Конспект урока и технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Площадь. Единицы измерения площади".
план-конспект урока по математике (5 класс)
Цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по темам «Площадь» и «Единицы измерения площади».
Задачи: Образовательные: обобщение и систематизация знаний обучающихся по данным темам; совершенствование умений обучающихся решать задачи на вычисление площадей фигур, усиление прикладной и практической направленности изученных тем; установление внутрипредметных и межпредметных связей с другими темами курса математики, географии, черчения, литературы.
Развивающие: расширение кругозора обучающихся; формирование правильной математической речи, развитие воображения; развитие умений обобщать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: активизация познавательной и творческой активности обучающихся; воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам; воспитание чувства прекрасного, чувства патриотизма.
УУД:
· Личностные УУД: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование аккуратности и терпеливости.
· Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; формирование способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; планирование учебного сотрудничества.
· Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в группе; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; планирование учебного сотрудничества.
Познавательные УУД: формирование умения обобщать, составлять алгоритм математических действий; моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности; контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности.
Основные понятия: Длина, ширина, площадь прямоугольника, площадь квадрата, площадь треугольника, единицы измерения площади.
Межпредметные связи: География, литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odysheva_o.v._matematika_5_kl.docx | 64.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Одышева Ольга Валентиновна, МОУ «Лямбирская СОШ №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Предмет: математика
Класс: 5
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений (открытый урок)
Тема | Площадь. Единицы измерения площади. | ||||
Цель | Создать условия для обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по темам «Площадь» и «Единицы измерения площади». | ||||
Задачи | Образовательные: обобщение и систематизация знаний обучающихся по данным темам; совершенствование умений обучающихся решать задачи на вычисление площадей фигур, усиление прикладной и практической направленности изученных тем; установление внутрипредметных и межпредметных связей с другими темами курса математики, географии, черчения, литературы. Развивающие: расширение кругозора обучающихся; формирование правильной математической речи, развитие воображения; развитие умений обобщать, анализировать, делать выводы. Воспитательные: активизация познавательной и творческой активности обучающихся; воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам; воспитание чувства прекрасного, чувства патриотизма. | ||||
УУД |
| ||||
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения. Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. | ||||
Основные понятия | Длина, ширина, площадь прямоугольника, площадь квадрата, площадь треугольника, единицы измерения площади. | ||||
Межпредметные связи | География, литература. | ||||
Ресурсы:
|
| ||||
Формы урока | фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | ||||
Технология | технология критического мышления, проблемно-диалоговая, учебно-исследовательская, игровые | ||||
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный этап Время:2 мин Основные этапы: организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: 1, 9. Регулятивные: 2. | ||
Актуализация опорных знаний и способов действий. Время: 9 мин Этапы:
| 1.Выявляет трудности, возникшие при выполнении домашнего задания: проверяет правильность выполнения домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию и привлекает к объяснению учащихся класса. Слайд №1 2. Предлагает устно решить несколько задач по слайдам презентации с помощью средств интерактивной доски, выбрать и объяснить способ их решения. Организует обсуждение и подводит к выводу о том, что если величины выражены разными единицами измерения, то для их сравнения надо перейти к одной единице измерения. 3. Напоминает учащимся оценить свою работу по листу самооценки. | 1.Определяют круг вопросов, возникших при выполнении домашнего задания. 2. Решают примеры устного счета. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Выбирают и объясняют способ решения предлагаемых учителем задач. 3. Оценивают свою работу по листу самооценки. | 1. Вычислить устно. Слайд №2 2. Задание на соответствие: 1) сортировка формул по категориям; Слайд №3 2) соответствие единиц длины и площади их возможным числовым значениям. Слайд №4 (ЕГЭ, базовый уровень, задача №9). 3) решение задачи на нахождение периметра квадрата и прямоугольника (ЕГЭ, базовый уровень, задача №8). Слайд №5 | Знать понятия и формулы, связанные с вычислением пути, времени, скорости движения; с измерением длины, периметра и площади прямоугольника и квадрата. Уметь использовать понятия единиц длины и площади при решении задач. | Личностные: 6; 7; 9. Регулятивные: 12. Коммуникативные: 4. Познавательные: 5; 7; 11. |
Целеполагание и мотивация к учебной деятельности. Время: 7 мин Этапы:
| 1. Проверяет уровень сформированности теоретических знаний и практических навыков учащихся в процессе выполнения устных заданий по слайдам презентации. 2. Предлагает сделать вывод: чем же сегодня на уроке они будут заниматься? Подводит учащихся к формулированию темы урока. 3. Напоминает учащимся оценить свою работу по листу самооценки. | 1. Учащиеся в игровой форме устно выполняют задания по слайдам презентации с помощью средств интерактивной доски, участвуют в обсуждении трудных или спорных вопросов. 2. Делают вывод о цели и задачах урока, формулируют тему урока и записывают её в тетрадях и на доске. 3. Оценивают свою работу по листу самооценки. | 1. Разгадать анаграммы на основные понятия по изученному материалу. Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 2. Ответить на наводящие вопросы учителя. 3. Сформулировать цели, задачи и тему урока. | Знать базовый понятийный аппарат по основным разделам темы, иметь представление о практической значимости умений находить периметр и площадь фигур. | Личностные: 2; 6. Регулятивные: 2; 12; 10. Коммуникативные: 5; 4. |
Информационный блок: закрепление полученных ранее знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи. Время:10 мин Этапы:
средств интерактивной доски;
| 1. Предлагает решить задачи на доске и в тетрадях по «Математическому тренажёру» (авт. В.И. Жохов, В.Н. Погодин). Напоминает о необходимости использования черновиков для выполнения необходимых вычислений. 2. Предлагает решить задание на вычисление площади сложной фигуры, составленной по аналогии с домашним заданием. 3. Напоминает учащимся оценить свою работу по листу самооценки. | 1. Решают задачи, выполняя необходимые записи в тетрадях и на доске, поясняя выбранный способ решения. 2. Путём коллективного обсуждения учащиеся проговаривают правило нахождения площади фигуры как суммы площадей её частей и находят площадь предложенной фигуры. Делают необходимые записи в тетрадях и на доске. 3. Оценивают свою работу по листу самооценки. | 1. Вычислить неизвестный размер, периметр или площадь прямоугольника. Слайд №9 2. Вычислить площадь сложной фигуры, составленной из разных прямоугольников, квадратов и треугольников. Слайд №10 | Уметь использовать понятия периметра и площади прямоугольника, квадрата и треугольника при решении задач; использовать полученные знания в нестандартных условиях. | Личностные: 6; 7. Регулятивные: 12; 10. Коммуникативные: 5; 4. Познавательные: 5; 7. |
Релаксация (здоровьесбережение) Время: 2 мин | Предлагает сменить деятельность, выполнив некоторые физические упражнения, этим обеспечивая эмоциональную разгрузку учащихся. | Выполняют упражнения по разгрузке мышц глаз, спины и шеи. Учащиеся меняют вид деятельности (отдыхают) и готовы продолжать работу. | |||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Время:8 мин Этапы:
| 1. Учитель предлагает ещё раз вспомнить понятие площади и с его помощью составить танграм. 2. Историческая справка по теме урока. 3. Напоминает учащимся оценить свою работу по листу самооценки. | 1. Работают в парах, составляют танграм. 2. Комментируют своё решение. 3. Слушают и дополняют рассказ учителя, активно участвуют в диалоге. 4. Оценивают свою работу по листу самооценки. | Составить танграм – треугольник, на частях которого записаны единицы измерения площадей, а с их помощью зашифрованы литературные произведения известных русских писателей и поэтов.
| Уметь использовать понятия площади прямоугольника, единиц измерения площади при решении задач; использовать полученные знания в нестандартных условиях; устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи с другими темами курса математики, с литературой. | Личностные: 6; 7. Регулятивные: 12; 10. Коммуникативные: 5; 4. Познавательные: 5; 7. |
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция Время:5 мин
| 1. Предлагает учащимся проверить качество усвоения материала при составлении кластера по теме «Площадь». 2. Напоминает учащимся оценить свою работу по листу самооценки. | 1. Учащиеся составляют кластер по теме «Площадь» и по желанию комментируют заполнение кластера, а класс даёт оценку правильности выбранного ответа. 2. Оценивают свою работу по листу самооценки. | Составить кластер по теме «Площадь». Слайд №11 | Знать базовый понятийный аппарат по основным разделам темы, иметь представление о практической значимости умений находить периметр и площадь фигур. | Личностные: 7; 9. Регулятивные: 12; 10. Коммуникативные: 4. Познавательные: 6; 11. |
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Время:1 мин | Даёт инструкцию о выполнении домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневники. | Учебник Н.Я.Виленкина «Математика 5», стр.123, №801, №803, №805. | Уметь использовать понятия площади прямоугольника, единиц измерения площади при решении задач. | Личностные: 7; 9. Регулятивные: 2. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) Время:1 мин | Предлагает оценить учащимся каждому свою работу по листу самооценки. Подводит итоги урока. | Учащиеся оценивают свою работу на уроке по листу самооценки. | Лист самооценки учащихся. | Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения. | Личностные: 2; 9. Регулятивные: 12. |
Ресурсное обеспечение
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Ф.И. учащегося ________________________
Задания | Уровень выполнения | отметка учителя | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. Проверка выполнения домашнего задания | |||||
2. Устная работа на повторение | |||||
3. Формулирование темы урока, постановка цели и задач. | |||||
4. Решение задач на вычисление площади по таблице. | |||||
5. Решение задачи на нахождение площади фигуры (цветка). | |||||
6. Составление танграма. | |||||
7. Составление кластера. | |||||
8. . Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. |
2. УУД.
Личностные УУД (Л.) | Познавательные УУД (П.) | Регулятивные УУД (Р.) | Коммуникативные УУД (К.) |
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2. Первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; 3. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры; 4. Первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности; 5. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 6. Креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач; 7. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 8. Формирование способности к эмоциональному восприятию математических задач, решений, рассуждений; 9. Формирование аккуратности и терпеливости. | 1. Использование знаково-символьных средств; 2. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; 3. Формирование умения обобщать, составлять алгоритм математических действий; 4. Моделирование; 5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 6. Действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности; 7. Построение логической цепи рассуждений; 8. Поиск и выделение необходимой информации; 9. Синтез – составление целого из частей; 10. Структурирование знаний; 11. Контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности; 12. Формулирование проблемы; 13. Самостоятельный поиск решения; 14. Выбор оснований для сравнения; 15. Выдвижение гипотез и их обоснование; 16. Анализ объектов с целью выделения признаков; 17. Установление причинно-следственных связей; 18. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 19. Рефлексия способов действия. | 1. Прогнозирование результата; 2. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; 3. Работа по алгоритму; 4. Целеполагание как постановка учебной задачи; 5. Планирование, определение последовательности действий; 6. Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить; 7. Осознание качества и уровня усвоения; 8. Коррекция; 9. Самостоятельность в оценивании, правильность действий и внесение необходимых корректив в исполнение действий; 10. Планирование учебного сотрудничества; 11. Постановка цели; 12. Формирование способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения. | 1. Осуществление взаимного контроля; 2. Управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; 3. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 4. Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; 5.Инициативное сотрудничество в группе; 6. Планирование учебного сотрудничества. |
Ход урока:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока математики 5 класс "Площадь фигур"
Представлен конспект урока, отвечающий требованиям ФГОС. Представлена подробгая технологическая карта. Урок сопровождается презентацией. На уроке учащиеся выполняют исследовательскую работу...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».
Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...
Технологическая карта урока в 5 классе "Площадь прямоугольника. Единицы измерения площади"
Предмет: математикаКласс: 5Тема урока: Площадь прямоугольника. Единицы измерения площади. Тип урока: обобщение и систематизация знаний (с использованием игровых и информационных техно...
Конспект урока и технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Год за годом. Погода".
Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Год за годом. Погода"5 класс. Учебник Spotlight....
Технологическая карта урока математики в 6 классе "Длина окружности и площадь круга"
Цель урока: Выработка навыков применения формул длины окружности и площади круга...
Технологическая карта урока математики в 6 классе "Длина окружности и площадь круга"
На уроке организуется деятельность учащихся по знакомству с числом Пи, установлению зависимости между длиной окружности и ее диаметром, первичному закреплению знания формулы дл...