Технологическая карта урока математики 5 класс "Площадь фигур"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Представлен конспект урока, отвечающий требованиям ФГОС. Представлена подробгая технологическая карта. Урок сопровождается презентацией. На уроке учащиеся выполняют исследовательскую работу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_ploshchad_figur_5_kl.docx | 280.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе
Учитель: Юдахина Т М.
Тема урока: Формула. Площадь фигур. Тип урока: комбинированный урок. Место урока: 4 урок по теме «Площади и объемы» |
Цель: актуализировать знания о площади, применять их при решении задач Задачи: - образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур. - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в парную работу и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, милосердие. - развивающие (формирование регулятивных УУД) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам : S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. |
Оборудование: мультимедиапроектор, картон, геометрические фигуры, клейкий карандаш. |
План урока:
|
Учебник 1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009 |
Тип урока: обобщение по теме «Площадь прямоугольника» |
Методы:
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная Организация деятельности учащихся на уроке: -самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока; -выводят формулы из основных формул. -работают с алгоритмом при выполнении заданий; -отвечают на вопросы; -решают самостоятельно задачи; -оценивают себя и друг друга; -рефлексируют. |
Структура и ход урока
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
(по тебованиям ФГОС)
(см ниже)
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД | ||||||||
Познаватель- ные | Регулятив ные | Коммуникатив- ные | Личностные | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||
1 | Организацион-ный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; | Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы учителя | 2 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения. | |||||
2 | Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Вступительное слово учителя. Устный счет. Повторение пройденного на прошлом уроке. Слушание домашнего творческого задания |
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. | 10 | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Самоопределение | |||||
3 | Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Беседа с проблемным вопросом по будущей теме (отгадывание шарады). Задает учащимся наводящие вопросы. | Определяют цель урока. | 2 | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. | Целеполагание | Постановка вопросов | Самоопределение | |||||
4 | Работа по выявлению усвоения знаний | Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника. | Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. Задача на краеведческом материале. | Делают вывод о формуле нахождения площади прямоугольника, единиц измерения, свойствах площади. Решают задачу на нахождение площади бассейна | 10 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. | Планирование, прогнозирование | Умение слушать и вступать в диалог | Самоопределение | |||||
5 | Проверка усвоения знаний | Установление правильности и осознанности изучения темы. | Объясняет условия выполнения тестовых заданий | Самостоятельно отвечают на вопросы, решая задачи | 5 | Рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Умение слушать и понимать, правильно выполнять задания. | Ориента- ция в межлично-стных отношениях | |||||
6 | Самооценка результатов | Самооценка результатов выполнения теста | Объявляет критерии выставления оценки. | Сравнивают результаты своей работы с правильными ответами. Оценивают себя. | 5 | рефлексия способов и условий действия | контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; | Самоопределение | |||||
7 | Создание проблемной ситуации для перехода к проектной деятельности | Создать условия для формулировки темы предполагаемого проекта | Использует игровые моменты, используя опыт детей по просмотру мультфильмов, создает предпосылки для проявления сочувствия и желания помочь. | Принимают решение «построить» дом для бездомных животных | 3 | Выделение и формулирование цели проектной деятельности | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи | Умение слушать, высказывать свою точку зрения, умение вести диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения | |||||
8 | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 2 | ||||||||||
9 | Проектная деятельность | Выполнение проекта «Построение» дома для бездомных животных | Формулирует при помощи детей алгоритм проектной деятельности. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении работы. | Учащиеся выполняют в парах творческое задание по алгоритму Делают записи в проектом листе. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. | 15 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в парную деятельность.; Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. | Профессионалное самоопределение, смыслообразование | |||||
10 | Подведение итогов урока | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы в классе. | Отвечают на поставленные вопросы. Определяют оценку своего труда по количеству заработанных баллов по ходу урока | 5 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. | Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся | |||||
11 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | 5 | саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка | Практико рориентированное | ||||||
12 | Рефлексия. | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | 2 | Оценка своей деятельности и других людей | Смыслообразование |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика! | Учащиеся готовы к началу работы. |
II . Актуализация знаний.
На дом у вас было творческое задание: написать сказку про формулу. Послушаем! Треугольник формулы – что это такое? Изобразить на доске треугольник формулы скорости и площади(слайд 3). Для чего нам надо знать площадь? (слайд 4). | 1 Учащиеся среди выражений выбирают формулы и объясняют, почему не все выражения относятся к формулам.
Один из уч-ся читает своё сочинение Два ученика выводят формулы на доске с помощью треугольника (с объяснением) |
2. Мотивация Чем мы занимались на прошлом уроке? Зачем нам надо уметь находить периметр прямоугольника? Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке разгадаем шараду Первую находим – вычисляем, Много формул про нее мы знаем. На второй же – митинги, парады, Погулять по ней всегда мы рады. ЧТО ЭТО? Какое слово получилось?(слайд 5). | Рассматривали фигуры, четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата Чтобы использовать в жизни: в строительстве, в сельском хозяйстве, дома и т.д. Разгадывают шараду - Площадь. |
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. Итак, тема нашего урока: «Площадь. Формула площади прямоугольника». Записываем в тетрадь Для чего нужно знать формулу прямоугольника. Где это может использоваться в жизни? IV. Работа по выявлению усвоения знаний 1.У любой фигуры можно найти площадь. Назовите формулу площади. Что мы знаем о площади прямоугольника? Это – (словами)…… Чтобы найти площадь, нужно…. В каких единицах измеряется площадь? Знаете ли вы старинные меры площади? Площадь квадрата равна… 2.Площади каких фигур равны? |
Отвечают (есть на слайде подсказки) S=a*b Это –величина, равная произведению длин сторон прямоугольника Чтобы найти площадь, нужно измерить длины сторон и вычислить их произведение В каких единицах измеряется площадь? 1см2, 1дм2, 1м2, 1км2 старинные меры площади: …… Площадь квадрата равна S=a2 |
3.Какие свойства демонстрируются на слайдах? 4. Как найти площадь прямоугольного треугольника? 5. Угадайте, что на фото? Правильно. Это наш бассейн! Найдите его площадь. | Отвечают на вопросы: Свойства: Площади равных фигур равны Площадь фигуры равна сумме площадей составляющих её фигур Площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника a=25м b=12м S=a*b S= 25*12=300 (м2) |
V. Проверка усвоения знаний. Выполнения тестовых заданий
А) S=2*a*b Б)S=a+b В) S=2*(a+b) Г)S=a*b
А) S=20 см2 Б)S=20 см В) S=18 см Г)S=20 м
А) S=36 см2 Б)S=36 см В) S=72 см2 Г)S=72 см | Самостоятельно выполняют тест (Решение – в тетради, на снежинках – ответы) |
VI. Самооценка. | Ключ: ГАВ (переход к проектной деятельности: пришел котенок по имени Гав!) |
VII. Cоздание проблемной ситуации Ребята, посмотрите на этих маленьких беззащитных животных. Им холодно. У них нет домика. Давайте построим им домик! | Конечно, мы поможем беззащитным животным! |
VIII. Физминутка. Перед трудной работой надо размяться! Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки, Сразу станем все бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
IX. Проектная деятельность Работа в парах по алгоритму. Учитель выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания. АЛГОРИТМ выполнения работы
АЛГОРИТМ вычисления площади
S=S1+S2 -S3=…
| По парам выполняют задания (мини-проект) «Строят» домик для щенка и котенка. Оформляют решение в тетради. НАПРИМЕР: S=Sпр+Sтр- Sпр белого Sпр = 6*5=30(cм2) Sтр=(7*6):2=15 (cм2) Sпр белого=2*2=4(cм2) S=30+15-2=43 (cм2) |
X. Подведение итогов урока. Эстетическое восприятие выполненной работы. Ребята, посмотрите, какой замечательный домик вы построили! Как радуются ваши маленькие друзья! -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Какие получили результаты? По каким формулам находятся площадь прямоугольника и площадь квадрата, площадь треугольника? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали. Оцените себя У кого звезда - 5 У кого есть елочка – 4 У кого только снежинки - 3 - Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. | Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают себя Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. |
XI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Сегодня мы говорили о площади прямоугольника. На следующем уроке нам понадобятся коробочки, о которых я вам говорила (параллелограмм) А еще вам надо вычислить площадь комнат и общую площадь дома Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся внимательно слушают. вычислить площадь комнат и общую площадь дома |
XII.Рефлексия. Как вы думаете, ребята, вашим подопечным понравился домик. А вам? До свидания. С наступающим Новым годом! | Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока. |
ЭТАПЫ | время | примечания | |
1 | Организационный этап | 2 | |
2 | Актуализация знаний | 10 | Сл 2- |
3 | Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся | 2 | |
4 | Работа по выявлению усвоения знаний | 10 | |
5 | Проверка усвоения знаний | 5 | |
6 | Самооценка результатов | 5 | |
7 | Создание проблемной ситуации для перехода к проектной деятельности | 3 | |
8 | Физкультминутка | 2 | |
9 | Проектная деятельность | 15 | |
10 | Подведение итогов урока | 5 | |
11 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 5 | |
12 | Рефлексия. | 2 |
АЛГОРИТМ выполнения работы
| АЛГОРИТМ выполнения работы
| АЛГОРИТМ выполнения работы
|
АЛГОРИТМ вычисления площади
S=S1+S2 -S3=…
| АЛГОРИТМ вычисления площади
S=S1+S2 -S3=…
| АЛГОРИТМ вычисления площади
S=S1+S2 -S3=…
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 5 классе. Тема:"Геометрические фигуры".
Технологическая карта урока математики в 5 классе....
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме " Единицы измерения площадей. Равные фигуры" ФГОС
Тип урока: закрепление и систематизация знаний по теме. Исследовательская работа.Место урока в системе уроков по теме: урок по отработке навыков вычисления площадей прямоугольника и других фигур...
Технологическая карта урока математики в 8 классе по теме: "Построение симметричных фигур относительно оси симметрии и центра симметрии"
Технологическая карта урака математики в 8 классе по теме "Построение симметричных фигур" с применением технологии уровневой дифференциации...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В ТРАНСФОРМИРУЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ (с фотоотчетом о результатах работы) в 5 классе по теме: "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры" (Бурмистровой Е.Ю.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В ТРАНСФОРМИРУЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ (с фотоотчетом о результатах работы) в 5 классе по теме: "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры" (Бурмистровой Е.Ю.)...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по ФГОС на тему " Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге"
Данный архив содержит технологическую карту к комбинированному уроку в 5 классе по теме: "Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге". Урок дает возможность знакомить с новым способом реш...
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...
Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»
Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...