Введение.
В 8классе дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Большинство подростков просят у родителей деньги на удовлетворение собственных потребностей, при этом болезненно воспринимают отказ, не понимая его причины.
Школьнику необходимо знать: что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего его необходимо планировать? Ответы на
На данном занятии важно сформировать у учащихся понимание того, что если они потратят денежные средства на вещи, которые не нужные, то у них не хватит финансов на покупку самого необходимого. Поэтому важно учиться оценивать финансовые возможности семьи и потребности, уметь выбирать покупки по степени важности.
Технологическая карта урока по финансовой грамотности
Фамилия, имя . отчество автора -Жидкова Людмила Ивановна
Категория участника в конкурсе - педагог общеобразовательной организации
Тема: «Семейный бюджет»
Тип занятия: изучение нового материала
Формы проведения занятия: : лекция-беседа, практикум
Цели учебного занятия:
-продолжение формирования основ финансовой грамотности посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений.;
- подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи финансовой грамотности и окружающего мира;
-формирование умений строить бюджет семьи
Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные
Предметные результаты
Базовые понятия и знания: семейный бюджет, профицит идефицит семейного бюджета, знание статей доходов и расходов се-
мейного и личного бюджета. понимание различий в структуре семейного бюджета в зависи-мости от возраста членов семьи и других факторов.
Умения:
рассчитывать профицит и дефицит семейного и личного бюджета.; определять приоритетные траты и строить семейный бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе на основе данного выбора-
.Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: 1)Базовые логические действия: формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак;формулировать и преобразовывать суждения; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способы решения задачи.; делать выводы; структурировать знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания; рефлексия способов и условий действия»анализ объектов и синтез.
.2) Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; самостоятельно устанавливать искомое и дан-
ное,; формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение.
3) Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, дан-ных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графи-кой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные УУД: умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
формулирование собственного отношения к различным фи-нансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование)
•умение анализировать и интерпретировать финансовую ин-формацию, полученную из различных источников, различать мне-ние (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Сотрудничество: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, понимать и использовать преимущества индивидуальной работы при решении учебных математических задач. Общение: полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных работах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, решаемой задачи, представлять результаты решения задачи,
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать про-блему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, опреде-лять последовательность своих действий по её решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в при-менении полученных знаний и умений для решения задач в областиличных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооцен-ка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на ос-нове выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению фи-нансовых вопросов
Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи(или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющих-ся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информа-
ции.планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция.
Личностные УУД: формированность ответственности за принятие решений в сфере финансов; готовность и способность к финансово-экономическому
образованию и самообразованию во взрослой жизни; самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Оборудование:, раздаточный материал.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся ФОУД | Формируемые УУД |
#1054;рганизационный момент | Здравствуйте, ребята..Я надеюсь, что вы с хорошим настроением пришли на сегодняшний урок. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Еще раз проверьте есть ли на столе учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка. | Приветствуют учителя, улыбаются, настраиваются на работу. Проверяют наличие принадлежнос |
|
2. Актуализация опорных знаний. Проблемная ситуация. | - Сегодняшнее занятие хочется начать с народной мудрости «Кто не считает свои деньги, тот проявляет неуважение к своему труду» и слов немецкого писателя Бертольда Авербаха. «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство» Как вы думаете о чем они? На прошлых занятиях мы с вами узнали какие бывают источники доходов, от чего они зависят и структуру расходов на каждом жизненном этапе. Назовите основные источники доходов. Назовите основные статьи семейных расходов. Какая статья занимает наиболее весомую часть расходов? Есть ли различия в статьях расходов семей молодых, семей пенсионеров, людей среднего возраста? Представим ситуацию, молодые выпускники института Наталья и Александр быстро нашли работу, каждый получал зарплату в 25 тыс. рублей и решили, что готовы создать семью. Родители в складчину подарили им квартиру, и молодая семья сразу получила возможность вести самостоятельное хозяйство. Но скоро выяснилась серьезная проблема: деньги моментально заканчивались, росли долги по коммунальным. платежам, денег на продукты не хватало, хотя в шкафу постоянно появлялись новые платья Натальи, а Александр по прежнему регулярно играл в компьютерные игры. В результате счета за коммунальные услуги ока-зывались неоплаченными, денег на продукты питания не хватало. Как Анастасия и Павел должны управлять своими финансами, чтобысовместных доходов хватало на всё самое необходимое и оставались деньги „побаловать себя“? Как вы думаете в чем причина подобной ситуации?
| Индивидуальная, фронтальная. Ответы учащихся. . | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
3. Открытие нового знания, принятие целей и усвоение знаний. | Ребята, а что надо сделать, чтобы не оказаться в будущем в подобной ситуации? Да, необходимо грамотно распоряжаться своими финансами, анализировать доходы и расходы, составлять план регулярных доходов и расходов, как семейных, так личных, то есть бюджет. А что нам надо для этого научиться уметь делать? Попробуем сформулировать тему урока. Запишем тему урока. Давайте попробуем дать определение понятия «семейный бюджет». Для этого выполним задание « Ассоциации» Задание: перечислите, какие ассоциации вызывает словосочетание «семейный бюджет». Из ассоциаций (доход, расход, план, период…) составьте определение. Семейный бюджет – это совокупность (роспись) доходов и расходов семьи, составляемая на определенное время. Игра «Верите ли вы?» или – «Данетка Задание: учащиеся отвечают на вопросы учителя – «да» или «нет». Ответы записывают в тетрад - Правда ли, что семейный бюджет – это семейные сбережения - Правда ли, что бюджет бывает полным и неполным?
-Правда ли, что многие не умеют планировать семейный бюджет? Сформулируем цель урока. . Семейный бюджет обычно составляют в виде простой таблице Доходы в следующем месяце | Расходы в следующем месяце | Статья | Сумма | Статья | Сумма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого: | Итого: | Профицит/Дефицит |
Сначала в строки раздела «Доходы в следующем месяце» записываются все виды денежных поступлений, которые и вы ваша семья рассчитываете получить в данный период времени: заработная плата, пособия, плата за различные подработки(если они имеются). В последней строке этого столбца таблицы записывается общая сумма реально ожидаемых доходов в предстоящем месяце (предполагаемый выигрыш в лотерею сюда помещать не стоит!). В строки раздела «Расходы в следующем месяце» записываются те расходы, без которых нельзя обойтись. В первую очередь семья должна определить, что являетсясамым необходимым и какие траты нельзя отложить на потом. Например, это могут быть следующие статьи расходов: • питание; • оплата жилья, воды, отопления, электричества; • оплата телефона и Интернета (у кого он подключён); • хозяйственные товары и косметика; • одежда и обувь; • проезд на транспорте; • лекарства и многое, многое другое. Хорошо, если в этом же столбце появится строка «Отло-жить в сбережения». Несколько строк в разделе «Расходы» можно сперва оста-вить пустыми. В них мы запишем те расходы, которые не являются обязательными,но желательны (если на это, конечно,хватит денег). В последней строке этого столбца таблицы указывается общая сумма реально необходимых расходов будущего месяца. Главное правило семейного бюджета – сумма расходов в долго срочном периоде (например, 2–3 года) не должна превышать суммы доходов. Иначе у семьи образуется дефицит бюджета, т. е. ситуация, при которой расходы будут превышать доходы. Лучше, чтобы в семейном бюджете был профицит, т. е. ситуация, при которой доходы превышают расходы, и эту разницу можно отложить в сбережения («правило десяти процентов) и сбалансировать свои расходы и доходы, но только в более долгосрочном периоде. Конечно, семье приходится занимать деньги. Но при этом должен действовать принцип разумного заимствования. -Что пожелаем Анастасии и Павлу? (Анастасии и Павлу надо научиться составлять семейный бюджет, в котором сначала следует определить самые необходимые расходы, а затем планировать покупки«для себя»).Перечислите необходимые расходы. Например, необходимые расходы – это: 1) продукты питания – 8 тыс. руб.; 2) оплата жилья (они живут в семейном общежитии, предоставленном работодателем) – 3 тыс. руб.; 3) оплата коммунальных услуг: вода, отопление, элек- тричество – 2,5 тыс. руб.; 4) оплата телефона и Интернета – 1,5 тыс. руб.; 5) хозяйственные товары и косметика, предметы лич- ной гигиены – 2 тыс. руб.; 6) проезд на транспорте – 1,6 тыс. руб.; 7) оплата кредита за телевизор, холодильник и стиральную машину – 8 тыс. руб.; 8) лекарства – 1 тыс. руб. Итого на постоянные расходы уходит 27,6 тыс. руб. При совместном доходе в 40 тыс. руб. у Анастасии и Павла остаётся 12 400 руб. - Куда можно потратить тогда им избыточные деньги? -Для умения строить бюджет, есть два пути: 1. «Деньги управляют мной»-самый простой: вы тратитеденьги по мере появления потребностей, а когда они заканчиваются, затягиваете пояс, отказываясь даже от самых необходимых расходов. Или ещё вариант – одалживаете у кого-нибудь деньги до следующей заработной платы. 2. «Я управляю деньгами»-куда сложнее. Он требует самоконтроля и умений грамотно распоряжаться своими финансами. Получить нужные знания мы поможем,а вот сумеете ли вы обратить их себе на пользу, зависит только от вас. Нефтяной магнат Рокфеллер с детских лет вел расходную книжку, которая помогла ему впоследствии стать богатейшим человеком в СШ -Какой из двух путей вы выберете вы?
| Фронтальная. Ответы учащихся.
Записывают тему урока
Уч-ся перечисляют ассоциации и формулируют определение
Индивидуальная, фронтальная. Учащиеся говорят о своих предположениях.
Формулируют цель урока
Слушают, отвечают на вопросы,записывают новые понятия в тетрадь
Выбирают путь(второй). | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для решения проблемы, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, сотрудничество. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция. Личностные: смыслообразование, личностный моральный выбор. |
Физкультминутка (слайд 16) | А сейчас немного разомнемся. Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем. 1 ЗП папы 50 000 тыс рублей. 2 Оплата коммунальных услуг. 3 Плата за обучение дочери. 4 Накопления в банке. 5 Покупка одежды. 6 Оплата мобильной связи. 7 Пенсия бабушки. 8 Похлопайте сами себе! Молодцы, закончили. Мы продолжаем.
| Выполняют движения |
|
4. Закрепление и систимизация знаний. (продолжение) | А теперь, ребята, чтобы не сбиться с пути давайте тренироваться составлять семейный бюджет . Задание1. Представьте, что вы семья, составьте бюджет.
Задание#1042; таблице представлены доходы и расходы семьи за 1 месяц. Ваша задача определить вид бюджета семьи. Приложение 1.
| Работают в группах. Составляют бюджет. Из каждой группы уч-ся анализирует свой бюджет. Ребята из другой группы задают вопросы.
самостоятельная работа по применению нового знания | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение способов действия, анализ и синтез. Коммуникативные: умение слушать, оценивать, корректировать ответы сверстников, полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция. Личностные: смыслообразование |
8. Домашнее задание | Составить бюджет своей семьи. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | . |
9. Подведение итогов. Рефлексия | Итак, давайте подведём итог, вставляя пропущенные слова в текст. Семейное финансовое планирование, то есть составление семейного … – очень важный шаг на пути к успеху в достижении … целей. В первую очередь потому, что планирование позволяет взять под контроль …. Мы часто даже не задумываемся, куда утекают …. Например, сколько у вас сейчас активных подписок на электронные ресурсы, которыми вы не пользуетесь? Сколько раз вы сходили в зал по оплаченному на полгода или год абонементу? Купили гитару – научились на ней играть? Даже просто составив список своих ежемесячных …, можно легко понять, как управлять … эффективно. (бюджета, финансовых, расходы, деньги, трат, деньгами) Ребята на экране вам предложено начало фразы. А сейчас каждый из вас выберет нужную и скажет свое предложение. сегодня я узнал…,было интересно…,было трудно…,я выполнял задания…,я смог…,я попробую…,меня удивило…, урок дал мне для жизни…,я понял, что…, я приобрёл Спасибо за работу.
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Самооценка. Фронтальная. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Личностные: нравственно-этическая ориентация, смыслообразование. |
Приложение 1
Задание № 1
- группа
Оценка бюджета семьи
Состав семьи | Сумма и вид дохода | Статьи расходов | Сумма расходов |
Мама | з/плата 7000руб. | Питание | 8000руб. |
Дочь | Пособие 4000руб. | Коммунальные услуги | 2300руб. |
Бабушка | Пенсия 11000руб. | Хоз.Нужды | 1000руб. |
| Доход от приусадебногоучастка:1000руб. | Услуги | 2000руб. |
Итого: |
| Одежда | 3000руб. |
|
| Мобильнаясвязь | 400руб. |
|
| Увлечения | 1000руб. |
|
| Кредиты | 1500руб. |
Итого: |
|
Сделайтевывод:
а) Какой состав семьи?
Б) Все ли члены семьи приносят доходы?
В) Рационально ли члены семьи тратят деньги?
Г) Какой тип бюджета в данной семье?
Д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?
2 группа
Оценка бюджета семьи
Состав семьи | Сумма и вид дохода | Статьи расходов | Сумма расходов |
Мама | з/плата10000руб. | Питание | 9000руб. |
Папа | З\плата28000руб. | Коммунальные услуги | 3800руб. |
Сын | - | Хоз.Нужды | 1500руб. |
Дочь | Стипендия1300руб. | Услуги | 4000руб. |
Итого: |
| Одежда | 12000руб. |
|
| Мобильнаясвязь | 1000руб. |
|
| Увлечения | 2500руб. |
|
| Кредиты | 4500 |
|
| Итого |
|
Сделайтевывод:
а) Какой состав семьи?
Б) Все ли члены семьи приносят доходы?
В) Рационально ли члены семьи тратят деньги?
Г) Какой тип бюджета в данной семье?
Д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье
Информационные источники
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014. 2. Липсиц И.В.,
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5.
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Материалы интернета
https://моифинансы.рф/.ru›