Рабочая программа по ориентировке в пространстве
рабочая программа
Ориентировка в пространстве – аннотация к рабочей программе коррекционного курса (8-10классы) ГБОУ СКОШИ № 62 Ш-1У вида
Рабочая программа коррекционного курса по «Ориентировке в пространстве» составлена на основе ФГОС ООО (8-10 классы), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения), рекомендованной Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, методических рекомендаций по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников, разработанные Кульбуш Е.А., под ред. Феоктистовой В.А., материалов курсов повышения квалификации «Методика обучения пространственной ориентировке и мобильности детей с глубоким нарушением зрения», проводимые Институтом коррекционной педагогики.
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, планируемые результаты, календарно - тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение. Рабочая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.
ЦЕЛЬ:
Главной целью курса по пространственной ориентировке в школе является формирование умений и навыков самостоятельной ориентировки в пространстве и жизненной ситуации, а также умение самостоятельно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием или без использования технических средств реабилитации.
ЗАДАЧИ:
- формировать необходимые специальные умения и навыки самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентирования в нем;
- развивать умение использовать сохранные анализаторы при ориентировке;
- формировать потребность в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
- формировать навыки пользования тростью, специальными приборами, облегчающими ориентировку;
- формировать навыки совместной ориентировки с видящими обучающими и взрослыми, совершенствовать со слепыми детьми приёмы общения со зрячими;
- формировать у учащихся мотивацию и устойчивый интерес к учебной деятельности по пространственной ориентировке;
- развивать волевые качества личности;
- развивать сенсорную сферу и познавательную деятельность учащихся, направленную на формирование точных представлений о явлениях и предметах окружающей среды;
- развивать пространственное мышление;
- развивать навыки запоминания маршрута.
Программа является основополагающей для успешной социализации обучающихся с нарушением зрения, а также необходима для успешного освоения академических знаний. В процессе освоения программы, обучающиеся осваивают не только умение ориентироваться в пространстве (комната, класс, улица и т.д.), но и в различных жизненных ситуациях. Это придаёт обучающимся осознание своих возможностей, поднимает самооценку и прививает чувство ответственности и самостоятельности.
Коррекционный курс показан слепым обучающимся: тотальная слепота, слепота со светоощущением, слепота с цветоразличением, слепота с предметным (форменным) зрением.
Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков ориентировки и степени психологической готовности к самостоятельному ориентированию. Кроме этого в обучении должны учитываться наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также необходимо учитывать причины нарушения зрения и прогноз. Важным условием организации пространства, в котором обучаются слепые обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно- пространственной среды.
Во время обучения на занятиях по пространственной ориентировке у слепых учащихся будут формироваться следующие ценности:
- признание человеческой жизни и существования живого является величайшей ценностью на земле;
- человек является частью природного мира - частью живой и неживой природы;
- важным и необходимым является соблюдение здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальном и нравственном здоровье;
- направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви;
- труд и творчество являются естественными условиями человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
С помощью комплексной коррекции у учащихся закладываются и формируются не только определенные знания, умения и навыки, но и адекватные эмоции, ценностные отношения, необходимые для того, чтобы успешно осваивать основные учебные предметы, а также способы жизнедеятельности, соответствующие требованиям, которые предъявляет социум.
Личностные результаты:
- формирование самооценки с осознанием своих возможностей на занятиях, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса
- формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
- воспитание умению общаться и формирование навыкам коммуникации;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- формирование установки на поддержание здоровье сбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в ориентировании;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы в построении маршрутов различной сложности;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- умение использовать осязательные, зрительные (при наличии зрения), обонятельные ориентиры при самостоятельной ориентировке в пространстве.
- умение работать с макетами и схемами помещений, отдельных маршрутов, микрорайонов и населенных пунктов.
- умение переносить сформированные топографические представления на план: составлять схемы помещений, маршрутов и изученного пространства после их самостоятельного обследования или на основе получения словесной информации.
- умение свободно ориентироваться на улицах города, в транспорте, в общественных местах.
- обращаться к продавцу, кассиру, работникам почты, библиотеки: делать покупки; обращаться за помощью к незнакомому человеку, принимать предложенную помощь от окружающих людей.
- умение ориентироваться в незнакомом пространстве, используя словесные описания маршрутов и другую информацию.
- умение переносить имеющиеся навыки ориентировки в незнакомое пространство.
В процессе реализации программы учитывать психолого-возрастные и медицинские рекомендации, а также соблюдать требования СанПин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20-21g_or_v_prst_r.a.docx | 271.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по «Пространственной ориентировке» для учащихся 8, 9.10 класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся слепых; нормативно-методических документов Минобрнауки Российской Федерации и других нормативно-правовых актах в области образования.
Для реализации программы применяются методическое пособие «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III – IV вида» г. Москва, 2006 г., авторов: Денискина В.З., Венедиктова М. В., методические рекомендации «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения» составитель Дружининой Л. А. В программы Денискиной, Венедиктовой и Дружининой были внесены правки по требованиям современной действительности и потребностей детей с нарушениями зрения, так как некоторые топографические привязки данного методического комплекта, например: метрополитен, речной транспорт и названия улиц и площадей не соответствуют местоположению обучаемых и расположению ГБОУ СКОШИ №62 III – IV вида. Внесены коррективы в результате развития современных тифлопедагогических реалий в применении к конкретным условиям обучения.
Программа разрабатывалась с учетом всех требований интегрировано-дифференцированных показателей. Основными направлениями работы являются: развитие у учащихся навыка ориентировки в пространстве с целью улучшения качества жизни, а также социальная адаптация. В данной программе учтены психоэмоциональные и возрастные особенности учащихся. В программе используется индивидуально – дифференцированный подход. Используются такие технологии, как: игра, объяснение, наглядно – демонстрационная технология, технология вспомогательных средств.
В работе используется следующий учебно – методический комплект: развивающие игры, тактильная трость, прибор «Ориентир», прибор рельефно – графический «Школьник», рельефно – тактильные изображения, ароматические масла, аудиосистема и аудиозаписи различных голосов и звуков.
На данные занятия предусмотрено по 102 часа.
Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся
На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).
Тотально слепые, характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что детерминирует полное отсутствие у них даже зрительных ощущений (отсутствие возможности различить свет и тьму). В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступает осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.
Слепые со светоощущением в отличие от первой подгруппы, имеют зрительные ощущения, по своим зрительным возможностям данная группа весьма разнообразна и включает:
- слепых, у которых имеет место светоощущение с неправильной проекцией (не могут правильно определять направление света), что не дает возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве;
- слепых, у которых имеет место светоощущение с правильной проекцией (могут адекватно определять направление света), что позволяет использовать его в учебно-познавательной деятельности (особенно в пространственной ориентировке);
- слепых, у которых наряду со светоощущением имеет место цветоощущение (могут наряду со светом и тьмой различать цвета), что обеспечивает возможность его использования в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности.
К слепым с остаточным зрением (практическая слепота) относятся обучающиеся, имеющие как относительно высокую по сравнению с другими группами слепых остроту зрения (острота зрения варьирует от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции), так и дети с более высокой остротой зрения, которая может доходить до 1.0 и у которых границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или до точки фиксации. Это в свою очередь, создает возможность зрительного восприятия предметов и объектов окружающего мира. Способность воспринимать цвет, форму, размер предметов и объектов обеспечивает возможность получения данной подгруппой обучающихся очень некачественных, но и, тем не менее, зрительных представлений. Однако в силу того, что остаточное зрение характеризуется неравнозначностью нарушений отдельных функций, лабильностью (неустойчивостью) ряда компонентов и зрительного процесса в целом, повышенной утомляемостью, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной подгруппы обучающихся должно выступать осязательное и слуховое восприятие. Зрительное же восприятие должно выполнять роль вспомогательного способа ориентировки, контроля своих действий и получения информации.
Среди слепых имеет место преобладание обучающихся, у которых зрение было нарушено (утеряно) в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой, определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.
Неоднородность данной группы проявляется в различном уровне как психофизического развития детей, поступающих в школу, так и уровня развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Диапазон колебания уровня развития в данной группе детей может быть очень широким: от отсутствия элементарных навыков самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением до наличия достаточно высокого уровня общего развития и сформированности компенсаторных способов деятельности, умений и навыков социально-адаптивного поведения.
В условиях слепоты имеет место значительная обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций зрения (вследствие сокращения зрительных ощущений и восприятий снижается количество и качество зрительных представлений, что проявляется в их фрагментарности, нечеткости, схематизме, вербализме, недостаточной обобщенности), но и низким уровнем развития сохранных анализаторов, недостаточной сформированностью приемов обследования предметов и объектов окружающего мира, отсутствием потребности и низким уровнем развития умения использовать в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности сохранные анализаторы. Обедненность чувственного опыта требует развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта.
Слепота, в силу негативного влияния на уровень развития как общей, так и двигательной активности, значительно осложняет физическое развитие обучающегося, что проявляется: в замедленном темпе овладения слепыми различными движениями и более низком уровне их развития (снижение объема движений, качества выполнения); в нарушении координации движений; в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудности передвижения в пространстве.
У слепых в силу снижения полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения мира имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов (снижение скорости и точности зрительных ощущений, восприятия, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновение трудностей в реализации мыслительных операций, в формировании и оперировании понятиями; дивергенция чувственного и логического, обуславливающая возможность возникновения формальных суждений; возникновение формализма и вербализма знаний; наличие низкого уровня развития основных свойств внимания, недостаточная его концентрация, ограниченные возможности его распределения; возникновение трудностей реализации процессов запоминания, узнавания, воспроизведения; снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения, подмена образов воображения образами памяти и др.).
Имеющие место у слепых обучающихся трудности в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществлении коммуникативной деятельности (восприятия, интерпретации и продуцирования средств общения), а также наличие своеобразия их речевого развития (снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, своеобразие соотношения слова и образа, проявляющееся в слабой связи речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков и др.) обуславливают необходимость особого внимания к использованию речи в учебно-познавательном процессе слепыми обучающимися как важнейшего средства компенсации зрительной недостаточности; осуществление речевого развития слепых обучающихся с учетом особенностей их познавательной деятельности; коррекции речи с учетом непосредственного и опосредованного влияния на различные ее стороны глубоких нарушений зрения; формирование коммуникативной деятельности.
Имеющее место у слепых обучающихся значительное снижение общей и познавательной активности препятствует своевременному развитию различных видов деятельности (в том числе и учебно-познавательной), способствует возникновению трудностей в процессе ее осуществления (трудности контроля, диспропорциональность понимания функций действия и его практического выполнения, стремление к решению практических задач в вербальном плане, трудности переноса сформированнных умений на новые условия деятельности и др.). У многих слепых обучающихся имеет место снижение активности (общей и познавательной).
У данной категории обучающихся имеет место значительное снижение в условиях слепоты уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения, включающее адекватное отношение к имеющимся у слепого обучающегося нарушениям).
Коррекционный курс "Пространственная ориентировка".
Основные задачи реализации содержания:
- Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем.
- Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
- Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке.
- Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.
- Формирование навыков пользования тростью, специальными приборами, облегчающими ориентировку.
- Формирование навыка совместной ориентировки с видящими обучающими и взрослыми.
- Формирование представлений о знакомом пространстве.
- Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки в свободном и замкнутом пространстве.
- Формирование умения пользоваться тростью.
- Формирование умения совместного передвижения с сопровождающим.
- Совершенствование навыков ориентировки на себе, формирование навыков ориентировки в микропространстве.
- Развитие элементарных навыков ориентировки в замкнутом макропространстве.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Незрячие выпускники осознают значимость овладения навыками пространственной ориентировки для дальнейшего развития самостоятельности, независимости от помощи зрячего и успешности обучения по образовательным предметам. У обучающихся будет формироваться потребность в самостоятельной ориентировке, в преодолении страха пространства и неуверенности в своих силах.
Обучающиеся научатся использовать информацию, поступающую с сохранных органов чувств для ориентировки в пространстве; будут учиться самостоятельно ориентироваться в любом замкнутом и знакомом свободном пространстве.
Обучающиеся получат возможность овладеть приемами и способами ориентировки в микропространстве.
Незрячие учащиеся овладеют техникой, способами и приемами пользования тростью. Научатся самостоятельно составлять схемы пространства.
Школьники научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Незрячие ученики второго класса будут развивать умения работы с прибором «Ориентир».
К концу обучения у незрячих и слабовидящих детей будет продолжать формироваться потребность в активном познании окружающего пространства и переноса имеющихся навыков в новое пространство; личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством; понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий при овладении топографическими представлениями; ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве; овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними; развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке; овладение элементарными навыками пространственной ориентировки; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата в пространственной ориентировке; выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости от конкретных условий; использование сохранных анализаторов при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки; овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой» при овладении навыками совместного передвижения с сопровождающим; умение придерживаться заданной последовательности пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве; умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.
Содержание учебного предмета
Пространственная ориентировка
Развитие сохранных анализаторов
Комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве
Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства.
Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на рельефных планах.
Формирование предметных и пространственных представлений
Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки.
Формирование представлений об объектах в городе: улице, тротуаре, проезжей части, светофоре, подземных и наземных переходах, остановке, жилых домах, киосках, магазинах, расположенных вблизи школы; городском транспорте – троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, машинах, метро.
Конкретизация предметных и пространственных представлений в условиях реального ближайшего окружения школы.
Формирование представлений о крупных культурно-бытовых учреждениях населенного пункта и об их предметном наполнении.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений
Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.
Самостоятельная и свободная ориентировка в школе, на пришкольном участке, на прилегающих к школе улицах.
Правила перехода улицы для незрячих.
Формирование обобщенных представлений о своем населенном пункте на уровне «карта – план» с использованием рельефных планов и макетов.
Самостоятельное составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию.
Самостоятельное освоение нескольких маршрутов в пределах города. Освоение городского транспорта. Изучение нескольких значимых для воспитанника маршрутов городского транспорта.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров
Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте). Поза при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий. Поза при ходьбе парами, друг за другом.
Формирование правильного жеста, указывающего направление.
Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза при выходе и входе обучающегося в транспортное средство. Поза обучающегося при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми.
Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы, на пришкольном участке, на улицах города, в транспорте.
Поза при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом свободном пространстве.
Поза при отыскивании упавших предметов.
Совместная ориентировка со зрячими
Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуаций из жизни общества: игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника».
Правила поведения обучающегося в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях).
Ориентировка обучающегося в магазине: обращение к продавцу, кассиру, покупка продуктов.
Ориентировка на почте: отправление писем, посылок.
Обращение за помощью к незнакомому человеку. Совместная ориентировка с незнакомым человеком.
Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки
Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей, способы индивидуального подбора трости.
Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью.
Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в зданиях и помещениях, в транспорте, при ходьбе со зрячим провожатым; обнаружение препятствий с помощью трости.
Обращение с тростью при переходе через улицу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№ п/п | Тема | Теория (час)дис танционно | Практика (час) | Дата. | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | |
I Введение (2 ч) | 2 ч | Мобилизировать деятельность сохранных анализаторов; формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов; обогащать опыт незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе - использованию прошлого опыта; стимулировать познавательные действия незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия; формировать навыки и умения выполнять практические действия; расширять специальные знания о предметах и явлениях окружающее; развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность. | |||||
1-2 | Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года. | 1 | 1 | 6.09 6.09 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | ||
II Ориентировка в помещениях | 8 ч | Образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность, познавательную деятельность и сенсорику, остаточное зрение через осязание, слух, обоняние, ощущение, вкусовые качества, барическое бимануальное осязательное восприятие, знания, умения и навыки о выделении сенсорных эталонов формы; по использованию приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок предметов; зрительной памяти; вербализации зрительно воспринимаемого материала; мыслительной деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления; | |||||
3-4 | Ориентировка в поликлиниках, больницах, на автовокзалах. | 1 | 1 | 6.09 11.09 | Двигательная Игровая Коммуникативная | ||
5-6 | Ориентировка при использовании бытовых приборов | 1 | 1 | 11.09 11.09 | Игровая Коммуникативная | ||
7-8 | Ориентировка в незнакомых помещениях. Зачетные занятия. | 1 | 1 | 18.09 18.09 | Двигательная Игровая Коммуникативная | ||
9-10 | Закрепление пройденного материала. | 1 | 1 | 18.09 25.09 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | ||
III Ориентировка в городе. | 8 ч | Развитие сохранных органов чувств; тактильной чувствительности , моторики рук и графомоторных навыков, восприятие пространства, восприятие времени, кинестическое и кинетическое развитие, тактильно-двигательное развитие, развитие мыслительных операций, необходимых для опознания при нарушенном сенсорном отражении, т.е. развитие операционной стороны восприятия; обогащение представлений детей; развить целостное опознание на основе операций анализ-синтеза, группировки, интегрирования признаков и частей; | |||||
11-12 | Ориентировка к мостам и магистралям, соединяющие различные части города. | 1 | 1 | 25.09 25.09 | Игровая Коммуникативная | ||
13-14 | Обнаружение и преодоление препятствий, с использованием сохранных анализаторов, развитие мышечно – двигательной памяти на маршруте следования. | 1 | 1 | 2.10 2.10 | Двигательная Игровая Коммуникативная | ||
15-16 | Правила дорожного движения с учетом специфики ориентировки слепых и слабовидящих. | 1 | 1 | 3.10 9.10 | Двигательная Игровая Коммуникативная | ||
17-18 | Зачетные занятия по пройденному материалу. | 1 | 1 | 9.10 10.10 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | ||
IV Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке и изучение маршрутов, актуальных для учащихся. | 28 ч | Формирование личностных качеств, таких как, стремление к преодолению трудностей, упорство в достижении цели, побуждение самосточтельно использовать осязательное восприятие в свободной деятельности, чувства успешности, желания доводить начатое до конца. Образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность, познавательную деятельность и сенсорику, остаточное зрение через осязание, слух, обоняние, ощущение, вкусовые качества, барическое бимануальное осязательное восприятие, знания, умения и навыки о выделении сенсорных эталонов формы; по использованию приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок предметов; зрительной памяти; вербализации зрительно воспринимаемого материала; мыслительной деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления; | |||||
19-20 | Изучение маршрутов городского общественного транспорта. | 1 | 1 | 16.10 16.10 | Игровая Коммуникативная | ||
21-22 | Ориентировка на начальной и конечной остановках различных видов общественного транспорта. | 1 | 1 | 17.10 23.10 | Игровая Коммуникативная | ||
23-24 | Остановки пересечения основных маршрутов. | 1 | 1 | 23.10 24.10 | Игровая Коммуникативная | ||
25-33 | Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута. | 5 | 4 | 30.10 30.10 13.11 13.11 2011 20.11 21.11 27.11 27.11 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | ||
34-42 | Ориентировка учащихся на железнодорожных платформах и в поездах. Правила посадки из вагона, сохранение образа пространства. | 4 | 5 | 28.11 04.12 05.12 11.12 11.12 12.12 18.12 18.12 19.12 | Двигательная Игровая Коммуникативная | ||
43-46 | Контрольные занятия. | 2 | 2 | 25.12 25.12 26.12
| Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | ||
V. расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки. | 56 ч | Овладеть приемами осязательного восприятия объектов и умениями выполнять практические действия, ориентироваться на сенсорные эталоны, сравнивать предметы ао внешним признакам, ориентироваться в пространстве, целенаправленно выпонять действия по инструкции, дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представить предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обучения; навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир, что в свою очередь позволяет инвалидам по зрению осознать себя как человека, способного вести полноценную жизнь. мобилизировать деятельность сохранных анализаторов; формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов; обогащать опыт незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе - использованию прошлого опыта; стимулировать познавательные действия незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия; формировать навыки и умения выполнять практические действия; расширять специальные знания о предметах и явлениях окружающее; развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность. | |||||
47-61 | Развитие навыков ориентировки по типу «карта- путь» и «карта-обозрение». Маршруты: от школы до театров и вузов города, учреждений в центре города и т.д. | 5 | 10 | 27.12 27.12 10.01 10.01 10.01 17.01 17.01 17.01 24.01 24.01 24.01 31.01 31.01 31.01 7.02 | Игровая Коммуникативная | ||
62-66 | Тренировка в определении своего местонахождения в городе. Самостоятельное возвращение в школу. | 5 | 7.02 7.02 14.02. 14.02 14.02 | Двигательная Игровая Коммуникативная | |||
67-69 | Обследование маршрута на предмет его безопасности. | 1 | 2 | 21.02 21.02 21.02 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | ||
70-81 | Сложные маршруты с разными вариантами подъезда к объектам и возвращения в школу и т.п. | 4 | 8 | 28.02 28.02 28.02 7.03 7.03 7.03 14.03 14.03. 14.03 21.03 21.03. 21.03 | Двигательная Игровая Коммуникативная | ||
82-92 | Пространственная ориентировка в естественной среде (лес, поле, водоем). Правила поведения у воды и в воде. | 4 | 7 | 4.04 4.04 4.04 11.04 11.04 11.04. 18.04 18.04 18.04 25.04 25.04. | Игровая Коммуникативная | ||
93-102 | Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года. | 5 | 5 | 25.04 2.05 2.05 2.05 16.05 16.05 16.05 23.05 23.05 23.05 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | ||
Всего: 102 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ п/п | Тема | Теория (час) дистанционно- | Практика (час) | Виды деятельности | Планируемые результаты | Дата. | |||
дистанционно | 10кл. | ||||||||
I Введение (2 ч) | 2 ч | ||||||||
1-2 | Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года. | 1 | 1 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Формирование навыков пользования тростью, специальными приборами, облегчающими ориентировку. Формирование навыка совместной ориентировки с видящими обучающими и взрослыми. | 3.09 3.09 3.09 | 4.09-3ч | ||
II Ориентировка в помещениях | 8 ч | овладеть приемами осязательного восприятия объектов и умениями Выполнять практические действия, ориентироваться на сенсорные эталоны, сравнивать предметы ао внешним признакам, ориентироваться в пространстве, целенаправленно выпонять действия по инструкции, дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представить предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обучения; навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир, что в свою очередь позволяет инвалидам по зрению осознать себя как человека, способного вести полноценную жизнь. | |||||||
3-4 | Ориентировка в поликлиниках, больницах, на автовокзалах, с использованием оптических средств (биноклей, моноклей). | 1 | 1 | Двигательная Игровая Коммуникативная | 12.09 12.09 | 11.09-3ч | |||
5-6 | Ориентировка при использовании бытовых приборов | 1 | 1 | Игровая Коммуникативная | 12.09 19.09 | 18.09-3 ч | |||
7-8 | Ориентировка в незнакомых помещениях. Зачетные занятия. | 1 | 1 | Двигательная Игровая Коммуникативная | 19.09 19.09 | 25.09 | |||
9-10 | Закрепление пройденного материала.Реабилитация инвалидов. | 1 | 1 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | 26.09 26.09 | 2.10-3ч | |||
III Ориентировка в городе. | 8 ч | Развитие сохранных органов чувств; тактильной чувствительности , моторики рук и графомоторных навыков, восприятие пространства, восприятие времени, кинестическое и кинетическое развитие, тактильно-двигательное развитие, развитие мыслительных операций, необходимых для опознания при нарушенном сенсорном отражении, т.е. развитие операционной стороны восприятия; обогащение представлений детей; развить целостное опознание на основе операций анализ-синтеза, группировки, интегрирования признаков и частей; | |||||||
11-12 | Ориентировка к мостам и магистралям, соединяющие различные части города. | 1 | 1 | Двигательная Игровая Коммуникативная | 26.09 | 9.10 | |||
13-14 | Обнаружение и преодоление препятствий, с использованием сохранных анализаторов, развитие мышечно – двигательной памяти на маршруте следования. | 1 | 1 | Игровая Коммуникативная | 3.10 3.10 | 16.10 | |||
15-16 | Правила дорожного движения с учетом специфики ориентировки слепых и слабовидящих. | 1 | 1 | Двигательная Игровая Коммуникативная | 3.10 10.10 | 23.10 | |||
17-18 | Зачетные занятия по пройденному материалу. | 1 | 1 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | 10.10 10.10 | 30.10-3 часа | |||
IV Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке и изучение маршрутов, актуальных для учащихся. | 28 ч | Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Формирование навыков пользования тростью, специальными приборами, облегчающими ориентировку. Формирование навыка совместной ориентировки с видящими обучающими и взрослыми. | |||||||
19-20 | Изучение маршрутов городского общественного транспорта. | 1 | 1 | Игровая Коммуникативная | 17.10 17.10 | 16.11-3 часа | |||
21-22 | Ориентировка на начальной и конечной остановках различных видов общественного транспорта. | 1 | 1 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | 17.10 24.10 | 13.11-3 часа | |||
23-24 | Остановки пересечения основных маршрутов. | 1 | 1 | Игровая Коммуникативная | 24.10 24.10 | 20.11-3 часа | |||
25-33 | Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута. | 5 | 4 | Двигательная Игровая Коммуникативная | 31.10 31.10 31.10 7.11 7.11 7.11 11.11 11.11 11.11 | 27.11-3 часа 4.12-3 ч 11.123 часа | |||
34-42 | Ориентировка учащихся на железнодорожных платформах и в поездах. Правила посадки из вагона, сохранение образа пространства. | 4 | 5 | Двигательная Игровая Коммуникативная | 21.11 21.11 28.11 28.11 28.11 5.12 5.12 5.12 12.12 | 18.12-3 часа 25.12 -3 часа 15.01-3 часа 22.01-3 часа | |||
43-46 | Контрольные занятия. | 2 | 2 | Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная | 12.12 12.12 19.12 19.12 | 29.01-3 часа | |||
V. расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки. | 56 ч | Мобилизовать деятельность сохранных анализаторов; формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов; обогащать опыт незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе - использованию прошлого опыта; стимулировать познавательные действия незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия; формировать навыки и умения выполнять практические действия; расширять специальные знания о предметах и явлениях окружающее; развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность. Образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность, познавательную деятельность и сенсорику, остаточное зрение через осязание, слух, обоняние, ощущение, вкусовые качества, барическое бимануальное осязательное восприятие, знания, умения и навыки о выделении сенсорных эталонов формы; по использованию приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок предметов; зрительной памяти; вербализации зрительно воспринимаемого материала; мыслительной деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления; Совершенствование навыков ориентировки на себе, формирование навыков ориентировки в микропространстве. Развитие элементарных навыков ориентировки в замкнутом макропространстве. Формирование представлений о знакомом пространстве. Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки в свободном и замкнутом пространстве. Формирование умения пользоваться тростью. Формирование умения совместного передвижения с сопровождающим. | |||||||
47-61 | Развитие навыков ориентировки по типу «карта- путь» и «карта-обозрение». Маршруты: от школы до театров и вузов города, учреждений в центре города и т.д. | 5 | 10 | Двигательная Игровая Коммуникативная | 19.12 26.12 26.12 26.12 16.01 16.01 16.01 23.01 23.01 23.01 30.01 30.01 30.01 6.02 6.02 | 5.02-3 12.02-3 19.02 | |||
62-66 | Тренировка в определении своего местонахождения в городе. Самостоятельное возвращение в школу. | 5 | Игровая Коммуникативная | 6.02 13.02 13.02 13.02. 20.02 | |||||
67-69 | Обследование маршрута на предмет его безопасности. | 1 | 2 | Двигательная Игровая Коммуникативная | 20.02 20.02 27.02 | 26.02 | |||
70-81 | Сложные маршруты с разными вариантами подъезда к объектам и возвращения в школу и т.п. | 4 | 8 | Двигательная Игровая Коммуникативная | 27.02 27.02 12.03 12.03 19.03 19.03. 19.03 2.04 2.04 2.04. 9.04 9.04 | 11.03-3 18.03-3 | |||
82-92 | Пространственная ориентировка в естественной среде (лес, поле, водоем). Правила поведения у воды и в воде. | 4 | 7 | Двигательная Игровая Коммуникативная | 9.04 16.04 16.04 16.04. 19.04 23.04 23.04 23.04 30.04 30.04 30.04 . | ||||
93-102 | Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года. | 5 | 5 | Игровая Коммуникативная | 7.05 7.05 7.05 14.05 14.05.
14.05 21.05 21.05 21.05 28.05 28.05 |
Вопросы к зачетным занятиям по пространственной ориентировке и мобильности в 8-9 -10 классах
- Передвижение в зданиях и помещениях. Приемы защиты тела от столкновений с предметами.
- Прием обследования помещений и зданий
- Графическое построение модели кабинета коррекции с применением тифлоприбора “Графика”
- Графическое построение модели школьного двора с применением тифлоприбора “Графика”
- Схематическое построение на тифлоприборе “Ориентир” третьего этажа школы с выделением своей спальни
- Схематическое построение на тифлоприборе “Ориентир” второго этажа школы с выделением своего кабинета
- Схематическое построение на тифлоприборе “Ориентир” первого этажа школы с выделением кабинета СБО
- Построение макета школы на тифлоприборе “Ориентир”.
- Построение макета школьного двора на тифлоприборе “Ориентир”
- Изготовить на тифлоприборах типа, “Нагреватель “ZY - FUSE” Standard”, “Цветной Брайлевский принтер” схему кабинета трудового обучения
- Изготовить на тифлоприборах типа, “Нагреватель “ZY - FUSE” Standard”, “Цветной Брайлевский принтер” схему второго этажа школы
- Изготовить на тифлоприборах типа, “Нагреватель “ZY - FUSE” Standard”, “Цветной Брайлевский принтер” схему маршрута актового зала - музыкальная школа
- Используя рельефную карту города Улан-Удэ, показать схемы исследования маршрута школа - вокзал.
- Правила перехода через дорогу
- Обращение к прохожим на улице за помощью
- Особенности посадки в общественный транспорт
- Виды тростей и их назначение. Приемы работы с тростью
- Ориентировка тростью при ходьбе к транспорту
- Пространственная ориентировка в быту
- Приемы передвижения с опытными и случайными сопровождающими
Примерные вопросы для беседы с учащимися
- Как вы ориентируетесь:
- дома
- на транспорте
- в школе
- в школе
- в селе
- в городе
- Какие органы чувств используете при ориентировке?
- Используете ли трость при ориентировке?
- Как часто обращаетесь за помощью к окружающим?
- Какой способ ориентировке используете в повседневной жизни?
- Что мешает самостоятельно ориентироваться в знакомом и незнакомом пространстве?
- Хотите ли вы научиться ориентировке в пространстве и верите ли в свои возможности?
1. Различительные возможности дефектного зрения:
1. цвет
2. форма
3. величина
4. глубина пространства
5. восприятие предметов в разное время суток
2. Готовность слухового анализатора к пространственной различительной деятельности:
1. Состояние слуха (со слов ученика)
2. Состояние речевого слуха
3. Соотнесение звуковых сигналов с источником звука
4. Переключение слухового внимания
3. Использование осязания:
1. Тактильная чувствительность
2. Развитие мелкой маторики рук
3. Культура осязательного восприятия
4. Распознование предметов различных форм и поверхностей
4. Состояние вестибулярного аппарата и координации движения:
1. возможность сохранения заданного направления движения и обнаружения заданной цели
2. Положения тела при хотьбе и обследовании предметов
3. Наличие или отсутствие навязчивых движений
4. Определение углов поворота
5. Обонятельная чувствительность
1. Различение основных запахов и их локация
2. Соотношение запахов и их источников
6. Наличие чувства препятствия
7. Представление об основных предметах, наполняющих замкнутое и открытое пространство, их соотнесенность
1. Узнавание, называние и пространственная расположенность в реальной действительности предметов, наполняющих пространство
2. Узнавание предметов разной модальности (модель, барильеф, апликация и контур)
3. Овладение пространственными понятиями
4. Сохраненность зрительных представлений у ослепших
8. Заключение
Рекомендации по изучению речевого слуха
1. Исследование проводится в помещении, где до минимума исключены посторонние звуки
2. Ученику предлагается сесть на стул на расстоянии 5 метров от проверяющего (педагога)
3. Проверяющий шепотом на выходе произносит слово (список слов прилагается). Испытуемый повторяет громко слово, которое слышит. Если он ошибся в правильности произношения, то можно повторить задание (до 3х раз). Ошибки при произношении слова первый или второй раз фиксируются.
Типичными ошибками при пониженном речевом слухе являются:
1. Замена пары глухих и звонких звуков, например: барабан - парабан
2. Неправильное ударение в основе: сапоги - собаки
3. Пропуск слогов: муха - ухо, ха
4. Замена звуков: парта - марта
Полученные в результате изучения речевого слуха данные учитываются при обучении ориентировки по описанию с использованием звуковых и речевых сигналов.
Слова для проверки речевого слуха: Мама, 2. Дом, 3. Стол, 4. Дедушка, 5. Парта, 6. Собака, 7. Руки, 8. Барабан, 9. Кошка, 10. Шуба, 11. Мальчик, 12. Лампа, 13. Часы, 14. Сапоги, 15. Муха, 16. Заяц, 17. Суп, 18. Тетрадь, 19. Чернила, 20. Петух
Литература и средства обучения
Список литературы:
- Методическое пособие «Обучение слепых пространственной ориентировке» г. Москва, 1982 г., автор: Наумов М.Н.;
- Учебно – методическое пособие «Восстановление трудоспособности слепых», автор: Кондратова А.М.;
- Методическое пособие «Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве», г. Москва, 1988 г., автор: Ю.И Петрова;
- «Методическое пособие для студентов дефектологического отделения», 1998 г., автор: Е.А. Кульбиш.
Учебно – методические комплекты:
- тактильная трость;
- прибор «Ориентир»;
- прибор рельефно – графический «Школьник»;
- рельефно – тактильные изображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.
Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...
занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве
Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...
Урок ориентировки в пространстве в 5 классе
"Ориентировка по сторонам своего тела и в микропространстве"...
Консультация для родителей "Важность ориентировки в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения"
Данный материал поможет понять важность развития ориентировки для ребенка....
Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении
Цели урока:Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и п...
Программа по ориентировке в пространстве.
Эта программа по ориентировке в пространстве для слабовидящих младших школьников. У этих детей нарушена пространственная ориентировка, присутствует страх пространства. Здесь даны направления кор...
Рабочая программа Внеурочной деятельности « Экологическое пространство школы » 6 класс
laquo; Экологическое пространство школы » 6 класс...