Конспект занятия по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
план-конспект занятия по математике (5, 6, 7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по финансовой грамотности для учащихся 5-7 классов | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по финансовой грамотности.
Тема: «Семейный бюджет»
Цель занятия: усвоить основные понятия по теме «Семейный бюджет».
Задачи:
Образовательные : сформулировать понятия о семейном бюджете;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бюджету семьи; умение работать в команде, находить коллективный ответ путем обсуждения.
Ход урока.
Группа учащихся делится на две семьи. Главные герои занятия – ученики 7 класса Сергей и Дима.
Первая семья Озеровых: ученик 7 класса Сергей, папа и мама Сергея, бабушка, братишка Дима.
Вторая семья Петровых: ученик 7 класса Дима, его бабушка и дедушка, папа с мамой, старшая сестра Юля, младшая сестренка Аня.
Семьи приветствуют друг друга.
Ученик Сережа представляют свою семью:
Меня зовут Сергей. Я учусь в 7 классе. Это моя бабушка Елена Сергеевна, ее старший сын и мой папа – Антон Николаевич, мама – Наталья Михайловна, есть у меня братишка – Дима, ему всего 7 месяцев.
Ученик Дима представляет свою семью:
Меня зовут Дима, я ученик 8 класса. Разрешите представить мою семью: бабушка с дедушкой - пенсионеры, мой папа – Николай Семенович, водитель автобуса, мама Мария Владимировна работает в научно-исследовательском институте, старшая сестра Юля учится в институте, и младшая сестренка Аня учится в 3-м классе.
Накануне учительница дала Диме домашнее задание: посчитать семейный доход семьи и вычислить средний доход на одного члена семьи.
Дима:
Бабушка получает пенсию 9599 рублей, дедушка – 9000 рублей и социальное пособие 2500 рублей. У мамы зарплата 20 000 рублей. А папа – водитель автобуса, зарабатывает 35 000 рублей в месяц. Старшая сестра Юля учится в институте, получает стипендию 1500 рублей и подрабатывает в кафе по выходным, за что ей платят 5000 рублей.
Таким образом., доход получается: 9500 + 9000 + 2500 + 20000 + 35000 + 1500 + 5000 = 82500 руб.
Средний доход на одного члена семьи: 82500: 7 11 786 руб. или 11786: 30 = 393 руб.. в день.
Задание семье Сережи: определить вид доходов семьи Димы:
• Заработная плата и другие виды платы за наёмный труд;
• Социальные пособия и пенсии,
• Доходы от владения собственностью,
• Доходы от сбережений, помещённых в банки и ценные бумаги.
Учительница:
Знаете ли вы другие источники семейного дохода?
Предполагаемые ответы: бизнес, временная подработка, выигрыш в лотерею, денежные призы за победу в конкурсе; продажа овощей и фруктов с подсобного хозяйства, заемные средства: кредит в банке и т.д.)
Семейные команды должны назвать как можно больше источников дохода.
Учительница:
Человек может обратиться в банк и попросить кредит. Однако за пользование заёмными (полученными в долг) деньгами придётся заплатить, то есть вернуть больше, чем было одолжено. Это нужно знать!
Задание для семей: решить задачи, связанные с кредитами в банке.
Задача для семьи Озеровых.
В банке взят кредит в размере 640 евро сроком на один год. Какую сумму денег придется вернуть, если кредитный процент банка составляет 25% годовых?
Решение:
640 евро - - - -100%
х евро ---- 125%
х = 640*125:100 = 800 евро.
Задача для семьи Петровых
Какой капитал нужно положить в банк под 25% годовых, чтобы через год получить
доход (сумму начисленных процентов) в размере 125 тыс. рублей?
х тыс. руб.----100%
125 тыс. руб.- - -125%
Решение: х = 125*100:125 = 100 (тыс. руб.)
Куда уходят деньги или расходы семьи.
Сценка (показывают Сергей и его мама). По ходу сценки мама пишет на стикерах расходы и вешает их на классную доску.
Сережа: Мама, давай купим мне новый телефон.
Мама: Я хочу с тобой поговорить. Давай-ка мы с тобой разберёмся с деньгами. А то мне кажется, что ты считаешь наш кошелёк бездонным. Вот смотри…
(На столе спички, разложенные по кучкам)
Мама: Здесь 72 спички – по спичке на каждую тысячу рублей нашего семейного бюджета. Считай сам. Папа приносит зарплату в 35 тысяч рублей. Бабушка получает пенсию 8 тысяч, и ещё 18 тысяч ей платят за квартиру, которую она сдаёт. На твоего младшего братика мне дают детское пособие в 11 тысяч рублей. Итого 72 тысячи рублей, или 72 спички. Как думаешь, это много?
Сережа: Очень!
Мама: Как бы не так! Сейчас сам убедишься. Начнём с главных расходов. Первым делом отложим деньги на еду. Без неё никак нельзя обойтись, и на это у нас в месяц уходит 35 тысяч – почти половина всех денег. Отсчитай 35 спичек и отложи их отдельно. А я пока напишу бумажку: «Питание – 35 000 руб.»…
Мама: Теперь нам надо убрать из общей кучи денег то, что мы каждый месяц платим за квартиру, воду, свет, газ, телефон… В общем, откладывай ещё 12 спичек, то есть 12 тысяч рублей, на то, чтобы нам свет не выключили и на улицу не выселили. А я опять бумажку напишу.
Мама: И сколько же у нас с тобой осталось?
Сережа: Ровно 25 тысяч!
Мама: Что ж, верно. Теперь откладывай ещё 4 спички.
Сережа: А это на что пойдёт?
Мама: На проездные для папы, меня и тебя, чтобы мы могли ездить на работу, в поликлинику и в школу.
Сережа: Ну теперь - то все?
Мама: Как бы не так. Ещё 3 спички откладывай на лечение. Бабушке лекарства нужны, малышу – само собой, да и тебя шапку надеть не заставишь, а потом ты хлюпаешь носом и кашляешь так, что без капель и микстуры не обойтись… Так что меньше 3 тысяч в месяц никак не выходит.
Мама: Хорошо, поехали дальше.
Сережа: Неужели еще не все?
Мама: А ещё телевизор, стиральная машина, компьютер, от которого тебя не оторвать. А это всё денежек стоит, и немалых, и купили мы это, взяв кредит в банке, то есть в долг. И теперь каждый месяц должны отдавать банку 6 спичек, тьфу, тысяч, оговорилась…
Сережа: Еще 2 тысячи за оплату дополнительные занятия по английскому языку.
Сережа: Ну, остальные-то деньги –свободные?
Мама: Что значит «свободные»? Это как посмотреть. Мы, когда тебя в этом году собирали в школу, потратили 14 тысяч рублей – с ума сойти можно! Считай, что каждый месяц надо по тысяче с лишним рублей откладывать, чтобы в августе тебе купить всё, что нужно для школы. Так что ещё одну спичку из кучки отодвинь-ка в сторонку. Вот так, верно… И что же у нас там осталось? Подскажи-ка мне, дружок?
Сережа: Да ладно, ты и сама всё видишь - всего-то 9 спичек и осталось. Но хоть это свободные деньги?!
Мама: Ну, как тебе сказать? Вообще-то, нам с папой и бабушкой тоже надо время от времени покупать новую одежду и обувь. А приличные зимние сапоги для меня дешевле 6 тысяч не купить – мне ведь тоже хочется выглядеть красиво! И в кино хочется сходить хоть раз в месяц. А это тоже немногим меньше тысячи рублей… А ведь ещё подарки на дни рождения, стиральный порошок, зубная паста, да мало ли хозяйственных расходов…
Сережа: Мам, мы что же, выходит, бедные?!
Мама: Мы-то? Да нет, уж совсем бедной нашу семью никак не назовёшь – ты, по счастью, не знаешь, что такое настоящая бедность. Но и особо богатыми мы себя считать тоже не можем. Так что ты не сердись, когда я на твои просьбы говорю «нет». Ты уже парень большой и должен понимать – мне надо свести концы с концами, чтобы наша семья ни в чём действительно важном недостатка не испытывала. Вот станешь совсем взрослым, начнёшь много зарабатывать и тогда будешь себе покупать всё, что захочешь и на что хватит денег после оплаты обязательных расходов.
Сережа: А какие расходы обязательные?
Учительница:
Спасибо, ребята. Итак, из сценки вы поняли, что расходы семьи бывают самые различные. На самом деле, их можно условно разделить на три группы: обязательные, желательные и неразумные (лишние) расходы.
Учительница:
Доходы и расходы, их состояние в семье мы называем семейным бюджетом. Слово «бюджет» в переводе с французского означает «кожаный кошелек».
Хорошо, что семья Озеровых умеет разумно тратить семейный доход. Такое сочетание доходов и расходов называется стабильным.
Немного сократить семейные расходы можно только за счёт уменьшения доли желательных покупок. Так называют расходы на те товары или услуги, без которых вообще-то прожить можно. Например, можно обойтись без сотовой связи, Интернета, походов в кино, украшений и косметики и так далее. Но если таких ограничений будет слишком много, жизнь покажется неинтересной и безрадостной. Недаром существует шутка, что человек может прожить без необходимого, но не может без лишнего!
И всё же, когда с деньгами трудно, надо найти в себе силы отказаться от этих необязательных покупок, иначе нечем будет платить за действительно необходимое, а этого, как мы только что обсудили, допускать никак нельзя.
Ну, а главный враг семейного благосостояния – неразумные расходы. Это то, без чего можно легко обойтись, но что так активно призывают купить реклама на телевидении, радио и в Интернете. И устоять перед такой рекламой многие не могут.
А вам попадалась реклама совершенно лишних товаров?
Звучат ответы ребят.
Учительница предлагает посмотреть ролик.
Ссылка: https://youtu.be/a6d-_rPlbs
Учительница:
«Деньги счёт любят» - эта поговорка всегда подтверждается на практике. Давайте и мы раскроем смысл и выразим отношение к другим пословицам о деньгах.
Задание: написать эссе.
Темы эссе:
для семьи Петровых: «Без нужды живёт, кто деньги бережёт»;
для семьи Петровых: «Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено».
По окончании работы каждая команда зачитывает составленное эссе.
Рефлексия «Шкатулка знаний».
Каждый из вас из шкатулки вытянет бумажку с предложением, но оно не закончено, вам нужно будет его продолжить.
Варианты незаконченных предложений
Сегодня на занятии я узнал…
Для меня было важно узнать…
Теперь я могу…
Сегодня на занятии для меня было легко…
Сегодня на занятии для меня было самым тяжелым…
Сегодня мне понравилось…
Список использованного материала:
- Липсиц И. В., Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы образоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.
- https://youtu.be/a6d-_rPlbs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Бюджет семьи"
Ознакомить подростков со структурой семейного бюджета, научиться планировать и анализировать семейный бюджет....
конспект занятия по финансовой грамотности 8 класс
конспект по финансовой грамотности...
Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов" старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети путешествуют по стране Финансов, узнают о прошлом денег, играют в дидактические игры и изготавливают банкноты для игры....
Конспект занятие по финансовой грамотности для молодых людей с ОВЗ: «Деньги, и как их экономить».
В конспекте представлены теоретические и практические задания по финансовой грамотности для воспитанников с ОВЗ...
Интегрированный урок по финансовой грамоте «Бюджет для коробочки с завтраком» (математика и английский язык)
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Ф...
Разработка факультативного занятия по финансовой грамотности. Тема: "Семейный бюджет"
Класс:8 классУчитель: Мозолева Альбина ВладимировнаТип урока: Урок открытия новых знанийТема: Семейный бюджет.Цель:научиться правильно определять к какому уровню экономического благосостояния населени...
конспект урока по финансовой грамотности в 8 классе по теме "Семейный бюджет"
В 8классе дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков т...