Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год, 1 час в неделю, для учащихся 9 классов.
Цель внеурочной деятельности "Туосчаана": приобщить учащихся к возрождению и сохранению национальных традиций Якутии, традиционнай культуры предков, заложить основы изготовления берестяных изделий в национальном стиле
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneauditornoy_deyatelnosti_tuoschaana.docx | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия)
Чурапчинский улус
МБОУ «Мугудайская средняя общеобразовательная школа имени Д.Д. Красильникова»
Утверждено:
Директором школы:
______________/Федоров А.А./
____________2017-2018 уч.год.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Туосчаана»
(Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Класс: 9
Учитель: Скрябина С.Е.
Количество часов: 34ч
Количество часов в неделю: 1ч
Рабочая программа разработана на основе: авторской программы «Шитье из бересты» /Оконешниковой А.Ф/: Чурапча, 2000г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Шитье из бересты» /Оконешниковой А.Ф/: Чурапча,2000г.
План рассчитан на 1 учебный год, 1 час в неделю , для учащихся 9 классов
Цель внеурочной деятельности «Туосчаана»:
Приобщить учащихся к возрождению и сохранению национальных традиций, традиционной культуры предков, заложить основы изготовления
берестяных изделий в национальном стиле.
Задачи:
1. Привитие учащимся нравов, обычаев и культуры предков.
2.Учитывая возрастные особенности, постепенно углубляя, расширяя программу воспитывать учащихся как личность.
3.Развивая художественный вкус и творческие способности учащихся, научить их понимать прекрасное, привить любовь и уважение родному искусству.
Формы и режим занятий.
Занятия по данной программе состоят из внеаудиторной деятельности, где обучающиеся изучают и закрепляют программный материал. К внеаудиторной деятельности относятся так же и участие в различных выставках, конкурсах. Основными формами организации деятельности обучающихся являются:
1) фронтальная работа;
2) групповая работа;
3) индивидуальная работа;
4) самостоятельная работа;
5) работа в парах;
6) беседы;
7) участие в конкурсах, выставках, фестивалях;
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
1) о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
2) область композиции, формообразования;
3) виды и особенности традиционных берестяных изделий
4) технологию изготовления берестяных изделий
5)швы для шитья берестяных изделий
6) историю происхождения орнамента, их символическое значение;
7) особенности декорирования бересты;
8) о праздничных традициях.
уметь:
1) использовать нужными инструментами и приспособлениями;
2)последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
3) сделать украшение из бересты
4)ссучивать нити из гривы и хвоста лошади.
5)шить традиционную берестяную посуду
6)наносить и вырезать рисунок по бересте;
7)декорировать бересту в различных техниках :тиснение, резьба, гравировка ;
Личностные результаты освоения программы «Туосчаана»:
-проявление познавательных интересов и активности в технологической деятельности;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- проявление технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы внеаудиторной деятельности «Туосчаана» заключается в формировании и развитии посредством технологического знания:
-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые ,в том числе и в школьном курсе «Технология» и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- проявление инновационного подхода к решению учебных задач в процессе моделирования изделия или технического процесса;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения программы является:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;
-подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
-расчёт себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов
- выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Используемые педагогические технологии.
-Проблемно-диалогическое обучение
-Технология проектного обучения.
-Развивающее обучение.
Методами форм обучения при реализации данной программы являются:
- Сочетание словесных и наглядных методов
- Самостоятельная работа с книгой, инструктаж
- Метод выполнения трудовых знаний
- Проектный метод упражнения
- Лабораторно-практические работы
- Учебно-практические работы
Внеурочная деятельность «Туосчаана»
№ | Темы занятий | Основное содержание | Кол час | Предвардата | Фактическая дата | Примечание |
1. | 1.Организационное занятие. 1.Правила ТБ и ПО 2.Декоративно- прикладное искусство народа Саха | 1.Ознакомление учащихся с содержанием программы и задачами на учебный год , правилами ТБ и ПО 2.ДПИ по своему происхождению искусство народное. Народ создает вещи, находит в нем нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения оставляют нам в наследство. | 2 | |||
2. | Охрана природы. Заготовка бересты
Виды заготовки: пласта снятие ленты (лыка), снятие сколотней | 1.Отношение якутов к природе, их верование, преклонение. 2.Береза- одно из почитаемых деревьев для якутов, это воплощение вечно живой красоты, молодости, благополучия. Домашний очаг, его утварь и посуда, лекарственные средства, вплоть до похоронного обряда связано с берестой. 3.В общении с природой, при заготовке бересты надо соблюдать традиционные ритуалы и обряды (преклонение, прошение и т.д.) | 1 | |||
3. | Шитье берестяной посуды один из основных видов ДПИ Саха 1.Разновидности и значение берестяной посуды, их применение в старину и в наше время 2.Изделия из бересты народных мастериц. (Показ слайдов, буклеты). | 1.Ознакомить с историей берестяной посуды предков, об их конкретном назначении и применении 2.Ознакомление с изделиями мастериц. Терютина Пелагея Михайловна, Хоютанова Александра Павловна- местные мастерицы. Флегонтова Нюргустана Дмитриевна, Христофорова А.С., Гермогенов П.П. Оконешникова Александра Фоминична –народный мастер РС(Я) (Показ лучших работ учащихся предыдущих лет обучения) | 2 | |||
4. | Виды инструментов и приемы работы с ними | Подбор и применение инструментов и оборудования в технологических процессах с учётом их применения. Иголки, наперсток, резак, нож, шило, станок для ссучивания нитки, пробойники, штамповки, стамески ит.д. Правила ТБ и ПО | 1 | |||
Традиционные узоры и орнаменты предков. 1.Узоры и орнаменты- изобразительный фольклор народа. 2.Узоры растительного и животного происхождения. 3.Нанесение и вырезание узоров и орнаментов на бересте. | 1.Ознакомление учащихся с историей происхождения орнамента. Орнамент, используемый для берестяных изделий имеет смысловое значение, например, защищает от злых духов… 2.Отношение якутов к окружающей среде, их способности перенять все узоры и орнаменты из животного и растительного мира. 3.Чтобы выработать навыки резьбы надо начинать с простых заданий и несложных рисунков, а затем можно перейти к более сложному орнаменту, в котором сквозная резьба выполняется резаком (ножом). | 3 | ||||
5. | Ознакомление с берестой. 1.Свойства бересты, ее обработка 2.Окрашивание бересты. 3.Изготовление из бересты заколок, кулонов, украшений илин кэбиьэр, бастына, панно и т.д. | 1.Береста известна своими термическими свойствами, не впитывает ни влагу, ни запахи, не гниет. Кроме того она природный антисептик. Убивает микробы. 2.Старинные методы: чернение-бересту обмазывали сажей, коричневую окраску различной интенсивности давал отвар лиственничной коры, также помещали бересту на 6-7 суток в грязь или ил; -нынче можно держать в растворе марганца, протравы на некоторое время, в зависимости от задуманного тона. Морилка, акриловые краски ит.д. для современных изделий. 3. - Обработка бересты -Эскиз изделия -Изготовление изделия. Вырезание орнамента -Тиснение бересты. Окрашивание бересты Соединение деталей. Украшение бисером | 3 | |||
6. | Декоративные швы для шитья посуды: 1. Швы соединяющие боковые стенки сосудов. 2.Швы для ободков. | Ознакомить учащихся с основными швами, показать технику и приемы шитья | 2 | |||
7. | Изготовление нити из конского хвоста и гривы. 1.Коневодство- традиционное занятие якутского народа. 2.Ссучение нити из гривы и хвоста лошади. | 1.Постригание гривы лошадей, сортировка по окраске, очистка, перебор. 2. Виды нитей и их назначение. Для изготовления ниток пользуемся самодельным приспособлением (станок) , напоминающим человеческое колено (ньилбэк), поверхность которого покрывается толстой резиной. | 3 | |||
8. | Изготовление тальниковых прутьев для ободка и поясков | Сначала подбирают подходящий тальник, прямой без сучков. Пока прут сырой, снимают кожуру, скоблят до гладкости. Затем рассекают пополам и придают форму требуемого размера ободка и завывают. | 3 | |||
11. | Шитье берестяной посуды. 1.Изготовление украшений для салама: -ведерки (хобо ыа5айа) -томторук -оноойук -ыа5айа -маллаах иьит (шкатулка) | Шитье начинаем с простых несложных посуд. Обучение начинается с поэтапного шитья, придерживаясь технологии предков. | 12 | |||
12 | Участие в конкурсах, выставках | 1 | ||||
11. | Заключительное занятие | Подведение итогов работы за год, анализ и оценка. Задание на летние каникулы. | 1 | |||
34ч |
Рассмотрено: Согласовано:
На заседании НМО ХЭД Зам. Директором по УР
________________/Скрябина С.Е./ ______________/Смирникова М.И./
________________2017-2018 уч.год _____________2017-2018 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская идея: технология изготовления берестяного изделия куклы "Берестянка"
Технология работы с берестой. Авторская идея берестяной игрушки....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тувинские национальные игры"
Программа внеурочной деятельности рассчитана для учителей физкультуры начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины и изготовление деревянных игрушек с подвижными частями"
Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.Об...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волонтёрство - наш стиль жизни"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волонтёрство - наш стиль жизни" предназначена для учителей основной школы. Привлекать к добровольческой деятельности можно учащихся 5 -...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тувинская национальная борьба «Хуреш»»
Борьба «Хуреш» также является как практический материал – для удовлетворения игровой деятельности детей, в которой они удовлетворяют свои духовные и физические возможности. В ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...