Рабочая программа Внеурочной деятельности « Экологическое пространство школы » 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
« Экологическое пространство школы » 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа"
Поныровского района Курской области
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
« Экологическое пространство школы »
6 класс
Составитель: учитель биологии,географии,химии
Золотухина Е. Н..
(высшая квалификационная категория)
2018-2019 уч. год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана для учащихся 5- 6 классов.
Количество недельных часов- 1
Количество часов в год-35
Изучение курса в 6 классе направлено на решение следующих задач:
освоить знания о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладеть начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развить интерес к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитать положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применить полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 сентября 2013 г.).
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 №74).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,зарегистрированный в Минюсте России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-14 учебный год.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта.
- Рекомендации Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования, технического творчества обучающихся».
- Примерные программы по учебным предметам.
Исследовательская деятельность по курсу «Экологическое пространство школы» предполагает подготовку в течение учебного года исследовательской работы, посвященной одному из растений, произрастающих на территории Поныровского района. Таким образом, коллективная работа класса будет выглядеть как «Атлас растений ». В индивидуальную работу каждого ребенка будут входить результаты наблюдений, рисунки, фотографии, гербарные образцы, творческие работы. Каждый ученик будет специалистом по одному, выбранному растению, а во время защиты работы познакомится с растительным миром района, с помощью своих одноклассников. Помимо теоретических исследований работы будут содержать информацию об использовании растений в практической деятельности человека, рецепты, что позволит во время заболеваний использовать не только химические лекарственные препараты, но и лекарственные растения.
Обучающиеся смогут осознать роль зеленых растений на планете, изучая растения из своего ближайшего окружения. Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая среда обитания человека - это зеленый ковер из трав, устилающий землю. Без зеленых растений мы бы не смогли ни дышать, ни есть. С нижней стороны каждого листа миллионы подвижных пор поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В общей сложности в чуде фотосинтеза задействовано 65 миллионов квадратных километров поверхности листьев, вырабатывающих кислород и пищу для человека и животных.
Из 375 миллиардов тонн пищи, которые мы употребляем ежегодно, львиная доля приходится на растения. Они синтезируют пишу из воздуха и почвы с участием солнечного света. Остальная часть пищи приходится на животные продукты, но животные, в свою очередь, также питались растениями. Всю пишу, напитки, алкоголь и наркотики, лекарства и пилюли, которые поддерживают жизнь человека, а при правильном использовании, еще и крепкое здоровье, мы получаем лишь благодаря фотосинтезу. Из сахаров получаются все крахмалы, жиры, масла, воск и целлюлоза. От рождения до смерти человек использует целлюлозу для жилища, одежды, топлива, волокон, лозоплетения, веревок, музыкальных инструментов и бумаги, на которой он излагает свои мысли. Многообразие растений, которые с выгодой использует для себя человек, описаны на шестистах страницах «Словаря экономически выгодных растений» Апхольфа (Upholf). По мнению экономистов, сельское хозяйство и лесоводство являются основой богатства любой нации.
Инстинктивно ощущая красоту и благоприятное влияние вибраций растений на человеческую душу, люди чувствуют наибольший уют и счастье в жизни рядом с флорой. Трудно представить праздник без цветов. Мы дарим цветы и растения как символ любви, дружбы, уважения или благодарности за гостеприимство. Мы украшаем дома - садами, города - парками, страны – заповедниками, территория лицея украшена дендрарием и клумбами. Знать все о растениях, которые нас окружают важно и полезно.
Спецкурс в 6 классе «Экологическое пространство школы.» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства и основы исследовательской деятельности (методика проведения и правила оформления исследовательской работы).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
Название темы | Количество часов | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных)) |
Азы исследовательской деятельности | 3 | Знакомиться с особенностями исследовательской деятельности Учиться составлять план исследования Изучают методы исследования в биологии Выбирать объект исследования, готовить гербарные образцы Выделять существенные признаки биологических объектов; |
Систематика растений | 2 | Учиться работать с определителем Определять систематическое положение выбранного растения |
Морфология растений | 4 | Зарисовывать растение, проводить измерения размеров Изучать особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов |
Анатомия растений | 6 | Изучать внутреннее строение растений Готовить микропрепарат растения, рассматривать его под микроскопом Учиьтся работать с инструкциями, оборудованием |
Физиология растений | 4 | Вести фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) |
Экология растений | 3 | Изучать экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Определять его отношение к различным экологическим группам Знакомиться с особенностями жизнедеятельности растений Наносить на контурную карту ареал распространения данного растения |
Роль растения в природе и жизни человека | 6 | Рассматривать биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Составлять пищевые цепи с данным растением, зарисовывают сообщества. Собирать рецепты и информацию об использовании растения человеком Учиться творчески преподносить информацию о растениях Объяснять роль биологии в практической деятельности людей; |
Правила оформления работы | 4 | Уметь работать в программе презентаций |
Содержание учебного курса.
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов | Основное содержание темы, термины и понятия | Творческая и исследовательская деятельность |
1 | Азы исследовательской деятельности | 3 | Исследовательская деятельность Методы исследования в биологии. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования Наблюдение, опыт, эксперимент. Многообразие растений | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
2 | Систематика растений | 2 | Многообразие растений. Определитель растений Систематические единицы | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
3 | Морфология растений | 4 | Морфологические особенности изучаемого растения Морфология, листовая мозаика, особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
4 | Анатомия растения | 6 | Анатомия изучаемого растения. Клеточное строение изучаемого растения .Работа в лаборатории | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
5 | Физиология растений | 7 | Особенности жизнедеятельности растения. Дыхание, фотосинтез, тропизмы. Сезонные изменения в жизни растения | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
6 | Экология растений | 3 | Экологические особенности произрастания Географический ареал распространения | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
7 | Роль растения в природе и жизни человека | 6 | Биоценозы, биогеоценозы с участием растений. пищевые цепи с данным растением, сообщества Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении рецепты и информация об использовании растения человеком Растение в литературных и музыкальных произведениях | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
8 | Правила оформления работы | 4 | Подготовка презентации по материалам проекта Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.) Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления) | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
Азы исследовательской деятельности | 3 | ||||
1 | Исследовательская деятельность | 4.09 | Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования | ||
2 | Методы исследования в биологии | 11.09 | Наблюдение, опыт, эксперимент | ||
3 | Экскурсия «Мир растений» | 18.09 | Многообразие растений | ||
Систематика растений | 3 | ||||
4 | Многообразие растений. Работа с определителем растений | 25.09 | Многообразие растений | ||
5 | Систематика изучаемого растения | 2.10 | Систематические единицы | ||
6 | Систематика изучаемого растения | 9.10 | Систематические единицы | ||
Морфология растений | 5 | ||||
7 | Морфологические особенности изучаемого растения: кл. Однодольных. | 16.10 | Морфология, листовая мозаика | ||
8 | Морфологические особенности изучаемого растения: кл. Двудольных. Строение корня, побега, листорасположение, жилкование. | 23.10 | Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | ||
9 | Морфологические особенности изучаемого растения: кл. кл. Двудольных. Структура листа, строение цветка. | 6.11 | Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | ||
10 | Морфологические особенности изучаемого растения: морфология, листовая мозаика. | 13.11 | Морфология, листовая мозаика | ||
11 | Морфологические особенности изучаемого растения: жилкование листьев, строение цветка, плодов. | 20.11 | Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | ||
Анатомия растения | 6 | ||||
12 | Анатомия изучаемого растения. Внутреннее строение. | 27..11 | Внутреннее строение | ||
13 | Анатомия изучаемого растения Внутреннее строение. | 4.12 | Внутреннее строение | ||
14 | Клеточное строение изучаемого растения. Клетка, органоиды. | 11.12 | Клетка, органоиды | ||
15 | Работа в лаборатории. Правила работы с лабораторным оборудованием. | 18.12 | Правила работы с лабораторным оборудованием | ||
16 | Работа в лаборатории. Правила работы с лабораторным оборудованием. | 25.12 | Правила работы с лабораторным оборудованием | ||
17 | . Правила работы с лабораторным оборудованием. Работа в лаборатории | 15.01 | Правила работы с лабораторным оборудованием | ||
Физиология растений | 4 | ||||
18 | Особенности жизнедеятельности растения. Дыхание, фотосинтез. | 22.01 | Дыхание, фотосинтез, тропизмы | ||
19 | Особенности жизнедеятельности растения. Тропизмы. | 29.01 | Дыхание, фотосинтез, тропизмы | ||
20 | Сезонные изменения в жизни растения Экскурсия | 5.02 | фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) | ||
21 | Сезонные изменения в жизни растения | 12.02 | фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) | ||
Экология растений | 4 | ||||
22 | Экологические особенности произрастания | 19.02 | экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения | ||
23 | Экологические особенности произрастания | 26.02 | экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения | ||
24 | Географический ареал распространения | 5.03 | ареал распространения | ||
25 | Географический ареал распространения | 12.03 | ареал распространения | ||
Роль растения в природе и жизни человека | 6 | ||||
26 | Роль растений в природе | 19.03 | биоценозы, биогеоценозы с участием растений. | ||
27 | Роль растения в жизни человека | 2.04 | рецепты и информацию об использовании растения человеком | ||
28 | Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении | 9.04 | Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении | ||
29 | Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении | 16.04 | Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении | ||
30 | Растение в литературных и музыкальных произведениях | 23.04 | Литературные и музыкальны произведения о растениях | ||
31 | Творческая работа - подготовка сказки о выбранном растении | 30.04 | |||
Правила оформления работы | 4 | ||||
32 | Подготовка презентации по материалам проекта | 7.05 | Правила оформления работы | ||
33 | Оформление исследовательской работы | 14.05 | Правила оформления работы | ||
34 | Защита исследовательской работы. | 21.05 | Тезисы выступления | ||
35 | Итоговое занятие. | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».
Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ГТО в школе и для жизни» (спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ГТО в школе и для жизни» по общеинтеллектуальному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Школа презентаций"
Рабочая программа «Школа презентаций» составлена на основе авторской программы Никитиной Т.В. и предназначен для учащихся 7 классов. В этом курсе рассматриваются основные принципы подготов...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Школа вежливости»
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в условиях надомного обучения, рассчитана на 4 года. Главное назначение дан...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая культура" 8 класс
Рабочая программа предназначена для проведения занятий внеурочной деятельности в 8 классе "Экологическая культура"....

Программа внеурочной деятельности "Экологическое пространство школы"
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России» («Учение с увлечением!») дляобучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант) 5 «В» класса
Цель программы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, общество...