Поурочное планирование 6 класс (литература)
материал по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Литература (6 класс). Рабочая программа. Поурочное планирование.
Раздел 3. Человеческие недостатки. (9 часов)
№ урока | Тема урока. Тип урока. | Краткое содержание | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | Домашнее задание |
1-2 | И.А.Крылов "Свинья под дубом". Урок раскрытие жанровой специфики. | 1)Основные оттенки смеха и способы создания комического. 2)Отличие сатирического смеха от юмористического. 3)Расшифровка аллегорических образов басни. 4)Устные и графические иллюстрации к произведению. 5)Свое толкование басни. | Отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль». | Развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении. | Развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, формирование у детей доброты, уверенности в себе. | По выбору. |
3 | Внеклассное чтение. «Человеческие недостатки» Из истории басенного жанра (Эзоп, Ж. де Лафонтен, С. Михалков). Урок внеклассного чтения | Сопоставление басен И.А. Крылова с с другими баснями писателей | Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения. | задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения | 1)Выразительное чтение басни «Свинья под Дубом» наизусть. 2)Прочитать рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» и решить, является он сатирическим или юмористическим. | |
4-5 | А.П.Чехов "Хамелеон". Урок изучения произведения | 1)Характеристика героев рассказа Чехова. 2)Особенности композиции рассказа. 3)Авторское отношение к событиям и персонажам | Развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного. | Развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | 1) Письменно ответить на вопрос: «С помощью каких художественных средств языка Чехов создает комический эффект в рассказе «Хамелеон»? 2) Прочитать рассказ «Злоумышленник» |
6 | М.М.Зощенко. Жизнь и творчество. | Знакомство с творчеством писателя | Знать биографию автора, особенности творческого пути; постичь тайны внутреннего мира писателя (“Человека жалко!”) через художественное слово, определить своеобразие его рассказов | решать проблемные задачи, добывать необходимые знания из различных источников (учебник, раздаточный материал, продолжить освоение навыков выразительного чтения | вызвать эстетическую и эмоциональную реакцию учащихся путем сочетания образно-эмоционального восприятия и слухового впечатления | Читать Рассказы «Исповедь», «Аристократка», «Любовь», «Рыбья самка», «Волокита», разделы из «Голубой книги» . |
7 | Чтение и анализ рассказа "Аристократка". Урок изучения произведения | 1)Исторический контекст – быт страны Советов. Термин «мещанство». Сказ, роль автора и повествователя в сказе. 2)Смысл названия рассказа. 3)Почему «Аристократка» является сатирическим рассказом? 4)Выразительное чтение эпизодов рассказа. 5)Словесные или графические иллюстрации к произведению. | дать представление о личности писателя; обеспечить эмоциональное восприятие рассказа в целом; проанализировать рассказ, сформулировать его тему и подвести итоги. | создать на уроке диалоговое взаимодействие; содействовать высказыванию учащимися своей позиции; содействовать формированию умения слушать одноклассников. | возбудить интерес к творчеству писателя, к его личности; убедить в том, что человеческую некультурность не спрятать, и как следствие, в значимости культуры для человека. | Ответить на вопрос: «Похожи ли герои Зощенко на героев Чехова? Если да, то чем? |
8 | Чтение и анализ рассказа "Галоша". | прочитать рассказ «Галоша»; дать определения неизвестным словам, встретившимся в рассказе; дать определение понятий «юмор», «сатира», разграничить эти понятия | Знать приемы создания комического. Уметь охарактеризовать главного героя и аргументировать свой ответ. | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | выразительное чтение рассказа М. М. Зощенко «Галоша»; самостоятельно прочитать рассказ «Встреча» и найти в нем особенности рассказа. Зощенко. | |
9 | Урок развитие речи. Урок обобщающий. Сочинение смешного рассказа в форме сказа. | Сочинение рассказа, сказа. | Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, |
Раздел 3. Человеческие недостатки
1. И.А.Крылов. «Свинья под Дубом»
Сатирическое изображение невежества. Расшифровка аллегорических образов. Художественные средства, вызывающие негативное отношение читателя к Свинье. Выразительность и афористичность художественного языка Крылова. Вклад Крылова в развитие басенного жанра. Создание учебной мотивации;пробуждение познавательного интереса;развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
формирование умения общаться и взаимодействовать с другими. Формирование навыков исследовательской деятельности.
Теоретико-литературные знания. Басня. Аллегорический образ. Сатирическое и юмористическое изображение в литературе.
Самостоятельное чтение.И. А. Крылов. Басни; Ф. Д. Кривин. Басни и притчи.
Художественная и аналитическая деятельность.Сочинение риторической и поэтической басен. Рисование шаржей и карикатур. Анализ иллюстраций к басням Крылова. Отзыв об иллюстрациях к одному из сборников басен Крылова. Составление сборника афоризмов из басен Крылова. Составление каталога «Басни Крылова в иллюстрациях русских художников».
Культурное пространство.Писатели-баснописцы. Сатирическое и юмористическое в изобразительном искусстве — карикатура и шарж.
2. А.П.Чехов. «Хамелеон»
Проблема рассказа и художественные средства ее раскрытия. Композиция рассказа и конфликт. Образы повествователя, Очумелова и Хрюкина, их точки зрения на происходящее. Художественные детали и их роль в создании образов персонажей. Речь персонажа как средство раскрытия его характера. Смысл названия рассказа. Драматическое начало в рассказе. Лаконизм языка писателя.
Теоретико-литературные знания.Рассказ. Драматическое и эпическое. Автор-творец. Повествователь. Художественная деталь. Художественная и аналитическая деятельность. Сочинение юмористического рассказа от первого лица. Драматизация и инсценирование рассказов Чехова. Составление библиографии «Юмористические рассказы А.П.Чехова» с аннотациями на прочитанные рассказы. Отзыв о кинофильме И.Ильинского и Ю.Саакова «Эти разные, разные, разные лица» по рассказам А.П.Чехова.
Культурное пространство. Быт русского дворянства и разночинцев второй половины XIX века. Художественный фильм режиссеров И.Ильинского и Ю.Саакова «Эти разные, разные, разные лица».
3. М.М.Зощенко. «Аристократка», «Галоша»
Особенности послереволюционного быта Советской России. Мещанство как особое мироотношение. Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка».Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа. Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия. Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зрения автора. Конфликт в рассказе «Галоша». Способы создания образа героя-рассказчика. Критика бюрократизма. Смешное и грустное в рассказе. Объекты юмора писателя. Средства создания комического.
Теоретико-литературные знания.Сказ, стилизация, образ повествователя. Точка зрения героя и точка зрения автора. Комическое и его художественные средства.
Художественная и аналитическая деятельность.Выразительное чтение. Сочинение-рассуждение о том, что значит быть культурным человеком и зачем это нужно. Сочинение юмористического рассказа-сказа. Иллюстрирование рассказов Зощенко. Отзыв на один из самостоятельно прочитанных рассказов Зощенко. Отзыв о кинофильме Л.Гайдая «Не может быть!» по рассказам писателя.
Самостоятельное чтение.А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Пересолил», «Налим», «Свадьба»; М. М. Зощенко. Рассказы; В. М. Шукшин. «Срезал», «Критики».
Культурное пространство. Россия начала XX века. Быт и искусство Страны Советов. Кинофильм Л.Гайдая «Не может быть!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков литературы по программе Г.И.Беленького 11 класс
Планирование уроков литературы в 11 классе....
Поурочное планирование по литературе 11 класс
Поурочное планирование по литературе 11 класс. 102 часа в год, 3 часа в неделю....
Поурочное планирования по литературе 9 класс
Поурочное планирование по литературе в 9 классе по учебнику В.Я.Коровиной...
Поурочное планирование по литературе 8 класс
Поурочное планирование по литературе в 8 классе по учебнику В.Я.Коровиной...
Поурочное планирование по литературе за 6 класс
Поурочное планирование по литературе за 6 класс по программе Г. Меркина....
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе 6 класс по учебнику Т.Ф, Курдюмовой
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе 6 класс по учебнику Т.Ф, Курдюмовой...
Поурочное планирование по литературе. 5 класс (34 часа).
Поурочное планирование по литературе. 5 класс, надомное обучение. По программе под редакцией В. Я. Коровиной....