Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
рабочая программа (9 класс) на тему

Скрябина Сардана Егоровна

        Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год, 1 час в неделю, для учащихся 9 классов.

        Цель внеурочной деятельности "Туосчаана": приобщить учащихся к возрождению и сохранению национальных традиций Якутии, традиционнай культуры предков, заложить основы изготовления берестяных изделий в национальном стиле

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Чурапчинский улус

МБОУ «Мугудайская средняя общеобразовательная школа  имени Д.Д. Красильникова»

   

      Утверждено:      

      Директором школы:

      ______________/Федоров А.А./

      ____________2017-2018 уч.год.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Туосчаана»

(Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Класс: 9

Учитель: Скрябина С.Е.

Количество часов: 34ч

Количество часов в неделю: 1ч

Рабочая программа разработана на основе:  авторской  программы «Шитье из бересты» /Оконешниковой А.Ф/: Чурапча, 2000г.

         

           

Пояснительная записка

       Рабочая программа составлена  на основе  авторской  программы «Шитье из бересты» /Оконешниковой А.Ф/: Чурапча,2000г.

     План рассчитан на 1 учебный год, 1 час в неделю , для учащихся 9 классов

     Цель внеурочной деятельности «Туосчаана»:

            Приобщить учащихся к возрождению и сохранению национальных традиций, традиционной культуры  предков, заложить основы изготовления    

            берестяных изделий в национальном стиле.

Задачи:                            

            1. Привитие учащимся нравов, обычаев и культуры предков.

            2.Учитывая возрастные особенности, постепенно углубляя, расширяя программу воспитывать учащихся как личность.

            3.Развивая художественный вкус и творческие способности учащихся, научить их понимать прекрасное, привить любовь и уважение родному искусству.

     Формы и режим занятий.

Занятия по данной программе состоят из внеаудиторной деятельности, где обучающиеся изучают и закрепляют программный материал. К внеаудиторной деятельности относятся так же  и участие в различных выставках, конкурсах. Основными формами организации деятельности обучающихся являются:

1) фронтальная работа;

2) групповая работа;

3) индивидуальная работа;

4) самостоятельная работа;

5) работа в парах;

6) беседы;

7) участие в конкурсах, выставках, фестивалях;

       Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы обучающиеся должны знать:

1) о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

2) область композиции, формообразования;

3) виды и особенности традиционных берестяных изделий

4) технологию изготовления берестяных изделий

5)швы для шитья берестяных изделий

6) историю происхождения орнамента, их символическое значение;

7) особенности декорирования бересты;

8) о праздничных традициях.

    уметь:

1) использовать нужными инструментами и приспособлениями;

2)последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

3) сделать украшение из бересты

4)ссучивать нити из гривы и хвоста лошади.

5)шить традиционную берестяную посуду

6)наносить и вырезать рисунок по бересте;

7)декорировать бересту  в различных техниках :тиснение, резьба, гравировка ;

     Личностные результаты освоения программы «Туосчаана»:

-проявление познавательных интересов и активности в технологической деятельности;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- проявление  технологического и экономического мышления при  организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности.

     Метапредметными результатами  освоения программы внеаудиторной деятельности «Туосчаана» заключается в формировании и развитии посредством  технологического  знания:

-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной  жизни и производственной деятельности;

Кроме того, к  метапредметным  результатам относятся универсальные способы деятельности,  формируемые ,в том числе и в школьном курсе «Технология» и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- проявление инновационного подхода к решению учебных задач  в процессе моделирования изделия или технического процесса;

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.

        Предметными результатами освоения программы является:

В познавательной сфере:

- рациональное использование  учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

-планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;

-подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- обоснование  критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;

- документирование результатов труда и проектной деятельности;

-расчёт себестоимости продукта труда;

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской  деятельности;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;

В коммуникативной сфере:

- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов

- выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами

- достижение необходимой точности движений при выполнении  различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

      Используемые педагогические технологии.

-Проблемно-диалогическое обучение

-Технология  проектного обучения.

-Развивающее обучение.

      Методами форм обучения при реализации данной программы являются:

  1. Сочетание словесных и наглядных методов
  2. Самостоятельная работа с книгой, инструктаж
  3. Метод выполнения трудовых знаний
  4.  Проектный метод упражнения
  5.  Лабораторно-практические работы
  6. Учебно-практические работы

        

Внеурочная деятельность «Туосчаана»

Темы занятий

Основное содержание

Кол час

Предвардата

Фактическая  дата

Примечание

1.

1.Организационное занятие. 1.Правила ТБ и ПО

2.Декоративно- прикладное искусство народа Саха 

1.Ознакомление учащихся с содержанием  программы и задачами на учебный год , правилами ТБ и ПО  

2.ДПИ по своему происхождению искусство народное. Народ создает вещи, находит в нем нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения оставляют нам в наследство.

2

2.

Охрана природы. Заготовка бересты

  1. Человек- дитя природы, их неразрывная связь.

  1. Береза в жизни якутского народа.

  1. Заготовка бересты

Виды заготовки: пласта снятие ленты (лыка), снятие сколотней

1.Отношение якутов к природе, их верование, преклонение.

2.Береза- одно из почитаемых деревьев для якутов, это воплощение вечно живой красоты, молодости, благополучия. Домашний очаг, его утварь и посуда, лекарственные средства, вплоть до  похоронного обряда связано с берестой.

3.В общении с природой, при заготовке бересты надо соблюдать традиционные ритуалы и обряды  (преклонение, прошение и т.д.)

1

3.

Шитье берестяной посуды один из основных видов ДПИ Саха

1.Разновидности и значение берестяной посуды, их применение в старину и в наше время

2.Изделия из бересты народных мастериц. (Показ слайдов, буклеты).

1.Ознакомить с историей берестяной посуды предков, об их конкретном назначении и применении

2.Ознакомление с изделиями мастериц. Терютина Пелагея Михайловна, Хоютанова Александра Павловна- местные мастерицы. Флегонтова Нюргустана  Дмитриевна, Христофорова А.С., Гермогенов П.П.

Оконешникова Александра Фоминична –народный мастер РС(Я) (Показ лучших работ учащихся предыдущих лет обучения)

2

4.

Виды инструментов и приемы работы с ними

Подбор и применение инструментов и оборудования в технологических процессах с учётом  их применения.

Иголки, наперсток, резак, нож,  шило, станок для ссучивания нитки, пробойники, штамповки, стамески ит.д.  Правила ТБ и ПО

1

Традиционные узоры и орнаменты предков.

1.Узоры и орнаменты- изобразительный фольклор народа.

2.Узоры растительного и животного происхождения.

3.Нанесение и вырезание узоров и орнаментов на бересте.

1.Ознакомление учащихся с историей происхождения орнамента.

Орнамент, используемый для берестяных изделий имеет смысловое значение, например, защищает от злых духов…

2.Отношение якутов к окружающей среде, их способности перенять все узоры и орнаменты из животного и растительного мира.

3.Чтобы выработать навыки резьбы надо начинать с простых заданий и несложных рисунков, а затем можно перейти к более сложному орнаменту, в котором сквозная резьба выполняется резаком (ножом).

3

5.

Ознакомление с берестой.

1.Свойства бересты, ее обработка

2.Окрашивание бересты.

3.Изготовление из бересты заколок, кулонов, украшений илин кэбиьэр, бастына, панно и т.д.

1.Береста известна своими термическими свойствами, не впитывает ни влагу, ни запахи, не гниет. Кроме того она природный антисептик. Убивает микробы.

2.Старинные методы: чернение-бересту обмазывали сажей, коричневую окраску различной интенсивности давал отвар лиственничной коры, также помещали бересту на 6-7  суток в грязь или ил;

-нынче можно держать в растворе марганца, протравы на некоторое время, в зависимости от задуманного тона. Морилка, акриловые краски ит.д. для современных изделий.

3. - Обработка бересты

-Эскиз изделия

-Изготовление изделия. Вырезание орнамента

-Тиснение бересты. Окрашивание бересты

Соединение деталей. Украшение бисером

3

6.

Декоративные швы для шитья посуды:

1. Швы соединяющие боковые стенки сосудов.

2.Швы для ободков.

Ознакомить учащихся с основными швами, показать технику и приемы шитья

2

7.

Изготовление нити из конского хвоста и гривы.

1.Коневодство- традиционное занятие якутского народа.

2.Ссучение нити из гривы и хвоста лошади.

1.Постригание гривы лошадей, сортировка по окраске, очистка, перебор.

2. Виды нитей и их назначение. Для изготовления ниток пользуемся самодельным приспособлением (станок) , напоминающим человеческое колено (ньилбэк), поверхность которого покрывается толстой резиной.

3

8.

Изготовление тальниковых прутьев для ободка и поясков

Сначала подбирают подходящий тальник, прямой без сучков. Пока прут сырой, снимают кожуру, скоблят до гладкости. Затем рассекают пополам и придают форму требуемого размера ободка и завывают.

3

11.

Шитье берестяной посуды.

1.Изготовление украшений для салама:

-ведерки (хобо ыа5айа)

-томторук

-оноойук

-ыа5айа

-маллаах иьит (шкатулка)

Шитье начинаем с простых несложных посуд. Обучение начинается с поэтапного шитья, придерживаясь технологии предков.

12

12

Участие в конкурсах, выставках

1

11.

Заключительное занятие

Подведение итогов работы за год, анализ и оценка. Задание на летние каникулы.

1

34ч

        Рассмотрено:                                                                                                                                            Согласовано:

  На заседании НМО  ХЭД                                                                                                                   Зам. Директором по УР

   ________________/Скрябина С.Е./                                                                             ______________/Смирникова М.И./            

   ________________2017-2018 уч.год                                                                                _____________2017-2018 уч.год

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская идея: технология изготовления берестяного изделия куклы "Берестянка"

Технология работы с берестой. Авторская идея берестяной игрушки....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тувинские национальные игры"

Программа внеурочной деятельности  рассчитана для учителей физкультуры начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины и изготовление деревянных игрушек с подвижными частями"

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.Об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волонтёрство - наш стиль жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волонтёрство - наш стиль жизни" предназначена для учителей основной школы. Привлекать к добровольческой деятельности  можно учащихся  5 -...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тувинская национальная борьба «Хуреш»»

Борьба «Хуреш» также является как практический материал – для удовлетворения игровой деятельности детей, в которой они удовлетворяют свои духовные и физические возможности. В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...