Программа внеурочной деятельности "Экологическое пространство школы"
рабочая программа по биологии (6 класс)
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_vneurochka_ekol_prostr._shkoly.docx | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
« Экологическое пространство школы »
для «6» класса
на 2018-2019 учебный год
количество часов в неделю:1
количество часов в год: 35
Составитель: учитель биологии
Захаркина Е.С.
Славный
2018 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса.
Количество недельных часов- 1
Количество часов в год-35
Изучение курса в 6 классе направлено на решение следующих задач:
освоить знания о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладеть начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развить интерес к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитать положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применить полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 сентября 2013 г.).
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 №74).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,зарегистрированный в Минюсте России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Исследовательская деятельность по курсу «Экологическое пространство школы)» предполагает подготовку в течение учебного года исследовательской работы, посвященной одному из растений, произрастающих на территории п. Славный. Таким образом, коллективная работа класса будет выглядеть как «Атлас растений Славного». В индивидуальную работу каждого ребенка будут входить результаты наблюдений, рисунки, фотографии, гербарные образцы, творческие работы. Каждый ученик будет специалистом по одному, выбранному растению, а во время защиты работы познакомится с растительным миром Славного, с помощью своих одноклассников. Помимо теоретических исследований работы будут содержать информацию об использовании растений в практической деятельности человека, рецепты, что позволит во время заболеваний использовать не только химические лекарственные препараты, но и лекарственные растения.
Обучающиеся смогут осознать роль зеленых растений на планете, изучая растения из своего ближайшего окружения. Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая среда обитания человека - это зеленый ковер из трав, устилающий землю. Без зеленых растений мы бы не смогли ни дышать, ни есть. С нижней стороны каждого листа миллионы подвижных пор поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В общей сложности в чуде фотосинтеза задействовано 65 миллионов квадратных километров поверхности листьев, вырабатывающих кислород и пищу для человека и животных.
Из 375 миллиардов тонн пищи, которые мы употребляем ежегодно, львиная доля приходится на растения. Они синтезируют пишу из воздуха и почвы с участием солнечного света. Остальная часть пищи приходится на животные продукты, но животные, в свою очередь, также питались растениями. Всю пишу, напитки, алкоголь и наркотики, лекарства и пилюли, которые поддерживают жизнь человека, а при правильном использовании, еще и крепкое здоровье, мы получаем лишь благодаря фотосинтезу. Из сахаров получаются все крахмалы, жиры, масла, воск и целлюлоза. От рождения до смерти человек использует целлюлозу для жилища, одежды, топлива, волокон, лозоплетения, веревок, музыкальных инструментов и бумаги, на которой он излагает свои мысли. Многообразие растений, которые с выгодой использует для себя человек, описаны на шестистах страницах «Словаря экономически выгодных растений» Апхольфа (Upholf). По мнению экономистов, сельское хозяйство и лесоводство являются основой богатства любой нации.
Инстинктивно ощущая красоту и благоприятное влияние вибраций растений на человеческую душу, люди чувствуют наибольший уют и счастье в жизни рядом с флорой. Трудно представить праздник без цветов. Мы дарим цветы и растения как символ любви, дружбы, уважения или благодарности за гостеприимство. Мы украшаем дома - садами, города - парками, страны – заповедниками. Знать все о растениях, которые нас окружают важно и полезно.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Спецкурс в 6 классе
«Экологическое пространство школы.» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства и основы исследовательской деятельности (методика проведения и правила оформления исследовательской работы).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Относится к школьному компоненту.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Реализация рабочей программы спецкурса должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметнымирезультатами освоения являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов | Основное содержание темы, термины и понятия | Творческая и исследовательская деятельность |
1 | Азы исследовательской деятельности | 3 | Исследовательская деятельность Методы исследования в биологии. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования Наблюдение, опыт, эксперимент.Многообразие растений | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
2 | Систематика растений | 2 | Многообразие растений. Определитель растений Систематические единицы | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
3 | Морфология растений | 4 | Морфологические особенности изучаемого растения Морфология, листовая мозаика, особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
4 | Анатомия растения | 6 | Анатомия изучаемого растения. Клеточное строение изучаемого растения .Работа в лаборатории | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
5 | Физиология растений | 7 | Особенности жизнедеятельности растения. Дыхание, фотосинтез, тропизмы. Сезонные изменения в жизни растения | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
6 | Экология растений | 3 | Экологические особенности произрастания Географический ареал распространения | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
7 | Роль растения в природе и жизни человека | 6 | Биоценозы, биогеоценозы с участием растений.пищевые цепи с данным растением, сообщества Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении рецепты и информация об использовании растения человеком Растение в литературных и музыкальных произведениях | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
8 | Правила оформления работы | 4 | Подготовка презентации по материалам проекта Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.) Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления) | Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года |
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Примерные сроки изучения | Кол-во часов | Тема | Основное содержание темы, термины и понятия |
Планируемые результаты обучения | Дата | ||
Личностные результаты | Метапредметные результаты (освоение учащимися универсальных учебных действий) | Предметные умения (освоение предметных знаний) | ||||||
Азы исследовательской деятельности 3ч | ||||||||
1 | 2-6.09 | 1 | Исследовательская деятельность | Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования | Формирование познавательных интересов | Учатся составлять план исследования | Знакомятся с особенностями исследовательской деятельности | |
2 | 9-13.09 | 1 | Методы исследования в биологии | Наблюдение, опыт, эксперимент | Формирование познавательных интересов | Знакомятся с универсальными научными методами | Изучают методы исследования в биологии | |
3 | 16-20.09 | 1 | Экскурсия «Мир растений» | Многообразие растений | Формирование познавательных интересов | Учатся составлять отчет по экскурсии | Выбирают объект исследования, готовят гербарные образцы | |
Систематика растений 2ч | ||||||||
| 23-27.09 | 1 | Работа с определителем растений | Многообразие растений | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с источником информации | Учатся работать с определителем | |
5 | 30-4.10 | 1 | Систематика изучаемого растения | Систематические единицы | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с источником информации | Определяют систематическое положение выбранного растения | |
Морфология растений 4ч | ||||||||
6 | 7-11.10 | 1 | Морфологические особенности изучаемого растения | Морфология, листовая мозаика | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с живыми объектами | Зарисовывают растение, проводят измерения размеров | |
7 | 14-18.10 | 1 | Морфологические особенности изучаемого растения | Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с живыми объектами | Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | |
| 21-25.10 | 1 | Морфологические особенности изучаемого растения | Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с живыми объектами | Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | |
9 | 28-2.11 | 1 | Морфологические особенности изучаемого растения | Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с живыми объектами | Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | |
Анатомия растений 6ч | ||||||||
10 | 11-15.11 | 1 | Анатомия изучаемого растения | Внутреннее строение | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с живыми объектами | Изучают внутреннее строение | |
11 | 18-22.11 | 1 | Анатомия изучаемого растения | Внутреннее строение | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с живыми объектами | Изучают внутреннее строение | |
12 | 25-30.11 | 1 | Клеточное строение изучаемого растения | Клетка, органоиды | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с живыми объектами | Готовят микропрепарат растения. Рассматривают его под микроскопом | |
13 | 2-6.12 | 1 | Работа в лаборатории | Правила работы с лабораторным оборудованием | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с инструкциями, оборудованием | Учатся работать с инструкциями, оборудованием | |
14 | 9-14.12 | 1 | Работа в лаборатории | Правила работы с лабораторным оборудованием | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с инструкциями, оборудованием | Учатся работать с инструкциями, оборудованием | |
15 | 14-20.12 | 1 | Работа в лаборатории | Правила работы с лабораторным оборудованием | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с инструкциями, оборудованием | Учатся работать с инструкциями, оборудованием | |
Физиология растений 4ч | ||||||||
16 | 23-27.12 | 1 | Особенности жизнедеятельности растения | Дыхание, фотосинтез, тропизмы | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с источником информации | Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений | |
17 | 13-17.01 | 1 | Особенности жизнедеятельности растения | Дыхание, фотосинтез, тропизмы | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с источником информации | Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений | |
18 | 20-24.01 | 1 | Сезонные изменения в жизни растения Экскурсия | фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с источником информации | Работают в фотолаборатории. Готовят фотографии растения в разные времена года, ведут фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) | |
19 | 27-31.01 | 1 | Сезонные изменения в жизни растения | фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с источником информации | Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений | |
Экология растений 3ч | ||||||||
20 | 3-7.02 | 1 | Экологические особенности произрастания | экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с источником информации | Изучают экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Определяют его отношение к различным экологическим группам | |
21 | 10-14.02 | 1 | Экологические особенности произрастания | экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения | Формирование познавательных интересов | Учатся работать с источником информации | Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений | |
22 | 17-21.02 | 1 | Географический ареал распространения | ареал распространения | Формирование познавательных интересов | Умение работать с картой | Наносят на контурную карту ареал распространения данного растения | |
Роль растения в природе и жизни человека 6 ч | ||||||||
23 | 24-28.02 | 1 | Роль растения в природе | биоценозы, биогеоценозы с участием растений. | Формирование познавательных интересов | Умение собирать и анализировать информацию | Рассматривают биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Составляют пищевые цепи с данным растением, зарисовывают сообщества | |
24 | 3-7.03 | 1 | Роль растения в жизни человека | рецепты и информацию об использовании растения человеком | Формирование познавательных интересов | Умение собирать и анализировать информацию | Собирают рецепты и информацию об использовании растения человеком | |
25 | 10-14.03 | 1 | Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении | Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении | Формирование познавательных интересов | Умение работать с различными источниками информации | Из различных источников собирают информацию | |
26 | 17-21.03 | 1 | Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении | Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении | Формирование познавательных интересов | Умение собирать и анализировать информацию | ||
27 | 31-4.04 | 1 | Растение в литературных и музыкальных произведениях | Формирование познавательных интересов | Умение собирать и анализировать информацию | Из различных источников собирают информацию | ||
28 | 7-11.04 | 1 | Творческая работа - подготовка сказки о выбранном растении | Формирование познавательных интересов | Умение собирать и анализировать информацию | Учатся творчески преподносить информацию о растениях | ||
Правила оформления работы 4ч | ||||||||
29 | 14-18.04 | 1 | Подготовка презентации по материалам проекта | Формирование познавательных интересов | Умение работать в программе презентаций | |||
30 | 21-25.04 | 1 | Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.) | Правила оформления работы | Формирование познавательных интересов | Умение работать в программе печати | ||
31 | 28-2.05 | 1 | Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления) | Тезисы выступления | Умение проводить защиту работы, анализировать работу других и свою | |||
32 | 5-9.05 | 1 | Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления) | Тезисы выступления | Умение проводить защиту работы, анализировать работу других и свою | |||
Итого:32 Резерв:3 Всего: 35 |
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
Класс | Методическое, дидактическое обеспечение |
5-6 | 1)Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г. 2). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005; 3). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с; 4) Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008.- 128с: 6 ил. - (Дидактические материалы); 5)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005. - 112с; 6)Энциклопедии.справочники, электронные пособия 7) Н. Ф. Бодрова «Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Поурочное планирование. Воронеж, 2009 г. 8)Журналы «Биология в школе» |
Материально-техническое обеспечение
Микроскопы, микропрепараты, лаборатория «Архимед», оборудование для проведения лабораторных работ, оборудование для проведения лабораторных работ «Прорастание семян», цифровой микроскоп, таблицы по биологии, природные объекты, гербарии, муляжи, компьютер, проектор, экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности "Шахматная школа"
Программа кружка "Шахматы"...
Комплексная психолого-педагогическая диагностика образовательного и развивающего эффекта программы интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы.
Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на личностные структуры, такие как, разв...
Рабочая программа Внеурочной деятельности « Экологическое пространство школы » 6 класс
laquo; Экологическое пространство школы » 6 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и пространство"
Данная программа разработана в соответствии сЗаконом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;Стратегией развития об...
«Организация исследовательской и проектной деятельности во внеурочном пространстве школы с целью развития универсальных учебных действий обучающихся»
образовательная практика...
Программа внеурочной деятельности «Онлайн-школа по профориентации и самоопределению «ПРОФStalker»
Онлайн-школа по профориентации «ПРОФStalker» – одна из форм инновационной организации профориентационной работы. Адрес в сети Интернет: https://vk.com/club195050022 представляе...
Программа внеурочной деятельности «Петергофская школа Юного исследователя» по направлению - общекультурное для обучающихся 7 классов (количество часов – 34)
Программа разработана, как нелинейный курс: 1 раз в неделю 34 часа в образовательном учреждении, (16 часов отводится на различные мероприятия, организованные для обучающихся вне образовательного учреж...