Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Лоскутова Вера Александровна

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Учитель математики: Лоскутова Вера Александровна

Эпиграф к  уроку: « Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». (Д. Пойа)

Тип урока: урок применения знаний и умений

Методы и приёмы: Методы обучения: работа в парах, практическая работа, эвристическая беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, устный счет, выполнение тренировочных упражнений, работа с учебником, проблемное обучение.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Средства обучения: учебник, карточки, эпиграф, мультимедийная доска (проектор)

Цель урока: Организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение следующих результатов:

Личностных:

-умение правильно выражать свои мысли, свое собственное мнение,

- умение работать в паре, группе, развитие коммуникативных качеств,

- умение ответственно выполнять математические операции;

- умение учиться самостоятельно;

-развитие  целеустремленности, саморазвития.

Метапредметных:

  1. -формулировать и удерживать учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
  2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
  3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  4. составлять план и последовательность действий;
  5. осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  6. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  7. самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  8. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
  9. понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Предметных:

  1. получить  представление о прямоугольном параллелепипеде, о  понятии грань, ребра, вершины параллелепипеда, помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач
  2. - раскрывать скобки в произведении и выносить в сумме общий множитель за скобки;
  3. - применять разнообразные приёмы рационализации вычислений записывая соответствующую цепочку равенств;

Планируемые результаты:

Обучающийся научится:

1)Решать задачи на части с помощью уравнения, арифметическим способом

2) Выполнять вычисления с натуральными числами, используя свойства сложения и умножения  над натуральными числами

Дидактические средства и средства ИКТ:

карточки с заданиями,

лист достижений,

Задачи урока:

1) повторить понятие и формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата, повторить единицы измерения площадей, перевод единиц измерения площадей

2) совершенствовать вычислительные навыки

3) изучить элементы прямоугольного параллелепипеда, свойство противоположных граней

4) провести практическую работу с целью вывода формулы для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба

5) научиться применять формулу для расчета площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба.

Оборудование: геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, каркасная модель куба, карточки-задания.

Используемая на уроке литература и другие источники:

1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Математика 5, издательство Мнемозина, 2015г

Структура урока

Приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1.Оргмомент.

Мотивация.

Эвристическая беседа

2 мин

Называет тему урока, цель урока, задачи урока. Рассказывает о практической направленности данной темы.

Ставят каждый  цели перед собой, записывают тему урока.

Настроили учащихся на работу на уроке, включили учащихся в работу

2.Актуализация знаний.

Устный счет

Эвристическая беседа

Работа в парах

5 мин.

Предлагает учащимся  разноуровневые  задания:

1)Найти площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 5 см. Записать на доске формулу площади прямоугольника.

2) Найти площадь квадрата со стороной 6 дм. Записать формулу площади квадрата.

3) Найти площадь фигуры.

Выразить единицы измерения площади в других единицах измерения

4) 5 га 12 а=      м²

52 м² =              см²

34 дм²=             см²

1030а =             га       а

Отвечают на вопросы, повторят ранее изученный материал, оценивают себя.

Учащиеся готовы к объяснению нового материала.

3.Получение новых знаний.

 

Работа с учебником, работа с моделью параллелепипеда и куба, эвристическая беседа.

5 мин

Предлагает учащимся рассмотреть модели прямоугольного параллелепипеда, куба.

Задает учащимся наводящие

вопросы: 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед?

3) Что можно сказать о противоположных гранях? 4)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?

5) Из каких фигур состоит поверхность куба?

6) Что можно сказать о гранях, ребрах куба?

Предлагает учащимся закрепить полученную информацию при работе с учебником. Раздает карточки- задания для дальнейшей работы.( карточка №1 прилагается)

Вопросы по карточке:

1) Назовите вершины прямоугольного параллелепипеда.

2) Назовите равные ребра

3) Назовите равные грани

4) Какие ребра являются сторонами грани СМДК?

В тетрадях записывают число. Классная работа.

Тема урока. Рассматривают модель. Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Выполняют устно задание по карточке № 1.

Получили знания о прямоугольном параллелепипеде, кубе, усвоили понятия грань, вершины, ребра, выделили свойства противолежащих граней параллелепипеда, граней куба. Получили представление о пространственной фигуре, о трех измерениях фигуры. Закрепили знания с помощью учебника, с помощью выполнения устных упражнений. На  карточках отмечают длину, ширину, высоту параллелепипеда.

4. Практическая работа

Проблемная ситуация

Практическая работа.

Работа в парах.

10 мин.

Выдвигает перед учащимися проблему в виде задачи:

Сколько потребуется  краски, чтобы покрасить поверхность бруса, если для покраски 1 дм² поверхности нужно 2 г краски?

Чтобы решить данную задачу, что мы должны знать?

Ставит перед учащимися задачу: вывести формулу для нахождения площади поверхности параллелепипеда. Выдает учащимся модель параллелепипеда. Предлагает учащимся провести в парах практическую работу, наблюдает за работой учащихся, контролирует правильность выполнения, предлагает сделать выводы, заслушивает учащихся.

Помогает учащимся справиться с заданием, задает наводящие вопросы, выдает обучающие карточки.

Отвечают на вопрос: нужно знать площадь поверхности бруса. Чтобы найти площадь поверхности параллелепипеда, нужно найти площади 6 граней и их площади сложить. Выводят формулу для нахождения площади поверхности параллелепипеда, записывают ее в тетрадь.

 S = 2ab+2ac+2bc

Записывают условие задачи, находят по формуле площадь поверхности бруса, переводят см² в дм², рассчитывают количество краски. Записывают ответ.

Делают вывод о площади поверхности куба со стороной а. Записывают формулу в тетрадь.

S = 6 a²

Вывели необходимые формулы, применили их для решения задачи. Самостоятельно изучили новый материал, научились правильно проводить практическую работу, правильно сделали выводы, обобщили материал для нахождения площади поверхности куба.

5. Закрепление нового материала.

Устная работа.

Фронтальная работа.

10мин.

Найти площадь поверхности куба со стороной 5 см. Решают в тетради, один человек у доски №771.

 Решают задачу №771 с комментированием.

Закрепили новый материал.

6. Самостоятельная работа .в виде теста.

Самостоятельная работа с самопроверкой

10 мин.

Дает учащимся задание в виде теста, на закрытой доске записывает ключ к тесту.

Выполняют задание, используя формулы, проверяют правильность выполнения.

Проведена диагностика усвоения учащимися нового материала.

7. Подведение итога урока, оценивание работы учащихся на уроке.

Самооценка, оценка работы учащихся.

2 мин

Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.

Подводят итог урока, оценивают себя.

Итог урока подведен.

8. Домашнее задание

1 мин

Задает домашнее задание, комментирует его. П.20, №772, 794(а), индивидуально – творческое задание

Записывают домашнее задание

Урок окончен.

Творческие домашние задания

  1. Выведите  формулу   нахождения площади  поверхности аквариума (аквариум без крышки), имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, обозначив длину аквариума а,  ширину – в, высоту – с.

Тест по математике по теме «Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

1 вариант.

1.Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда?

А) 6   В) 8   С)   12

2.Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда?

А) 6   В) 8    С)  12

3.Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?

А) 6   В)  8   С)   12

4.Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 6 см, 8 см, 4 см.

А) 208 см²  В)104 см²  С) 224 см²

II вариант

1.Обозначьте вершины прямоугольного параллелепипеда, назовите и запишите равные ребра, равные грани.

2. Найдите площадь поверхности бака, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 40 см, 5 дм, 10 дм.

А) 220 дм²; б) 110 дм²; в) 2200 см²


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

Технологическая карта урока 5 класс по теме "Школа" УМК Кауфман

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".

Тип урока      Урок формирования новых знаний; комбинированный.Педагогические технологии    1.Технология развития критического ...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Планы на лето".

Данный урок - это урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ученики получили при изучении темы "Планы на лето"....

Технологическая карта урока. 9 класс. География. Тема: "Хозяйство Урала". С учетом ФГОС.

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...