||||||
4) предупредить об опасности загрязнения воздуха | ||||||||
2. | Покажи стрелками соответствие между источниками загрязнений и их видами | |||||||
Естественный источник загрязнения | извержения вулканов | |||||||
транспорт | ||||||||
Антропогенный источник загрязнения | пыльные бури | |||||||
промышленность |
3. | В качестве домашнего задания по окружающему миру учащиеся собрали информацию о количестве вредных химических веществ, которые выбрасывают автомобили в окружающий воздух. Учащиеся 5 А класса узнали, как один автомобиль загрязняет воздух за год. | |||||||||||||
Расположи эти загрязняющие вещества в порядке возрастания их количества. Первым запиши то вещество, которое загрязняет воздух меньше всего. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
4. | В качестве продолжения работы ребята решили составить советы для населения. Дополни начатые ими фразы. | |
1) Не собирайте вдоль дорог съедобные растения, ягоды и грибы, потому что ___________________________________________________________________________ | ||
2) Автомобилистам необходимо проверять исправность двигателей, потому что _____ __________________________________________________________________________ | ||
5. | В тексте говорится о некоторых способах защиты атмосферного воздуха от автомобильных выбросов. Выпиши любые три способа защиты атмосферного воздуха от автомобильных выбросов, которые стали известны тебе из текста. 1. ______________________________________________________________________ 2. ______________________________________________________________________ 3. ______________________________________________________________________ | |
6. | Количество автомобилей на улицах нашего города растет с каждым годом. Придумай и нарисуй плакат, который помог бы убедить людей использовать автомобили как можно более рационально, чтобы уменьшить загрязнение атмосферы. Плакат должен состоять из рисунка и одного-двух предложений текста. Рисунок можно сделать ручкой или карандашом на следующей странице. | |||
Место для рисунка: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.
Предмет: биологияУровень образования: среднее общее образованиеТема урока: Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостояте...
технологическая карта урока алгебры по теме "Решение заданий по теме "Графики" для подготовки к ОГЭ
Тип урока: Урок – практикум.Тема: Решение заданий по теме «Графики» для подготовки к ОГЭ.Цель урока: Систематизация знаний и отработка умений учащихся по теме «Графики» как подготовка к ОГ...
технологическая карта урока-практикума в 7 классе, предмет Обществознание с элементами Основ финансовой грамотности учащихся. Тема "Предпринимательство: бизнес-планирование"
Технологическая карта урока - практикума по обществознанию 7 класс. Урок практического применения полученных знаний. К программному материалу добавлен тематический блок "Бизнес и пред...
КЕЙС заданий формата PISA на формирование функциональной грамотности обучающихся «Рычаги в природе и в быту».
КЕЙС заданий формата PISA на формирование функциональной грамотности обучающихся «Рычаги в природе и в быту» подготовлен для учащихся 7-х классов. Возраст 14 лет. На выполнение работы даёт...
Технологическая карта урока математики с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности
Технологическая карта урока математики с включением заданий формата PISAна развитие математической грамотности...
Урок «Площадь треугольника» с включением заданий из открытого банка по математической грамотности
Обобщающий урок по геометрии в 8 классе по теме "Площадь треугольника" с включением заданий из открытого банка по математической грамотности...
Урок по теме "Проценты" с включением заданий из открытого банка по математической грамотности
Решение задач на проценты. Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Закрепление навыков решения задач на проценты...