Конспект занятие по финансовой грамотности для молодых людей с ОВЗ: «Деньги, и как их экономить».
план-конспект
В конспекте представлены теоретические и практические задания по финансовой грамотности для воспитанников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s_molodymi_lyudmi_s_ovz_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с молодыми людьми с ОВЗ по финансовой грамотности "Деньги и как их экономить"
Цель: Расширить знания по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: подгрупповая.
Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Организация образовательной среды: для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой, кошелёк 2шт., железная монета, бумажная купюра (не настоящая), карта куда будут воспитанники вносить результаты опытов. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, копилки на стол воспитанникам, конверты с заданиями, магазин с товарами. Жетоны, столы и стулья –по количеству детей.
Планируемый результат:
Воспитанники будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.
Воспитанники будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты).
Предварительная работа: сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Ход занятия
1. Приветствие
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
- Ребята я хочу прочитать вам стихотворение. Которое называется. «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Ответы детей
Воспитатель. Ребята, вы ходите в магазины, и вам необходимо научиться расходовать деньги. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?
Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
- А что значит быть экономным?
Ответы детей
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в школу «ЭКОНОМИКИ». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи.
Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нужно надеть жетоны, закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 0 всем вместе.
- Открываем глаза. Вот мы и в школе экономики.
2. Основная часть.
Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
- Ребята, что это такое?
- Для чего нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы. Найдите себе пару по цифре и стол.
воспитанники на жетонах находят цифру на задней стороне(по 2 одинаковых), делятся по парам и находят стол с такой же цифрой.
Воспитатель: Ребята, каким образом у вас появляются деньги?
Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Ответы детей
Воспитатель: Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет, и людям с инвалидностью. Ответы детей
Воспитатель: Зарплата, пенсия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? ( бюджет) Сегодня вы будите тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Заработанные монеты будите складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах. Если вы ответите без ошибок, получаете монетку.
Первое Практическое задание. «Подсчитайте бюджет»
Воспитатель: Витя зарабатывает 4 рубля. Петя зарабатывает 3 рубля. Серёжа с Мишей — пенсию 2 рубля. Саша получает пособие 1 рубль.
Выложите нужное число. (Воспитанники выполняют математическое вычисление и получают число 10)
Второе Практическое задание. (Воспитанники выбирают конверт с заданиями)
1–й вариант. Воспитанники должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар.
2–й вариант. Воспитанники должны найти два разных товара по одинаковой цене.
3–й вариант. Воспитанники с помощью знаков больше меньше и равно определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
4–й вариант. Ребятам надо выбрать карточки товарами первостепенной потребности и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.
Третье Практическое задание. «Найди российские деньги».
Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Ответы
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы (воспитанники рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
- Как называются наши деньги? (Рубль).
Воспитатель: ой, почему среди денег оказалась ракушка?
Ответы детей
Воспитатель: совершенно, верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Ответы детей
Воспитатель: правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Ответы детей
Воспитатель: А может мы это проверим? Давайте пройдем в мини лабораторию. Напомните мне Правило – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?
Ответы
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
ВЫВОД
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: что будем дальше? Посмотрите в карту.
Ответы
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Ответы
Воспитатель: а если она намокнет, что произойдёт?
Ответы
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД плюс монетке.
А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
4 Эксперимент
Воспитатель: положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Воспитанники: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Ответы детей
Воспитатель: А что значит ничья?
Ответы детей
Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей
Воспитатель: вы правы, нужны нам и монеты, и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Ответы
Воспитатель: а удобно ли пользоваться картой?
(Воспитанники спрашиваю гостей удобно ли им пользоваться картой.)
Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу все получаете по монетке.
Динамическая пауза.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон. Прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Воспитатель: Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите. Сначала рассмотрите товар, определите вместе с напарником, что бы вам хотелось купить и хватит ли у нас на всё это денег. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в нашем магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (два яблока красное яблоко 5 рублей, зелёное 2). Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? Да, конечно, за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.
Проводится игра «Магазин» после покупок воспитанники выполняют вычисления, и объясняют свою экономию
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что наш детский дом платит деньги?
Ответы (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского дома?
Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги).
Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги детского дома. Ребята нам пора возвращаться обратно в группу снимаем жетоны, беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.
Итог. Рефлексия.
Вам понравилось в школе «Экономики»? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
Воспитатель: есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить"
Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначени...
Конспект занятия по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Разработка занятия может быть использована во внеурочной деятельности, в частности, при изучении финансовой грамотности в 5-7 классах. В ходе занятия учащиеся усвоят понятие "семейный бюджет", его со...
конспект занятия по финансовой грамотности 8 класс
конспект по финансовой грамотности...
Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов" старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети путешествуют по стране Финансов, узнают о прошлом денег, играют в дидактические игры и изготавливают банкноты для игры....
Конспект занятия по программе "Финансовая грамотность" для молодых людей с ОВЗ: "Деньги. История, функции, виды денег"
Конспект по программе "Финансовая грамотность"...
Внеурочная деятельность занятие курса "Финансовая грамотность". Семья и деньги
Занятие внеурочной деятельности курса "Финансовая грамотность 5-6 класс.На занятии дети знакомяся с ролью денег в семье....
Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Карманные деньги: как потратить"
Деньги – это очень важная часть современной жизни. Мы обязательно учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться. Однако тема с финансовыми вопросами остается часто незатро...