Технологическая карта урока финансовой грамотности. Семейный бюджет
план-конспект урока по экономике (9 класс)
Предмет | Основы финансовой грамотности |
Класс | 8 класс |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема | Семейный бюджет |
Цель | Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и расходы, составлять семейный бюджет. |
Термины | Бюджет, расходы, доходы, обязательные, необязательные, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности».
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ofg.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока финансовой грамотности
Суртаевой Натальи Владимировны,
учителя математики МОУ «Сейкинская СОШ»
Предмет | Основы финансовой грамотности | ||
Класс | 8 класс | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||
Тема | Семейный бюджет | ||
Цель | Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и расходы, составлять семейный бюджет. | ||
Термины | Бюджет, расходы, доходы, обязательные, необязательные, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности». | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные умения:
Уметь:
| Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| ||
Организация пространства | |||
Формы работы | Ресурсы | ||
Фронтальная, парная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации, выполнение заданий в группах) | Презентация Фотоматериал https://la-ricerca.it/repmanadvisory/financial_reserve.html https://vse-dengy.ru/semeiny-budzhet/finansovaya-podushka-bezopasnosti.html http://homeclass.ru/finansy/semeynyy-byudzhet.html Дидактический материал (рабочая карта урока, карты с заданиями, наглядный материал, фонограмма для «Акселеративной паузы») |
Технология урока
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Организационный момент Мотивация Целеполагание | Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Обращается к детям, эмоционально «настраивает» на урок. - Здравствуйте, меня зовут Наталья Владимировна (учитель математики МОУ «Сейкинская СОШ»). Покажите свои умные глазки, ровные спинки, повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь. У вас сегодня необычный урок – урок финансовой грамотности. Вы готовы начать урок? Садитесь. - Вам нужно найти в зашифрованном тексте слова, с помощью которых можно сформулировать тему урока. (Слайд 1) - Поставьте перед собой цель на урок. Запишите в рабочей карте урока тему и цель… (Слайд 2) Знакомит с задачами урока: 1)узнать, что такое семейный бюджет; 2)научиться различать типы семейного бюджета; 3)научиться рассчитывать доходы и расходы. | Активизация познавательных процессов (внимание, память). | Умение вступать в диалог. | Управление своей познавательной деятельностью. | |||
5 мин. Выполняют задание. Формулируют тему урока, цель, проговаривают задачи. Работают в карте урока. | ||||||||
Актуализация. Включение изученного в систему знаний. | Актуализация знаний. Обеспечение усвоения полученных знаний на уровне применения в измененной ситуации. | Учащимся предлагается прослушать текст, выполнить задания и ответить на вопросы. (Приложение 1) (Слайды 3-6) Знакомит с основными терминами: расходы, доходы, обязательные, необязательные, регулярные, нерегулярные, бюджет, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности». (Слайд 6) Организует работу (в парах) по заполнению таблиц: «Расходы», «Доходы» на примере данной семьи. (Приложение 2) (Слайды 7-8) Проверка по эталону (Слайд 9) | Выделение существенной информации. | Формулирование собственного мнения. Принятие мнения членов группы и координация позиции в сотрудничестве. | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | |||
19 мин. Выполняют задания. Оценивают работу в парах. | ||||||||
Акселеративная пауза «Умный шопинг» | Создание условий для применения полученных знаний и умений в ситуации из реальной жизни. | Предлагает группам игру «Умный шопинг». - Давайте отдохнем! - Представьте, что вы, по просьбе мамы, сделали покупки, и у вас осталась сдача. Мама разрешила потратить сдачу на покупки по вашему желанию, но разумно. Ваша задача за одну минуту сделать покупки, потратив оставшиеся деньги разумно. После выполнения задания задает вопрос группам: «А разумно ли вы потратили деньги? Почему…» | Осознанное построение выводов. | Умение отстаивать свою позицию, приводя веские аргументы. | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. | |||
3 мин. Выполняют задание, пока звучит музыка. Отстаивают свою позицию. | ||||||||
Самостоятельная работа по теме урока | Умение применять знания самостоятельно. | Предлагает работу в группах. Задача группы: составить семейный бюджет, определить к какому типу относится данный бюджет. (Приложение 3) Взаимопроверка по эталону (Слайд 10) | 10 мин. Выполняют задание. Оценивают работу в группах по эталону. | |||||
Рефлексия учебной деятельности | Проверка и самооценка результатов своей деятельности на уроке. | Предлагает игру «Расшифруй символ». Проверка по эталону (Слайд 11) Предлагает заполнить карты самооценки. (Приложение 4) Обращается к учащимся. - Вспомним тему, цель урока. Что вы сделали для того, чтобы достичь цели урока (повторяют задачи). Как оценили свою работу? | Осознанное построение выводов. | Умение отстаивать свою позицию, приводя веские аргументы. | Осуществление самостоятельного контроля. | |||
Выполняют задание. Оценивают работу в группах по эталону. Заполняют карты самооценки. Отвечают на вопросы. 6 мин. | ||||||||
Домашнее задание | Мотивация на выполнение домашнего задания. | Предлагает детям самостоятельно сформулировать домашнее задание. | Дают примерный ответ: применять знания, полученные на уроке, всю жизнь. 2 мин. | |||||
Приложение 1
В одном городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить новый велосипед, побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.
«Так, разберёмся», - сказал отец. Велосипед стоит 6 000 рублей. Он взял листок и написал на нём: «Доходы». «Давайте подсчитаем доход нашей семьи за этот месяц».
– Ежемесячно на работе я получаю 25 000 рублей.
– Мама получает 18 000 рублей.
- Бабушка получает пенсию 12000 рублей».
Тут папа вспомнил, что починил соседу телевизор и получил вознаграждение 1000 рублей.
Доходы:
Зарплата папы: 25 000 рублей.
Зарплата мамы: 18 000 рублей.
+ Пенсия бабушки: 12 000 рублей.
Вознаграждение: 1 000 рублей.
_________________________
Итого: 56 000 рублей.
Ура! Обрадовалась Вера. На эти деньги можно купить не только велосипед. А мама взяла другой лист и написала на нём «Расходы»
Расходы:
Продукты – 25 000 рублей.
Оплата обедов – 2 000 рублей.
Оплата за воду, свет, газ - 4500 рублей.
Оплата за детский сад – 3000 рублей.
Расходы на лекарства – 1 000 рублей
Мобильная связь и интернет – 2000 рублей
Проезд на общественном транспорте – 1 800 рублей.
Абонемент в тренажерный зал – 3 000 рублей
Кино, игрушки, новый коврик в прихожую – 3 000 рублей
___________________________________________
Итого: 45300 рублей.
Папа из числа 56 000 отнял число 45 300, и получилось? (10 700).
Вера обрадовалась и сказала: «Осталось ещё велосипедных 10 700 рублей». «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения», - сказал папа. «Их можно отнести в банк. И банк будет выплачивать проценты», - сказала мама. «Хорошо», - сказал папа, «На 6 000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение».
Приложение 2
Задание №1. Заполните таблицу «Доходы семьи»
Регулярные доходы семьи | Нерегулярные доходы семьи |
Задание №2. Заполните таблицу «Расходы семьи»
Обязательные расходы семьи | Необязательные (непредвиденные) расходы семьи | Неразумные (лишние) расходы семьи |
Приложение 3
Задание №3. 1 группа
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Семья Алексеевых
Семья состоит из семи человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь – ученица 3 класса и два сына – учащиеся 6 и 11 классов. В текущем месяце дедушка вставил зубы, заплатив за услуги стоматолога 30 000 рублей. Дедушкина пенсия составляет 25 000 рублей, а бабушкина 10 000 рублей. В конце месяца папа, получив зарплату 40 000 рублей, заплатил за свет, воду, газ и отопление 12 000 рублей. А мама, получив зарплату 30 000 рублей, купила проездные на автобус на 3 000 рублей и бытовую химию на 5 000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 35 000 рублей. В начале месяца у мамы порвались сапоги и она купила новые за 10 000 рублей. Ещё в этом месяце дедушка выиграл лотерею 15 000 рублей. И дети попросили часть денег на подарки: внучка - новую куклу за 1500 рублей и платье за 2000 рублей, младший внук – новую компьютерную игру за 2 500 рублей, а старший внук попросил денег на телефон, интернет и кинотеатр в размере 2000 рублей. Также семья в текущем месяце потратила 2000 рублей на сотовую связь.
Семейный бюджет | |||
Доходы | Расходы | ||
Регулярные | Нерегулярные | Обязательные | Необязательные |
Итого: | Итого: | ||
Тип бюджета: |
Задание №3. 2 группа
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Семья Борисовых
Семья состоит из шести человек: дедушка, бабушка, папа, мама и два сына, младший – ученик 10 класса, старший – студент медицинского института. Дедушка и бабушка получают одинаковую пенсию в размере 12 000 рублей каждый. Старший сын сдал сессию на отлично и получил стипендию 15 000 рублей. На эти деньги он купил кроссовки и куртку себе и младшему брату. Папа, получив зарплату 50 000 рублей, заплатил за коммунальные услуги 10 000 рублей. Мама после своей зарплаты (25 000 руб.) купила бытовой химии на 2000 рублей и проездные билеты на автобус на 2000 рублей. В середине месяца бабушка продала саженцы на 2000 рублей, и младший внук попросил у неё 900 рублей на новые наушники. Ещё за этот месяц семья потратила 30 000 рублей на продукты питания, 2 500 рублей на телефон и интернет, 20 000 рублей в центре развлечений.
Семейный бюджет | |||
Доходы | Расходы | ||
Регулярные | Нерегулярные | Обязательные | Необязательные |
Итого: | Итого: | ||
Тип бюджета: |
Задание №3. 3 группа
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Семья Васильевых
Семья состоит из шести человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь – выпускница 11 класса, сын – ученик 5 класса. Дедушка и бабушка получают одинаковую пенсию по 10 000 рублей. Папа, в свободное от работы время, играет в компьютерные игры и в этом месяце он приобрёл более мощную видеокарту за 16 000 рублей. Зарплата папы составляет 28 000 рублей, а мама получает 20 000 рублей. Но в этом месяце мама сверх зарплаты получила премию в размере 5 000 рублей. После получки папа заплатил за свет, воду, газ и отопление 15 000 рублей. В текущем месяце на продукты питания семья потратила 30 000 рублей, на бытовую химию – 5000 рублей, на сотовую связь и интернет – 5 000 рублей и на проездные билеты – 2000 рублей.
Семейный бюджет | |||
Доходы | Расходы | ||
Регулярные | Нерегулярные | Обязательные | Необязательные |
Итого: | Итого: | ||
Тип бюджета: |
Задание №3. 4 группа
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Семья Дмитриевых
Семья состоит из пяти человек: бабушка, папа, мама и две дочери – ученицы 9 и 5 классов. Папа зарабатывает 30 000 рублей и в этом месяце, занимаясь частным извозом, он заработал ещё 4 000 рублей. Однако 6 000 рублей он потратил на автозапчасти, 3 000 рублей - на бензин и 2 000 рублей составил штраф за превышение скорости. Бабушка получает пенсию в размере 10 000 рублей. И на день рождение старшей внучке она купила сотовый телефон, который стоит 8 000 рублей. Мамина зарплата составляет 15 000 рублей. Из общих денег мама оплатила коммунальные услуги – 12 000 рублей, телефон и интернет – 2000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 25 000 рублей, на бытовую химию – 3 000 рублей. А ещё в текущем месяце девочки несколько раз ходили в кинотеатр и потратили 2 000 рублей.
Семейный бюджет | |||
Доходы | Расходы | ||
Регулярные | Нерегулярные | Обязательные | Необязательные |
Итого: | Итого: | ||
Тип бюджета: |
Приложение 4
Карта самооценки
Выполнение задания | ||||
Полностью (2б) | С ошибкой (1б) | Не справился (0б) | ||
Талица доходов | ||||
Таблица расходов | ||||
Расчет бюджета семьи, определение типа бюджета | ||||
Игра «Расшифруй символ» | верно расшифровал – 1 балл | неверно расшифровал – 0 балла | ||
Итого баллов: | Оценка: | |||
6-7 баллов – «5» | 4-5 баллов – «4» | 2-3 баллов – «3» | 0-1 балла – «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Разработка занятия может быть использована во внеурочной деятельности, в частности, при изучении финансовой грамотности в 5-7 классах. В ходе занятия учащиеся усвоят понятие "семейный бюджет", его со...
Игра по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Данная игра призвана закрепить у обучающихся полученные знания поосновам финансовой грамотности.Каждая команда – это семья.Игре предшествует подготовительный этап, в процессе которого обучающиес...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
технологическая карта урока "Семейный бюджет" для учащихся 5-6 классов...
Квест-игра на развитие финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Материал внеурочного занятия разработан ю развчающихся, проводится в рамках квест-игры "Семейный бюджет"...
Финансовая грамотность. Семейный бюджет: доходы и расходы.
Данный материал актуален для обучающихся по АООП (вариант 2 ).На уроке обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет", закрепляют понятия "доходы" и "расходы", знако...
Технологическая карта урока "Финансовые рынки и финансовые посредники"
В данном материале разработана карта урока поэтапно...
Деловая-игра по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Финансовая грамотность в настоящее время является важной частью в жизни людей. Поэтому, необходимо развивать умения, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового м...