Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Формирование орфографической грамотности школьников»/
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
На уроке подаётся материал, способствующий формированию УУД учеников по орфографии. Знание основных орфограмм необходимо школьникам не только для умений грамотно и правильно писать, но и для успешной впоследствии сдачи экзаменов.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Формирование орфографической грамотности школьников» предполагает совершенствование орфографических навыков учеников через повторение теоретических сведений с дальнейшей практической отработкой.
Данный урок способствует реализации основных образовательных целей по расширению и систематизации знаний о базовых понятиях лингвистики в области «Орфография», направлен на совершенствование умений применять теорию на практике, грамотно строить выводы, развивать орфографическую наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta._fialkovskaya_v.p._05.12.14g.docx | 47.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Фиалковская Вероника Петровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12
муниципального образования г. Ноябрьск»
89124202477
Раздел: «Уроки - примеры формирования результатов образования по федеральным государственным образовательным стандартам»
Открытый урок
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Формирование орфографической грамотности школьников»
Аннотация
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Формирование орфографической грамотности школьников» предполагает совершенствование орфографических навыков учеников через повторение теоретических сведений с дальнейшей практической отработкой.
Данный урок способствует реализации основных образовательных целей по расширению и систематизации знаний о базовых понятиях лингвистики в области «Орфография», направлен на совершенствование умений применять теорию на практике, грамотно строить выводы, развивать орфографическую наблюдательность.
Тема: Формирование орфографической грамотности школьников.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщения и систематизации знаний в разделе «Повторение. Орфография» на начало учебного года.
Форма урока: орфографический практикум.
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Цели урока:
- образовательные цели: расширение и систематизация знаний о базовых понятиях лингвистики (орфография: безударные проверяемые гласные в корне слова; непроверяемые гласные в корне слова; буквы О – Ё после шипящих и Ц в корне слова; буквы в корнях с чередованием; звонкие и глухие согласные (проверяемые согласные) в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; удвоенные согласные в корне слова; совершенствование умений применять изученную орфограмму на практике, лингвистически грамотно делать выводы о выборе орфограммы;
- развивающие цели: совершенствование навыков речевой деятельности (письма); соблюдение в практике речевого письменного общения основных правил орфографии; развитие логического мышления; развитие внимания и навыков общения в разных ситуациях (диалог с учителем, лингвистический монолог, коммуникативные навыки работы в группе, письменная речь обучающихся); развитие навыков выполнения заданий различной направленности, разных способов действий;
- воспитательные цели: формирование ответственности за собственную языковую культуру (грамотность), обеспечивающую эффективность овладения различными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного общения; стремление к речевому совершенствованию;
- деятельностная направленность урока ориентирована на метапредметные результаты обучения как важнейшее условие формирования функциональной грамотности:
коммуникативные УУД (владение видами речевой деятельности; построение продуктивного речевого взаимодействия; восприятие и создание письменной и устной речи; точное, правильное и логичное изложение своей позиции по поставленной проблеме; соблюдение в процессе коммуникации основных норм письменной и устной речи);
познавательные УУД ( формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждения, приведение аргументов; применение методов информационного поиска ( включая компьютерные средства (использование гаджетов, выход в Интернет), извлечение необходимой информации, анализ, систематизация и предъявление ее разными способами);
регулятивные УУД (адекватно ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку и коррекцию).
Приложение 1.
Таблица. Основные орфограммы русского языка
Гласные | Согласные | ||||
Проверяемые и непроверяемые | О – Ё после шипящих | Чередующиеся | Глухие - звонкие | Непроизносимые | Удвоенные |
СОСНА – СОСНЫ КАЛЕНДАРЬ | ШЁПОТ ЦОКОТ | РАСТИ – РОСЛИ – ВЫРАЩЕННЫЙ - РОСТОК | ПЛОТ - ПЛОД | ЧЕСТНЫЙ | МАССА |
Приложение 2.
Алгоритм определения орфограммы в слове с целью правильного написания слова
1. Находим в слове орфограмму (гласную или согласную буквы или буквосочетание, в написании которых возможна ошибка). Подчёркиваем орфограмму. одной чертой. Обозначаем опознавательные признаки орфограммы (ударение, шипящая и т.д.)
2. Выделяем часть слова, в которой находится орфограмма (корень, приставка, суффикс, окончание), определяем часть речи (если необходимо).
3. Если орфограмма находится в корне, то подбираем однокоренные слова, в которых написание орфограммы прояснится, то есть подбираем проверочные слова (для безударной гласной – слова, в которых эта гласная будет находиться под ударением; для сомнительных согласных – слова, в которых они будут произноситься чётко; для непроизносимых согласных – слова, в которых они будут произноситься и т.д.)
4. Если орфограмма находится в приставке, то действуем согласно правилам написания приставок.
5. Если орфограмма находится в суффиксе, то действуем согласно правилам написания суффиксов.
6. Если орфограмма находится в окончании, то действуем согласно правилам написания окончаний.
Приложение 3.
Теоретический материал (определения орфограмм с примерами)
- Проверяемая безударная гласная в корне слова.
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, нужно изменить данное слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением, например,
деревья – дерево, косить – косит, лесной – лес, колосок – колос, колосья.
- Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить. В случае затруднения необходимо обращаться к орфографическому словарю.
- Буквы О-Ё после шипящих в корне слова.
В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не о. Слова-исключения: шов, крыжовник, шомпол, шорох, капюшон. О пишется также в иноязычных словах: шофёр, шоколад, шоссе, шорты и др.
- Чередование гласных в корнях слов. Следует разделить основные чередующиеся корни на группы.
–кас-//-кос//; -лаг-//-лож-.
–мер-//-мир-, -дер-//-дир-, -пер-//-пир-, -стел-//-стил-, -блест-//блист-.
–зар-//-зор-; –гар-//-гор-, -клан-//-клон-, -твар-//твор-.
–раст-//-ращ-//-рос-.
- В корнях - кас-//-кос//; -лаг-//-лож- пишется буква А, если после корня стоит суффикс А, например: касаться - коснуться, слагаемое – предложение.
В корнях –мер-//-мир-, -дер-//-дир-, -пер-//-пир-, -стел-//-стил-, -блест-//блист- пишется буква И, если после корня стоит суффикс А, например: стелить – застилать, блестеть - блистать.
Правописание корней –зар-//-зор-; –гар-//-гор-, -клан-//-клон-, -твар-//твор- зависит от ударения. В корнях – зар-//-зор- безударный гласный обозначается буквой А: зарево, зарница, заря, зорька.
В корнях –гар-//-гор-, -клан-//-клон-, -твар-//твор- безударный гласный обозначается буквой О: кланяться, поклон, наклоняться; творчество, творение.
В корнях –раст-//-ращ-//-рос- А пишется перед СТ и Щ, О – перед С во всех словах, кроме слов-исключений: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, отраслевой.
- Буквы И, У, А после шипящих.
Правило. После шипящих Ж, Ш, Щ пишутся буквы И, У, А, не пишутся ы, ю. я.
Слова-исключения: брошюра, жюри, парашют.
Приложение 4.
Задания для совместной работе по теме «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова»
Задание 1.
Подберите однокоренные проверочные слова, графически обозначая орфограмму – выделяя корни, проверяемую гласную подчёркивая одной чертой, а проверенную – двумя чертами, ставя в словах ударение. Запишите данные слова парами через тире в тетрадь.
Н..чной, п..стух, н..бесный, п..левой, х..лмистый, загл..деться, уд..вляться, ож..вать, к..рмить, пл..сать, зап..х.
С..сна, тр..па, з..рно, гн..здо, р..са, зв..зда; ст..лбы, сн..пы, п..ля; д..жди, з..нты, цв..та, л..сты, гр..за, стр..ла.
В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, нак..сить, осм..треть.
Задание 2.
Вставьте в слова пропущенные буквы, объяснив выбор гласной.
Г..ризонт, с..реневый, вел..с..пед, г..мнаст, ..ктябрь, хр..зантема, м..ршрут, к..чевник, б..лкон, ..пельсин, б..нокль, в..гон, г..мнастика, д..ван, к..бинет, к..стюм, к..нал, к..рзина, к..нфета, ..громный, с..лют, тел..визор.
Задание 3.
В левый столбик выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый – с непроверяемыми. Подчеркните безударную гласную корня.
Н..винка, г..товить, м..стечко, д..леко, м..нута, нак..рмить, к..мандир, р..совать, д..лина, п..мидоры, н..зина, м..лина, б..рега, к..ртошка, к..лендарь, п..ровать.
Приложение 5.
Задание 4.
Обратите внимание на следующие слова. Вставьте пропущенные буквы.
Ж..лудь, ш..пот, пч..лы, ш..лк.
На какую орфограмму эти слова?
Задание 5.
Придумайте и запишите словосочетания, используя данные слова. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограмму.
Прик..сновение, з..рница, предл..жить, р..стительность, возр..ст, зар..сло, к..саться, заг..рают, з..ря, возл..гать, тв..рец, оз..рение, накл..ниться, притв..риться, водор..сль, отр..слевой, р..сток, распол..житься.
Задание 6.
Внесите данные примеры в таблицу, а также дополните её примерами, данными ниже. В слова вставьте пропущенные буквы.
Буквы звонких и глухих согласных | Непроизносимые согласные | Удвоенные согласные | |
Согласный не произносится, а буква пишется | Согласный не произносится, буква не пишется |
Иску(с, сс)тво, иску(с, ст)ный, похо(д, т)ка, несно(с, ст)ный, кре(б, п)кий, поз(дн, н)о, уча(вс, с)твовать, опас(н, тн)ость, про(з, с)ьба, а(к, кк)уратность, моло(д, т)ьба, гра(м, мм)атика, жи(д, т)кий, безжалос(н, тн)ый, у(з, с)кий, чу(вст, ст)вительный, тро(с, ст)ник, громоз(дк, к)ий, ска(з, с)ки, несча(с, ст)ный, хлес(н, тн)уть, ярос(н,тн)ый, хру(б, п)кий, ужас(т, ст)ый, бли(з, с)кий, отве(с, ст)ный, ги(б, п)кий, ко(г, к)тистый, со(ж, жж)ённый, вя(з, с)кий, счас(л, тл)ивый, ба(с, сс)ейн, интере(с, ст)ный, ле(с, ст)ница, жу(д, т)кий, па(с, ст)бище, громо(з, зд)кий, слове(с, ст)ный.
Задание 7.
Обратите внимание на записанные слова и объясните правильность написания данных слов.
Жизнь, чудо, ширь, площадь.
Использованная литература:
- Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- 27-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
2. Русский язык. 5 класс : учебник для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов.- 7-е изд.- М.: Мнемозина, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...