Технологическая карта урока математики в 5 классе по ФГОС на тему " Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге"
методическая разработка по геометрии (5 класс)
Данный архив содержит технологическую карту к комбинированному уроку в 5 классе по теме: "Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге". Урок дает возможность знакомить с новым способом решения задач на вычисление площадей фигур, обобщить свойства площади , формулы площади прямоугольника и прямоугольного треугольника. Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе, учить логически мыслить, рассуждать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse.docx | 125.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Математика | Класс | 5 | ||||
Тема урока | Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге | ||||||
Педагогическая цель урока | Образовательная - получение систематических знаний о вычислении площадей фигур на клетчатой бумаге. Деятельностная - совершенствование навыков вычисления площадей фигур для решения учебных задач. | ||||||
Задачи урока | Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока. Знакомить с новым способом решения задач на вычисление площади фигур . Обобщить свойства площади, формулы площади прямоугольника и прямоугольного треугольника. Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе ( в парах). Учить логически мыслить, рассуждать. | ||||||
Тип урока | Комбинированный урок | ||||||
Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться») | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Ученик научится: распознавать на чертежах и на рисунках конфигурации геометрических фигур; вычислять площади плоских геометрических фигур, используя соответствующие формулы площади; выделить в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Ученик получит возможность научиться: изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге, вычислять их площади. | Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение процессов. Навыки самостоятельной исследовательской дея-тельности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноиспользовать форклассникам. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. Познавательный интерес к математике. Осознание важности изучения математики для понимания окружающего мира. | |||||
Условия реализации урока | |||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, технологии) | Оборудование | ||||
Интернет | В.В.Козлов, А.А.Никитин «Математика» 5 класс. ФГОС. Инновационная школа «Рабочая программа Математика 5 класс» под редакцией Е.В.Лебедевой 2012г | УМК под редакцией В.В.Козлова и А.А.Никитина | Интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point. | ||||
Основные понятия | Шаг сетки, клетчатая бумага, единица измерения площади. | ||||||
Форма проведения урока | Практикум, практическая работа, лабораторная работа, конференция, деловая игра, ролевая игра, путешествие, урок-зачет. |
1. Организационный момент (2 мин). Цель: организовать учащихся на изучение и открытия новых знаний | ||||||
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||
Предметные | УУД | |||||
Создает условия для возникновении внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать).Организует работу минигрупп (парами) | Я вижу интерес в ваших глазах. А что же сегодня будет? Мы опять будем узнавать что-то новое, делать “открытия”. Угадайте, о какой величине я говорю: эта величина показывает, сколько места занимает фигура на плоскости. (Площадь) - Сегодня мы будем продолжать работу над этой темой, но нам что-то предстоит узнать новое. | Используя знания, полученные на предыдущих уроках, делают вывод, о какой величине идет речь. | Понятие площади | Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы | ||
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин.). Закрепление свойств площади, умение вычислять площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника. | ||||||
Задает вопросы на выявление фигур площади которых они могут вычислить. Ставит проблему: как вычислить площади оставшихся фигур. | Найдите “лишние” фигуры и обоснуйте свой ответ. - Площади каких фигур мы можем вычислить? (Квадрата, прямоугольного треугольника, прямоугольника и круга) - Как же найти площади оставшихся фигур? ПРОБЛЕМА! | Определяют фигуры, площади которых могут найти. «лишняя» фигура – круг. Задумываются над нахождением площадей оставшихся фигур(. Предлагают способы (гипотезы) нахождения площади четырехугольников: - разбить на части и применить 3-е свойство площади; - достроить до прямоугольника и также применить 3-е свойство площади (если какая-нибудь фигура разрезана на несколько частей, то площадь всей фигуры равна сумме площадей составляющих ее частей) | Понятие фигур и умение вычислять их площадь. | Познавательные УУД: Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. | ||
3. Постановка учебной задачи (3 мин.). Цель: научиться находить площадь любых геометрических фигур. | ||||||
Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания для решения проблемной задачи. | Можно ли найти площадь остальных фигур по известным нам формулам? Какова цель урока? (Научиться находить площадь любых геометрических фигур) - Но для этого нам нужно вспомнить, как находить площадь прямоугольного треугольника. Кто напомнит нам правило? (площадь прямоугольного треугольника с катетами a и b вычисляется по формуле S=) | Отвечают на вопрос учителя | Знание формулы площади прямоугольного треугольника | Познавательные УУД: умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи. Необходимые для ее достижения. | ||
4. Усвоение новых знаний и способов действий (20 мин.). Цель: сформировать и закрепить умения и навыки нахождения площади плоских фигур. | ||||||
I уровень | ||||||
Задает вопросы, анализирует ответы и направляет на верное решение. | Рассмотрите данный четырехугольник. Подумайте, как мы можем вычислить его площадь при помощи уже изученных нами формул? - Разделим его отрезками АС и BD на четыре прямоугольных треугольника. Один шаг сетки (клетчатой бумаги) будем считать переменную k.Пусть М – точка пересечения этих отрезков. Видно, что сторона АМ = 5k, BM = 2k, СМ = 3k, DM = 4k. Вычислим площади следующих треугольников: AMB, BMC, CDM, ADM. S AMB = AM * BM = * 5 * 2 = 5 (k2) S BMC = BM * CM = * 2 * 3 = 3 (k2) S CDM = CM * DM = * 3 * 4 = 6 (k2) SADM = AM * DM = * 5 * 4 = 10 (k2) - Какой вывод мы можем теперь сделать? (Площадь четырёхугольника ABCD равна сумме найденных площадей треугольников) S = 5+3+6+10 = 24 (k2) - Какие свойства площади использовались при решении этой задачи? (Помимо формулы для площади прямоугольного треугольника в решении использовалось третье свойство площади: если какая-нибудь фигура разрезана на несколько частей, то площадь всей фигуры равна сумме площадей составляющих ее частей) | Учащиеся предлагают свои варианты вычисления площади, учитель поправляет. Для вычисления площади данных треугольников четверо учащихся одновременно выходят к доске. S AMB = AM * BM = * 5 * 2 = 5 (k2) S BMC = BM * CM = * 2 * 3 = 3 (k2) S CDM = CM * DM = * 3 * 4 = 6 (k2) SADM = AM * DM = * 5 * 4 = 10 (k2) | Вычислительные навыки. Знание свойств площади. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, делать выводы, формулировать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | ||
II уровень | ||||||
Задает вопросы, анализирует ответы и направляет на верное решение. | ПЛОЩАДЬ ТРЕУГОЛЬНИКА. - У меня для вас есть одна интересная задача. Найдем площадь треугольника АВС. - Проведем дополнительные линии так, как это показано на рисунке, то есть вычислим площадь данного треугольника способом дополнения до прямоугольника. - По рисунку мы с вами видим, что AM = 2 k, BM = 7 k, BK = 6 k, CK = 5 k, AN = 4 k. - Как теперь, на основании первичных выводов вычислить площадь искомого треугольника? (Найти площадь прямоугольника MNBK и из неё вычесть площади трёх треугольников AMB, ANC, CBK) Площадь прямоугольника MNBK равна SMNBK = MB*BK = 7*6=42 (k2) Площадь треугольника AMB равна SAMB = * AM * BM = * 2 * 7 = 7 (k2) Площадь треугольника BKC равна SBKC = KB*KC = * 6 * 5 = 15 (k2) Площадь треугольника ANC равна SANC = NC*AN = * 2 * 4 = 4 (k2) = x () 42 = 7+15+4+x - Значит площадь треугольника ABC = 42 – 26 = 16 (k2) - Как использовались свойства площади при решении этой задачи? (в приведенном решении третье свойство площади использовалось для того, чтобы составить уравнение, содержащее в качестве неизвестного искомую площадь) | Под руководством учителя составляют план выполнения задания, выполняют необходимые вычисления. | Вычислительные навыки. Знание свойств площади. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, делать выводы, формулировать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной формах. | ||
5. Закрепление изученного на уроке, решение задач (15мин.). Цель: проверить полученные знания с помощью взаимопроверки. |
Выступает в роли ведущего: Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы. По окончании предлагает соседям по порте поменяться работами | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют взаимопроверку по эталону. | Умение вычислять площади фигур на клетчатой бумаге | Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. | ||
6. Рефлексия деятельности (итог урока) (3мин.). Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения. | |||||
Организует осмысление и корректирует приобретенные знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке. Комментирует домашнее задание. | - Пригодится ли вам в жизни умение находить площадь фигур? Где и зачем? Как можно измерить площадь фигур? Домашнее задание: Подумайте, как вычислить площадь стен в нашем классном кабинете с учетом дверных и оконных проемов? | Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: умение делать выводы, строить речевые высказывания. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вычисление площади фигур на клетчатой бумаге.
Данная презентация разработана мной с целбю подготовки учащихся к КДР, будет полезна при подготовке к ЕГЭ....
Площадьпрямоугольника. Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге с помощью формулы Пика
формирование понятие «Площади» как величины; единицы площади -закрепление формул площади прямоугольника и квадрата - способы нахождения площади треугольника и других многоугольников, использ...
Урок с применением интерактивной доски по теме "Вычисление площади фигуры на клетчатом поле"
На уроке представлен способ вычисления площади фигуры с помощью формулы Пика...
Урок по теме "Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге. Формула Пика."
Разработка урока по геометрии "Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге. Формула Пика" 8 класс. Содержит конспект и презентацию. Можно использовать при подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике....
Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге
На слайдах, выполненных в программе Notebook для интерактивной доски SMART, представлены задания для закрепления навыков вычисления площадей фигур, расположенных на клетчатой бумаге....
Технологическая карта урока математики 5 класс "Площадь фигур"
Представлен конспект урока, отвечающий требованиям ФГОС. Представлена подробгая технологическая карта. Урок сопровождается презентацией. На уроке учащиеся выполняют исследовательскую работу...
Разработка урока по математике 6 класса "Вычисление площади фигуры на клетчатой бумаге"
Разработка урока, в виде презентации по математике 6 класса на тему "Вычисление площади фигуры на клетчатой бумаге"...