Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год, 1 час в неделю, для учащихся 9 классов.
Цель внеурочной деятельности "Туосчаана": приобщить учащихся к возрождению и сохранению национальных традиций Якутии, традиционнай культуры предков, заложить основы изготовления берестяных изделий в национальном стиле
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия)
Чурапчинский улус
МБОУ «Мугудайская средняя общеобразовательная школа имени Д.Д. Красильникова»
Утверждено:
Директором школы:
______________/Федоров А.А./
____________2017-2018 уч.год.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Туосчаана»
(Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Класс: 9
Учитель: Скрябина С.Е.
Количество часов: 34ч
Количество часов в неделю: 1ч
Рабочая программа разработана на основе: авторской программы «Шитье из бересты» /Оконешниковой А.Ф/: Чурапча, 2000г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Шитье из бересты» /Оконешниковой А.Ф/: Чурапча,2000г.
План рассчитан на 1 учебный год, 1 час в неделю , для учащихся 9 классов
Цель внеурочной деятельности «Туосчаана»:
Приобщить учащихся к возрождению и сохранению национальных традиций, традиционной культуры предков, заложить основы изготовления
берестяных изделий в национальном стиле.
Задачи:
1. Привитие учащимся нравов, обычаев и культуры предков.
2.Учитывая возрастные особенности, постепенно углубляя, расширяя программу воспитывать учащихся как личность.
3.Развивая художественный вкус и творческие способности учащихся, научить их понимать прекрасное, привить любовь и уважение родному искусству.
Формы и режим занятий.
Занятия по данной программе состоят из внеаудиторной деятельности, где обучающиеся изучают и закрепляют программный материал. К внеаудиторной деятельности относятся так же и участие в различных выставках, конкурсах. Основными формами организации деятельности обучающихся являются:
1) фронтальная работа;
2) групповая работа;
3) индивидуальная работа;
4) самостоятельная работа;
5) работа в парах;
6) беседы;
7) участие в конкурсах, выставках, фестивалях;
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
1) о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
2) область композиции, формообразования;
3) виды и особенности традиционных берестяных изделий
4) технологию изготовления берестяных изделий
5)швы для шитья берестяных изделий
6) историю происхождения орнамента, их символическое значение;
7) особенности декорирования бересты;
8) о праздничных традициях.
уметь:
1) использовать нужными инструментами и приспособлениями;
2)последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
3) сделать украшение из бересты
4)ссучивать нити из гривы и хвоста лошади.
5)шить традиционную берестяную посуду
6)наносить и вырезать рисунок по бересте;
7)декорировать бересту в различных техниках :тиснение, резьба, гравировка ;
Личностные результаты освоения программы «Туосчаана»:
-проявление познавательных интересов и активности в технологической деятельности;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- проявление технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы внеаудиторной деятельности «Туосчаана» заключается в формировании и развитии посредством технологического знания:
-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые ,в том числе и в школьном курсе «Технология» и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- проявление инновационного подхода к решению учебных задач в процессе моделирования изделия или технического процесса;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения программы является:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;
-подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
-расчёт себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов
- выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Используемые педагогические технологии.
-Проблемно-диалогическое обучение
-Технология проектного обучения.
-Развивающее обучение.
Методами форм обучения при реализации данной программы являются:
- Сочетание словесных и наглядных методов
- Самостоятельная работа с книгой, инструктаж
- Метод выполнения трудовых знаний
- Проектный метод упражнения
- Лабораторно-практические работы
- Учебно-практические работы
Внеурочная деятельность «Туосчаана»
№ | Темы занятий | Основное содержание | Кол час | Предвардата | Фактическая дата | Примечание |
1. | 1.Организационное занятие. 1.Правила ТБ и ПО 2.Декоративно- прикладное искусство народа Саха | 1.Ознакомление учащихся с содержанием программы и задачами на учебный год , правилами ТБ и ПО 2.ДПИ по своему происхождению искусство народное. Народ создает вещи, находит в нем нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения оставляют нам в наследство. | 2 | |||
2. | Охрана природы. Заготовка бересты
Виды заготовки: пласта снятие ленты (лыка), снятие сколотней | 1.Отношение якутов к природе, их верование, преклонение. 2.Береза- одно из почитаемых деревьев для якутов, это воплощение вечно живой красоты, молодости, благополучия. Домашний очаг, его утварь и посуда, лекарственные средства, вплоть до похоронного обряда связано с берестой. 3.В общении с природой, при заготовке бересты надо соблюдать традиционные ритуалы и обряды (преклонение, прошение и т.д.) | 1 | |||
3. | Шитье берестяной посуды один из основных видов ДПИ Саха 1.Разновидности и значение берестяной посуды, их применение в старину и в наше время 2.Изделия из бересты народных мастериц. (Показ слайдов, буклеты). | 1.Ознакомить с историей берестяной посуды предков, об их конкретном назначении и применении 2.Ознакомление с изделиями мастериц. Терютина Пелагея Михайловна, Хоютанова Александра Павловна- местные мастерицы. Флегонтова Нюргустана Дмитриевна, Христофорова А.С., Гермогенов П.П. Оконешникова Александра Фоминична –народный мастер РС(Я) (Показ лучших работ учащихся предыдущих лет обучения) | 2 | |||
4. | Виды инструментов и приемы работы с ними | Подбор и применение инструментов и оборудования в технологических процессах с учётом их применения. Иголки, наперсток, резак, нож, шило, станок для ссучивания нитки, пробойники, штамповки, стамески ит.д. Правила ТБ и ПО | 1 | |||
Традиционные узоры и орнаменты предков. 1.Узоры и орнаменты- изобразительный фольклор народа. 2.Узоры растительного и животного происхождения. 3.Нанесение и вырезание узоров и орнаментов на бересте. | 1.Ознакомление учащихся с историей происхождения орнамента. Орнамент, используемый для берестяных изделий имеет смысловое значение, например, защищает от злых духов… 2.Отношение якутов к окружающей среде, их способности перенять все узоры и орнаменты из животного и растительного мира. 3.Чтобы выработать навыки резьбы надо начинать с простых заданий и несложных рисунков, а затем можно перейти к более сложному орнаменту, в котором сквозная резьба выполняется резаком (ножом). | 3 | ||||
5. | Ознакомление с берестой. 1.Свойства бересты, ее обработка 2.Окрашивание бересты. 3.Изготовление из бересты заколок, кулонов, украшений илин кэбиьэр, бастына, панно и т.д. | 1.Береста известна своими термическими свойствами, не впитывает ни влагу, ни запахи, не гниет. Кроме того она природный антисептик. Убивает микробы. 2.Старинные методы: чернение-бересту обмазывали сажей, коричневую окраску различной интенсивности давал отвар лиственничной коры, также помещали бересту на 6-7 суток в грязь или ил; -нынче можно держать в растворе марганца, протравы на некоторое время, в зависимости от задуманного тона. Морилка, акриловые краски ит.д. для современных изделий. 3. - Обработка бересты -Эскиз изделия -Изготовление изделия. Вырезание орнамента -Тиснение бересты. Окрашивание бересты Соединение деталей. Украшение бисером | 3 | |||
6. | Декоративные швы для шитья посуды: 1. Швы соединяющие боковые стенки сосудов. 2.Швы для ободков. | Ознакомить учащихся с основными швами, показать технику и приемы шитья | 2 | |||
7. | Изготовление нити из конского хвоста и гривы. 1.Коневодство- традиционное занятие якутского народа. 2.Ссучение нити из гривы и хвоста лошади. | 1.Постригание гривы лошадей, сортировка по окраске, очистка, перебор. 2. Виды нитей и их назначение. Для изготовления ниток пользуемся самодельным приспособлением (станок) , напоминающим человеческое колено (ньилбэк), поверхность которого покрывается толстой резиной. | 3 | |||
8. | Изготовление тальниковых прутьев для ободка и поясков | Сначала подбирают подходящий тальник, прямой без сучков. Пока прут сырой, снимают кожуру, скоблят до гладкости. Затем рассекают пополам и придают форму требуемого размера ободка и завывают. | 3 | |||
11. | Шитье берестяной посуды. 1.Изготовление украшений для салама: -ведерки (хобо ыа5айа) -томторук -оноойук -ыа5айа -маллаах иьит (шкатулка) | Шитье начинаем с простых несложных посуд. Обучение начинается с поэтапного шитья, придерживаясь технологии предков. | 12 | |||
12 | Участие в конкурсах, выставках | 1 | ||||
11. | Заключительное занятие | Подведение итогов работы за год, анализ и оценка. Задание на летние каникулы. | 1 | |||
34ч |
Рассмотрено: Согласовано:
На заседании НМО ХЭД Зам. Директором по УР
________________/Скрябина С.Е./ ______________/Смирникова М.И./
________________2017-2018 уч.год _____________2017-2018 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская идея: технология изготовления берестяного изделия куклы "Берестянка"
Технология работы с берестой. Авторская идея берестяной игрушки....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тувинские национальные игры"
Программа внеурочной деятельности рассчитана для учителей физкультуры начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины и изготовление деревянных игрушек с подвижными частями"
Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.Об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волонтёрство - наш стиль жизни"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волонтёрство - наш стиль жизни" предназначена для учителей основной школы. Привлекать к добровольческой деятельности можно учащихся 5 -...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тувинская национальная борьба «Хуреш»»
Борьба «Хуреш» также является как практический материал – для удовлетворения игровой деятельности детей, в которой они удовлетворяют свои духовные и физические возможности. В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...