Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и пространство"
рабочая программа (5, 6 класс)
Данная программа разработана в соответствии с
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
- Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zagurskaya.docx | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Математика и пространство»
Класс: 5
Составитель программы: Загурская С.А.,
учитель математики
МБОУ «СШ №10»
Город Нижневартовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
- Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года.
С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производство, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики. При организации внеурочной деятельности учащихся от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников, учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор темы внеурочной деятельности обучающихся для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.
Данная программа внеурочной деятельности школьников учитывает следующие задачи развития образования в ХМАО-Югре:
- активное использование информационно-коммуникационных технологий;
- расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения.
Составлена на основе:
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа внеурочной деятельности может быть использована длязанятий обучающихся 5 классов.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 35 часов. 1 занятие – 45 минут. Содержание программу внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 5 класса.Занятия содержат исторические экскурсы, игры, лабораторные работы, диктанты, математические сказки, графические диктанты, практическиезадания и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу.
Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.Людям в своей жизни необходим навык практических приемов геометрических измерений и построений, уметь ориентироваться в пространстве, по карте определять место своего расположения, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составлять несложные алгоритмы.
Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Подобранный материал программы развивает воображение, пространственные представления, пространственное мышление. Курс «Математика и пространство» дает возможность пополнить запас знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Таким образом, значимость содержания программы в общемобразовании школьников повлияла на определение следующих целей:
- развитие личности ребёнка, его математических способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему изучению математики;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- понимание значимости математики для общественного прогресса;
- обучение умению самостоятельно устанавливать необходимые ассоциации и отношения между предметами и явлениями;
- обучение умению ориентироваться в проблемных ситуациях, решению нестандартных задач;
- развитие логико-математического языка, мышления, пространственного мышления и воображения;
- развитие эмоциональной сферы школьников в процессе обучающихся игр, математических соревнований, викторин и т.д.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общегорешения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- ориентироваться в двух- и трехмерном реальном и воображаемом пространстве;
- определять своё местоположение и других объектов относительно себя;
- определять место предметов, относительно себя и других объектов;
- принимать за точку отсчета любой предмет на местности, карте, площади, пространстве;
- находить объект по карте-схеме;
- определять точку по заданным координатам;
- различать объёмные предметы;
- обнаруживать и объяснять связи между объектами;
- моделировать объекты из разверток;
- строить развертки объемных тел.
Виды деятельности
1. Практические задания для формирования единичных образов. Преобладают такие виды деятельности как рисование, лепка, конструирование, аппликация, вырезание, изготовление моделей простейших многогранников. Обязательным является активное осязание руками. Знакомство с измерениями начинается с измерений пядями, локтями, саженями, шагами.
2. Лабораторные работы по исследованию свойств геометрических фигур, изготовлению моделей многогранников.
3. Диктанты, математические сказки, графические диктанты.
4. Составление диктантов самими учениками, написание сказок, придумывание задач.
5. Задачи на мысленное складывание, разрезание, трафареты, бордюры, танграм, пентамино.
6. Узнавание и изображение объекта, полученного изменением положения заданного.
7. Узнавание фигуры по ее проекциям и изображение объекта по его описанию.
8. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Формы контроля
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельностидолжно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можновыделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:
№ занятия | Определение уровня трудности задания | Настроение | Самооценка работы на занятии | ||
легкое | среднее | трудное |
Эффективность и результативность данной программы внеурочнойдеятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения математикой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПО ТЕМАМ
Программа рассчитана на 35 часов.
Раздел 1. «Ознакомление с пространством» | |
Темы. | Планируемые результаты изучения по теме |
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Раздел 2. «Занимательная математика» | |
Темы. | Планируемые результаты изучения по теме |
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Раздел 3. «Математика – наука о количественных отношениях действительности и пространственных формах» | |
Темы. | Планируемые результаты изучения по теме |
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯПРОГРАММЫ
1. Авторские методики, разработки:
- разработка тем программы;
- описание отдельных занятий.
2.Учебно-иллюстративный материал:
- слайды, презентации по темам;
- набор геометрических фигур;
- геометрический конструктор;
- иллюстративный и дидактический материал по темам.
3.Методические материалы:
- методическая литература для учителя;
- литература для обучающихся;
4.Материалы по результатам освоения программы:
- перечень творческих достижений;
- творческие проекты, математические газеты;
- фотографии мероприятий.
5. Материально-техническое обеспечение:
- игровые средства обучения (набор геометрических фигур, цветной и белой бумаги, картона, цветные карандаши, фломастеры, ножницы);
- видеокамера;
- персональный компьютер;
- мультимедийная установка, экран, Mimio-устройство.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Крымова, Л.Н. Развитие пространственного мышления учащихся 5 - 6-х классов при изучении геометрического материала [Текст] : статья / Л.Н.Крымова. – 2004.
- Рослова, Л. О. Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6 классов. Лекция 1 [Текст] : статья / Л.О.Рослова – Математика, 2009 - №17.
- Сатыбалдиева, А. З. Развитие пространственного мышления учащихся 7-х классов на факультативных занятиях по геометрии [Текст] : статья /А.З.Сатыбалдиева. – 2009.
- Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст ] : пособие для учителя / И.С.Якиманская – М.: Педагогика, 1980. – 240с.
- http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=499771
- http://www.7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki/694-tangram.html
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f9aff3d4-713b-4a6e-a064-24a0d8733e6d/?
- http://www.youtube.com/
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия [Текст] : учебное пособие для учащихся V-VI классов / И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: МИРОС, 1995. – 240с. : ил. – ISBN 5-7084-0104-4.
- Селиванов, Н.Л. Я – архитектор. Моделирование пространства. [Текст] : рабочая тетрадь для 5-9 классов / Н.Л.Селиванов, Т.В.Селиванова – М.: Открытый мир, 1997. -96с. : ил. - ISBN 5-14-000166-7.
- Панчищина, В.А. Геометрия (часть III) [Текст] : учебное пособие для учащихся / В.А. Панчищина, Э.Г.Гельфман – Издательство Томского университета, 1998. – 288с. : ил. - ISBN 5-7511-0931-7.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов за год)
Раздел | Наименование темы | Кол-во часов | Методы и формы работы. | Виды деятельности обучающихся. | Примечание. |
1. Ознакомление с пространством. | Вводное занятие. | 1 | Коллективная работа. | Учебный диалог. | Вводное тестирование. |
Пространство. | 2 | Коллективная работа. | Учебный диалог. | Виктор Вазарели «Изучение перспективы». | |
Стороны Света. | 3 | Коллективная работа. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Учебный диалог. Практическая работа. | Задание на определение названия станций метро на схеме по словесному описанию. Тест на тему «Стороны света» | |
Координат, координаты, координаты… | 2 | Групповая работа. Индивидуальная работа. | Учебный диалог. Практическая работа | Игра «Морской бой», игра «Остров сокровищ». Тест на тему «Координатная плоскость». | |
Лабиринты. | 1 | Индивидуальная работа. | Практическая работа. | ||
Творческое занятие. | 1 | Проектная работа. Исследовательская работа. | Создание заданий, упражнений и игр. | ||
2. Занимательная математика. | Задачи со спичками. | 1 | Групповая работа. | Практическая работа. | |
Конструирование из Т. | 1 | Работа в парах. | Практическая работа. | ||
Задачи на разрезание и складывание фигур. | 4 | Работа в парах. | Практическая работа. | Игра «Пентамино», «Танграм». Работа с программой «Графические диктанты и Танграм» | |
Геометрические головоломки. | 2 | Работа в парах. | Практическая работа. | Игра «Стомахион». Работа с программой «Геометрия и моделирование» | |
Оригами | 6 | Групповая, парная, индивидуальная | Практическая работа. | История оригами, условные обозначения, принятые в оригами, складывание базовых форм. | |
Задачи, головоломки, игры. | 1 | Групповая работа. | Практическая работа. Исследовательская работа. | Состязание между командами. | |
Творческое занятие. | 1 | Групповая работа. | Проектная работа. | Создание заданий, упражнений и игр. | |
3. Математика – наука о количественных отношениях действительности и пространственных формах. | Объемное тело: куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида. | 1 | Коллективная работа. | Учебный диалог. | Тест на тему «Объемное тело». |
Создание пространственных фигур их кубиков в программе Paint | 3 | Работа в парах. Индивидуальная работа. | Практическая работа. Проектная работа | Создание проекта. Исследовательская деятельность. Программа "Конструкции из кубиков и шашек" | |
Три вида конструкции (вид сверху, вид справа, вид спереди). | 2 | Индивидуальная работа. | Учебный диалог. Исследовательская работа. | Тест на тему «Объемное тело имеет 3 формы». Работа с программой «Геометрия и моделирование» | |
Измерение площади и объема. | 1 | Коллективная работа. | Учебный диалог. Исследовательская работа. | ||
Творческое занятие. | 1 | Групповая работа. | Проектная работа. | Создание заданий, упражнений и игр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Рабочая программа Внеурочной деятельности « Экологическое пространство школы » 6 класс
laquo; Экологическое пространство школы » 6 класс...
Рабочая программа по ориентировке в пространстве
Ориентировка в пространстве – аннотация к рабочей программе коррекционного курса (8-10классы) ГБОУ СКОШИ № 62 Ш-1У видаРабочая программа коррекционного курса по «Ориентировке в пространств...
Программа внеурочной деятельности "Экологическое пространство школы"
Программа внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...