конспект урока по финансовой грамотности в 8 классе по теме "Семейный бюджет"
методическая разработка по математике (8 класс)

В 8классе дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Большинство подростков просят у родителей деньги на удовлетворение собственных потребностей, при этом болезненно воспринимают отказ, не понимая его причины. Школьнику необходимо знать: что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего его необходимо планировать? Ответы на На данном занятии важно сформировать у учащихся понимание того, что если они потратят денежные средства на вещи, которые не нужные, то у них не хватит финансов на покупку самого необходимого. Поэтому важно учиться оценивать финансовые возможности семьи и потребности, уметь выбирать покупки по степени важности. Технологическая карта урока по финансовой грамотности Фамилия, имя . отчество автора -Жидкова Людмила Ивановна Категория участника в конкурсе - педагог общеобразовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_finansovoy_gram.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

В 8классе дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Большинство подростков просят у родителей деньги на удовлетворение собственных потребностей, при этом болезненно воспринимают отказ, не понимая его причины.

Школьнику необходимо знать: что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего его необходимо планировать? Ответы на

На данном занятии важно сформировать у учащихся понимание того, что если они потратят денежные средства на вещи, которые не нужные, то у них не хватит финансов на покупку самого необходимого. Поэтому важно учиться оценивать финансовые возможности семьи и потребности, уметь выбирать покупки по степени важности.

Технологическая карта урока по финансовой грамотности

Фамилия, имя . отчество автора -Жидкова Людмила Ивановна

Категория участника в конкурсе - педагог общеобразовательной организации

Тема: «Семейный бюджет»

Тип занятия: изучение нового материала

Формы проведения занятия: : лекция-беседа, практикум

Цели учебного занятия:

-продолжение формирования основ финансовой грамотности посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений.;
- подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи финансовой грамотности и окружающего мира;

-формирование умений строить бюджет семьи
Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные

Предметные результаты

Базовые понятия и знания: семейный бюджет, профицит идефицит семейного бюджета, знание статей доходов и расходов се-

мейного и личного бюджета. понимание различий в структуре семейного бюджета в зависи-мости от возраста членов семьи и других факторов.

Умения:

рассчитывать профицит и дефицит семейного и личного бюджета.; определять приоритетные траты и строить семейный бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе на основе данного выбора-

.Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: 1)Базовые логические действия: формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак;формулировать и преобразовывать суждения; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способы решения задачи.; делать выводы; структурировать знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания; рефлексия способов и условий действия»анализ объектов и синтез.

.2) Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; самостоятельно устанавливать искомое и дан-
ное,; формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение.

3) Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, дан-ных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графи-кой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

формулирование собственного отношения к различным фи-нансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование)

•умение анализировать и интерпретировать финансовую ин-формацию, полученную из различных источников, различать мне-ние (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.

Сотрудничество: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, понимать и использовать преимущества индивидуальной работы при решении учебных математических задач. Общение: полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных работах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, решаемой задачи, представлять результаты решения задачи,

Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать про-блему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, опреде-лять последовательность своих действий по её решению;

• проявление познавательной и творческой инициативы в при-менении полученных знаний и умений для решения задач в областиличных и семейных финансов;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооцен-ка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на ос-нове выработанных критериев;

• самостоятельное планирование действий по изучению фи-нансовых вопросов

Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи(или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющих-ся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информа-
ции.планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция.

Личностные УУД: формированность ответственности за принятие решений в сфере финансов; готовность и способность к финансово-экономическому

образованию и самообразованию во взрослой жизни; самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Оборудование:, раздаточный материал.

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся ФОУД

Формируемые УУД

#1054;рганизационный момент

Здравствуйте, ребята..Я надеюсь, что вы с хорошим настроением пришли на сегодняшний урок. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Еще раз проверьте есть ли на столе учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Приветствуют учителя, улыбаются, настраиваются на работу.

Проверяют наличие принадлежнос

2. Актуализация опорных знаний.

Проблемная ситуация.

- Сегодняшнее занятие хочется начать с народной мудрости «Кто не считает свои деньги, тот проявляет неуважение к своему труду» и слов немецкого писателя Бертольда Авербаха. «Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство»

Как вы думаете о чем они?

На прошлых занятиях мы с вами узнали какие бывают источники доходов, от чего они зависят и структуру расходов на каждом жизненном этапе.

Назовите основные источники доходов.

Назовите основные статьи семейных расходов. Какая статья занимает наиболее весомую часть расходов?

Есть ли различия в статьях расходов семей молодых, семей пенсионеров, людей среднего возраста?

Представим ситуацию, молодые выпускники института Наталья и Александр быстро нашли работу, каждый получал зарплату в 25 тыс. рублей и решили, что готовы создать семью. Родители в складчину подарили им квартиру, и молодая семья сразу получила возможность вести самостоятельное хозяйство. Но скоро выяснилась серьезная проблема: деньги моментально заканчивались, росли долги по коммунальным. платежам, денег на продукты не хватало, хотя в шкафу постоянно появлялись новые платья Натальи, а Александр по прежнему регулярно играл в компьютерные игры. В результате счета за коммунальные услуги ока-зывались неоплаченными, денег на продукты питания не хватало. Как Анастасия и Павел должны управлять своими финансами, чтобысовместных доходов хватало на всё самое необходимое и оставались деньги „побаловать себя“?

Как вы думаете в чем причина подобной ситуации?

Индивидуальная, фронтальная. Ответы учащихся.

.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

3. Открытие нового знания, принятие целей и усвоение знаний.

Ребята, а что надо сделать, чтобы не оказаться в будущем в подобной ситуации? Да, необходимо грамотно распоряжаться своими финансами, анализировать доходы и расходы, составлять план регулярных доходов и расходов, как семейных, так личных, то есть бюджет. А что нам надо для этого научиться уметь делать? Попробуем сформулировать тему урока. Запишем тему урока. Давайте попробуем дать определение понятия «семейный бюджет». Для этого выполним задание « Ассоциации»

Задание: перечислите, какие ассоциации вызывает словосочетание «семейный бюджет». Из ассоциаций (доход, расход, план, период…) составьте определение.

Семейный бюджет – это совокупность (роспись) доходов и расходов семьи, составляемая на определенное время.

Игра «Верите ли вы?» или – «Данетка

Задание: учащиеся отвечают на вопросы учителя – «да» или «нет». Ответы записывают в тетрад

- Правда ли, что семейный бюджет – это семейные сбережения

- Правда ли, что бюджет бывает полным и неполным?

-Правда ли, что многие не умеют планировать семейный бюджет?

Сформулируем цель урока.

.

Семейный бюджет обычно составляют в виде простой таблице

Доходы в следующем месяце

Расходы в следующем месяце

Статья

Сумма

Статья

Сумма

Итого:

Итого:

Профицит/Дефицит

Сначала в строки раздела «Доходы в следующем месяце»
записываются все виды денежных поступлений, которые и вы ваша семья рассчитываете получить в данный период времени: заработная плата, пособия, плата за различные подработки(если они имеются). В последней строке этого столбца таблицы записывается общая сумма реально ожидаемых доходов в предстоящем месяце (предполагаемый выигрыш в лотерею
сюда помещать не стоит!).
В строки раздела «Расходы в следующем месяце» записываются те расходы, без которых нельзя обойтись.
В первую очередь семья должна определить, что являетсясамым необходимым и какие траты нельзя отложить на потом.
Например, это могут быть следующие статьи расходов:
• питание;
• оплата жилья, воды, отопления, электричества;
• оплата телефона и Интернета (у кого он подключён);
• хозяйственные товары и косметика;
• одежда и обувь;
• проезд на транспорте;
• лекарства и многое, многое другое.
Хорошо, если в этом же столбце появится строка «Отло-жить в сбережения».
Несколько строк в разделе «Расходы» можно сперва оста-вить пустыми. В них мы запишем те расходы, которые не являются обязательными,но желательны (если на это, конечно,хватит денег).
В последней строке этого столбца таблицы указывается общая сумма реально необходимых расходов будущего месяца.
Главное правило семейного бюджета – сумма расходов в долго срочном периоде (например, 2–3 года) не должна превышать суммы доходов.
Иначе у семьи образуется
дефицит бюджета, т. е. ситуация, при которой расходы будут превышать доходы. Лучше, чтобы в семейном бюджете был профицит, т. е. ситуация, при

которой доходы превышают расходы, и эту разницу можно отложить в сбережения («правило десяти процентов) и сбалансировать свои расходы и доходы, но только в более долгосрочном периоде.

Конечно, семье приходится занимать деньги. Но при этом должен действовать принцип разумного заимствования.

-Что пожелаем Анастасии и Павлу?

(Анастасии и Павлу надо научиться составлять семейный бюджет, в котором сначала следует определить самые необходимые расходы, а затем планировать покупки«для себя»).Перечислите необходимые расходы.

Например, необходимые расходы – это:

1) продукты питания – 8 тыс. руб.;

2) оплата жилья (они живут в семейном общежитии,

предоставленном работодателем) – 3 тыс. руб.;

3) оплата коммунальных услуг: вода, отопление, элек-

тричество – 2,5 тыс. руб.;

4) оплата телефона и Интернета – 1,5 тыс. руб.;

5) хозяйственные товары и косметика, предметы лич-

ной гигиены – 2 тыс. руб.;

6) проезд на транспорте – 1,6 тыс. руб.;

7) оплата кредита за телевизор, холодильник и стиральную машину – 8 тыс. руб.;

8) лекарства – 1 тыс. руб.

Итого на постоянные расходы уходит 27,6 тыс. руб.

При совместном доходе в 40 тыс. руб. у Анастасии и Павла остаётся 12 400 руб.

- Куда можно потратить тогда им избыточные деньги?

-Для умения строить бюджет, есть два пути:

1. «Деньги управляют мной»-самый простой: вы тратитеденьги по мере появления потребностей, а когда они заканчиваются, затягиваете пояс, отказываясь даже от самых необходимых расходов. Или ещё вариант – одалживаете у кого-нибудь деньги до следующей заработной платы.

2. «Я управляю деньгами»-куда сложнее.

Он требует самоконтроля и умений грамотно распоряжаться своими финансами. Получить нужные знания мы поможем,а вот сумеете ли вы обратить их себе на пользу, зависит только от вас. Нефтяной магнат Рокфеллер с детских лет вел расходную книжку, которая помогла ему впоследствии стать богатейшим человеком в СШ

-Какой из двух путей вы выберете вы?

Фронтальная. Ответы учащихся.

Записывают тему урока

Уч-ся перечисляют ассоциации и формулируют определение

Индивидуальная, фронтальная.

Учащиеся говорят о своих предположениях.

Формулируют цель урока

Слушают, отвечают на вопросы,записывают новые понятия в тетрадь

Выбирают путь(второй).

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для решения проблемы, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, сотрудничество.

Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция.

Личностные: смыслообразование, личностный моральный выбор.

Физкультминутка

(слайд 16)

А сейчас немного разомнемся.

Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а

если расходы – потопайте. Начинаем.

1

ЗП папы 50 000 тыс рублей.

2

Оплата коммунальных услуг.

3

Плата за обучение дочери.

4

Накопления в банке.

5

Покупка одежды.

6

Оплата мобильной связи.

7

Пенсия бабушки.

8

Похлопайте сами себе!

Молодцы, закончили. Мы продолжаем.

Выполняют движения

4. Закрепление и систимизация знаний. (продолжение)

А теперь, ребята, чтобы не сбиться с пути давайте тренироваться составлять семейный бюджет . Задание1. Представьте, что вы семья, составьте бюджет.

Задание#1042; таблице представлены доходы и расходы семьи за 1 месяц. Ваша задача определить вид

бюджета семьи. Приложение 1.

Работают в группах. Составляют бюджет.

Из каждой группы уч-ся анализирует свой бюджет. Ребята из другой группы задают вопросы.

самостоятельная работа по применению нового знания

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение способов действия, анализ и синтез.

Коммуникативные: умение слушать, оценивать, корректировать ответы сверстников, полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция.

Личностные: смыслообразование

8. Домашнее задание

Составить бюджет своей семьи.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

.

9. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, давайте подведём итог, вставляя пропущенные слова в текст.

Семейное финансовое планирование, то есть составление семейного … – очень

важный шаг на пути к успеху в достижении … целей. В первую очередь потому, что

планирование позволяет взять под контроль …. Мы часто даже не задумываемся, куда

утекают …. Например, сколько у вас сейчас активных подписок на электронные ресурсы,

которыми вы не пользуетесь? Сколько раз вы сходили в зал по оплаченному на полгода

или год абонементу? Купили гитару – научились на ней играть? Даже просто составив

список своих ежемесячных …, можно легко понять, как управлять … эффективно.

(бюджета, финансовых, расходы, деньги, трат, деньгами)

Ребята на экране вам предложено начало фразы. А сейчас каждый из вас выберет нужную и скажет свое предложение.

сегодня я узнал…,было интересно…,было трудно…,я выполнял задания…,я смог…,я попробую…,меня удивило…, урок дал мне для жизни…,я понял, что…, я приобрёл

Спасибо за работу.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Самооценка. Фронтальная.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, смыслообразование.

Приложение 1

Задание № 1

  1. группа

Оценка бюджета семьи

Состав семьи

Сумма и вид дохода

Статьи расходов

Сумма расходов

Мама

з/плата 7000руб.

Питание

8000руб.

Дочь

Пособие 4000руб.

Коммунальные услуги

2300руб.

Бабушка

Пенсия 11000руб.

Хоз.Нужды

1000руб.

Доход от приусадебногоучастка:1000руб.

Услуги

2000руб.

Итого:

Одежда

3000руб.

Мобильнаясвязь

400руб.

Увлечения

1000руб.

Кредиты

1500руб.

Итого:

Сделайтевывод:

а) Какой состав семьи?

Б) Все ли члены семьи приносят доходы?

В) Рационально ли члены семьи тратят деньги?

Г) Какой тип бюджета в данной семье?

Д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?

2 группа

Оценка бюджета семьи

Состав семьи

Сумма и вид дохода

Статьи расходов

Сумма расходов

Мама

з/плата10000руб.

Питание

9000руб.

Папа

З\плата28000руб.

Коммунальные услуги

3800руб.

Сын

-

Хоз.Нужды

1500руб.

Дочь

Стипендия1300руб.

Услуги

4000руб.

Итого:

Одежда

12000руб.

Мобильнаясвязь

1000руб.

Увлечения

2500руб.

Кредиты

4500

Итого

Сделайтевывод:

а) Какой состав семьи?

Б) Все ли члены семьи приносят доходы?

В) Рационально ли члены семьи тратят деньги?

Г) Какой тип бюджета в данной семье?

Д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье

Информационные источники

Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014. 2. Липсиц И.В.,

Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5.

Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Материалы интернета

https://моифинансы.рф/.ru›


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по финансовой грамотности

конспект урока по финансовой грамотности...

конспект занятия по финансовой грамотности 8 класс

конспект по финансовой грамотности...

урок по финансовой грамотности 10 класс и презентация

Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-конференцияПроблема урока: в современном мире существует очень удобная форма денежных расчетов, которую люди не используют в полной мере.Под...

План-конспект урока по финансовой грамотности "Saving my money" в 5 классе

План-конспект урока по финансовой грамотности "Saving my money" в 5 классе на английском языке...

Конспект урока по финансовой грамотности "В мире финансов"

Тема урока: «В мире финансов»Цель: развитие финансовой грамотности обучающихся.Задачи:- способствовать формированию экономического образа мышления;- воспитывать ответственность и нравствен...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности 8 класс

Технологическая карта урока по финансовой грамотности. Содержательная: создание условий для формирования представления об источниках доходов и расходов семьи, семейном бюджете, личном финансовом ...

История российских денег, урок по финансовой грамотности 5 класс

История российских денег, урок по финансовой грамотности 5 класс...