Рабочая программа по ориентировке в пространстве
рабочая программа

Чердонов Руслан Александрович

Ориентировка в пространстве – аннотация к рабочей программе коррекционного курса (8-10классы) ГБОУ СКОШИ № 62 Ш-1У вида

Рабочая программа коррекционного курса по «Ориентировке в пространстве» составлена на основе ФГОС ООО (8-10 классы), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей  с нарушением зрения), рекомендованной Управлением  реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, методических рекомендаций по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников, разработанные Кульбуш Е.А., под ред. Феоктистовой В.А., материалов курсов повышения квалификации «Методика обучения пространственной ориентировке и мобильности детей с глубоким нарушением зрения», проводимые Институтом коррекционной педагогики.

Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, планируемые результаты, календарно - тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение. Рабочая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.

ЦЕЛЬ:

Главной целью курса по пространственной ориентировке в школе является формирование умений и навыков самостоятельной ориентировки в пространстве и жизненной ситуации, а также умение самостоятельно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием или без использования технических средств реабилитации.

ЗАДАЧИ:

  • формировать   необходимые   специальные   умения   и   навыки   самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентирования в нем;
  • развивать умение использовать сохранные анализаторы при ориентировке;
  • формировать потребность в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
  • формировать           навыки     пользования      тростью,      специальными            приборами, облегчающими ориентировку;
  • формировать  навыки  совместной  ориентировки  с  видящими  обучающими  и взрослыми, совершенствовать со слепыми детьми приёмы общения со зрячими;
  • формировать          у    учащихся    мотивацию         и     устойчивый          интерес    к     учебной деятельности по пространственной ориентировке;
  • развивать волевые качества личности;
  • развивать сенсорную сферу и познавательную деятельность учащихся, направленную на формирование точных представлений о явлениях и предметах окружающей среды;
  • развивать пространственное мышление;
  • развивать навыки запоминания маршрута.

Программа является основополагающей для успешной социализации обучающихся с нарушением зрения, а также необходима для успешного освоения академических знаний. В процессе освоения программы, обучающиеся осваивают не только умение ориентироваться в пространстве (комната, класс, улица и т.д.), но и в различных жизненных ситуациях. Это придаёт обучающимся осознание своих возможностей, поднимает самооценку и прививает чувство ответственности и самостоятельности.

Коррекционный курс показан слепым обучающимся: тотальная слепота, слепота со светоощущением, слепота с цветоразличением, слепота с предметным (форменным) зрением.


Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков ориентировки и степени психологической готовности к самостоятельному ориентированию. Кроме этого в обучении должны учитываться наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также необходимо учитывать причины нарушения зрения и прогноз. Важным условием организации пространства, в котором обучаются слепые обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно- пространственной среды.

Во время обучения на занятиях по пространственной ориентировке у слепых учащихся будут формироваться следующие ценности:

  • признание человеческой жизни и существования живого является величайшей ценностью на земле;
  • человек является частью природного мира - частью живой и неживой природы;
  • важным и необходимым является соблюдение здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальном и нравственном здоровье;
  • направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви;
  • труд и творчество являются естественными условиями человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

С помощью комплексной коррекции у учащихся закладываются и формируются не только определенные знания, умения и навыки, но и адекватные эмоции, ценностные отношения, необходимые для того, чтобы успешно осваивать основные учебные предметы, а также способы жизнедеятельности, соответствующие требованиям, которые предъявляет социум.

Личностные результаты:

  • формирование самооценки с осознанием своих возможностей на занятиях, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса
  • формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
  • воспитание умению общаться и формирование навыкам коммуникации;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • формирование установки на поддержание здоровье сбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в ориентировании;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием;
  • владение основами самоконтроля, самооценки;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы в построении маршрутов различной сложности;
  • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

  • умение использовать осязательные, зрительные (при наличии зрения), обонятельные ориентиры при самостоятельной ориентировке в пространстве.
  • умение работать с макетами и схемами помещений, отдельных  маршрутов, микрорайонов и населенных пунктов.
  • умение переносить сформированные топографические представления на  план: составлять схемы помещений, маршрутов и изученного пространства после их самостоятельного обследования или на основе получения словесной информации.
  • умение свободно ориентироваться на улицах города, в транспорте, в общественных местах.
  • обращаться к продавцу, кассиру, работникам почты, библиотеки: делать покупки; обращаться за помощью к незнакомому человеку, принимать предложенную помощь от окружающих людей.
  • умение ориентироваться в незнакомом пространстве, используя словесные описания маршрутов и другую информацию.
  • умение переносить имеющиеся навыки ориентировки в незнакомое пространство.

 

В процессе реализации программы учитывать психолого-возрастные и медицинские рекомендации, а также соблюдать требования СанПин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20-21g_or_v_prst_r.a.docx271.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                           C:\Users\user\Documents\РУСЛАН АТТЕСТАЦИЯ\программа\12345 001.jpg             

                                                                       

Пояснительная записка

Программа по «Пространственной ориентировке» для  учащихся 8, 9.10 класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся слепых; нормативно-методических документов Минобрнауки  Российской Федерации и других нормативно-правовых актах в области образования.  

Для реализации программы применяются методическое пособие «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III – IV вида» г. Москва, 2006 г., авторов: Денискина В.З., Венедиктова М. В., методические рекомендации «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения» составитель Дружининой Л. А. В программы Денискиной, Венедиктовой и Дружининой были внесены правки по требованиям современной действительности и потребностей детей с нарушениями зрения, так как некоторые топографические привязки данного методического комплекта, например: метрополитен, речной транспорт и названия улиц и площадей не соответствуют местоположению обучаемых и расположению ГБОУ СКОШИ №62 III – IV вида.      Внесены коррективы в результате развития современных тифлопедагогических реалий в применении к конкретным условиям обучения.

Программа разрабатывалась с учетом всех требований интегрировано-дифференцированных показателей. Основными направлениями работы являются: развитие у учащихся навыка ориентировки в пространстве с целью улучшения качества жизни, а также социальная адаптация. В данной программе учтены психоэмоциональные и возрастные особенности учащихся. В программе используется индивидуально – дифференцированный подход. Используются такие технологии, как: игра, объяснение, наглядно – демонстрационная технология, технология вспомогательных средств.

В работе используется следующий учебно – методический комплект: развивающие игры, тактильная трость, прибор «Ориентир», прибор рельефно – графический «Школьник», рельефно – тактильные изображения, ароматические масла, аудиосистема и аудиозаписи различных голосов и звуков.

На данные занятия предусмотрено по 102 часа.

Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся

На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).

Тотально слепые, характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что детерминирует полное отсутствие у них даже зрительных ощущений (отсутствие возможности различить свет и тьму). В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступает осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.

Слепые со светоощущением в отличие от первой подгруппы, имеют зрительные ощущения, по своим зрительным возможностям данная группа весьма разнообразна и включает:

- слепых, у которых имеет место светоощущение с неправильной проекцией (не могут правильно определять направление света), что не дает возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве;

- слепых, у которых имеет место светоощущение с правильной проекцией (могут адекватно определять направление света), что позволяет  использовать его в учебно-познавательной деятельности (особенно в пространственной ориентировке);

  • слепых, у которых наряду со светоощущением имеет место цветоощущение (могут наряду со светом и тьмой различать цвета), что обеспечивает возможность его использования в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности.

К слепым с остаточным зрением (практическая слепота) относятся обучающиеся, имеющие как относительно высокую по сравнению с другими группами слепых остроту зрения (острота зрения варьирует от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции), так и дети с более высокой остротой зрения, которая может доходить до 1.0 и у которых границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или до точки фиксации.  Это в свою очередь, создает возможность зрительного восприятия предметов и объектов окружающего мира. Способность воспринимать цвет, форму, размер предметов и объектов обеспечивает возможность получения данной подгруппой обучающихся очень некачественных, но и, тем не менее, зрительных представлений. Однако в силу того, что остаточное зрение характеризуется неравнозначностью нарушений отдельных функций, лабильностью (неустойчивостью) ряда компонентов и зрительного процесса в целом, повышенной утомляемостью, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной подгруппы обучающихся должно выступать осязательное и слуховое восприятие. Зрительное же восприятие должно выполнять роль вспомогательного способа ориентировки, контроля своих действий и получения информации.

Среди слепых имеет место преобладание обучающихся, у которых зрение было нарушено (утеряно) в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой, определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

Неоднородность данной группы проявляется в различном уровне как психофизического развития детей, поступающих в школу, так и уровня развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Диапазон колебания уровня развития в данной группе детей может быть очень широким: от отсутствия элементарных навыков самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением до наличия достаточно высокого уровня общего развития и сформированности компенсаторных способов деятельности, умений и навыков социально-адаптивного поведения.

В условиях слепоты имеет место значительная обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций зрения (вследствие сокращения зрительных ощущений и восприятий снижается количество и качество зрительных представлений, что проявляется в их фрагментарности, нечеткости, схематизме, вербализме, недостаточной  обобщенности), но и низким уровнем развития сохранных анализаторов, недостаточной сформированностью приемов обследования предметов и объектов окружающего мира, отсутствием потребности и низким уровнем развития умения использовать в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности сохранные анализаторы. Обедненность чувственного опыта требует развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта.

Слепота, в силу негативного влияния на уровень развития как общей, так и двигательной активности, значительно осложняет физическое развитие обучающегося, что проявляется: в замедленном темпе овладения слепыми различными движениями и более низком уровне их развития (снижение объема движений, качества выполнения); в нарушении координации движений; в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудности передвижения в пространстве.

У слепых в силу снижения полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения мира имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов (снижение скорости и точности зрительных ощущений, восприятия, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновение трудностей в реализации мыслительных операций, в формировании и оперировании понятиями; дивергенция чувственного и логического, обуславливающая возможность возникновения формальных суждений; возникновение формализма и вербализма знаний; наличие низкого уровня развития основных свойств внимания, недостаточная его концентрация, ограниченные возможности его распределения; возникновение трудностей реализации процессов запоминания, узнавания, воспроизведения; снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения, подмена образов воображения образами памяти и др.).

Имеющие место у слепых обучающихся трудности в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществлении коммуникативной деятельности (восприятия, интерпретации и продуцирования средств общения), а также наличие своеобразия их речевого развития (снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, своеобразие соотношения слова и образа, проявляющееся в слабой связи речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков и др.) обуславливают необходимость особого внимания к использованию речи в учебно-познавательном процессе слепыми обучающимися как важнейшего средства компенсации зрительной недостаточности; осуществление речевого развития слепых обучающихся с учетом особенностей их познавательной деятельности; коррекции речи с учетом непосредственного и опосредованного влияния на различные ее стороны глубоких нарушений зрения; формирование коммуникативной деятельности.

Имеющее место у слепых обучающихся значительное снижение общей и познавательной активности препятствует своевременному развитию различных видов деятельности (в том числе и учебно-познавательной), способствует возникновению трудностей в процессе ее осуществления  (трудности контроля, диспропорциональность понимания функций действия и его практического выполнения, стремление к решению практических задач в вербальном плане, трудности переноса сформированнных умений на новые условия деятельности и др.). У многих слепых обучающихся имеет место снижение активности (общей и познавательной).

У данной категории обучающихся имеет место значительное снижение в условиях слепоты уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и  рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения, включающее адекватное отношение к имеющимся у слепого обучающегося нарушениям).

                                   

   Коррекционный курс "Пространственная ориентировка".

Основные задачи реализации содержания:

  • Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем.
  • Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке.
  • Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.
  • Формирование навыков пользования тростью, специальными приборами, облегчающими ориентировку.
  • Формирование навыка совместной ориентировки с видящими обучающими и взрослыми.
  • Формирование представлений о знакомом пространстве.
  • Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки в свободном и замкнутом пространстве.
  • Формирование умения пользоваться тростью.
  • Формирование умения совместного передвижения с сопровождающим.
  • Совершенствование навыков ориентировки на себе, формирование навыков ориентировки в микропространстве.
  • Развитие элементарных навыков ориентировки в замкнутом макропространстве.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Незрячие выпускники осознают значимость овладения навыками пространственной ориентировки для дальнейшего развития самостоятельности, независимости от помощи зрячего и успешности обучения по образовательным предметам. У обучающихся будет формироваться потребность в самостоятельной ориентировке, в преодолении страха пространства и неуверенности в своих силах.

Обучающиеся научатся использовать информацию, поступающую с сохранных органов чувств для ориентировки в пространстве; будут учиться самостоятельно ориентироваться в любом замкнутом и знакомом свободном пространстве.

Обучающиеся получат возможность овладеть приемами и способами ориентировки в микропространстве.

Незрячие учащиеся овладеют техникой, способами и приемами пользования тростью. Научатся самостоятельно составлять схемы пространства.

Школьники научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Незрячие ученики второго класса будут развивать умения работы с прибором «Ориентир».

К концу обучения  у незрячих и слабовидящих детей будет продолжать формироваться  потребность в активном познании окружающего пространства и переноса имеющихся навыков в новое пространство; личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством; понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий при овладении топографическими представлениями; ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве; овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними; развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке;  овладение элементарными навыками пространственной ориентировки; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата в пространственной ориентировке; выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости от конкретных условий; использование сохранных анализаторов при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки; овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой» при овладении навыками совместного передвижения с сопровождающим;  умение придерживаться заданной последовательности пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве; умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;         умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.

Содержание учебного предмета

Пространственная ориентировка

Развитие сохранных анализаторов

Комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве

Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства.

Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на рельефных планах.

Формирование предметных и пространственных представлений

Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки.

Формирование представлений об объектах в городе: улице, тротуаре, проезжей части, светофоре, подземных и наземных переходах, остановке, жилых домах, киосках, магазинах, расположенных вблизи школы; городском транспорте – троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, машинах, метро.

Конкретизация предметных и пространственных представлений в условиях реального ближайшего окружения школы.

Формирование представлений о крупных культурно-бытовых учреждениях населенного пункта и об их предметном наполнении.

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений

Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.

Самостоятельная и свободная ориентировка в школе, на пришкольном участке, на прилегающих к школе улицах.

Правила перехода улицы для незрячих.

Формирование обобщенных представлений о своем населенном пункте на уровне «карта – план» с использованием рельефных планов и макетов.

Самостоятельное составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию.

Самостоятельное освоение нескольких маршрутов в пределах города. Освоение городского транспорта. Изучение нескольких значимых для воспитанника маршрутов городского транспорта.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров

Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте). Поза при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий. Поза при ходьбе парами, друг за другом.

Формирование правильного жеста, указывающего направление.  

Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза при выходе и входе обучающегося в транспортное средство. Поза обучающегося при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми.

Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы, на пришкольном участке, на улицах города, в транспорте.

Поза при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом свободном пространстве.        

Поза при отыскивании упавших предметов.

Совместная ориентировка со зрячими

Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуаций из жизни общества: игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника».

Правила поведения обучающегося в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях).

Ориентировка обучающегося в магазине: обращение к продавцу, кассиру, покупка продуктов.

Ориентировка на почте: отправление писем, посылок.

Обращение за помощью к незнакомому человеку. Совместная ориентировка с незнакомым человеком.

Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки

Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей, способы индивидуального подбора трости.

Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью.

Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в зданиях и помещениях, в транспорте, при ходьбе со зрячим провожатым; обнаружение препятствий с помощью трости.

Обращение с тростью при переходе через улицу.

     

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс

№ п/п

Тема

Теория

(час)дис

танционно

Практика

(час)

Дата.

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

I Введение (2 ч)

2 ч

Мобилизировать деятельность сохранных анализаторов; формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов; обогащать опыт незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе - использованию прошлого опыта; стимулировать познавательные действия незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия; формировать навыки и умения выполнять практические действия; расширять специальные знания  о предметах и явлениях окружающее; развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность.

1-2

Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года.

1

1

6.09

6.09

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

II Ориентировка в помещениях

8 ч

Образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность, познавательную деятельность и сенсорику, остаточное зрение через осязание, слух, обоняние, ощущение, вкусовые качества, барическое бимануальное осязательное восприятие, знания, умения и навыки о выделении сенсорных эталонов формы; по использованию приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок предметов; зрительной памяти;  вербализации зрительно воспринимаемого материала; мыслительной деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления;

3-4

Ориентировка в поликлиниках, больницах, на автовокзалах.

1

1

6.09

11.09                    

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

5-6

Ориентировка при использовании бытовых приборов

1

1

11.09

11.09

Игровая

Коммуникативная

7-8

Ориентировка в незнакомых помещениях. Зачетные занятия.

1

1

18.09

18.09

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

9-10

Закрепление пройденного материала.

1

1

18.09

25.09

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

III Ориентировка в городе.

8 ч

Развитие сохранных органов чувств; тактильной чувствительности , моторики рук и графомоторных навыков, восприятие пространства, восприятие времени, кинестическое и кинетическое развитие, тактильно-двигательное развитие, развитие мыслительных операций, необходимых для опознания при нарушенном сенсорном отражении, т.е. развитие операционной стороны восприятия;  обогащение представлений детей; развить целостное опознание на основе операций анализ-синтеза, группировки, интегрирования признаков и частей;

11-12

Ориентировка к мостам и магистралям, соединяющие различные части города.

                  1

1

25.09

25.09

Игровая

Коммуникативная

13-14

Обнаружение и преодоление препятствий, с использованием сохранных анализаторов, развитие мышечно – двигательной памяти на маршруте следования.

                   1

1

2.10

2.10

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

15-16

Правила дорожного движения с учетом специфики ориентировки слепых и слабовидящих.

                    1

1

3.10

9.10

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

17-18

Зачетные занятия по пройденному материалу.

1

1

9.10

10.10

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

IV Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке и изучение маршрутов, актуальных для учащихся.

28 ч

Формирование личностных качеств, таких как, стремление к преодолению трудностей, упорство в достижении цели, побуждение самосточтельно использовать осязательное восприятие в свободной деятельности, чувства успешности, желания доводить начатое до конца.

Образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность, познавательную деятельность и сенсорику, остаточное зрение через осязание, слух, обоняние, ощущение, вкусовые качества, барическое бимануальное осязательное восприятие, знания, умения и навыки о выделении сенсорных эталонов формы; по использованию приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок предметов; зрительной памяти;  вербализации зрительно воспринимаемого материала; мыслительной деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления;

19-20

Изучение маршрутов городского общественного транспорта.

1

1

16.10

16.10

Игровая

Коммуникативная

21-22

Ориентировка на начальной и конечной остановках различных видов общественного транспорта.

                     1

1

17.10

23.10

Игровая

Коммуникативная

23-24

Остановки пересечения основных маршрутов.

                  1

1

23.10

24.10          

Игровая

Коммуникативная

25-33

Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута.

5

4

30.10        

 30.10        

13.11    

13.11      

2011      

20.11        

21.11

27.11  

27.11      

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

34-42

Ориентировка учащихся на железнодорожных платформах и в поездах.

Правила посадки из вагона, сохранение образа пространства.

4

5

28.11        

04.12

05.12        

11.12      

11.12

12.12        

18.12        

18.12  

19.12      

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

43-46

Контрольные занятия.

                  2

2

25.12

25.12

26.12

   

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

V. расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки.

56 ч

Овладеть приемами осязательного восприятия объектов и умениями выполнять практические действия, ориентироваться на сенсорные эталоны, сравнивать предметы ао внешним признакам, ориентироваться в пространстве, целенаправленно выпонять действия по инструкции, дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представить предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обучения; навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир, что в свою очередь позволяет инвалидам по зрению осознать себя как человека, способного вести полноценную жизнь.

мобилизировать деятельность сохранных анализаторов; формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов; обогащать опыт незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе - использованию прошлого опыта; стимулировать познавательные действия незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия; формировать навыки и умения выполнять практические действия; расширять специальные знания  о предметах и явлениях окружающее; развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность.

47-61

Развитие навыков ориентировки по типу «карта- путь» и «карта-обозрение». Маршруты: от школы до театров и вузов города, учреждений в центре города и т.д.

5

10

27.12        

27.12

10.01      

10.01      

10.01

17.01    

17.01      

 17.01

24.01      

24.01        

24.01

31.01      

31.01      

31.01

7.02        

Игровая

Коммуникативная

62-66

Тренировка в определении своего местонахождения в городе. Самостоятельное возвращение в школу.

5

7.02

7.02

14.02.

14.02

14.02

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

67-69

Обследование маршрута на предмет его безопасности.

            1

2

21.02

21.02

21.02        

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

70-81

Сложные маршруты с разными вариантами подъезда к объектам и возвращения в школу и т.п.

4

8

28.02      

28.02

28.02      

 7.03    

7.03      

7.03    

14.03  

14.03.      

14.03      

21.03      

21.03.      

21.03      

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

82-92

Пространственная ориентировка в естественной среде (лес, поле, водоем). Правила поведения у воды и в воде.

4

7

4.04  

4.04  

4.04

11.04

11.04      

11.04.    

18.04

18.04        

18.04

25.04  

25.04.      

Игровая

Коммуникативная

93-102

Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года.

                   5

5

25.04

2.05      

2.05        

2.05

16.05  

16.05  

16.05

23.05

23.05

23.05

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

Всего: 102 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  10 КЛАСС

№ п/п

Тема

Теория

(час)

дистанционно-

Практика

(час)

Виды деятельности

Планируемые результаты

Дата.

дистанционно

10кл.

I Введение (2 ч)

2 ч

1-2

Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года.

1

1

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Формирование навыков пользования тростью, специальными приборами, облегчающими ориентировку. Формирование навыка совместной ориентировки с видящими обучающими и взрослыми.

3.09

3.09

3.09

4.09-3ч

II Ориентировка в помещениях

8 ч

овладеть приемами осязательного восприятия объектов и умениями Выполнять практические действия, ориентироваться на сенсорные эталоны, сравнивать предметы ао внешним признакам, ориентироваться в пространстве, целенаправленно выпонять действия по инструкции, дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представить предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обучения; навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир, что в свою очередь позволяет инвалидам по зрению осознать себя как человека, способного вести полноценную жизнь.

3-4

Ориентировка в поликлиниках, больницах, на автовокзалах, с использованием оптических средств (биноклей, моноклей).

1

1

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

12.09

12.09

11.09-3ч

5-6

Ориентировка при использовании бытовых приборов

1

1

Игровая

Коммуникативная

12.09

19.09

18.09-3 ч

7-8

Ориентировка в незнакомых помещениях. Зачетные занятия.

1

1

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

19.09

19.09

25.09

9-10

Закрепление пройденного материала.Реабилитация инвалидов.

1

1

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

26.09

26.09

2.10-3ч

III Ориентировка в городе.

8 ч

Развитие сохранных органов чувств; тактильной чувствительности , моторики рук и графомоторных навыков, восприятие пространства, восприятие времени, кинестическое и кинетическое развитие, тактильно-двигательное развитие, развитие мыслительных операций, необходимых для опознания при нарушенном сенсорном отражении, т.е. развитие операционной стороны восприятия;  обогащение представлений детей; развить целостное опознание на основе операций анализ-синтеза, группировки, интегрирования признаков и частей;

11-12

Ориентировка к мостам и магистралям, соединяющие различные части города.

                  1

1

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

26.09

9.10

13-14

Обнаружение и преодоление препятствий, с использованием сохранных анализаторов, развитие мышечно – двигательной памяти на маршруте следования.

                   1

1

Игровая

Коммуникативная

3.10

3.10

16.10

15-16

Правила дорожного движения с учетом специфики ориентировки слепых и слабовидящих.

                    1

1

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

3.10

10.10

23.10

17-18

Зачетные занятия по пройденному материалу.

1

1

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

10.10

10.10

30.10-3 часа

IV Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке и изучение маршрутов, актуальных для учащихся.

28 ч

Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Формирование навыков пользования тростью, специальными приборами, облегчающими ориентировку. Формирование навыка совместной ориентировки с видящими обучающими и взрослыми.

19-20

Изучение маршрутов городского общественного транспорта.

1

1

Игровая

Коммуникативная

 17.10

17.10

16.11-3 часа

21-22

Ориентировка на начальной и конечной остановках различных видов общественного транспорта.

                     1

1

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

17.10

24.10

13.11-3 часа

23-24

Остановки пересечения основных маршрутов.

                  1

1

Игровая

Коммуникативная

24.10

24.10

20.11-3 часа

25-33

Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута.

5

4

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

31.10

31.10

31.10

7.11

7.11

7.11

11.11

11.11

11.11

27.11-3 часа

4.12-3 ч

11.123 часа

34-42

Ориентировка учащихся на железнодорожных платформах и в поездах.

Правила посадки из вагона, сохранение образа пространства.

4

5

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

21.11

21.11

28.11

28.11

28.11

5.12

5.12

5.12

12.12

18.12-3 часа 25.12

-3 часа

15.01-3 часа

22.01-3 часа

43-46

Контрольные занятия.

                  2

2

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

12.12

12.12

19.12

19.12

29.01-3 часа

V. расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки.

56 ч

Мобилизовать деятельность сохранных анализаторов; формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов; обогащать опыт незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе - использованию прошлого опыта; стимулировать познавательные действия незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия; формировать навыки и умения выполнять практические действия; расширять специальные знания  о предметах и явлениях окружающее; развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность.

Образность и точность мышления, умение обобщать мысли; совершенствовать практическую деятельность, познавательную деятельность и сенсорику, остаточное зрение через осязание, слух, обоняние, ощущение, вкусовые качества, барическое бимануальное осязательное восприятие, знания, умения и навыки о выделении сенсорных эталонов формы; по использованию приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок предметов; зрительной памяти;  вербализации зрительно воспринимаемого материала; мыслительной деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления;

Совершенствование навыков ориентировки на себе, формирование навыков ориентировки в микропространстве. Развитие элементарных навыков ориентировки в замкнутом макропространстве.

Формирование представлений о знакомом пространстве. Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки в свободном и замкнутом пространстве. Формирование умения пользоваться тростью. Формирование умения совместного передвижения с сопровождающим.

47-61

Развитие навыков ориентировки по типу «карта- путь» и «карта-обозрение». Маршруты: от школы до театров и вузов города, учреждений в центре города и т.д.

5

10

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

19.12

26.12

 26.12

26.12  

16.01  

16.01

16.01    

23.01      

23.01

23.01      

30.01        

30.01

30.01      

6.02      

6.02

5.02-3

12.02-3

19.02

62-66

Тренировка в определении своего местонахождения в городе. Самостоятельное возвращение в школу.

5

Игровая

Коммуникативная

6.02        

13.02

13.02

13.02.

20.02

67-69

Обследование маршрута на предмет его безопасности.

            1

2

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

20.02

20.02

27.02

26.02

70-81

Сложные маршруты с разными вариантами подъезда к объектам и возвращения в школу и т.п.

4

8

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

27.02

27.02

12.03      

12.03    

19.03  

19.03.      

19.03      

2.04    

2.04  

2.04.  

9.04  

9.04  

11.03-3

18.03-3

82-92

Пространственная ориентировка в естественной среде (лес, поле, водоем). Правила поведения у воды и в воде.

4

7

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

9.04

16.04

16.04

16.04.    

19.04

23.04        

23.04

23.04  

30.04

30.04

30.04      .      

93-102

Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года.

                   5

5

Игровая

Коммуникативная

7.05   7.05

7.05  

14.05

14.05.    

     

14.05

21.05  

21.05

21.05

28.05

28.05

Вопросы к зачетным занятиям по пространственной ориентировке и мобильности в 8-9 -10 классах

  1. Передвижение в зданиях и помещениях. Приемы защиты тела от столкновений с предметами.
  2. Прием обследования помещений и зданий
  3. Графическое построение модели кабинета коррекции с применением тифлоприбора “Графика”
  4. Графическое построение модели школьного двора с применением тифлоприбора “Графика”
  5. Схематическое построение на тифлоприборе “Ориентир” третьего этажа школы с выделением своей спальни
  6. Схематическое построение на тифлоприборе “Ориентир” второго этажа школы с выделением своего кабинета
  7. Схематическое построение на тифлоприборе “Ориентир” первого этажа школы с выделением кабинета СБО
  8. Построение макета школы на тифлоприборе “Ориентир”.
  9. Построение макета школьного двора на тифлоприборе “Ориентир”
  10. Изготовить на тифлоприборах типа, “Нагреватель “ZY - FUSE” Standard”, “Цветной Брайлевский принтер”  схему кабинета трудового обучения
  11. Изготовить на тифлоприборах типа, “Нагреватель “ZY - FUSE” Standard”, “Цветной Брайлевский принтер” схему второго этажа школы
  12. Изготовить на тифлоприборах типа, “Нагреватель “ZY - FUSE” Standard”, “Цветной Брайлевский принтер” схему маршрута актового зала - музыкальная школа
  13. Используя рельефную карту города Улан-Удэ, показать схемы исследования маршрута школа - вокзал.
  14. Правила перехода через дорогу
  15. Обращение к прохожим на улице за помощью
  16. Особенности посадки в общественный транспорт
  17. Виды тростей и их назначение. Приемы работы с тростью
  18. Ориентировка тростью при ходьбе к транспорту
  19. Пространственная ориентировка в быту
  20. Приемы передвижения с опытными и случайными сопровождающими

Примерные вопросы для беседы с учащимися

  1. Как вы ориентируетесь:
  1. дома
  2. на транспорте
  3. в школе
  4. в школе
  5. в селе
  6. в городе
  1. Какие органы чувств используете при ориентировке?
  2. Используете ли трость при ориентировке?
  3. Как часто обращаетесь за помощью к окружающим?
  4. Какой способ ориентировке используете в повседневной жизни?
  5. Что мешает самостоятельно ориентироваться в знакомом и незнакомом пространстве?
  6. Хотите ли вы научиться ориентировке в пространстве и верите ли в свои возможности?

1. Различительные возможности дефектного зрения:

        1. цвет

        2. форма

        3. величина

        4.  глубина пространства

        5.  восприятие предметов в разное время суток

2. Готовность слухового анализатора к пространственной различительной деятельности:

        1.  Состояние слуха (со слов ученика)

        2. Состояние речевого слуха

        3. Соотнесение звуковых сигналов с источником звука

        4. Переключение слухового внимания

3.  Использование осязания:

        1.  Тактильная чувствительность

        2. Развитие мелкой маторики рук

        3. Культура осязательного восприятия

        4. Распознование предметов различных форм и поверхностей

4. Состояние вестибулярного аппарата и координации движения:

1. возможность сохранения заданного направления движения и обнаружения заданной цели

        2. Положения тела при хотьбе и обследовании предметов

        3. Наличие или отсутствие навязчивых движений

        4. Определение углов поворота

5. Обонятельная чувствительность

        1. Различение основных запахов и их локация

        2. Соотношение запахов и их источников

6. Наличие чувства препятствия

7.  Представление об основных предметах, наполняющих замкнутое и открытое пространство, их соотнесенность

        1. Узнавание, называние и пространственная расположенность в реальной действительности предметов, наполняющих пространство

        2. Узнавание предметов разной модальности (модель, барильеф, апликация и контур)

        3. Овладение пространственными понятиями

        4. Сохраненность зрительных представлений у ослепших

8. Заключение

Рекомендации по изучению речевого слуха

1. Исследование проводится в помещении, где до минимума исключены посторонние звуки

2. Ученику предлагается сесть на стул на расстоянии 5 метров от проверяющего (педагога)

3. Проверяющий шепотом на выходе произносит слово (список слов прилагается). Испытуемый повторяет громко слово, которое слышит. Если он ошибся в правильности произношения, то можно повторить задание (до 3х раз). Ошибки при произношении слова первый или второй раз фиксируются.

Типичными ошибками при пониженном речевом слухе являются:

1. Замена пары глухих и звонких звуков, например: барабан - парабан

2. Неправильное ударение в основе: сапоги - собаки

3.  Пропуск слогов: муха - ухо, ха

4. Замена звуков: парта - марта

Полученные в результате изучения речевого слуха данные учитываются при обучении ориентировки по описанию с использованием звуковых и речевых сигналов.  

Слова для проверки речевого слуха: Мама, 2. Дом, 3. Стол, 4. Дедушка, 5. Парта, 6. Собака, 7. Руки, 8. Барабан, 9. Кошка, 10. Шуба, 11. Мальчик, 12. Лампа, 13. Часы, 14. Сапоги, 15. Муха, 16. Заяц, 17. Суп, 18. Тетрадь, 19. Чернила, 20. Петух

Литература и средства обучения

Список литературы:

  1. Методическое пособие «Обучение слепых пространственной ориентировке» г. Москва, 1982 г.,  автор: Наумов М.Н.;
  2. Учебно – методическое пособие «Восстановление трудоспособности слепых», автор: Кондратова А.М.;  
  3. Методическое пособие «Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве», г. Москва, 1988 г., автор: Ю.И Петрова;
  4. «Методическое пособие для студентов дефектологического отделения», 1998 г., автор: Е.А. Кульбиш.

Учебно – методические комплекты:

  1. тактильная трость;
  2. прибор «Ориентир»;
  3. прибор рельефно – графический «Школьник»;
  4. рельефно – тактильные изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.

             Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...

занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве

Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...

Урок ориентировки в пространстве в 5 классе

"Ориентировка по сторонам своего тела и в микропространстве"...

Консультация для родителей "Важность ориентировки в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения"

Данный материал поможет понять важность развития ориентировки для ребенка....

Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении

Цели урока:Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и п...

Программа по ориентировке в пространстве.

Эта программа по ориентировке в пространстве для слабовидящих младших школьников. У этих детей нарушена пространственная ориентировка, присутствует страх пространства. Здесь даны направления  кор...