конспект занятия по финансовой грамотности 8 класс
план-конспект занятия (8 класс)

Жукова Екатерина Андреевна

конспект по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_zanyatiyu_po_finansovoy_gramotnosti.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект к занятию по финансовой грамотности по теме « Осуществляем долгосрочное финансовое планирование»

Иметь сбережения – значит быть свободным, - утверждают авторы известной книги «Кошелек или жизнь?» Вики Робин, Моник Тилфорд, Джо Домингес.

Сбережения означают свободу от долгов. Деньги на счету в банке означают возможность в любой момент уволиться с работы, если босс плохо к вам относится или если обещанные льготы и компенсации оказались пшиком.

Обобщение учителя: Сбережения – это часть финансового планирования, которое необходимо осуществлять на протяжении всей жизни. Как это делать? Действительно ли это необходимо? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

В России сегодня не более 10% населения хотя бы просто контролирует свои расходы и понимает «куда уходят деньги», а тех, кто планирует денежные потоки для достижения целей, -единицы.

Юлия Сахаровская, финансовый консультант, автор книги «Куда уходят деньги».

Как вы думаете, в чем причины подобного отношения к расходам и к денежным средствам в целом? (Ответы учащихся).

Обобщение учителя. К сожалению, очень многие люди в России встречают старость такими же бедными, какими были в молодости, и всегда находят этому оправдание: «Мы слишком мало зарабатываем, чтобы делать сбережения», «Расходы всё время растут, тут ничего не отложишь», «Сберегай не сберегай, всё равно нищим умрёшь» и т. д.

Но на первом занятии мы не случайно утверждали, что практически любой человек может стать состоятельным (а при удаче и богатым), если он:

– по-настоящему этого хочет;

– готов приложить для этого очень большие усилия и даже рискнуть;

– способен воспринимать большие доходы разумно и стремится обеспечить их получение и в будущем.

Настало время подкрепить эти утверждения рассказом о том, что для этого надо сделать, а уж как вы этими знаниями воспользуетесь, зависит только от вас.

Начнём с простого вопроса: можно ли в России накопить хоть сколько-нибудь крупную сумму денег? Что значит «крупная сумма денег»?

Обобщение учителя: Ответ на этот вопрос зависит от того, какие цели в жизни вы перед собой ставите. Но первым шагом на этом пути всё равно является создание «денежного запаса безопасности (ДЗБ)».

Денежный запас безопасности - так иногда называют сумму, которую любому человеку стоит всегда иметь под рукой. И даже если эти деньги положены в банк, то лучше, если они будут находиться на текущем счёте, с которого снять деньги можно в любой момент.

Размер «денежного запаса безопасности» должен быть равен вашему заработку за 3, а лучше за 6 месяцев. Его задача - спасти от безденежья при потере работы (прожить на пособие по безработице не удастся) или продолжительной болезни (травме).

Итак, первая финансовая цель, которую следует себе поставить, - это создание ДЗБ и помещение его на хранение в надёжный банк. Это поможет продержаться в трудный период жизни, пока не найдётся новая работа или не восстановится здоровье.

Чтобы создать ДЗБ, нужно разобраться с расходами семьи. Их принято делить на текущие и капитальные.

Задание: давайте вспомним виды расходов:

  • Продовольственные товары
  • Непродовольственные товары (используются непродолжительный период времени):
  • обувь, одежда
  • Услуги, периодически потребляемые населением в течение всей жизни:
  • прачечная, парикмахерская, стоматология
  • Затраты на приобретение непродовольственных товаров длительного пользования:
  • мебель, жилье, транспортные средства
  • Услуги, потребляемые достаточно редко, но результат этих услуг определяет жизнь семьи длительное время:
  • образование, медицинская операция, туристическая путевка

Часть денежных доходов, оставшихся после потребительских расходов, уплаты налогов и других обязательных взносов – источник денежных накоплений – ДЗБ.

После формирования ДЗБ можно ставить следующую финансовую цель, следующий промежуточный финиш.

Предположим, что вам очень хочется купить машину. На приобретение подержанного или скромного нового автомобиля понадобится, скажем, 400–500 тыс. р. Отметим сразу, что для подавляющего большинства наших сограждан это огромная сумма. Так, по данным заместителя

российского Агентства страхования вкладов, средняя сумма вклада граждан в российских банках в (без счетов до 1 тыс. руб.) на 1 июля 2018 г. составил 168,8 тыс. руб.

Слово «средняя» означает, что у многих людей вклад в банке был гораздо меньше! А у ещё большего числа граждан сбережений не имелось вовсе или в лучшем случае дома была припрятана небольшая сумма наличными «на чёрный день».

Вы можете возразить, что копить сейчас необязательно, банки предлагают кредиты на все случаи жизни.

Кредит - возможный вариант. Разберёмся с его условиями. Воспользуемся данными одной из фирм, продающих автомобили, выясним, как получить кредит на покупку подержанной машины стоимостью 500 тыс. р. так, чтобы вернуть («погасить», как говорят банкиры) долг года за три? Кредитный калькулятор на таком сайте сможет просчитать такую сделку лишь в том случае, если:

1) первый платёж за машину вносится из своих денег;

2) платёж этот составляет не менее 15% стоимости машины, т. е. 75 тыс. р.

Выясняется, что кредитовать такую покупку согласны далеко не все банки, а те, кто согласен, готовы дать кредит лишь под довольно высокий процент: от 13 до 22% годовых. Получается, что ежемесячно отдавать банку в погашение долга придётся от 14,4 до 16,2 тыс. р.

При этом для получения кредита необходимо представить в банк документ о своём заработке как минимум за последние 6 мес. Это нужно банку для оценки вашей способности вернуть долг (банкиры называют это платёжеспособностью). Как правило, банки не дают кредит, если ежемесячный платёж в его погашение превышает 30–40% месячного заработка.

Задание: рассчитайте размер необходимой зарплаты для получения автокредита, если банк согласится предоставить его в размере 40% заработка (1 вариант) и 30 % заработка (2 вариант).

Проверка выполнения задания.

Соответственно легко подсчитать, что для получения авто-кредита на описанных выше условиях ваш месячный заработок должен составлять:

Из 40% заработка - 36–40 тыс. р. в месяц: 14400: 40х100

Из 30% заработка - 48–54 тыс. р: 14 400:30 х 100, или 16 200:30 х 100

В итоге купленный в кредит автомобиль обойдётся (с учётом процентов за кредит) в 75 + 14, 4 х 36 ( 3 года) = 75 + 518,4 = 593,4 тыс. р.

или 75 + 16, 2 х 36 = 75 + 583,2 = 658,2 тыс. р.

Если же ваша зарплата ниже, то покупка автомобиля в кредит станет для вас доступной лишь в том случае, если вы сумеете накопить и соответственно внести в качестве первого взноса существенно больше, чем 15% цены машины.Так, если вам удалось накопить 200 тыс. р., то кредитный калькулятор предложит следующие условия сделки:

Домашнее задание.

Выполнить задание: Вы хотите через год поехать отдыхать, спланируйте свое финансовое поведение.

Условия задачи: стоимость путевки – 100тыс руб., ваши сбережения на сегодняшний момент составляют – 40 тыс. руб., зарплата – 35 тыс руб., текущие расходы – 25 тыс. рублей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Разработка занятия может быть использована во внеурочной деятельности, в частности, при изучении финансовой грамотности в 5-7 классах. В ходе занятия учащиеся усвоят понятие "семейный бюджет", его со...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Страхование как способ избежать финансовых потерь"

В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.Страхование имеет многовековую истор...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...

План-конспект урока по финансовой грамотности "Saving my money" в 5 классе

План-конспект урока по финансовой грамотности "Saving my money" в 5 классе на английском языке...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов" старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети путешествуют по стране Финансов, узнают о прошлом денег, играют в дидактические игры и изготавливают банкноты для игры....

Конспект занятие по финансовой грамотности для молодых людей с ОВЗ: «Деньги, и как их экономить».

В конспекте  представлены теоретические и практические задания по финансовой грамотности для воспитанников с ОВЗ...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»

Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование  финансовой грамотности обучаю...